Общесоциальные меры предупреждения женской преступности (по материалам Ставропольского края)

(Мурадова Я. Р.) («Российский следователь», 2006, N 12)

ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

Я. Р. МУРАДОВА

Мурадова Я. Р., соискатель Краснодарского университета МВД России.

Криминологами доказано, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы может превратиться в политическую, а в обстановке социально-экономического кризиса этот порог может быть не столь высоким, на современном этапе данный вопрос приобретает исключительную важность. В новых социально-экономических условиях общество должно быть готово к профессиональной борьбе с растущей преступностью, к систематической разработке и осуществлению реалистических программ по контролю над преступными проявлениями в строгих рамках законности. Научный подход к исследованию такого сложного социального феномена, как преступность, включает рассмотрение его конкретных сторон, к которым относится, в частности, женская преступность, отражающая общие закономерности преступности и ее изменений <1>. Она выступает в качестве подсистемы общей преступности и органически с ней взаимосвязана. В то же время женская преступность обладает заметной спецификой, обусловленной не только социально-биологической особенностью женщин, но и их положением в обществе, выполнением ими социальных ролей. ——————————— <1> См.: Мурадова Я. Р. Региональные показатели женской преступности // Сборник трудов юридического факультета Российского государственного торгово-экономического университета. Пятигорск, 2006.

Актуальность проблемы общесоциального предупреждения женской преступности определяется целым рядом обстоятельств: совершение преступления женщиной приводит к довольно значительным общественно опасным последствиям, оказывающим влияние на проблему семейного воспитания. Моральный климат в семье, где женщина ведет антиобщественный образ жизни, по степени своего воздействия оказывается чрезвычайно опасным для членов семьи, особенно для несовершеннолетних, которые оказываются безнадзорными. Наносится ничем не восполнимый ущерб детям, так как реальное воздействие семьи оказывается практически негативным, и устранить его деятельностью воспитательных организаций становится сложно. Поэтому для современной криминологии очень важно разработать целостную систему принципов и способов организации и построения теоретического и практического знания о женской преступности, факторах, ее детерминирующих, и тем самым сделать более целенаправленными формы ее профилактики. При классификации предупредительных мер по уровню воздействия принято различать общее (общесоциальное) и специально-криминологическое предупреждение преступлений. Особое место занимает индивидуальное предупреждение преступлений, представляющее собой конкретизацию общесоциальных и специально-криминологических мероприятий в отношении конкретного лица <2>. ——————————— <2> См., например: Сахаров А. Б. Теоретические основы предупреждения преступлений // Советская юстиция. 1972. N 3. С. 6; Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977. С. 37; Теоретические проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних / Отв. ред. Ф. А. Лопушанский. Киев, 1977. С. 183; Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. проф. А. И. Долговой. М., 1997.

К общесоциальной профилактике относят комплекс социальных, экономических, правовых, организационно-управленческих и ряд других мер, направленных на повышение материального уровня жизни населения, стабилизацию, снижение социальной напряженности в обществе, улучшение воспитательной работы, повышение культуры и сознательности граждан и т. д. Общесоциальные меры представляют собой основу для реализации различных усилий по предупреждению преступлений, хотя непосредственной целью имеют решение более глобальных задач, стоящих перед обществом и обусловленных потребностями его развития. Однако именно такой характер предупредительных мер предопределяет исключительную их важность и для решения проблем предупреждения преступности женщин. Заметим, что четкое деление предупредительной деятельности на общесоциальную и специально-криминологическую носит в определенной степени условный характер, так как «центральной идеей предупреждения преступлений является идея воздействия на детерминационный комплекс преступности, что и предопределяет его специфику» <3>. Предупреждение преступности женщин, как и преступности в целом, осуществляется мерами общего и специально-криминологического предупреждения в соответствии с указанными уровнями. А поскольку в генезисе противоправного поведения мужчин и женщин нередко лежат разные факторы (социально-экономического, физиологического характера и т. д.), а также с учетом того, что одни и те же явления социальной жизни в разной степени влияют на поведение мужчин и женщин, то предупреждение преступлений, совершаемых женщинами, должно быть ориентировано, в частности, на факторы не только общего характера, но и на те из них, которые выступают в виде детерминант противоправного поведения именно женщин <4>. ——————————— <3> Токарев А. Ф. Общее предупреждение в деятельности органов внутренних дел. М., 1995. С. 8. <4> См.: Корзун И. В. Криминологическая характеристика и профилактика женской преступности: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1994. С. 137.

