Основы уголовной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних

(Николаева Ю. В.) («Административное и муниципальное право», 2011, N 3) Текст документа

ОСНОВЫ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Ю. В. НИКОЛАЕВА

Николаева Юлия Валентиновна, кандидат юридических наук, заведующая кафедрой уголовно-правовых дисциплин Московской академии экономики, менеджмента и права.

Согласно Концепции национальной безопасности РФ и Доктрине информационной безопасности РФ, обеспечение национальной безопасности государства включает в себя формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение.

Ключевые слова: несовершеннолетние, государственная политика, безопасность, уголовное право, детство, воспитание, преступление, демография, культура.

The Basics of Criminal Policy in the Sphere of Protection of Rights and Legal Interests of the Young Persons Yu. V. Nikolaeva

According to the Russian Federation National Security Concept and the Russian Federation Doctrine of Information Security national security protection includes formation of a state policy in the sphere of spiritual and moral up-bringing of population as well as prohibiting usage of electronic media broadcasting time for releasing programs popularizing violence, cruelty and antisocial behavior.

Key words: underage (young person), state policy, security, criminal law, childhood, up-bringing, crime, demography, culture.

Введение на законодательном уровне указанного и иных запретов и ограничений на распространение деструктивной информации долгое время оставалось декларативным, не сопровождалось должной правовой регламентацией обязанностей по их соблюдению юридическими и физическими лицами, установлением мер юридической ответственности за их нарушение. И только с принятием Федерального закона от 13 марта 2006 г. «О рекламе» ситуация начала исправляться <1>. ——————————— <1> См.: СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

В продолжение реализации государственной политики принимались и принимаются целевые программы как на федеральном, так и на региональном уровне. Прежде всего следует отметить федеральную целевую программу «Дети России» на 2007 — 2010 гг. Актуальность федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 — 2010 гг., ее цели и задачи определяются исходя из наличия не решенных в рамках предыдущих федеральных целевых программ проблем детства, необходимости обеспечения реализации Конвенции ООН по правам ребенка, других международных правовых актов, Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. <2>. Действующая программа ориентирована на поддержку и развитие детей, на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной ситуации. ——————————— <2> Цит. по: Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 — 2010 гг. // Российская газета. 2007. 2 февраля.

В результате выполнения федеральной целевой программы «Дети России» на 2003 — 2006 гг. достигнуто снижение младенческой смертности (с 12,4 на 1000 родившихся живыми в 2003 г. до 11 на 1000 родившихся живыми в 2005 г.), материнской смертности (с 31,9 на 100 тыс. родившихся живыми в 2003 г. до 30,5 на 100 тыс. родившихся живыми в 2005 г.), снижение инвалидности среди детей с хронической патологией, укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. По сравнению с 2003 г. в 2005 г. количество беспризорных детей сократилось на 3,2 тыс. человек (4,27 тыс. против 7,5 тыс.), детей, находившихся в трудной жизненной ситуации, — на 274 тыс. человек (676 тыс. против 950 тыс.). В 2005 г. в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получило более 440 тыс. семей с детьми-инвалидами, что на 26 процентов больше уровня 2003 г. <3>. ——————————— <3> См.: Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 — 2010 гг. // Российская газета. 2007. 2 февраля.

Реализация программы даст возможность последовательно осуществлять меры по улучшению положения детей, что должно привести к улучшению демографической ситуации и укреплению интеллектуального потенциала страны, сохранению и поддержанию основных параметров жизнедеятельности детей. В рамках программы действуют подпрограммы «Одаренные дети», «Здоровое поколение», «Дети и семья». В целях осуществления государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних работает национальный проект «Здоровье». Его основным достижением стал приток кадров в первичное педиатрическое звено. Но у данного проекта много побочных эффектов. Прежде всего, отток кадров из звена узких детских специалистов. Далее, отмечается введение квот на оказание высокотехнологичной медпомощи детям. Главный педиатр России А. Баранов так отозвался об этой мере: «Что, если квота в регионе на 50 детей, а нуждаются в дорогостоящей помощи 100? Это антиконституционная и антидетская мера!» <4>. Многие положения данного проекта нуждаются в корректировке и доработке. При этом необходимо учитывать мнение ведущих врачей в соответствующих областях <5>. Кроме того, в национальном проекте не отражены потребности медицинской науки и промышленности. На сегодняшний день здравоохранение в структуре приоритетов государства пока еще не вышло на тот уровень, который нам необходим <6>. ——————————— <4> Цит. по: Пичугина Е. Детские врачи жалуются на «Здоровье» // Московский комсомолец. 2007. 9 февраля. <5> Так, известный детский врач Л. Рошаль отмечает: «Была идея вообще ликвидировать педиатров, детские поликлиники и женские консультации и ввести врачей общей практики. Мы этого не допустили. Но теперь Минздравсоцразвития действует не в открытую». См.: Пичугина Е. Детские врачи жалуются на «Здоровье» // Московский комсомолец. 2007. 9 февраля. <6> См.: Борисова Т. Национальный проект «Здоровье»: стратегия и перспективы // Фармацевтический вестник. 2006. 2 мая.

