Публичный интерес как базовый для появления саморегулируемых организаций в российском праве

(Третьякова С. Б.) («Административное и муниципальное право», 2012, N 11)

ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС КАК БАЗОВЫЙ ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

С. Б. ТРЕТЬЯКОВА

Третьякова Светлана Борисовна, аспирант кафедры Государственного строительства и права юридического факультета имени М. М. Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов формировании правового статуса саморегулируемых организаций. Актуальность вопроса связана с его теоретической неизученностью и, как следствие, отсутствием единого подхода к созданию саморегулируемых организаций в практике. В ходе исследования была выявлена зависимость правового статуса саморегулируемых организаций от реализуемых ими интересов. Рассмотрена категория «интерес», а также его разновидности — публичный и частный интересы. Определены основные публичные интересы, лежавшие в основе создания саморегулируемых организаций. Сделан вывод о том, что публичный интерес является базовым в формировании статуса таких субъектов права. Кроме того, их социальная природа определена публичным интересом, но в сбалансированном единстве с частными интересами, что обусловливает их публично-правовой и частноправовой статус.

Ключевые слова: саморегулируемая организация, правосубъектность, публичный интерес, частный интерес, механизм регулирования, принцип законности, принцип соблюдения прав и свобод, социальное взаимодействие, принцип свободы предпринимательства

Public interest as the basis for creation of self-regulating organizations in russian law S. B. Tretiakova

The article is devoted to certain aspects of formation of a legal status of self-regulating organizations. This is a topical issue because it is still not so much researched and, as a consequence, there is no single approach to creating self-regulating organizations. In the course of her research the author discovered the dependence between a legal status of self-regulating organizations and interests being realized by them. The author of the article gives definition of the term ‘interest’ as well as its particular forms — private and public interests. The author also describes the main public interests lying at the root of creation of self-regulating organizations. It is also concluded that public interest is the basic interest in formation of such legal entities. Moreover, their social nature is determined by the public interest but at the same time it is in balance with private interests which, in its turn, creates its public law and private law statuses.

Key words: self-regulating organization, legal personality, public interest, private interest, mechanism of regulation, principle of legality, principle of observance of rights and freedoms, social interaction, principle of free enterprise.

Государственное регулирование профессиональной и предпринимательской деятельности в последние двадцать лет претерпело существенные изменения. Одним из нововведений стало создание саморегулируемых организаций в различных сферах экономики. Предполагается, что они должны устранить «излишнее» государственное регулирование, заменить его более мобильным и эффективным, позволяющим оперативно реагировать и устранять негативные процессы, деструктивно влияющие на развитие рынка товаров, работ и услуг и экономику в целом; а также дисциплинировать хозяйствующих субъектов. В современной российской системе субъектов права саморегулируемые организации можно назвать новыми ее представителями. Началом правового определения их статуса считается 1995 г., когда в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность в сфере рынка ценных бумаг <1>, был закреплен термин «саморегулируемая организация». Последующая нормотворческая деятельность создала большой массив нормативно-правовых актов, первоначально принимавшихся обособленно по областям профессиональной и предпринимательской деятельности, а в последующем — централизовано в виде Федерального закона от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях», и утвержденных на основании его нормативно-правовых актов, целью которого была унификация правового статуса рассматриваемых субъектов права. ——————————— <1> См.: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» (ред. от 28.12.2012) // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.; Указ Президента РФ от 1 июля 1996 года N 1008 «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» (ред. от 16.10.2000) // СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 33.

Анализ законодательства РФ о саморегулируемых организациях позволяет сделать вывод об отсутствии единого подхода к определению их как субъектов российского права и реализации предоставленных им прав и обязанностей. Так, например, членство в саморегулируемых организациях в сфере строительства, проектирования, инженерных изысканий, оказания аудиторских услуг, оценочной деятельности, профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и в некоторых других <2> является обязательным условием осуществления соответствующих видов профессиональной и предпринимательской деятельности. В то же время ст. 5 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях» <3> устанавливает принцип добровольности членства в саморегулируемых организациях, что применимо сегодня, например, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, услуг кадастровых инженеров и в иных <4>. ——————————— <2> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 25.05.2012) // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076; Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16; Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 16.10.2012) // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190; Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 28.07.2012) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813; Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3627. <3> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076. <4> Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (ред. от 28.07.2012) // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