Осуществление рассматриваемых предупредительных мероприятий как составной части социальной политики государства должно базироваться прежде всего на нормативном регулировании возникающих отношений. Нормативными актами, составляющими общую правовую основу предупредительной деятельности в отношении женщин, являются прежде всего международные акты, в частности Конвенция ГА ООН о политических правах женщин (Нью-Йорк, 31 марта 1953 г., ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 18 марта 1954 г.) и Конвенция ГА ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.). Статьи Конвенции о политических правах женщин гласят о том, что женщины могут быть избираемы на равных с мужчинами условиях без какой-либо дискриминации во все установленные национальным законом учреждения, требующие публичных выборов; женщинам принадлежит на равных с мужчинами условиях без какой-либо дискриминации право занимать должности на общественно-государственной службе и выполнять все общественно-государственные функции, установленные национальным законом. Государства — участники Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин согласно ст. 11 настоящей Конвенции должны принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области занятости, с тем чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин равные права, в частности: право на труд как неотъемлемое право всех людей; право на одинаковые возможности при найме на работу, в том числе применение одинаковых критериев отбора при найме; право на свободный выбор профессии или рода работы, на продвижение в должности и гарантию занятости, а также на пользование всеми льготами и условиями работы, на получение профессиональной подготовки и переподготовки, включая ученичество, профессиональную подготовку повышенного уровня и регулярную переподготовку; право на равное вознаграждение, включая получение льгот, на равные условия в отношении труда равной ценности, а также на равный подход к оценке качества работы; право на социальное обеспечение, в частности, в случае ухода на пенсию, безработицы, болезни, инвалидности, по старости и в других случаях потери трудоспособности, а также право на оплачиваемый отпуск; право на охрану здоровья и безопасные условия труда, в том числе по сохранению функции продолжения рода. Анализ проблем, с которыми сталкивается женщина в области занятости, свидетельствует об их существовании и разнообразии. Обеспечение соблюдения перечисленных прав позволило бы решить значительную часть из них. Заметим, что принципиальные положения, указанные в Конвенциях, должны учитываться при разработке законодательства, в процессе планирования, контроля и осуществления конкретных практических мер в области предупреждения преступности женщин. Общая стратегия и приоритетные направления государственной политики в сфере профилактики преступности женщин определены в Указе Президента РФ от 4 марта 1993 г. N 337 (в редакции от 1 сентября 2000 г.) «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин». Таковыми являются: обеспечение условий для реального участия женщин в деятельности государственных органов и общественных объединений, формировании и осуществлении государственной политики на всех уровнях; создание организационных, экономических и правовых гарантий для реализации права женщин на труд; обеспечение конкурентоспособности женщин на рынке труда путем расширения их обучения новым профессиям, предпринимательской деятельности, преодоления отставания женщин-работниц по уровню квалификации и оплаты труда, организации переподготовки и повышения квалификации женщин, имеющих перерывы в работе в связи с рождением детей и уходом за ними; поэтапная ликвидация исторически сложившегося отставания в оплате труда в бюджетных отраслях с преимущественной занятостью женщин; обеспечение права женщин на охрану труда, защиту их жизни и здоровья с учетом материнской функции; предоставление предусмотренных законодательством социальных гарантий для работающих женщин, независимо от формы собственности предприятий; организация и развитие социальных услуг, позволяющих родителям совмещать выполнение родительских обязанностей с трудовой и общественной деятельностью, в том числе посредством сохранения и расширения сети учреждений по уходу за детьми. В плане реализации названных выше задач в последние годы были разработаны другие официальные документы, среди которых: Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. N 6; Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г., утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 августа 1996 г. N 1032 (с изменениями от 22 сентября 1999 г.). К сожалению, приходится констатировать, что указанные в данных документах положения большей частью носят декларативный характер и входят в компетенцию соответствующих министерств и ведомств, требующих значительных ресурсов их федерального бюджета, поэтому в принципе не могут быть выполнимы. Аналогичными недостатками страдают и региональные программы, определяющие меры борьбы с преступностью. В качестве примера можно привести действующую в настоящее время в Ставропольском крае Государственную программу «О мерах по усилению борьбы с преступностью», утвержденную Постановлением губернатора Ставропольского края от 3 января 2004 г. N 13-п. Программа представляет собой простой перечень мероприятий различных государственных органов и общественных организаций, носящих в основном декларативный характер. Цель программы — «повышение безопасности жителей края от преступных посягательств» также носит декларативный характер и, как представляется, не может быть достигнута с помощью указанных в программе мероприятий. Практически программа не содержит мероприятий, направленных на нейтрализацию причин и условий преступности в крае и, в частности, детерминирующих женскую преступность. Подобное отношение к составлению региональных программ ведет к принятию популистских заявлений в сфере предупреждения преступлений, распылению денежных средств и т. д. В этой связи представляется, что в настоящее время, когда существует проблема выделения необходимого количества денежных средств на борьбу с преступностью не только в масштабах страны, но и по всем направлениям на региональном уровне, необходимо переходить на целевые программы