Порядок взыскания налога при ликвидации организации
(Пантюшов О. В.) («Адвокат», 2012, N 7)
ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГА ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
О. В. ПАНТЮШОВ
Пантюшов Олег Викторович, адвокат, член Адвокатской палаты г. Москвы.
В статье О. В. Пантюшова с учетом судебно-арбитражной практики рассматриваются проблемы, возникающие при взыскании налога в случае ликвидации налогоплательщика-организации, исследуются вопросы соотношения гражданского и налогового законодательства при взыскании налога с ликвидируемой организации.
Ключевые слова: ликвидация, взыскание налога, налог.
Tax collection order in case of liquidation of the organization O. V. Pantyushov
In article of the lawyer, member of the Moscow Bar Chamber O. V. Pantyushov (e-mail: oleg-lawyer@mail. ru) taking into account judicial and arbitral practice, problems arising at collecting a tax in case of liquidation of the taxpayer organization are considered, questions of a ratio of the civil and tax legislation in case of tax collection from the liquidated organization are investigated.
Key words: liquidation, tax collection, tax.
Принудительное взыскание налога происходит по определенным правилам, установленным в налоговом законодательстве. Процедура принудительного взыскания налога может измениться в случае изменения правового статуса налогоплательщика. Начало процедуры ликвидации организации обусловливает некоторые особенности в процедуре бесспорного взыскания налоговой недоимки. Порядок ликвидации юридических лиц установлен в ст. ст. 61 — 65 ГК РФ, ст. ст. 20 — 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также в иных нормативных правовых актах в отношении некоторых организационно-правовых форм юридических лиц. В соответствии с п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица означает прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам и может иметь добровольный либо принудительный характер. Ликвидация юридического лица — это прекращение его деятельности как субъекта права, соответственно утрачиваются и все права, вытекающие из факта существования юридического лица (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Ликвидация влечет гражданско-правовые и налоговые последствия. Ликвидированная организация утрачивает также статус налогоплательщика. Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. В ст. 11 НК РФ дано определение организации для целей налогообложения: это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские юридические лица), а также иностранные юридические лица и иностранные организации. Ликвидация организации влечет невозможность исполнения налоговых обязательств ликвидированной организации перед бюджетом. В соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ. Согласно подп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о начале процедуры ликвидации в течение трех дней со дня принятия решения о ликвидации. В силу п. 2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с положениями ГК РФ, другими законами. Налоговый орган вправе назначить выездную налоговую проверку ликвидируемой организации, причем данная проверка может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ). Нахождение организации в процессе ликвидации изменяет правила исполнения ею налоговой обязанности. Обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (п. 1 ст. 49 НК РФ). В соответствии с п. 3 ст. 49 НК РФ очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации. Налоговые органы не имеют приоритета перед другими кредиторами при взыскании налога. Расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды ликвидируемой организации в силу п. 1 ст. 64 ГК РФ производятся в третью очередь. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. «Кредиторы ликвидируемого юридического лица не вправе в индивидуальном порядке требовать удовлетворения своих требований вне установленной законом очередности, данный правовой принцип составляет суть правоотношений в ликвидации, устанавливает правовые ограничения, связанные с особым порядком предъявления и удовлетворения требований кредиторов, направлен на представление кредиторам равных правовых возможностей» <1>. ——————————— <1> Постановление ФАС Уральского округа от 9 сентября 2009 г. N Ф09-6654/09-С2.