Кроме того, у саморегулируемых организаций предусмотрены качественно различенные сферы «государственного невмешательства», объем предоставленных им прав и обязанностей, инструментарий и механизмы для выполнения основных функций. Неодинаково содержание их правосубъектности — основного признака субъекта права. В научной литературе можно найти различные мнения о статусе саморегулируемых организаций: субъект гражданского права, публичный агент, субъект публичного права. В этой связи актуальным становится комплексное изучение саморегулируемых организаций как субъектов российского права и выявление особенностей их правового статуса. По нашему мнению, для наиболее объективного решения поставленной задачи необходимо исследование их социальной природы. Являясь субъектом права, саморегулируемая организация вступает в общественные отношения. Исследуя действующее законодательство России по изучаемому вопросу, можно выделить следующие основные их группы. Во-первых, организационные, формирующие условия осуществления профессиональной и предпринимательской деятельности. Их результатом является создание регуляторов в форме стандартов и правил профессиональной и предпринимательской деятельности, а также механизмов по обеспечению их соблюдения: определение условий членства, правил контроля, перечня мер дисциплинарной ответственности, формирования компенсационного фонда и так далее. Вторая группа включает контрольно-компенсационные отношения, состоящие в проведении проверок деятельности членов саморегулируемой организацией на предмет соблюдения ими стандартов и правил профессиональной и предпринимательской деятельности и законодательства; в рассмотрении жалоб на их действия, наложении мер дисциплинарной ответственности, возмещении причиненного членами саморегулируемой организации вреда потребителям их товаров, работ и услуг и так далее. Результатом этих отношений также является обеспечение регулирования. Третью — составляют также регулятивные отношения. Их условно можно назвать подконтрольными, так как они связаны с контролем, осуществляемым государством за деятельностью членов саморегулируемой организации и ею самой, в том числе по поводу лишения статуса саморегулируемой организации. Все представленные группы отношений в совокупности характеризуют единый процесс регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности, центральным звеном которого является саморегулируемая организация, выступающая активным участником регулятивных отношений, так как определяет (создает регуляторы) параметры общественных отношений, в которые вступают члены саморегулируемой организации при осуществлении профессиональной и предпринимательской деятельности, и обеспечивает их соблюдение. Участвуя в таких отношениях, саморегулируемая организация удовлетворяет определенные интересы. Категория «интерес» имеет в науке особую значимость, поскольку, являясь одной из основных социологических и юридических категорий, с ее помощью обычно, раскрывается связь между объективными закономерностями и действиями людей, определяется порядок формирования мотивов поступков <5>. ——————————— <5> См.: Соотношение частных и публичных интересов в условиях реформирования законодательства Российской Федерации / Под ред. О. Ю. Бакаевой. М., 2010. С. 9.