Помимо указанных целевой программы и национального проекта и на федеральном, и на региональном уровне существует еще ряд мероприятий. Это Федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище», ФЦП «Русский язык». Министерство внутренних дел РФ совместно с другими заинтересованными министерствами, службами и агентствами регулярно осуществляет межведомственные мероприятия — операции «Подросток», «Подросток-игла», «Внимание, дети!», «Мак» и др. Сейчас МВД России проводит всероссийское благотворительное мероприятие «Время добрых дел», целью которого является оказание адресной помощи детским домам и иным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На уровне регионов также проводится соответствующая работа. Например, в Новгородской области проводятся благотворительные акции «Рождественский подарок», «Права ребенка — права человека», «Кленовый лист» и мн. др. Как уже отмечалось, не все целевые программы отличаются проработанностью. Многие не достигают поставленных целей. Отрицательными моментами при реализации программ прошлых лет являлись следующие: — нескоординированность усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, снижение их ответственности; — нерациональное использование средств бюджетов всех уровней; — прогрессирующее ухудшение здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста; — рост количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе за счет усиления вторичной волны социального сиротства, вызванной неадекватной социализацией, социальной незащищенностью выпускников учреждений интернатного типа. Несмотря на лучшую проработанность в действующих программах, проблемы все равно продолжают оставаться. Недостатки целевых программ в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних могут быть компенсированы деятельностью общественных объединений и иных некоммерческих организаций, партий, лидеров, которые привлекают внимание общественности и государства к проблемным вопросам. Особенностью государственной политики, призванной обеспечивать всемерную защиту детства, с начала XXI в. является ее непоследовательность и ущербность в законодательном регулировании основных, базовых прав и законных интересов несовершеннолетних и гарантий их реализации. С 2002 г. политика в сфере защиты прав ребенка постоянно менялась, особенно тяжелым периодом стал 2004 г., когда был принят Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Внесенными поправками серьезно ухудшено правовое положение несовершеннолетних практически во всех сферах их жизнедеятельности (образования, здравоохранения, трудоустройства, культуры, отдыха, досуга, обеспечения жильем и пр.). Тем самым нарушены конституционные и общепризнанные международные принципы и нормы о защите детей, содержащиеся в правовых и рекомендательных актах ООН, Совета Европы и СНГ <7>. ——————————— <7> См.: Пристанская О. В. Защита детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию. Выступление на секции XIII Международных Рождественских образовательных чтений «Воспитательная роль телевидения в обществе» // Сайт Александра Николаевича Крутова — депутата Государственной Думы ФС РФ: http://www. kroutov. ru/content/rgs/rgs12.shtml.

Конституционная обязанность государства, связанная с «защитой детства» (ст. 38 Конституции РФ), т. е. всеобъемлющим и обязательным обеспечением государством прав и законных интересов детей, подменена юридически неопределенными и не имеющими четких критериев оценки обязанностями государственной «поддержки» детства (включающими не только «полную» и «материальную», но также «частичную» и «моральную» поддержку) <8>. ——————————— <8> См.: Там же.

На федеральном уровне отменена такая важнейшая правовая гарантия охраны детства, как «установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей» <9>, что противоречит принципам единства законности и равенства всех детей перед законом, создает предпосылки дискриминации детей, проживающих в разных регионах России <10>. ——————————— <9> См.: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 8) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802. <10> См.: Пристанская О. В. Защита детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию. Выступление на секции XIII Международных Рождественских образовательных чтений «Воспитательная роль телевидения в обществе» // Сайт Александра Николаевича Крутова — депутата Государственной Думы ФС РФ: http://www. kroutov. ru/content/rgs/rgs12.shtml.