по отдельным направлениям предупредительной деятельности либо по отдельным криминально активным социальным группам населения. Это в какой-то степени определит приоритетные направления предупредительной деятельности, обеспечит возможность ее финансирования не только из средств федерального бюджета, но и местных, определит круг прямых исполнителей и усилит их ответственность. Нельзя не согласиться с юристами, социологами, психологами, медицинскими работниками, указывающими на необходимость создания региональных программ, касающихся улучшения положения женщин. Представляется, что подготовка таких программ должна опираться на детальное исследование социально-экономической, социально-психологической, нравственной обстановки в регионе, а разработанные предложения должны учитывать региональную специфику экономического и социального положения женщин. Поскольку система целей и задач программ, направленных на улучшение положения женщин в регионе, должна охватывать различные сферы деятельности, то они определяют круг субъектов, участвующих в разработке и последующем исполнении программ. В первую очередь к ним относятся региональные органы законодательной и исполнительной власти, правоохранительные органы, разнопрофильные отраслевые и региональные академические, научно-исследовательские учреждения, а также заинтересованные общественные организации. Это потребует объединения и координации их усилий, и такую роль, по-видимому, должны выполнять координационный совет или межведомственная рабочая группа, созданная при управлении региональными административными органами Российской Федерации. Фактически такая программа должна быть составной частью плана социально-экономического развития того или иного региона. Рассматривая общесоциальное предупреждение женской преступности, можно сказать, что данная деятельность включает в себя определение, выработку и реализацию системы общегосударственных мер в экономической, социальной, духовно-нравственной, правовой областях жизни общества в целях изменения положения женщин в сферах труда, быта, досуга и т. д. В условиях перехода к рыночным отношениям немалую значимость приобретают государственная и общественная поддержка социально незащищенных слоев населения; разработка и реализация эффективной социально-экономической политики, в том числе в плане удовлетворения общественно значимых интересов и потребностей женщин в сферах общего и профессионального образования, культуры, досуга и труда; техническое и технологическое перевооружение предприятий и всемерное сокращение неквалифицированного женского труда; укрепление служб занятости населения; создание строгой системы подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации; развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечивающего население новыми рабочими местами. Перечисленные и многие другие социальные меры играют не последнюю роль в нейтрализации противоречий, детерминирующих противоправное поведение женщин. Наиболее эффективными мероприятиями, которые могут оказать положительное влияние на снижение уровня и темпов прироста женской преступности, являются меры по совершенствованию территориальной и отраслевой структуры хозяйства. Достижение сбалансированности количества и структуры рабочих мест с наличием и составом трудовых ресурсов позволит сократить безработицу, тем самым значительно облегчить решение социальных проблем, снизить криминальный и социально-психологический эффект безработицы. Здесь невозможно будет обойтись без коренных изменений в социально-экономической политике, главная задача которой по отношению к женщине в период экономического кризиса состоит в том, чтобы повысить конкурентоспособность женщин на существующем рынке труда и компенсировать объективно неустранимые факторы, порождающие относительную неконкурентоспособность женщин, а также сформировать новую структуру занятости, новый рынок труда, соответствующий современным требованиям, на котором у женщин будут свои естественные, органичные и вполне эффективные ниши. Заметим, что трудовая сфера прав женщин является одной из наиболее проработанной в Конституции Международной организации труда, Российской Федерацией же ратифицирована лишь небольшая часть всех Конвенций этой организации. Например, Конвенция от 23 июля 1981 г. N 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин, имеющих семейные обязанности, была ратифицирована лишь в 1997 г., и меры по ее реализации в России до настоящего времени не разработаны. С целью снижения уровня женской безработицы в регионе представляется целесообразным проведение центрами занятости населения Ставропольского края регулярных «ярмарок вакансий» для женщин, где были бы представлены различные рабочие места для них. В ходе работы «ярмарок» необходимо организовать консультацию юристов, психологов, педагогов и других специалистов, которые бы помогли нуждающимся в трудоустройстве женщинам подыскать оптимальное место работы, направить их на переквалификацию или повышение профессиональной квалификации по программам центров занятости. Думается, что работа в данном направлении будет способствовать частичному снижению уровня безработицы женщин в регионе, поможет сотням, а может быть, и тысячам женщин приобрести хоть и небольшой, но постоянный источник доходов, что в какой-то степени поможет им не встать на преступный путь. Работа по предупреждению женской преступности должна охватывать и те сферы жизнедеятельности, в которых формируются негативные черты их личности. В настоящее время это прежде всего семья. В тех случаях, когда семья становится отрицательной микросредой, у ее членов появляется риск формирования противоправного поведения. Трудно не согласиться с Ю. М. Антоняном, который считает, что семья, включая ребенка в свою эмоциональную матрицу, обеспечивает тем самым первичную, но чрезвычайно важную социализацию, т. е. «через себя» вводит его в структуру общества. Если этого не происходит, ребенок отчуждается от нее, вследствие чего закладывается основа для вероятного отдаления в будущем от норм общества, его институтов и ценностей, от малых социальных групп. Такое отдаление может принять форму стойкого дезадаптивного существования <5>. ——————————— <5> См.: Антонян Ю. М. Преступность среди женщин. М., 1992. С. 111.

