Принципы криминологической политики защиты населения от наркотизации
(Воронин М. Ю.) («Российский следователь», 2009, N 17)
ПРИНЦИПЫ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ НАРКОТИЗАЦИИ
М. Ю. ВОРОНИН
Воронин М. Ю., доцент ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук.
В статье говорится, что в основе системы принципов криминологической политики защиты населения от наркотизации должен лежать приоритет общечеловеческих ценностей. Автор считает, что данное положение распространяется на лиц, входящих в группу риска, лиц, которые имеют первый опыт потребления наркотических средств и психотропных веществ, включая лиц, которым поставлен диагноз «наркомания». Обращаясь к вопросу разработки принципов деятельности в сфере защиты населения от наркотизации, следует исходить из того, что система профилактики незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и их немедицинского потребления рассматривается как составная часть уголовной политики в рассматриваемой сфере, что позволяет исследовать названную систему принципов через призму принципов уголовной политики и государственной политики контроля за наркотиками. В своей работе Г. Ю. Лесников отмечает, что выработанные разными авторами в разное время принципы уголовной политики в большинстве своем мало отличаются от общеправовых и отраслевых принципов, хотя их основная сущность должна отражать реалии стратегии и тактики обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью. Несмотря на то что большинство работ по этому вопросу было написано в период 1970 — 1990-х годов, авторы новых трудов часто придерживаются тех же взглядов, приводя точки зрения известных ученых <1>. ——————————— <1> См.: Лесников Г. Ю. Уголовная политика современной Российской Федерации (проблемы теории и практики): Монография. М., 2004. С. 25.
Действительно, С. С. Босхолов к числу принципов уголовной политики относит законность, равенство граждан перед законом, демократизм, справедливость, гуманизм, неотвратимость ответственности, научность <2>. В. П. Ревин к их числу относит законность, справедливость, комплексность, соответствие задач, полномочий и ресурсов, опережающий характер стратегических решений <3>. ——————————— <2> См.: Босхолов С. С. Основы уголовной политики: конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999. С. 34 — 35. <3> См.: Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: Учебник / Под ред. Л. И. Беляевой. М.: Академия управления МВД России, 2003. С. 12.
Исследуя проблемы борьбы с преступностью, мы оперируем такими категориями, как «принципы уголовного права» и «принципы уголовной политики». Рассматривая вопрос об их соотношении, мы разделяем позицию С. С. Босхолова <4>, в соответствии с которой принципы уголовной политики отличаются от принципов уголовно-правовой политики, а тем более — уголовного права. Между тем в литературе имеются и иные взгляды. Так, Н. А. Беляев категорически утверждал, что никаких различий между принципами советской уголовно-правовой политики и одноименными принципами уголовного права не существует <5>. ——————————— <4> См.: Босхолов С. С. Основы уголовной политики: конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999. С. 33. <5> См.: Беляев Н. А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986. С. 31.
Принципы криминологической политики защиты населения от наркотизации не должны слепо копироваться с установленных принципов отраслей антинаркотического законодательства. Принципы криминологической политики защиты населения от наркотизации должны являться основополагающей идеей, формирующей систему антинаркотического законодательства. В. Н. Кудрявцев отмечал <6>, что не следует смешивать принципы реализации стратегий борьбы с преступностью <7> с принципами отдельных отраслей права, хотя бы и прямо относящихся к этой области. Так, например, уголовное право содержит принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма. Принципы стратегий борьбы с преступностью имеют более общий характер, хотя в некоторых случаях они и совпадают с отраслевыми правовыми принципами. ——————————— <6> См.: Кудрявцев В. Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2003. С. 52, 53. <7> Раскрывая содержание этого понятия, В. Н. Кудрявцев отмечает, что термин «стратегия» представляется более содержательным, чем «борьба» или «преодоление» (а тем более «контроль над преступностью»), потому что он предполагает наличие общей концепции, определение не только ближайших, но и отдаленных целей и способов их достижения, разнообразных мер, пригодных для применения в различных условиях, и что любая стратегия явно или неявно исходит из определенной идеологии — верной или ошибочной, что в конечном счете обеспечивает ее успех или, напротив, обрекает на неудачу. Сказанное дает основание предполагать, что «стратегия борьбы с преступностью», «политика борьбы (противодействия) с преступностью» либо отельными ее проявлениями, «уголовная политика» отражают одни социальные явления.