В современной юриспруденции нет однозначного понимания рассматриваемой категории, она изучается различными правовыми школами, благодаря чему существует несколько подходов к ее определению. По критерию процесса осознанности интереса субъектом права их классифицируют на теории субъективные, объективные и субъективно-объективные, или диалектические <6>. В основе первой из них, представителями которой являются Г. М. Гак <7>, О. Ю. Бакаева <8> и другие, лежит психологическая теория, рассматривающая интерес исключительно как продукт деятельности мозга, как результат осознания его субъектом (у каждого субъекта они свои: конкретные, субъективные, — отличные от других), проявляющийся в общественных отношениях <9>. Субъективно-объективная трактовка категории «интерес», сторонниками которой были А. Г. Здравомыслов, Л. И. Чинакова, А. В. Кузьмин, А. Г. Нестеров, В. П. Грибанов и др. <10>, сводится к пониманию проявления в нем в единстве объективных и субъективных начал и их развития: интерес как осознание субъектом своих объективных потребностей, то есть, как категория, зависящая от аспекта ее рассмотрения <11>. Приверженцы же объективного, или социологического, направления — Г. В. Мальцев <12>, Г. В. Гукасян <13>, Г. Е. Глезерман, С. В. Михайлов <14> и другие считали, что интерес не порождается сознанием, а определяется жизненными условиями, в которых находится субъект, и существует в форме связи субъекта с окружающими условиями. ——————————— <6> См.: Михайлов С. В. Категория интереса в российском гражданском праве. М., 2002. С. 17. <7> См.: Гак Г. М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. М., 1960. С. 63. <8> См.: Соотношение частных и публичных интересов в условиях реформирования законодательства РФ / Под ред. О. Ю. Бакаевой. М., 2010. С. 12. <9> Там же. <10> См.: Здравомыслов А. Г. Интерес как категория исторического материализма // Вестник ЛГУ. 1959. N 17. Серия экономики, философии и права. Вып. 3. С. 164; Чинакова Л. И. К вопросу об интересе как социологической категории // Вопросы научного коммунизма и философии: Материалы теоретической конференции. Красноярск, 1965. С. 156; Михайлов С. В. Категория интереса в российском гражданском праве. М., 2002. С. 17. <11> См.: Михайлов С. В. Категория интереса в российском гражданском праве. М., 2002. С. 17. <12> См.: Мальцев Г. В. Социальные основания права. М.: НОРМА, 2007. 800 с. <13> См.: Гукасян Р. Е. Проблема интереса в советском гражданском процессуальном праве. Саратов, 1970. <14> См.: Михайлов С. В. Категория интереса в российском гражданском праве. М., 2002. С. 20.

На наш взгляд, интерес является объективной категорией, формирующейся под действием регуляторов объективного мира, выраженных в условиях существования общества и государства, поскольку интерес выявляется и осознается только тогда, когда ему дана, как интересу, оценка в обществе и человек устремляет на него свои притязания, преследуя цель его реализации. Создание саморегулируемых организаций — это тоже результат осознания определенного интереса. Как известно, историю их возникновения в России связывают с образованием и развитием около двух тысяч лет назад купеческого (торгового) права, которое первоначально существовало в виде многочисленных неписаных правил, добровольно принятых и соблюдавшихся торговцами и иными хозяйствующими субъектами, не желающими утратить свой статус <15>. В последующем — с созданием в XII — XV вв. артелей, представлявших собой сплоченные организации «…с определенными взносами в товарищеский капитал, с обязанностью дополнительных взносов, с распределением ответственности в случае убытков, со сложной системой управления общим делом» <16>; а также образованием в XIX в. трестов (представлявших собой единое хозяйственное предприятие, где вступившие в него члены утрачивали самостоятельность и подчинялись указаниям центрального управления треста) и синдикатов (которые, по определению Г. Ф. Шершеневича, составляли «…федерацию хозяйственных предприятий» <17>). Всех их можно по праву считать прообразами современных саморегулируемых организаций, поскольку им так же была свойственна самоорганизация, наличие контрольных функций, инициативность, а в ряде случаев и несение субсидиарной материальной ответственности и иные. Однако необходимость создания подобного рода учреждений на государственном уровне возникла только в XIX в. с принятием торгового, консульского, промышленного, кредитного и иных уставов. До этого их организация строилась на осознании общественностью интереса к созданию условий для осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности и регулировалась обычаями и иными социальными регуляторами. ——————————— <15> См.: Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. Изд. 9-е (второе посмертное). М., 1919. С. 8; Попондопуло В. Ф., Скворцов О. Ю. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права: Сборник научных статей. М., 2005. Вып. 5. С. 117; Удинцев В. А. К вопросу о включении в гражданское уложение постановлений о торговых сделках. Киев: Типография Императорского университета св. Владимира, 1901. С. 4; и др. <16> См.: Каминка А. И. Очерки торгового права / Под ред. и с предисловием В. А. Таисинова. М., 2007. С. 56. <17> См.: Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. 4-е издание. Т. 1. С. 491.

