Организации заключили договор субподряда, по которому субподрядчик обязуется осуществить ремонт подъездного пути к организации-заказчику. Договором предусмотрено возмещение подрядчиком субподрядчику расходов на ГСМ для транспортных средств, используемых для выполнения работ по договору. Может ли подрядчик возмещать субподрядчику расходы на ГСМ (имеется в виду сделка субподряда)? Каковы налоговые последствия для обеих сторон сделки?
Ответ: Если между организациями заключен договор субподряда, по которому субподрядчик обязуется осуществить ремонт подъездного пути к организации-заказчику, и договором предусмотрено возмещение подрядчиком субподрядчику расходов на ГСМ для транспортных средств, используемых в процессе осуществления работ по договору, то суммы, полученные субподрядчиком в возмещение расходов, понесенных им на приобретение ГСМ, учитываются у субподрядчика в качестве доходов. Суммы, выплаченные субподрядчику, учитываются у подрядчика в прочих расходах, связанных с производством и (или) реализацией.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу ст. 704 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами.
Таким образом, договором подряда может быть предусмотрено, что заказчик обеспечивает подрядчика строительными материалами, ГСМ и так далее либо что заказчик возмещает расходы на материалы, понесенные подрядчиком.
Согласно п. 1 ст. 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Таким образом, генеральный подрядчик может в соответствии с договором возмещать расходы на ГСМ, понесенные субподрядчиками, а затем потребовать возмещения данных расходов с заказчика.
Согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Как следует из приведенной нормы, в пределах норм учитываются только расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, иные расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта) не нормируются.
Данная позиция подтверждается Письмом УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 N 20-12/29007, в котором указано, что расходы на приобретение ГСМ учитываются в целях налогообложения исходя из пробега автомобиля с учетом фактического расхода топлива (ГСМ) в производственных целях.
Однако Минфин России по данному вопросу придерживается противоположной точки зрения, указывая, что при учете затрат на покупку топлива в расходах необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенными в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (см., например, Письма Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57 и от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61).
Судебная практика по данному вопросу позицию Минфина России не разделяет. Так, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 25.09.2007, 28.09.2007 N КА-А41/9866-07 указано, что НК РФ не предусматривает нормирование расходов на приобретение ГСМ.
Следовательно, вопрос о нормировании затрат на приобретение ГСМ является спорным (исходя из позиции Минфина России их следует учитывать в пределах Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте), и субподрядчик, решивший учитывать данные расходы исходя из пробега автомобиля с учетом фактического расхода топлива, будет в суде доказывать правомерность своей позиции в случае возникновения претензий со стороны налоговых органов.
Согласно требованиям ст. 252 НК РФ расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Поскольку в ст. 251 НК РФ, устанавливающей перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы, суммы, полученные субподрядчиком в возмещение расходов, понесенных им на приобретение ГСМ, не поименованы, данные выплаты ему следует учитывать в качестве доходов.
Что касается генерального подрядчика, то суммы, выплаченные им субподрядчику, учитываются у него в прочих расходах, связанных с производством и (или) реализацией.
Относительно НДС отметим следующее.
Субподрядчик имеет право сумму НДС, уплаченную им поставщику топлива, принять к вычету в случае выполнения требований ст. ст. 171, 172 и 169 НК РФ.
Само возмещение ГСМ подрядчиком субподрядчику не образует реализацию по смыслу ст. 39 НК РФ, а значит, данная операция не вызывает налоговых последствий в части НДС.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
15.02.2013
——————————————————————