Парадоксы либерализации миграционного законодательства
(Сомов А.) («ЭЖ-Юрист», 2011, N 14)
ПАРАДОКСЫ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
А. СОМОВ
Андрей Сомов, юрист, г. Москва.
Случается, что российская правовая система развивается весьма парадоксально. И пример отечественного миграционного законодательства — тому подтверждение.
По факту
Совсем недавно — 15 февраля текущего года <1> — начали действовать масштабные изменения в миграционном законодательстве. Но чуть более чем через месяц законодатель вдруг отказался от части тех важных новелл, которые несли эти изменения. ——————————— <1> ЭЖ-Юрист. 2011. N 5. С. 3.
Федеральный закон от 20.03.2011 N 42-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу 25 марта 2011 года. В результате прежние правила миграционного учета иностранцев, которые действовали до 15 февраля 2011 года, во многом были восстановлены. Парадокс? Но факты именно таковы. Напомним, с 15 февраля 2011 года в целях реформирования миграционного законодательства в числе прочего были изменены два ключевых для миграционного учета определения: «место пребывания» и «принимающая сторона». Так, под местом пребывания иностранца стало пониматься жилое помещение или иное помещение (здание, строение), не являющееся в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» местом жительства иностранца и используемое с согласия принимающей стороны таким иностранцем для проживания <2>. ——————————— <2> Подпункт «б» п. 1 ст. 3 Закона N 385-ФЗ.
В итоге место пребывания стало возможно использовать только для проживания (а не для постановки на миграционный учет без фактического нахождения в этом месте), что лишило его статуса юридического адреса иностранца. В качестве принимающей стороны с 15 февраля 2011 года для иностранцев могли выступать лишь те граждане РФ, юридические лица, филиалы или представительства юридических лиц, у которых иностранцы фактически проживали (находились) <3>. ——————————— <3> Пункт 2 ст. 1 Закона N 385-ФЗ.
Следовательно, работодатели временно пребывающих в РФ иностранцев, у которых последние только работали, но фактически не проживали (не находились), уже не имели права являться для таких сотрудников принимающей стороной и обеспечивать их постановку на миграционный учет по месту пребывания. Как же изменились рассмотренные нами выше понятия с 25 марта текущего года?
Место пребывания — учет или проживание?
Отныне место пребывания иностранца в РФ — это жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранец находится и (или) по адресу которых он подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном Законом N 109-ФЗ <4>. Именно так место пребывания определялось законодателем до 15 февраля 2011 года <5>. ——————————— <4> Подпункт «б» п. 1 ст. 1 Закона N 42-ФЗ. <5> Пункт 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ.
В результате место пребывания вновь обрело статус юридического адреса иностранца, поскольку он может либо фактически проживать (находиться) в этом месте, либо всего лишь быть поставленным по этому месту на миграционный учет. Что же касается принимающей стороны, то по Закону N 42-ФЗ этот статус предоставляется в числе прочего гражданину РФ, постоянно проживающему в России иностранцу (лицу без гражданства), юридическому лицу, филиалу или представительству юридического лица, у которых иностранец фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится) <6>. Заметим, что до 15 февраля 2011 года принимающая сторона определялась в Законе N 109-ФЗ практически так же <7>. ——————————— <6> Подпункт «в» п. 1 ст. 1 Закона N 42-ФЗ. <7> Пункт 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ.
Таким образом, получилось, что временное пребывание иностранца у принимающей стороны законодатель теперь вновь рассматривает не только как фактическое проживание, но и как работу (нахождение) у нее. А потому работодателям, у которых иностранцы фактически не проживают, а всего лишь работают, была возвращена возможность выступать для своих иностранных сотрудников принимающей стороной при постановке их на миграционный учет по месту пребывания. Кроме того, с 25 марта 2011 года иностранец, который в установленном законом порядке приобрел статус высококвалифицированного специалиста и имеет в собственности жилое помещение на территории РФ, также может выступать в качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи <8>. ——————————— <8> Подпункт «в» п. 1 ст. 1 Закона N 42-ФЗ.
Как видим, предоставление высококвалифицированному иностранному специалисту права выступить для членов своей семьи принимающей стороной не зависит от того, приобрел ли данный иностранец статус постоянно проживающего в РФ. Главное — это наличие у него права собственности на жилое помещение на территории РФ (вне зависимости от его площади).
Представьте уведомление!
Не менее важным новшеством, которое внес Закон N 42-ФЗ в правовое регулирование миграционных процессов, стало увеличение сроков постановки иностранцев на миграционный учет по месту пребывания. Так, с 3 до 7 рабочих дней с момента прибытия в место пребывания вырос период, в течение которого принимающая сторона должна обеспечить постановку временно пребывающего (проживающего) в России иностранца на миграционный учет путем представления в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранца в место пребывания <9>. ——————————— <9> Пункт 2 ст. 1 Закона N 42-ФЗ.
Также с 25 марта 2011 года законодатель решил отказаться от привлечения к ответственности за нарушение правил миграционного учета иностранцев, которые не были поставлены на учет по месту пребывания (за исключением случаев, когда обязанность сообщить сведения о месте своего пребывания возложена непосредственно на них Законом N 109-ФЗ) <10>. ——————————— <10> Подпункт «б» п. 4 ст. 1 Закона N 42-ФЗ.