Такой интерес в науке принято называть публичным, то есть единым общественным интересом <18> (интерес социальной общности, неопределенного круга лиц), сформированным в результате взаимодействия и интеграции интересов индивида, государства и общества, осознания большинством из них значимости тех или иных явлений (например, обеспечения безопасности, сохранения жизни и здоровья). Это сочетание, как справедливо отмечал В. В. Субочев, возможно в публичном интересе благодаря его способности к самоограничению в силу заложенной в нем диалектики личного, общественного и государственного <19>. ——————————— <18> См.: Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995. С. 54; Степанян В. В. Социальная справедливость и социалистическое право. Ереван, 1987. С. 82; Михайлов С. В. Категория интереса в российском гражданском праве. М., 2002. С. 65; Тарабрин Д. Баланс частноправовых и публично-правовых начал в гражданском и арбитражном процессах // Арбитражный и гражданский процесс. 2009. N 11. С. 6. <19> См.: Субочев В. В. Законные интересы. М., 2008. С. 65.

В тех случаях, когда государство его определяет как «свой», оно закрепляет его в нормативно-правовых актах. На современном этапе публичный интерес в концентрированном виде заложен в Конституции РФ. В. М. Сырых считал нормативное регулирование одним из способов согласования противоречивых интересов государства в лице имущих и общества в целом (публичных интересов) <20>. ——————————— <20> См.: Сырых В. М. Теория государства и права. М., 1998. С. 81.

Создание и функционирование современных саморегулируемых организаций в России также можно отнести к одному из механизмов реализации осознанного и признанного государством, а потому отраженного в нормах права публичного интереса. Закреплению правового статуса саморегулируемых организаций в нормах права в ряде отраслей предшествовала практика принятия кодексов профессиональной этики и иных локальных актов, носящих неправовой характер и отражающих, в условиях конкуренции, не столько частный предпринимательский, сколько публичный интерес, что традиционно для формирования последнего. В некоторых отраслях с введением саморегулируемых организаций было отменено лицензирование (государство осознало интерес к более эффективному регулированию в лице саморегулируемых организаций). Членство в большинстве из них является обязательным для хозяйствующих субъектов соответствующей отрасли. Права и обязанности саморегулируемой организации, определенные в законодательстве, прежде всего связанные с созданием регуляторов и обеспечением контроля над их соблюдением, нацелены на реализацию публичного интереса, заложенного в следующих конституционных принципах: — соблюдение прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 2 и 17 Конституции РФ); — в принципе законности (ст. 15 Конституции РФ); — обеспечении свободы предпринимательства (ст. 34 Конституции РФ). Принцип законности реализуется благодаря принятию саморегулируемыми организациями и обеспечению соблюдения их членами стандартов и правил осуществления профессиональной и предпринимательской деятельности, которые, в соответствии с п. п. 3, 4 ст. 3, ст. 4 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях» <21>, п. 3. ст. 17 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» <22>, п. 2. ст. 21 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» <23> и иными нормативно-правовыми актами, должны соответствовать федеральным законам и принятым на их основе иным нормативно-правовым актам. Кроме того, законодатель, очевидно, помня о том, что саморегулируемые организации, создаваясь по отраслевому принципу, вступают в отношения, затрагивающие интересы самых различных коммерческих юридических лиц, действующих в одной сфере и, возможно, являющихся конкурентами по отношению друг к другу, ввел требование о соответствии указанных стандартов и правил правилам деловой этики, а также о необходимости устранения или уменьшения конфликта интересов членов саморегулируемой организации, ее работников и членов постоянно действующего коллегиального органа. Для обеспечения соблюдения стандартов и правил саморегулируемая организация наделена правомочиями по осуществлению проверок деятельности своих членов, а также наложению на них мер дисциплинарного воздействия, то есть контрольными правомочиями <24>. Поскольку фактически стандарты и правила повторяют действующее законодательство, технические и иные нормы, то деятельность саморегулируемых организаций также можно считать направленной на обеспечение реализации действующих в определенной сфере деятельности нормативно-правовых актов. ——————————— <21> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 03.12.2011) // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076. <22> Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 21.11.2011) // СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 15. <23> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 16.10.2012) // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190. <24> См.: ст. ст. 9, 10, 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076; ст. ст. 55.13 — 55.16 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16; ст. ст. 24.3 — 24.8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 28.07.2012) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813; и др.