Современная семья сталкивается с целым рядом проблем, которые порождены существующей экономической системой, несовершенством гражданского законодательства, бесправностью человека и бюрократизмом государственного аппарата. Эти проблемы, естественно, структурируются по основным функциям семьи: экономическим, демографическим, социально-психологическим и социально-культурным <6>. Потенциал семейно-домашней экономики раскрывается сегодня в условиях небывалого роста цен, денежной инфляции и падения средней заработной платы ниже уровня прожиточного минимума. В последние годы резко изменилась структура доходов семей — в 2,5 раза увеличились доходы от предпринимательской деятельности, почти не изменился вклад социальных выплат и пособий <7>. Общеизвестно, что материальное благосостояние является той необходимой базой, на которой должны строиться отношения в семье. Если эта база отсутствует, то, как правило, должные отношения там обычно не складываются. Постоянная нужда в чем-либо формирует повышенную тревожность, зависть, толкает на совершение многих корыстных поступков. Без повышения уровня благосостояния народа не следует всерьез рассчитывать на снижение преступности вообще и женской в том числе <8>. ——————————— <6> См.: Концепция государственной программы улучшения положения женщин, семьи, охраны материнства и детства // Социально-экономические проблемы народонаселения. М.: РАН, 1992. С. 17 — 19. <7> См.: Бобков В. Н. Распределительные отношения в переходной экономике России: проблемы уровня и качества жизни на рубеже XX — XXI вв. М., 1999. С. 16. <8> См.: Антонян Ю. М. Преступность среди женщин. М., 1992. С. 219.