Также существенно сужен объем ранее провозглашенных на федеральном законодательном уровне прав детей: значительно сокращен объем прав на образование, труд, медико-социальную помощь, реабилитацию, доступ к учреждениям культуры; дети лишены права бесплатного пользования отдельными видами социальных и правовых услуг <11>. ——————————— <11> См.: Там же.

Сегодняшняя система социальной поддержки устроена таким образом, что помощь может быть получена только теми, кто смог преодолеть многочисленные бюрократические барьеры. «Это приводит к тому, что поддержку не получают как раз самые нуждающиеся. Государственная машина отгораживает себя от тех, кому она должна служить в первую очередь» <12>. Положение несовершеннолетних в различных сферах жизни достаточно плачевно. ——————————— <12> См.: Доклад Совета Федерации «О положении детей в Российской Федерации» (изложение) // Парламентская газета. 2006. 2 июня.

После проведения Всероссийской диспансеризации абсолютно здоровыми оказались только 27,1% детей, а 16,2% имеют хронические заболевания <13>. Серьезной проблемой является распространение среди молодежи ВИЧ-инфекции, а также рождение детей ВИЧ-инфицированными матерями. В России на данный момент около 12000 детей, зараженных ВИЧ-инфекцией. Увеличился процесс инвалидизации. Основную часть детей-инвалидов составляют дети с расстройствами психики и нервной системы и дети с иными множественными нарушениями здоровья. ——————————— <13> См.: Доклад Совета Федерации «О положении детей в Российской Федерации» (изложение) // Парламентская газета. 2006. 2 июня.

В сфере образования права несовершеннолетних также нарушаются. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» декларирует бесплатность дошкольного, начального, среднего образования, а также среднего профессионального и высшего на конкурсной основе <14>. Однако количество бюджетных мест в учреждениях высшего образования с каждым годом уменьшается. А в учреждениях дошкольного, начального и среднего образования взимают плату за «содержание детей в учреждении», что вполне узаконено соответствующей статьей. ——————————— <14> См.: Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (ст. 5) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797.

Происходит коррумпирование образовательных учреждений. Образование становится бесплатным только на бумаге, школы занимаются самофинансированием на основе систематических поборов с родителей. Так, например, в 2003 г. объем взяток в российской системе образования составил 26,5 млрд. руб. Из этой суммы только в сфере, связанной с обучением дошкольников, объем взяток и подарков составил 1 млрд. руб. За прием в школу родители неофициально «проплатили» 1,7 млрд. руб., во время обучения в школе и ПТУ — 1,5 млрд. руб., при поступлении и учебе в среднеспециальном учебном заведении (ссуз) — 0,8 млрд. руб., при поступлении и учебе в вузе — 21,4 млрд. руб. Детские учреждения становятся кузницей коррупционных кадров. Дети растут уже с коррупционной программой «Надо платить!» <15>. ——————————— <15> См.: Доклад Совета Федерации «О положении детей в Российской Федерации» (изложение) // Парламентская газета. 2006. 2 июня.

Серьезной проблемой в России остаются нарушения жилищных прав несовершеннолетних, нередко обусловленные ненадлежащим исполнением своих обязанностей опекунами и попечителями. Крайне болезненной остается проблема обеспечения жильем выпускников детских интернатных учреждений. Достигнув 18-летия, они покидают учреждения, где воспитывались. По закону им должно быть предоставлено жилье (ст. 57 ЖК РФ). Однако с момента постановки на учет для получения жилья до фактического его предоставления проходит время, нередко исчисляемое годами. Субъекты РФ не всегда имеют возможность строительства социального жилья в требуемых объемах, да и очередников других категорий, тоже годами ожидающих получения жилья, везде хватает. Но дети-сироты — совершенно особая категория. Они не могут ждать годами <16>. ——————————— <16> См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 г. // Официальный сайт Государственной Думы ФС РФ: http://www. duma. gov. ru/gosstroi/doclad. htm.

После вступления в силу Жилищного кодекса РФ произошел бум выселения несовершеннолетних, т. к. Закон разрешил это, причем как с предоставлением другого жилого помещения, так и без такового предоставления, что также нарушает права несовершеннолетних. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в случае приема на работу детей в возрасте от 15 лет гарантирует вознаграждение за труд, охрану труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством РФ. А органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку детей от 14 лет. Но в современной жизни картина безрадостная. Преимущественно большая часть работодателей требует опыт работы, и устроиться в связи с этим обстоятельством очень сложно. Системное нарушение прав ребенка обусловлено и обострившимся в последние годы кризисом института семьи. Очень заметно снизился ее воспитательный уровень, ослабли нравственные устои, растет число детей, пострадавших от жестокости родителей. Существующая в государстве система защиты прав ребенка в семье работает, как правило, по наступившим последствиям (сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания) <17>. ——————————— <17> См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 г. // Официальный сайт Государственной Думы ФС РФ: http://www. duma. gov. ru/gosstroi/doclad. htm.

