Туристическое агентство организует однодневные экскурсионные поездки по городу. Должно ли агентство выдавать туристские путевки?

Ответ: Если туристическое агентство организует однодневные экскурсионные поездки по городу, то туристские путевки оно выдавать не должно.

Обоснование: Для того чтобы определить, требуется ли оформление туристских путевок при организации однодневных экскурсий, необходимо определить, что представляет собой туристская путевка.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 132-ФЗ) туристской путевкой является документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности.

Туризм — это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.

Туристский продукт представляет собой комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Туристом признается лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.

Заказчиком туристского продукта является именно турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста.

Туристской деятельностью признается деятельность по организации путешествий (ст. 1 Закона N 132-ФЗ).

Указанные определения позволяют выявить признаки деятельности, непосредственно относящиеся к туристской деятельности. К таким признакам, в частности, относятся: выезд за пределы места жительства на срок более 24 часов и менее 6 месяцев, наличие определенных целей выезда (познавательные, лечебно-оздоровительные и пр.), размещение в стране (месте) временного пребывания и пр.

Для лиц, посещающих страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующих услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика, в Законе N 132-ФЗ выделен специальный термин — экскурсант.

Однодневные экскурсии по городу не подпадают под определение путешествия и туризма, а также в полной мере не являются туристическим продуктом, поскольку не предполагают выезда граждан с постоянного места жительства и предоставления услуг по размещению. Значит, деятельность туристического агентства по организации однодневных экскурсий не является туристской деятельностью.

Однако однодневные поездки (экскурсии), хотя и не имеют прямого отношения к туризму, могут быть косвенно связаны с туристической деятельностью, если услуги по организации однодневных экскурсий оказываются в составе единого туристического продукта. В данном случае однодневные экскурсионные поездки частично регулируются Законом N 132-ФЗ.

В случае если туристическое агентство осуществляет организацию однодневных экскурсионных поездок в качестве самостоятельного сервиса, то данная деятельность подлежит регулированию в соответствии с гл. 39 Гражданского кодекса РФ о возмездном оказании услуг.

Кроме того, согласно ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации в течение не более 24 часов подряд, не обязаны иметь финансовое обеспечение в соответствии с положениями указанного Закона.

Таким образом, на основании анализа правовой природы организации однодневных экскурсий в пределах города можно сделать вывод о том, что данная деятельность, осуществляемая в качестве оказания самостоятельных услуг, не относится к туристской деятельности и не подлежит регулированию Законом N 132-ФЗ.

Согласно положениям Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт, обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр. Организации и индивидуальные предприниматели, в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ).

Туристская путевка является бланком строгой отчетности, и ее форма утверждена Приказом Минфина России от 09.07.2007 N 60н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности».

Формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», применяются организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению такие услуги, для которых эти бланки утверждены приказами Минфина России.

Следовательно, организация, осуществляющая туристическую деятельность, вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии оформления и выдачи документа строгой отчетности «Туристская путевка».

Оформление туристской путевки является обязательным для организаций, осуществляющих туристическую деятельность (Письма Минфина России от 10.06.2010 N 03-01-15/4-120, УФНС России по г. Москве от 01.11.2010 N 17-15-114738; п. 3 Письма Роспотребнадзора от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания»).

Значит, для осуществления иной, нетуристической деятельности, в том числе деятельности по организации однодневных экскурсионных поездок в качестве самостоятельного сервиса, оформление туристской путевки не является обязательным.

М. Р.Забелина

Юрист

Аудиторская компания ООО «ИНСЭИ»

11.05.2011

——————————————————————