Задолженность по уплате налогов (сборов) представляет собой денежные обязательства ликвидируемой организации. Кредитором ликвидируемой организации по налоговым требованиям выступает налоговый орган. Таким образом, нахождение организации в процессе ликвидации означает, что налоговый орган утрачивает право принудительного взыскания налога с ликвидируемой организации в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ. Как указано в Постановлении ФАС Поволжского округа от 30 ноября 2010 г. по делу N А65-7926/2010, «Положения ст. 49 Кодекса и ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних. Следовательно, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителями общества решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии, внесении налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов), поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства, влечет за собой нарушение прав ликвидируемого юридического лица, нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика». Процедура бесспорного взыскания налога представляет собой определенную последовательность действий налогового органа. Начало процедуры бесспорного взыскания налога — предъявление налогоплательщику требования об уплате налога <2>. Выставление требования об уплате налога (сбора), пени в период нахождения общества в стадии ликвидации не соответствует нормам налогового и гражданского законодательства, нарушает права организации, находящейся в процессе ликвидации, и права ее кредиторов. ——————————— <2> Постановление ФАС Московского округа от 10 августа 2011 г. N КА-А40/8493-11-2-Б.
Между тем по данному вопросу имеется противоречивая судебно-арбитражная практика. Так, суд посчитал, что налоговый орган вправе направить требования об уплате налога в адрес ликвидируемой организации. «Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит запрета на выставление в адрес ликвидируемого лица требования об уплате налогов (сборов), пеней в период нахождения организации в стадии ликвидации. Более того, налоговый орган вправе обратиться с требованием об уплате налога к ликвидационной комиссии должника-налогоплательщика» <3>. ——————————— <3> Постановление ФАС Поволжского округа от 19 апреля 2011 г. по делу N А12-15219/2010.
Анализ норм налогового законодательства показывает, что в нем не содержится положений об освобождении организации, находящейся в стадии ликвидации, от обязанности уплачивать в установленные сроки обязательные платежи (налоги). Вместе с тем положения ст. 49 НК РФ устанавливают иной порядок исполнения налоговой обязанности. Налоговые обязательства исполняются в соответствии с очередностью, установленной гражданским законодательством. Налоговый орган не вправе принимать меры по обеспечению уплаты налогов с ликвидируемой организации. Процедура взыскания налога с организации в стадии ликвидации приобретает особый характер. Налоговый орган как кредитор ликвидируемой организации должен в установленный законом срок предъявить свои требования ликвидационной комиссии для включения их в реестр требований кредиторов в целях обеспечения возможности получить удовлетворение. Требование налогового органа как кредитора, упоминаемое в ст. ст. 63, 64, 855 ГК РФ, не совпадает по смыслу с понятием «требование об уплате налога», употребляемым в ст. ст. 45 — 48, 69, 70 НК РФ, поскольку данные требования имеют различный характер. Требование об уплате налога представляет собой документ установленной формы, направляемый в случае наличия налоговой недоимки, требование кредитора к ликвидируемой организации представляет собой материально-правовое притязание кредитора к должнику. Согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ срок для предъявления требований не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. После окончания данного срока ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Ликвидационная комиссия вправе отклонить требования кредитора или уклониться от их рассмотрения. В этом случае налоговый орган в силу п. 4 ст. 64 ГК РФ вправе обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. Закон устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования спора путем направления требований в ликвидационную комиссию. Данный порядок предусматривает возможность для кредитора обратиться в суд только после обращения с требованием к ликвидатору. Нарушение налоговым органом досудебного порядка исключит удовлетворение иска налоговой службы. Налоговый орган должен также избрать надлежащий способ защиты права. В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 15 июня 2011 г. N Ф03-2242/2011, в частности, говорится: «Рассматривая требования ФНС России о признании незаконными действий ликвидационной комиссии по невключению задолженности УК «Владгосцирк» перед бюджетом в ликвидационный баланс и об обязании исполнить данную обязанность, арбитражные суды обеих инстанций правильно исходили из того, что возможность защиты прав кредитора при ликвидации юридического лица подобными способами не предусмотрена ст. ст. 12, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с этим требования в указанной части обоснованно оставлены судами без удовлетворения, и доводов, опровергающих правильность вывода судов об избрании ФНС России ненадлежащего способа защиты посредством предъявления таких требований с точки зрения приведенных выше норм права, кассационная жалоба не содержит». Налоговый орган в случае