Проблема детского сиротства остается одной из острейших в России. С каждым годом статистические данные меняются в сторону увеличения детей-сирот. Так, согласно статистическим данным, за 2004 г. было выявлено и учтено 145285 детей <18>, оставшихся без попечения родителей, а по данным 2007 г. их число составило более 700 тыс. <19>. Проблема детей-сирот является свидетельством бессилия государства, если в решение проблем детства не вовлекается гражданское общество с его многообразными инициативами, не скованными ведомственными рамками и интересами. На данный момент отсутствует какая-либо система профилактики социального сиротства, как и система постинтернатной адаптации воспитанников сиротских учреждений <20>. ——————————— <18> См.: Доклад Совета Федерации «О положении детей в Российской Федерации» (изложение) // Парламентская газета. 2006. 2 июня. <19> См.: Совместное обращение министра внутренних дел России Рашида Нургалиева и председателя Общественного совета при МВД России поэта Ильи Резника по поддержке принятия федерального закона по защите прав несовершеннолетних «О приоритетной защите прав ребенка» // Официальный сайт МВД России: http://www. mvdinform. ru/news/11675/. 14 июня 2007 г. <20> См.: Доклад Совета Федерации «О положении детей в Российской Федерации» (изложение) // Парламентская газета. 2006. 2 июня.

Серьезную обеспокоенность вызывают проблемы, связанные с усыновлением российских детей иностранными гражданами. Начиная с 1992 г. более 62 тыс. российских детей покинуло Родину. За последние два года число российских детей-сирот, усыновленных иностранными гражданами, превысило число детей, усыновленных российскими гражданами <21>. ——————————— <21> См.: Там же.

Вывоз детей за границу в большинстве случаев связан с их усыновлением, однако в последние годы получили распространение криминальные аспекты сделок, совершаемых в отношении младенцев и детей в возрасте до 3 лет. С принятием законодательства об уголовной ответственности за торговлю детьми и незаконные действия по усыновлению стали вскрываться многочисленные факты коммерциализации и криминализации этой сферы <22>. ——————————— <22> См.: Там же.

В связи со сложившимся тяжелым положением в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних требуется модернизация политики в интересах детей. Наряду с решением задач улучшения здоровья детей, снижения их смертности, обеспечения базовых социальных гарантий необходима выработка и осуществление стратегии противодействия новым рискам для детей — беспризорности, социальному сиротству, распространению наркомании, токсикомании, алкоголизма, насилия по отношению к детям, росту социально обусловленных заболеваний, прежде всего туберкулеза и ВИЧ/СПИДа. Приоритетом должны стать профилактика всех форм неблагополучия ребенка и курс на развитие потенциала ребенка независимо от места жительства, уровня доходов и типа семьи. В 2006 г. началась реализация национальных проектов в области образования, здравоохранения, жилищной сфере. Приняты решения о материнском (семейном) капитале, об увеличении размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет и стоимости родовых сертификатов, о компенсации семьям затрат на детское дошкольное воспитание. Но очевидно, что национальные проекты носят «фрагментарный, дискретный характер и не имеют своей целью создание системы обеспечения и защиты прав детей» <23>. ——————————— <23> Цит. по: Постановление Московской городской Думы от 18 апреля 2007 г. N 62 «О Докладе о деятельности уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2006 г.» // Тверская, 13. 2007. N 58 — 59.

Реализация мер, предложенных в Послании Президента РФ, направлена не на улучшение положения семьи, комплексную защиту прав и интересов детей, а на повышение рождаемости и улучшение демографической ситуации в стране <24>. ——————————— <24> См.: Бубон К. В. Темная сторона Закона о материнском капитале // Адвокат. 2007. N 5. С. 18.

