Должностная инструкция менеджера по персоналу вменяет ему в обязанность хранение и ведение трудовых книжек. Должен ли в этом случае издаваться приказ о назначении менеджера по персоналу ответственным за ведение и хранение трудовых книжек?

Ответ: Наличие должностной инструкции менеджера по персоналу не отменяет необходимости издания приказа (распоряжения) о назначении специально уполномоченного лица ответственным за ведение и хранение трудовых книжек.

Обоснование: В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Работодатель (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

В силу п. 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя. В приказе (распоряжении) указываются Ф. И.О., должность работника и ответственность, возложенная на него. Кроме того, в приказе могут содержаться сведения о лице, на которое возлагается ведение и хранение трудовых книжек на периоды временного отсутствия специально уполномоченного работника.

Если у работодателя отсутствует приказ (распоряжение) о назначении ответственного за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек работника, ответственность за ведение хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет работодатель в лице руководителя (директора, генерального директора и т. п.) юридического лица.

За нарушение установленного порядка ведения, хранения, учета и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В частности, за нарушение законодательства о труде ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа: на должностных лиц — в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Организациям вместо штрафа может грозить административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Таким образом, во избежание возможных негативных последствий для должностного лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа работодателя, а также для самой организации-работодателя, помимо должностной инструкции менеджера по персоналу, в которой указана обязанность последнего вести и хранить трудовые книжки работников, руководитель организации-работодателя должен издать приказ (распоряжение) о назначении специально уполномоченного лица ответственным за ведение, учет, хранение и выдачу трудовых книжек.

Данный вывод находит подтверждение в материалах судебной практики: Постановление ФАС Московского округа от 26.10.2006 по делу N КА-А40/10220-06.

А. П.Стоян

Эксперт

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

22.07.2010

——————————————————————