Кредитный договор между организацией (заемщиком) и банком (кредитором) является ненадлежаще оформленным (подделана подпись генерального директора организации), однако кредит был получен организацией, в течение срока пользования кредитными средствами получалось соответствующее подтверждение о наличии долга от организации, факты настоящего договора сторонами не оспариваются. Тем не менее кредит организация не возвратила, проценты за пользование денежными средствами банку не уплатила. Правомерны ли требования организации по признанию сделки (кредитного договора) недействительной в связи с ненадлежащим оформлением договора?

Ответ: Ненадлежащее оформление (с поддельной подписью генерального директора организации) кредитного договора между организацией и банком при условии получения кредита от банка, подтверждения долга организацией и подтверждения сторонами факта наличия кредитных отношений при последующем отказе организации вернуть кредитные средства и проценты за их пользование не будет признано недействительным по требованию заемщика, так как ненадлежащее оформление договора произошло из-за недобросовестных действий заемщика. Позиция президиума ВАС РФ подтверждает данный вывод.

Обоснование: Абзац 1 п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускает действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Пункт 2 ст. 10 ГК РФ устанавливает возможность отказа суда, арбитражного суда или третейского суда лицу в защите принадлежащего ему права в случае несоблюдения требований, предусмотренных п. 1 ст. 10 ГК РФ.

Статья 53 ГК РФ устанавливает, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Статья 168 ГК РФ признает сделку, не соответствующую требованиям закона или иных правовых актов, ничтожной, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Статья 309 ГК РФ устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Статья 310 ГК РФ не допускает односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных законом. Также односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Статья 819 ГК РФ определяет кредитный договор как договор, по которому банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Статья 820 ГК РФ устанавливает, что кредитный договор должен быть заключен в письменной форме, несоблюдение которой влечет недействительность кредитного договора. Такой договор считается ничтожным.

Обращаясь к судебной практике, следует, прежде всего, рассмотреть Постановление ФАС Уральского округа от 18.04.2011 N Ф09-1031/11-С5 по делу N А07-16356/2009, в материалах дела которого банк обратился с иском к организации и ее поручителям о солидарном взыскании суммы задолженности по договору об открытии возобновляемой кредитной линии. Судом было установлено, что кредитный договор был подписан неустановленным лицом, что, согласно ст. 820 ГК РФ, влечет его ничтожность. В то же время стороны вступили в договорные отношения (данный факт сторонами не отрицается), кредитные средства были получены, заемщик внес за них плату, уплачивал проценты по кредиту и так далее. Тем не менее суд, руководствуясь ст. 820 ГК РФ, принял решение о признании данного договора ничтожным, отменив решение суда апелляционной инстанции и поддержав суд первой инстанции. Данное Постановление было отменено впоследствии Президиумом ВАС РФ (принял правовую позицию апелляционного суда).

Принимая Постановление от 13.12.2011 N 10473/11, Президиум ВАС РФ руководствовался тем, что заемщик исполнял кредитный договор в соответствии с изложенными в нем условиями, в том числе внес плату за предоставление кредита, уплачивал проценты за пользование кредитом, подписал дополнительное соглашение к кредитному договору об увеличении процентной ставки, подтвердил свою задолженность по указанной сделке в акте сверки. Суд также решил, что ненадлежащее оформление договора вызвано недобросовестными действиями заемщика, и в ситуации, когда заемщик получил и принял исполнение от кредитора, но не исполнил свои обязательства по возврату кредита и уплате процентов, требование заемщика о признании кредитной сделки недействительной из-за порока формы следует квалифицировать на основании п. 1 ст. 10 ГК РФ как злоупотребление правом. В силу п. 2 ст. 10 ГК РФ суд отказал организации в защите ее права, не признав договор кредита ничтожным и удовлетворив иск банка.

Таким образом, ненадлежащее оформление (с поддельной подписью генерального директора организации) кредитного договора между организацией и банком при условии получения кредита от банка, подтверждения долга организацией и подтверждения сторонами факта наличия кредитных отношений при последующем отказе организации вернуть кредитные средства и проценты за их пользование не будет признано недействительным по требованию заемщика, так как ненадлежащее оформление договора произошло из-за недобросовестных действий заемщика. В таком случае имеет место быть злоупотребление правом со стороны организации, а ее требования будут отклонены.

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

29.08.2012

——————————————————————