О слабой эффективности государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних свидетельствуют следующие обстоятельства: 1. Несмотря на неоднократные обращения органов государственной власти субъектов РФ, специалистов, экспертного сообщества к Президенту РФ и Правительству РФ, так и не был образован федеральный орган исполнительной власти, призванный разрабатывать и осуществлять демографическую политику и политику в интересах детей, семей с детьми, содействовать реализации прав детей, обеспечивать эффективное межведомственное взаимодействие и координацию работы в отношении детей, обеспечивать контрольные функции и правовое регулирование в сфере своей деятельности, методическую и координационную работу с аналогичными органами исполнительной власти регионов, органами опеки и попечительства, сотрудничество с общественными организациями, мониторинг и оценку ситуации <25>. Хотя законопроект об утверждении института Уполномоченного по правам ребенка в 2002 г. вносился в Государственную Думу ФС РФ, но тем не менее принят так и не был. Необходима межведомственная федеральная служба, осуществляющая функции разработки и реализации государственной политики в области развития человеческого потенциала, поддержки семьи и детства, выполняющая функции государственного заказчика, формирующего на основе утвержденных целевых программ пакеты государственных социальных заказов, а также фиксирующего неисполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления, другими субъектами, осуществляющими политику в области развития человеческого потенциала и защиты прав детей, соответствующих обязательных стандартов и нормативов, в том числе — в законодательном обеспечении деятельности региональных систем профилактики, в обеспечении органов местного самоуправления профессиональными уполномоченными службами, выполняющими необходимую работу по опеке и попечительству, в сфере образования и здравоохранения, отдыха и досуга детей и т. п. <26>. ——————————— <25> См.: Там же. <26> См.: Комплекс первоочередных мер по формированию и реализации эффективной политики в области развития человеческого потенциала и защиты прав детей в Российской Федерации // Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека: http://www. sovetpamfilova. ru/text/2362/. 30.03.2006.

2. Требуется формирование системы ювенальной юстиции. В этой связи следует отметить и то немаловажное обстоятельство, что в настоящее время в ряде субъектов РФ уже предпринимаются первые самостоятельные шаги в части дополнения системы общей юстиции такими специализированными элементами, которые позволили бы защитить права несовершеннолетних, а также максимально учесть при расследовании, определении и исполнении наказания особенности личности подростка, условия и причины совершенного им противоправного действия <27>. ——————————— <27> См.: Краткое изложение концепции введения ювенальной юстиции в Российской Федерации // Официальный сайт: http://www. sovetpamfilova. ru.

Поэтому так актуально и целесообразно учреждение ювенальной юстиции, специализированного правосудия для несовершеннолетних, которое может обеспечить накопление соответствующей судебной практики, что, в свою очередь, будет способствовать дальнейшей эволюции законодательства в данной области. Содержание ювенальной политики образует деятельность ее субъектов по изучению положения несовершеннолетних в отдельных сферах общественных отношений; осуществлению контроля за их благосостоянием; анализу на этой основе соответствующего законодательства, оценке его эффективности; проведению коррекции правового статуса несовершеннолетних в случае возникновения такой необходимости; разработке и принятию нового, соответствующего современным социальным, политическим и экономическим условиям, законодательства в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет <28>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Ювенальное право» (под ред. А. В. Заряева, В. Д. Малкова) включен в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2005. —————————————————————— <28> См.: Заряев А. В., Малкова В. Д. Ювенальное право. Воронеж, 2003. С. 8.

Ювенальная юстиция как бы завершает, «достраивает» пирамиду юридической защиты прав ребенка <29>. В основании же ее должны лежать законодательно закрепленные права и свободы. Рассматривая любую интересующую сферу общественных отношений с точки зрения ее правового регулирования, следует начинать не с уголовно-правового аспекта защиты или ответственности за правонарушения в этой области, которую также определяют правовые нормы, а исследовать совокупность нормативно-правовых актов и отдельных норм права, т. е. весь законодательный массив, регулирующий конкретные общественные отношения. Если речь идет о субъекте права, то сущность и содержание его правового состояния определяются правовым статусом, характеризующим его положение по отношению к государству, его органам, другим лицам <30>. ——————————— <29> Уместно будет напомнить, что ювенальная юстиция, в определенной степени выступая в качестве социально-правовой гарантии прав ребенка, как судебная защита несовершеннолетних исторически возникла в гражданском, а не в уголовном праве. См.: Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М., 2000. С. 28. <30> См.: Борисова Н. Е. Конституционные основы защиты прав и интересов несовершеннолетних (теория, практика, проблемы совершенствования законодательства): Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 352.