Такой подход представляется логичным, поскольку, как уже было ранее отмечено, обязанность по обеспечению постановки иностранцев на миграционный учет по месту пребывания в большинстве случаев возложена на принимающую сторону, а не на иностранца. Поэтому именно принимающая сторона должна привлекаться к юридической ответственности за нарушение правил миграционного учета. А вот иностранцы лишь в исключительных случаях обязаны самостоятельно (то есть без участия принимающей стороны) выполнить действия, направленные на обеспечение их постановки на учет по месту пребывания в РФ. К примеру, при наличии у иностранца права собственности на жилое помещение, находящееся на территории России, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этой ситуации для постановки на учет по месту пребывания иностранец лично представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания непосредственно в орган миграционного учета <11>. В противном случае именно иностранец — собственник жилого помещения будет привлечен к юридической ответственности за нарушение правил миграционного учета. ——————————— <11> Часть 3.1 ст. 22 Закона N 109-ФЗ.
Новые критерии привлекательности
В последнее время законодатель весьма пристальное внимание уделяет работающим в России высококвалифицированным иностранным специалистам и членам их семей, пытаясь максимально повысить для них привлекательность нашего рынка труда. Вот и Закон N 42-ФЗ не обошел эту категорию иностранцев стороной. 1. Иностранные высококвалифицированные специалисты получили новое право самостоятельно ходатайствовать перед территориальным органом ФМС о выдаче членам своих семей, являющимся иностранными гражданами, приглашений на въезд в РФ <12>. Иными словами, указанным специалистам уже не придется, как прежде, обращаться для получения таких приглашений к своим работодателям в России, которые имели право ходатайствовать перед ФМС о выдаче этих документов для членов семьи своего иностранного работника. ——————————— <12> Подпункт «а» п. 1 ст. 2 Закона N 42-ФЗ.
2. Уточнены нормы, касающиеся обыкновенных рабочих виз, выдаваемых «визовым» высококвалифицированным специалистам и членам их семей. Эти визы оформляются иностранным специалистам как многократные и выдаются на срок действия заключенных с ними трудовых (гражданско-правовых) договоров, но не более чем на 3 года со дня въезда данных иностранцев в РФ с возможностью последующего неоднократного продления. В каждом случае продление обыкновенных рабочих виз производится на срок действия трудового (гражданско-правового) договора, но опять-таки не более чем на 3 года <13>. ——————————— <13> Пункт 2 ст. 2 Закона N 42-ФЗ.
Членам семьи иностранного высококвалифицированного специалиста обыкновенные рабочие визы также оформляются как многократные и выдаются на срок действия визы, выданной самому иностранному специалисту. Причем эти визы подтверждают, что член семьи въезжает в Россию для осуществления не только трудовой, но и иной не запрещенной законодательством РФ деятельности, включая обучение. В дальнейшем обыкновенные рабочие визы членов семьи подлежат продлению в случае пролонгации аналогичной визы самого иностранного специалиста <14>. ——————————— <14> Там же.
3. Законодатель уточнил, как следует определять срок временного пребывания в РФ «безвизового» иностранного высококвалифицированного специалиста и членов его семьи. Он зависит от срока действия выданного специалисту разрешения на работу <15>. А потому, до тех пор, пока его разрешение на работу действует в том числе по причине продлений, «безвизовый» иностранный высококвалифицированный специалист и члены его семьи легально находятся на территории нашей страны. ——————————— <15> Пункт 1 ст. 3 Закона N 42-ФЗ.
4. Работодатели (заказчики работ или услуг), привлекающие на работу «визовых» иностранцев, являющихся членами семей высококвалифицированных специалистов, с 25 марта 2011 года освобождены от обязанности оформлять разрешения на привлечение и использование иностранных работников, чтобы использовать у себя данных сотрудников <16>. ——————————— <16> Пункт 2 ст. 3 Закона N 42-ФЗ.
5. Квоты на выдачу иностранцам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и на выдачу им разрешений на работу отныне не распространяются не только на иностранных высококвалифицированных специалистов, но и на членов их семей <17>. ——————————— <17> Подпункт «а» п. 3 ст. 3 Закона N 42-ФЗ.
6. Законодатель определил случаи, когда членам семьи высококвалифицированного иностранного специалиста необходимо получить разрешение на работу в РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» <18>. ——————————— <18> Подпункт «б» п. 3 ст. 3 Закона N 385-ФЗ.
Это разрешение должно быть ими оформлено в ситуации, когда они намерены реализовать предоставленное им Законом N 115-ФЗ право осуществлять на территории РФ трудовую деятельность. Причем срок действия данного документа будет у них совпадать с периодом действия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному иностранному специалисту <19>. ——————————— <19> Там же.
Если же члены семьи такого специалиста будут в России не работать, а проходить обучение в образовательных учреждениях, а также осуществлять иную не запрещенную законодательством РФ деятельность, то в таких ситуациях разрешение на работу им оформлять не придется. Однако и учиться, и осуществлять иную не запрещенную законодательством РФ деятельность они смогут опять-таки лишь в течение срока действия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту <20>. ——————————— <20> Там же.
В итоге получается, что обязательность получения членами семьи названного специалиста разрешений на работу в России с 25 марта 2011 года поставлена в зависимость от того, какой именно деятельностью они будут заниматься в нашей стране — трудовой или иной не запрещенной законом, включая обучение. Напомним в этой связи, что для целей применения Закона N 115-ФЗ трудовая деятельность иностранца представляет собой его работу в РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) <21>. ——————————— <21> Пункт 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ.
Завершая анализ очередных поправок в российском миграционном законодательстве, отметим, что рассмотренный нами Закон N 42-ФЗ призван в первую очередь нивелировать негативные последствия прошлогодних нормотворческих решений, которые оказались не вполне продуманными. Кроме того, Закон N 42-ФЗ явно демонстрирует тенденцию к дальнейшей либерализации отечественного миграционного законодательства, причем не только по отношению к высококвалифицированным иностранным специалистам.
——————————————————————