ЗАО ликвидируется в добровольном порядке. Единственный участник ЗАО является его генеральным директором

1. Нужно ли создавать ликвидационную комиссию или достаточно назначить одного ликвидатора?

2. Может ли в качестве ликвидатора выступать единственный участник ЗАО, он же — гендиректор?

3. Если необходимо назначить ликвидационную комиссию, то сколько должно быть человек в ее составе и может ли гендиректор быть ее председателем?

Ответ: 1. В случае ликвидации общество самостоятельно решает вопрос о создании ликвидационной комиссии либо назначении ликвидатора в единственном числе, ни одно из перечисленных действий не будет противоречить положениям действующего законодательства.

2. Действующим законодательством не установлено требований к составу и численности ликвидационной комиссии. Запретов на участие в ликвидационной комиссии директора ликвидируемого общества или его учредителей нет. В состав ликвидационной комиссии могут быть включены руководители, члены трудового коллектива, учредители (участники) или их представители.

3. Требований к председателю ликвидационной комиссии действующим законодательством не установлено, следовательно, генеральный директор может быть ее председателем.

Обоснование: Ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей другим лицам в порядке правопреемства.

В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном или принудительном порядке, а также в случае признания его несостоятельным (банкротом).

Добровольный порядок предполагает ликвидацию юридического лица по решению его учредителей либо уполномоченного органа юридического лица.

Согласно ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора). Ликвидационной комиссией (ликвидатором) устанавливаются порядок и сроки ликвидации юридического лица в соответствии с ГК РФ и другими законами.

В соответствии со ст. 104 ГК РФ акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. Иные основания и порядок ликвидации акционерного общества определяются ГК РФ и другими законами.

В силу ст. 21 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в случае добровольной ликвидации общества совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

Следует обратить внимание, что требований к составу и численности ликвидационной комиссии действующим законодательством не установлено. Запретов на участие в ликвидационной комиссии директора ликвидируемого общества или его учредителей нет. Таким образом, в состав ликвидационной комиссии могут быть включены руководители, члены трудового коллектива, учредители (участники) или их представители.

Как следует из приведенных выше норм, закон прямо предусматривает возможность назначения либо ликвидационной комиссии, либо ликвидатора без конкретизации качественного и количественного состава последних. Более того, если общество приняло решение о добровольной ликвидации, оно обязано назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), то есть лицо/лиц, ответственных за проведение ликвидации и составление ликвидационного баланса, на основании которого и будет проведена регистрация юридических лиц при их ликвидации.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, законодательно регулируются положениями ГК РФ и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации).

Пунктом 1 ст. 21 Закона о регистрации предусмотрено представление следующих документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган:

а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) ликвидационного баланса;

в) документа об уплате государственной пошлины;

г) документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. 1 — 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

На основании п. 4 ст. 22 и п. 4 ст. 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных настоящим Федеральным законом.

С. В.Тимошкова

Группа компаний

«Аналитический Центр»

23.07.2012

——————————————————————