Стихия рынка оставляет семье лишь одну альтернативу — сокращать полную реализацию имеющегося уровня потребности в детях, а это в свою очередь является причиной снижения уровня рождаемости. Совершенно очевидно, что дети — суть и основная функция семьи, потому что самое главное и важное для родителей — это воспитать и обеспечить будущее детей. В этой связи возникает вопрос о принципиальной возможности переориентации государственной политики и рыночной экономики на интересы семьи, с тем чтобы проводимые мероприятия были направлены на создание реальной экономической основы для увеличения численности российских семей, стимулирование рождаемости. В качестве примера можно предложить возможность приобретения молодыми семьями, не имеющими еще детей, жилья не в собственность (в силу его высокой стоимости), а по договору коммерческого найма, с последующей возможностью его выкупа. При этом часть суммы по договору должна идти в накопительный фонд данной семьи, с тем чтобы в дальнейшем она могла приобрести данную жилую площадь в собственность. В последующем если в семье появляется первый ребенок, то чтобы стоимость данной квартиры снижалась на треть, если появляется второй ребенок — на две трети. Если же в семье появлялся третий ребенок, то данная квартира передавалась бы в собственность семьи безвозмездно. Вместе с тем семьям, которые уже имеют детей, возможно было бы выдавать беспроцентные ссуды на приобретение жилья. Если же в последующем в данной семье появлялся еще ребенок, то сумма кредита уменьшалась бы наполовину. Несомненно, это потребует от государства разработки специальных программ, их экономическое обоснование, выделение финансовых ресурсов и т. д. Такие программы должны быть разработаны и реализованы на региональном и местном уровнях. Представляется, что данный процесс по времени может занять не один год и его результаты будут видны не сразу, но в последующем это принесет только положительный результат. Все рассмотренные выше проблемы указывают на то, что семья должна стать объектом массированного профилактического воздействия. От его успешности в определяющей степени зависят тенденции развития преступности в целом и преступности женщин в частности. Нельзя забывать, что особого внимания заслуживают малообеспеченные и остро нуждающиеся семьи, семьи мигрантов и беженцев. Помощь им потребует серьезных затрат, в частности материальных, специальных подходов в решении их жизненных проблем, в первую очередь с учетом их социального положения и степени приспособленности к жизни. Это относится и к местным жителям, если они испытывают значительные материальные и иные затруднения. Дети и молодые люди из таких семей должны чувствовать, что они нужны, их ценят, ими дорожат. В целях профилактики преступности женщин также необходимо обратить внимание на создание и развитие инфраструктуры системы социальной и специальной (психологической, педагогической) помощи населению. Речь идет о психолого-педагогических и социальных центрах помощи населению. Деятельность центров должна быть направлена на: социальное обслуживание граждан; реализацию права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства; обеспечение психологической защищенности населения; поддержку и укрепление его психологического здоровья; возрождение духовных начал в человеке; профилактику девиантных форм поведения, суицидов; проведение мероприятий для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями; оказание помощи семье в воспитании детей; обучение детей и родителей здоровому образу жизни; поддержание психологического и физического здоровья; успешное разрешение семейных конфликтов; проведение научно-исследовательской работы в сфере социально-защитных новаций, апробацию и внедрение их в жизнь. Кроме этого, определение и реализация общесоциальных мер предупреждения женской преступности должны основываться на взвешенном, научном подходе, так как только системное научное осмысление процессов, детерминирующих преступность женщин, позволит достигнуть реальных результатов по борьбе с данным явлением. Представляется, что реализация даже части указанных мероприятий в какой-то степени будет способствовать снижению уровня женской преступности в исследуемом регионе.

——————————————————————