Россия относится к немногим странам современного мира, где защита прав несовершеннолетних как отрасль социальной политики и социального права развита крайне слабо, а правосудие по делам несовершеннолетних (ювенальная юстиция) как самостоятельная подсистема общего правосудия отсутствует. В то же время более чем столетний период функционирования в мире различных моделей ювенальной юстиции, в том числе и в дореволюционной России, доказал их эффективность в деле защиты прав и законных интересов детей и молодежи <31>. Опыт регионов России, в частности Ростовской, Саратовской, Волгоградской и Пермской областей, Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярского края, Ханты-Мансийского и ряда других регионов, в которых отрабатывались элементы ювенальной юстиции, показал, что к числу перспективных и эффективных ювенальных технологий могут быть отнесены: ——————————— <31> Ювенальная юстиция в России: векторы развития. Интервью с судьей Верховного Суда РФ Т. Г. Линской // http://www. supcourt. ru/.

— ювенальное судопроизводство и введение специализированного института ювенальных судей в рамках системы судов общей юрисдикции; — ювенальная прокуратура и ювенальная адвокатура; — институт социальных работников ювенальной юстиции; — система уполномоченных по правам ребенка на федеральном и региональном уровнях; — мобильная и комплексная социальная работа с детьми и молодежью, оказавшимися в социально опасном положении <32>. ——————————— <32> См.: Резолюция Всероссийской конференции «Ювенальная юстиция. Правовой и образовательный аспект» 14 — 15 января 2005 г., г. Ростов-на-Дону // Всероссийский информационный портал «Ювенальная юстиция в России»: http://www. juvenilejustice. ru, http:// www. juvenilejustice. ru/ files/ actions/ 53_report. doc.

Системная разобщенность ныне действующих государственных институтов, занимающихся проблемами несовершеннолетних, не позволяет достичь положительных результатов как в области снижения количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними, так и в сфере защиты ребенка от криминальной среды. Только соединение усилий различных государственных органов и структур, а также негосударственных организаций в единое социально-правовое пространство в виде целостной системы ювенальной юстиции позволит решить названные вопросы <33>. ——————————— <33> См.: Борисова Н. К вопросу о концепции российского ювенального права // Право и жизнь. 1999. N 19. С. 19.

Важнейшие составляющие системы ювенальной юстиции — комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, институт уполномоченных по правам ребенка, институт социальных работников в субъектах РФ — также нуждаются в федеральном законодательном закреплении. В настоящее время не существует специального акта, регламентирующего положение комиссий. В настоящее время действует Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», закрепивший базовые дефиниции, связанные с порядком образования, структурой и спектром полномочий данного органа. Однако логичным продолжением законодательной деятельности в данном направлении должны были стать разработка и введение в действие специального акта, регламентирующего положение комиссий, который, однако, так и не был введен до настоящего времени. Проект ФЗ «Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» был принят в первом чтении Государственной Думой еще 18 июня 1999 г., но впоследствии работа над законопроектом была прекращена. Указанный факт создает существенные затруднения в развитии и повышении эффективности деятель ности комиссий. Что касается института социальных работников, то до настоящего времени в правовой системе РФ официально отсутствует понятие «социальный работник ювенальной юстиции», а его правовой статус фактически законодательно не урегулирован. В то же время, несмотря на отсутствие нормативно закрепленного термина, этот институт работает в отечественной системе правосудия. Необходимость привлечения социальных работников к вопросам, разрешаемым ювенальной юстицией, обусловлена двумя факторами. Во-первых, в настоящее время Россией ратифицировано несколько международных договоров, таких как Конвенция ООН о правах ребенка <34>, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила» — 1985 г.) <35>, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод <36>, Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские руководящие принципы 2, 1990 г.) <37>, прямо касающиеся вопросов обеспечения соблюдения и защиты прав несовершеннолетних и предусматривающие в отношении последних ряд норм и правил, не имеющих аналогов в судебных разбирательствах в отношении взрослых правонарушителей. Естественно, что поднять ювенальное правосудие до заявленных стандартов, используя только имеющийся судебный инструментарий, нереально. Суды, прокуратура и адвокатура не могут обеспечить требуемую социальную помощь в реабилитации и защите прав несовершеннолетнего правонарушителя. Именно поэтому становление ювенальной юстиции в России влечет за собой вопрос становления института социальных работников как специалистов, первостепенной задачей которых будет являться защита прав и интересов несовершеннолетнего. ——————————— <34> Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Издание Организации Объединенных Наций (Нью-Йорк, 1992). <35> Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г.) // Советская юстиция. 1991. N 12 — 14. <36> Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) (вместе с Протоколом N 1 (подписан в г. Париже 20 марта 1952 г.), Протоколом N 6 «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 г.), Протоколом N 7 (подписан в г. Страсбурге 22 ноября 1984 г.) // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163. <37> Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Приняты 14 декабря 1990 г. Резолюцией 45/112 на 68-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Документ опубликован не был.