Например, определяя основные принципы противодействия экстремистской деятельности, законодатель устанавливает: принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций; принцип законности; принцип гласности; принцип приоритета обеспечения безопасности Российской Федерации; принцип приоритета мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; принцип сотрудничества государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности; принцип неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности <8>. ——————————— <8> См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
Мы видим, что в их число вошли как общеправовые принципы, так и принципы, определяющие вектор деятельности в данной сфере. Именно таким образом и представлена И. А. Исмаиловым система принципов уголовной политики. Ученый рассматривает принципы уголовной политики как «сквозные» ориентиры организации, функционирования, развития системы борьбы с преступностью, концентрированное выражение ее сущности <9>. ——————————— <9> См.: Исмаилов И. А. Преступность и уголовная политика (актуальные проблемы организации борьбы с преступностью). Баку, 1990. С. 142.
Несколько по иному пути пошел законодатель, определяя в ст. 4 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» <10> принципы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, которые по своему содержанию являются частными задачами в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ <11>. ——————————— <10> См.: Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СПС «КонсультантПлюс». <11> Например, принцип, устанавливающий развитие сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией.
Методологически верным представляется нам подход к этой проблеме, предложенный Н. А. Лопашенко <12>, который дает основания нам предполагать, что криминологическая политика осуществляется в соответствии с теми же принципами, на которых строится и любая другая правовая политика. Последние, в свою очередь, сформулированы в общей теории права. К ним относятся: социальная обусловленность, научная обоснованность, устойчивость и предсказуемость, легитимность, гуманизм и нравственность, справедливость, гласность, сочетание интересов личности и государства, приоритет прав человека, соответствие международным стандартам. Эти принципы можно назвать общими принципами криминологической политики защиты населения от наркотизации. ——————————— <12> См.: Лопашенко Н. А. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика: Монография. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. С. 275.
В число общих (общеполитических) принципов криминологической политики следует включить принцип полинормативности, предложенный Г. Ю. Лесниковым в качестве принципа уголовной политики. По его мнению, «принцип полинормативности раскрывает сущность уголовной политики, так как в своей основе, а также при ее формировании и реализации используются различные нормативные возможности, включающие не только правовые меры воздействия, но и иные виды нормативного регулирования. Для российской уголовной политики таковыми являются базовые нормативные ценности, включающие традиции, обычаи, нормы морали, религии, корпоративные правила общественных организаций и образ мыслей. В этом залог ее национальной адаптации и, как следствие, эффективности. Важным является учет и международного нормативного материала, прежде всего принципов и норм международного права, опять же через призму нашего менталитета. Наиболее полно принцип полинормативности выражается в деятельности религиозных конфессий, в создании различных общественных объединений, представляющих собой элементы гражданского общества и активно влияющих на законодательный процесс и на решения, принимаемые исполнительными органами государства» <13>. ——————————— <13> Лесников Г. Ю. Указ. соч. С. 28.
Следуя политическим и идеологическим новациям, которые, как представляется, обусловливают необходимость пересмотра как установившихся взглядов и представлений на содержание и систему принципов политики защиты населения от наркотизации, так и подходов, которые были детерминированы прежними идеями, мы считаем, что, во-первых, в основе системы принципов должен лежать приоритет общечеловеческих ценностей, конституционное положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, максимальное обеспечение безопасности личности. При этом мы считаем, что данные положения распространяются на лиц, входящих в группу риска, лиц, которые имеют первый опыт потребления наркотических средств и психотропных веществ, включая лиц, которым поставлен диагноз «наркомания», и тех, которые не стоят на учете в медицинских учреждениях, не разделяя их на группы, категории, влекущие дифференцированное отношение. Во-вторых, именно на этой основе могут быть решены такие сквозные задачи концептуального уровня, как правильное определение места борьбы с незаконным оборотом наркотиков (ограничение предложения) и профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами (ограничение спроса) в структуре социальной деятельности; формулирование реальных целей и дифференциации задач и статуса субъектов криминологической политики защиты населения от наркотизации. И в-третьих, на законодательном уровне должны быть осознаны пагубные последствия избыточности нормативных правовых запретов, нормотворческая деятельность должна следовать идее разумной достаточности и реальной исполнимости.
——————————————————————