Обеспечивая реализацию принципа законности, саморегулируемые организации соблюдают и принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина, дополнительными механизмами реализации которого прежде всего являются способы обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед их потребителями, предусмотренные законодательством: создание системы страхования и формирование компенсационного фонда. В достижении свободы предпринимательства заинтересованы и государство (обеспечивает развитие экономики), и хозяйствующие субъекты (обеспечивает ведение предпринимательской деятельности и получение прибыли), и потребители (удовлетворяют собственный спрос на товары, работы и услуги). Потенция реализации данного принципа присутствует в самой идее создания саморегулируемых организаций как субъектов, призванных заменить консервативное государственное регулирование более мобильным и эффективным, то есть устранить определенные, в основном бюрократические, барьеры для осуществления предпринимательства. Кроме того, реализуя принцип законности и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, саморегулируемая организация создает условия законной конкуренции на рынке товаров, работ и услуг и, как следствие, обеспечивает свободу предпринимательства. В противоположность публичному, под частным интересом в науке подразумевают непосредственную заинтересованность субъекта <25>, или интерес, служащий цели удовлетворения потребностей личности <26>. Как правило, его относят к интересам граждан и юридических лиц <27>. А. В. Субочев выделяет в качестве основной детерминанты, от которой во многом зависит реализация интересов и законных интересов в сфере частного права, норму права, поскольку она не только закрепляет в правовой материи существующий интерес субъекта правоотношения, но и является основой защиты и охраны последнего; а также усилия самого участника <28>. ——————————— <25> Тарабрин Д. Баланс частноправовых и публично-правовых начал в гражданском и арбитражном процессах // Арбитражный и гражданский процесс. 2009. N 11. С. 6 — 10. <26> Соотношение частных и публичных интересов в условиях реформирования законодательства Российской Федерации: Монография / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, профессора О. Ю. Бакаевой. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 16. <27> Курбатов А. Я. Теоретические основы сочетания частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности // Предпринимательство. 2001. N 1. С. 46. <28> Субочев В. В. Законные интересы. М.: Норма, 2008.

Придерживаясь объективной теории интереса, частный интерес следует, на наш взгляд, определять как индивидуально значимый для субъекта, выявленный, осознанный, представляемый и реализуемый им интерес, охрана которого осуществляется субъектом и по его инициативе обществом и государством или по инициативе и силами последнего. Одной из разновидностей частного интереса является корпоративный интерес — частный интерес группы лиц. У него, как и у публичного интереса, коллективный субъект, осознающий такой интерес как свой, поэтому сам корпоративный интерес является компромиссом частных интересов. Поскольку, согласно ст. ст. 8, 9, 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» <29>, саморегулируемые организации создаются первичными по отношению к ним субъектами — индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, создание и деятельность саморегулируемых организаций также направлена на реализацию их частного (в том числе корпоративного) интереса. ——————————— <29> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 16.10.2012) // СЗ РФ. 15.01.1996. N 3. Ст. 145.

Решение о вступлении в качестве члена рассматриваемого субъекта права принимается хозяйствующим субъектом самостоятельно на основании имеющегося у него определенного осознанного частного интереса. Например, состоящего в необходимости получения прибыли в результате осуществления предпринимательской деятельности, которой можно заниматься, только имея членство в саморегулируемой организации; в обеспечении конкурентоспособности, желании зарекомендовать себя на рынке в качестве более надежного партнера, ответственность которого подкреплена субсидиарной ответственностью саморегулируемой организации. И так далее. С вступлением в саморегулируемую организацию у ее членов, в результате самоограничения собственного частного интереса, направленного, как правило, на получение прибыли, формируется (трансформируется из индивидуального частного), осознается частный корпоративный интерес, состоящий в создании регулируемого, законного рынка товаров, работ и услуг (первая часть корпоративного интереса), с одной стороны. А с другой — в формировании «комфортных» условий членства (размер членских взносов, состав органов управления и контроля, содержание требований к членству, формирование механизмов имущественной ответственности (компенсационных фондов, осуществление страхования и так далее), регламентация процедурных вопросов и иное), обеспечивающих эффективную управляемость саморегулируемой организации, стабильность, положительную репутацию, в том числе ее членов, и так далее (вторая часть корпоративного интереса). Поскольку в реализации первой части корпоративного интереса заинтересованы также общество и государство, он трансформируется в интерес публичный, реализуемый прежде всего через выполнение предписания законодателя о создании саморегулируемых организаций и о порядке ее функционирования. Вторая часть корпоративного интереса обеспечивается наделением саморегулируемой организации правами и обязанностями, связанными с определением условий ее существования как коллективного субъекта права (формирование органов, приемка в члены, установление параметров членства и так далее). Поскольку саморегулируемые организации созданы в целях реализации публичных и частных интересов, они имеют правосубъектность, которая характерна как для субъектов публичного, так и для субъектов частного права. Наука отмечает регулятивный характер публичных интересов по отношению к корпоративным (первые определяют рамки реализации вторых). В то же время большинство ученых считают, что они могут быть реализованы только сообща, их баланс является принципом гражданского общества и правового государства <30>, формой контроля соблюдения субъективных прав и возложенных обязанностей, поскольку позволяют при защите одних интересов учитывать интересы других <31>. ——————————— <30> Бакаева О. Ю., Погодина Н. А. О соотношении частных и публичных интересов // Журнал российского права. 2011. N 4; Соотношение частных и публичных интересов в условиях реформирования законодательства Российской Федерации: Монография / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, профессора О. Ю. Бакаевой. М.: Юрлитинформ, 2010. 264 с. <31> Субочев В. В. Законные интересы. М.: Норма, 2008.