Во-вторых, ситуация, складывающаяся в российской системе правосудия в последние годы, не может считаться удовлетворительной. Это утверждение полностью справедливо и в отношении сферы, регулируемой ювенальным правосудием. Можно констатировать, что отечественная судебная система не обеспечивает требуемого уровня защиты прав несовершеннолетнего. Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними в течение 2005 — 2007 гг., стабильно составляющий 7 — 8% <38> от числа всех совершенных преступлений, говорит о том, что суды не могут обеспечить эффективное снижение объемов подростковой преступности, а система назначения наказаний в настоящее время носит карающий, а не реабилитирующий (как того требуют вышеперечисленные международные правовые акты) характер. Естественно, что при таком положении дел особо остро стоит вопрос о защите прав несовершеннолетних в ходе судебных разбирательств. Проблема же заключается в том, что в ходе судопроизводства в отношении несовершеннолетних от суда требуется учитывать ряд факторов (в частности — возрастные психологические особенности личности несовершеннолетнего), обусловленных именно специфическим субъектом преступлений. В связи с этим все чаще высказывается мнение <39> о необходимости различного судебного подхода к совершеннолетним и несовершеннолетним преступникам, что как раз и должен обеспечить институт социальных работников в ювенальной юстиции. ——————————— <38> См.: Официальный сайт МВД РФ. Раздел «Статистика» // http:// www. mvdinform. ru/ stats/ 10000027/ 4630/, http://www. mvdinform. ru/stats/3998/3999/, http:// www. mvdinform. ru/ stats/ 3156/ 3158/. <39> См.: Андрющенко Л. Н., Ведерникова О. Н., Максудов Р. Р., Мелешко Н. П., Паламарчук Е. А., Флямер М. Г., Яковлева Н. Г. Ювенальная юстиция в Российской Федерации: криминологические проблемы развития. СПб., 2006. С. 352.

Относительно уполномоченных по правам ребенка одновременно с совершенствованием нормативно-правовой основы их деятельности в Российской Федерации необходимы меры по развитию самого института уполномоченных, уже действующих в более чем 15 регионах России, поддержке деятельности их сетевого объединения <40>. ——————————— <40> См.: Комплекс первоочередных мер по формированию и реализации эффективной политики в области развития человеческого потенциала и защиты прав детей в Российской Федерации // Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека: http://www. sovetpamfilova. ru/text/2362/, 30.03.2006.

3. В Российской Федерации не созданы реальные условия для обеспечения детей и семей с детьми доступной квалифицированной юридической помощью. При этом ст. 48 Конституции РФ гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 4. По сообщениям СМИ, информации, полученной от уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, крайне тяжелым остается положение детей-инвалидов. Это касается вопросов материального положения семей, в которых они воспитываются, предоставления необходимого ухода, обеспечения лекарствами и средствами реабилитации и их качества, разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации, улучшения жилищных условий, реализации права на образование. Еще более трагична ситуация с детьми-инвалидами, проживающими в государственных стационарных учреждениях системы социальной защиты населения. Необходимо употребить политическую волю и использовать имеющиеся в России ресурсы для полного обеспечения прав детей-инвалидов, установленных действующими нормами международного права и федерального законодательства <41>. ——————————— <41> См.: Комплекс первоочередных мер по формированию и реализации эффективной политики в области развития человеческого потенциала и защиты прав детей в Российской Федерации // Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека: http://www. sovetpamfilova. ru/text/2362/, 30.03.2006.