отклонения ликвидационной комиссией требований к должнику вправе предъявить исковое заявление о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам за счет оставшегося имущества ликвидируемого должника. Заявление должно быть подано налоговой службой в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством для обращения в суд с иском о взыскании налоговой задолженности. Процедура ликвидации не может служить обстоятельством для изменения сроков обращения в суд. «Сама по себе процедура ликвидации не дает право налоговому органу взыскать с предприятия задолженность по налогам, пеням, штрафам, в отношении которой истекли установленные НК РФ сроки на ее принудительное взыскание» <4>. Обращение в суд с иском к ликвидационной комиссии в порядке, установленном п. 4 ст. 64 ГК РФ, кредитором, в удовлетворении требований которого отказано ликвидатором, возможно и после утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Проблема в том, что имущества ликвидируемого может не хватить для удовлетворения требований инспекции. «Несоблюдение налоговой инспекцией установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации юридического лица влечет установленные налоговым законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора» <5>. Положения ст. 49 НК РФ и ст. 64 ГК РФ не предусматривают возможности применения кредиторами, в том числе по налоговым долгам, ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований. Нарушение налоговым органом порядка предъявления требований к ликвидационной комиссии может сделать невозможным удовлетворение требований по уплате налоговой задолженности, так как налоговые требования не будут учтены в процессе расчетов с кредиторами. ——————————— <4> Постановление ФАС Центрального округа от 13 августа 2009 г. по делу N А23-4198/08А-13-147. <5> Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 5 апреля 2012 г. по делу N А32-8784/2011.
Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (п. 3 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). В ст. 21 указанного Закона установлен перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица. Документы подаются в регистрирующий (налоговый) орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Налоговый орган по результатам рассмотрения документов принимает решение о государственной регистрации ликвидации. Налоговый орган может отказать в регистрации ликвидации организации. «Представленный на регистрацию ликвидационный баланс не соответствовал в части уплаты обязательных платежей в бюджет, сведениям, имеющимся у налогового органа. В ликвидационном балансе, представленном заявителем в налоговый орган, сведения о наличии задолженности по обязательным платежам в бюджет отсутствовали… согласно ч. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами, ликвидационный баланс общества, составленный 06.07.2007, не может считаться достоверным. Исходя из смысла ст. ст. 14 и 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно» <6>. ——————————— <6> Постановление ФАС Поволжского округа от 13 мая 2008 г. по делу N А12-11678/07.
Налоговые органы не вправе отказывать в регистрации ликвидации организации по причине наличия задолженности перед бюджетом, которая не может быть взыскана ввиду пропуска срока на принудительное взыскание налога. «…Налоговый орган принял решение об отказе в государственной регистрации ликвидации Учреждения. Основанием для принятия решения послужило представление ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности перед бюджетом. Не согласившись с отказом в регистрации, Учреждение оспорило его в судебном порядке. Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили, в том числе из того что, во-первых, Учреждением были представлены все необходимые документы для государственной регистрации; во-вторых, налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих размер неотраженной в ликвидационном балансе задолженности; в-третьих, срок принудительного взыскания задолженности истек» <7>. ——————————— <7> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 марта 2009 г. N Ф04-1154/2009(1139-А03-37).
В случае ликвидации организации снятие с налогового учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц в порядке, установленном Правительством РФ (п. 5 ст. 84 НК РФ). Согласно абзацу первому п. 4 ст. 49 НК РФ в случае, если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных налогов и сборов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам налоговым органом в порядке, установленном главой 12 НК РФ. «В случае отсутствия у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации. Следовательно, при наличии у ликвидируемой организации недоимки по налогам сумма излишне уплаченного налога не подлежит возврату ликвидируемой организации» <8>. ——————————— <8> Постановление ФАС Поволжского округа от 8 июля 2010 г. по делу N А57-23706/2009.
Налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет имеющейся переплаты по налогам у ликвидируемой организации в счет исполнения налоговых обязательств. Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему Российской Федерации, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы. Пунктом 2 ст. 49 НК РФ предусмотрена дополнительная ответственность перед бюджетом участников (учредителей) ликвидируемой организации по налоговым обязательствам организации: «Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
——————————————————————