Саморегулируемые организации, по сути, являются одной из форм социального взаимодействия государства, представителей профессиональной и предпринимательской деятельности и потребителей, самоограничивающих свои интересы ради реализации общего публичного интереса — регулирование общественных отношений. Государство определяет рамки своего влияния на профессиональную и предпринимательскую деятельность; хозяйствующие субъекты вступают в члены саморегулируемой организации (принимают обязательства такого членства). Таким образом, саморегулируемые организации (их деятельность) являются одним из способов реализации прежде всего публичного интереса. Это же подтверждают решения судов РФ <32>. При этом его можно признать базовым в их создании, поскольку весь механизм их функционирования от формы создания (как некоммерческие организации) до предоставленных им прав и обязанностей и средств их осуществления (формирование компенсационного фонда, принятие стандартов и правил, выполнение контрольных функций, наложение мер дисциплинарной ответственности и так далее) нацелен на реализацию прежде всего публичного интереса, определяющего, в том числе ограничивающего, частные (в том числе корпоративные) интересы всех участников самоуправления. Поэтому саморегулируемая организация является субъектом права, социальная природа которого обусловлена потребностью реализации публичного интереса, состоящего в регулировании профессиональной и предпринимательской деятельности, и сбалансированных с ним частных интересов, что обусловливает их публично-правовой и частноправовой статус. ——————————— <32> Определение Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 г. N 685-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Степанова Евгения Юрьевича на нарушение его конституционных прав п. п. 3 и 4 ч. 2 ст. 18 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2010. N 6; Постановление Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2005 г. N 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого п. 1 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А. Г. Меженцева» // СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 335; и др.

Библиографический список

1. Гак Г. М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. М., 1960. 63 с. 2. Гукасян Р. Е. Проблема интереса в советском гражданском процессуальном праве. Саратов, 1970. 326 с. 3. Бакаева О. Ю., Погодина Н. А. О соотношении частных и публичных интересов // Журнал российского права. 2011. N 4. 4. Здравомыслов А. Г. Интерес как категория исторического материализма // Вестник ЛГУ. 1959. N 17. Серия экономики, философии и права. Вып. 3. 5. Каминка А. И. Очерки торгового права / Под ред. и с предисловием В. А. Таисинова). М.: Зерцало, 2007. 411 с. 6. Курбатов А. Я. Теоретические основы сочетания частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности // Предпринимательство. 2001. N 1. 7. Мальцев Г. В. Социальные основания права. М.: НОРМА, 2007. 800 с. 8. Михайлов С. В. Категория интереса в российском гражданском праве. М.: Статут, 2002. 205 с. 9. Попондопуло В. Ф., Скворцов О. Ю. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права: Сборник научных статей. М.: Волтерс Клувер, 2005. Вып. 5. С. 117. 10. Соотношение частных и публичных интересов в условиях реформирования законодательства Российской Федерации: Монография / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, профессора О. Ю. Бакаевой. М.: Юрлитинформ, 2010. 264 с. 11. Степанян В. В. Социальная справедливость и социалистическое право. Ереван, 1987. 113 с. 12. Субочев В. В. Законные интересы. М.: Норма, 2008. 237 с. 13. Сырых В. М. Теория государства и права: Учебник. М., 1998. 528 с. 14. Тарабрин Д. Баланс частноправовых и публично-правовых начал в гражданском и арбитражном процессах // Арбитражный и гражданский процесс. 2009. N 11. 15. Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995. 16. Удинцев В. А. К вопросу о включении в гражданское уложение постановлений о торговых сделках. Киев: Типография Императорского университета св. Владимира, 1901. 17. Чинакова Л. И. К вопросу об интересе как социологической категории // Вопросы научного коммунизма и философии: Материалы теоретической конференции. Красноярск, 1965. 18. Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. 4-е издание. Т. 1. 491 с. 19. Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. М.: Московское научное издательство, 1919. Изд. 9-е (второе посмертное).

References (transliteration)

1. Gak G. M. Uchenie ob obshchestvennom soznanii v svete teorii poznaniya. M., 1960. 63 s. 2. Gukasyan R. E. Problema interesa v sovetskom grazhdanskom protsessual’nom prave. Saratov, 1970. 326 s. 3. Bakaeva O. Yu., Pogodina N. A. O sootnoshenii chastnykh i publichnykh interesov // Zhurnal rossiyskogo prava. 2011. N 4. 4. Zdravomyslov A. G. Interes kak kategoriya istoricheskogo materializma // Vestnik LGU. 1959. N 17. Seriya ekonomiki, filosofii i prava. Vyp. 3. 5. Kaminka A. I. Ocherki torgovogo prava / Pod red. i s predisloviem V. A. Taisinova). M.: Zertsalo, 2007. 411 s. 6. Kurbatov A. Ya. Teoreticheskie osnovy sochetaniya chastnykh i publichnykh interesov pri pravovom regulirovanii predprinimatel’skoy deyatel’nosti // Predprinimatel’stvo. 2001. N 1. 7. Mal’tsev G. V. Sotsial’nye osnovaniya prava. M.: NORMA, 2007. 800 s. 8. Mikhaylov S. V. Kategoriya interesa v rossiyskom grazhdanskom prave. M.: Statut, 2002. 205 s. 9. Popondupulo V. F., Skvortsov O. Yu. Aktual’nye problemy nauki i praktiki kommercheskogo prava: Sbornik nauchnykh statey. Vyp. 5. M.: Volters Kluver, 2005. S. 117. 10. Sootnoshenie chastnykh i publichnykh interesov v usloviyakh reformirovaniya zakonodatel’stva Rossiyskoy Federatsii: Monografiya / Pod obshchey red. doktora yuridicheskikh nauk, professora O. Yu. Bakaevoy. M.: Yurlitinform, 2010. 264 s. 11. Stepanyan V. V. Sotsial’naya spravedlivost’ i sotsialisticheskoe pravo. Erevan, 1987. 113 s. 12. Subochev V. V. Zakonnye interesy. M.: Norma, 2008. 237 s. 13. Syrykh V. M. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik. M., 1998. 528 s. 14. Tarabrin D. Balans chastnopravovykh i publichno-pravovykh nachal v grazhdanskom i arbitrazhnom protsessakh // Arbitrazhnyy i grazhdanskiy protsess. 2009. N 11. 15. Tikhomirov Yu. A. Publichnoe pravo. M., 1995. 16. Udintsev V. A. K voprosu o vklyuchenii v grazhdanskoe ulozhenie postanovleniy o torgovykh sdelkakh. Kiev: Tipografiya Imperatorskogo universiteta sv. Vladimira, 1901. 17. Chinakova L. I. K voprosu ob interese kak sotsiologicheskoy kategorii // Voprosy nauchnogo kommunizma i filosofii: Materialy teoreticheskoy konferentsii. Krasnoyarsk, 1965. 18. Shershenevich G. F. Kurs torgovogo prava. 4-e izdanie. T. 1. 491 s. 19. Shershenevich G. F. Uchebnik torgovogo prava. M.: Moskovskoe nauchnoe izdatel’stvo, 1919. Izd. 9-e (vtoroe posmertnoe).

——————————————————————