5. Президент РФ в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ с сожалением отметил, что иностранцы больше усыновляют российских детей, чем российские граждане. Однако ни Министерство образования и науки РФ, ни Министерство здравоохранения и социального развития РФ до сих пор так и не предложили какой-либо программы профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, фактически переложив ответственность за решение данной проблемы на субъекты РФ. 6. Российские суды десятками выносили решения о прекращении права пользования жилыми помещениями членами семьи прежнего собственника в соответствии с новой редакцией п. 2 ст. 292 ГК РФ и о выселении бывших членов семьи собственника жилого помещения, в том числе несовершеннолетних детей, без предоставления жилья, т. е. на улицу, на основании ст. 31 Жилищного кодекса РФ. Указанные нарушения стали возможны в связи с некомпетентностью известных должностных лиц в Правительстве РФ, Государственной Думе, Администрации Президента РФ, ответственных за разработку и принятие пакета законопроектов о рынке доступного жилья, их неспособностью и нежеланием противостоять лоббистской деятельности соответствующей части бизнес-сообщества, заинтересованной в принятии указанных правовых норм для увеличения доходности от своей коммерческой деятельности. 7. По настоящее время ни Правительство РФ, ни Государственная Дума не приняли никаких реальных мер для защиты детей от информации, распространяемой СМИ, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. Большую тревогу в обществе вызывает бесцеремонное вторжение масс-медиа в частную жизнь семьи и ребенка: СМИ с легкостью берут на себя роль, ранее принадлежавшую семье и школе. Масс-медиа оказывают колоссальное влияние на ребенка, формируют его ценностную ориентацию, моделируя его поведение и помогая определиться при выборе целей. Очевидно, что информация негативного характера особенно легко распространяется среди несовершеннолетних и оказывает влияние на их повседневную жизнь. «Пошлость, насилие, жестокость, секс, вырывающиеся с телеэкранов, радиоприемников, Интернета, газетных полос, усиливают установку ребенка на агрессивные поступки, сексуальную вседозволенность, примитивизм и безответственность в поведении. Ребенок, будучи особенно чувствительным и уязвимым, начинает воспринимать мир неправильно и искаженно» <42>. ——————————— <42> Цит. по: Постановление Московской городской Думы от 18 апреля 2007 г. N 62 «О Докладе о деятельности уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2006 г.» // Тверская, 13. 2007. N 58 — 59.

Таким образом, на сегодняшний день государственная политика в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних как целенаправленная, систематичная, специально организованная деятельность как государственных органов и органов местного самоуправления, так и общественных организаций, образовательных учреждений, различных институтов гражданского общества, направленная на совершенствование механизма реализации прав несовершеннолетних и обеспечение эффективной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних <43>, выражается в осуществлении прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущении их дискриминации, упрочении основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановлении их прав в случаях нарушений; формировании правовых основ гарантий прав ребенка; содействии физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры. В связи с этим определяются следующие основные направления государственной политики в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних: ——————————— <43> См.: Марковичева Е. В. Приоритеты ювенальной уголовно-правовой политики // Publishing House Education and Science s. r.o., http:// www. rusnauka. com/ TIP/ All/ Pravo/ 20.html.

— охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей; — обеспечение качественного образования и воспитания детей; — улучшение экономических условий жизнедеятельности детей; — повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. В связи с тем что преимущественными формами реализации государственной политики в сфере защиты прав детей являются национальные проекты и целевые программы, их разработка направлена не только на текущую ситуацию, но и на перспективу. Хотя об эффективности такой политики говорить пока рано, особенно в свете стоящих проблем в жилищной сфере, сфере образования и здоровья.

Библиографический список

1. Борисова Н. К вопросу о концепции российского ювенального права // Право и жизнь. 1999. N 19. 2. Борисова Н. Е. Конституционные основы защиты прав и интересов несовершеннолетних (теория, практика, проблемы совершенствования законодательства): Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2004. 3. Борисова Т. Национальный проект «Здоровье»: стратегия и перспективы // Фармацевтический вестник. 2006. 2 мая. 4. Бубон К. В. Темная сторона Закона о материнском капитале // Адвокат. 2007. N 5. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Ювенальное право» (под ред. А. В. Заряева, В. Д. Малкова) включен в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2005. —————————————————————— 5. Заряев А. В., Малкова В. Д. Ювенальное право. Воронеж, 2003. 6. Пичугина Е. Детские врачи жалуются на «Здоровье» // Московский комсомолец. 2007. 9 февраля. 7. Пристанская О. В. Защита детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию. Выступление на секции XIII Международных Рождественских образовательных чтений «Воспитательная роль телевидения в обществе» // Сайт Александра Николаевича Крутова — депутата Государственной Думы ФС РФ: http://www. kroutov. ru/content/rgs/rgs12.shtml. 8. Пристанская О. В. Защита детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию. Выступление на секции XIII Международных Рождественских образовательных чтений «Воспитательная роль телевидения в обществе» // Сайт Александра Николаевича Крутова.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *