Достоинство личности как традиционная ценность международного и внутригосударственного права

(Казановская Ю. А.) («Ленинградский юридический журнал», 2013, N 2)

ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ КАК ТРАДИЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

Ю. А. КАЗАНОВСКАЯ

Казановская Юлия Александровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Юридического института Северо-Кавказского федерального университета.

В статье рассматривается достоинство личности — юридическая категория, понимаемая как традиционная ценность права и его неотъемлемая составляющая.

Ключевые слова: традиционные ценности человечества, достоинство личности, свобода, принцип уважения достоинства.

The article deals with the dignity of the individual — a legal category, understood as the value of traditional law and its integral part.

Key words: traditional human values, personal dignity, liberty, principle of dignity consideration.

Права человека имеют в своей основе не только определенные ценности, но и представляют ценность сами по себе. В настоящее время проблема ценностей приобретает все большее значение. Это объясняется тем, что процесс обновления всех сфер общественной жизни вызвал немало новых как положительных, так и отрицательных явлений. Несмотря на достаточно частое использование понятия «традиционные ценности человечества» в текстах международных актов, в международном праве не сложилось его согласованного определения. В «Предварительном исследовании по вопросу о поощрении прав человека и основных свобод путем более глубокого понимания традиционных ценностей человечества» <1> Владимир Карташкин, назначенный докладчиком редакционной группы Консультативного комитета Совета по правам человека ООН, предложил к традиционным ценностям человечества отнести общепризнанные и общепринятые всеми цивилизациями исторически устойчивые позитивные нематериальные категории, характеризующие общественные отношения на определенных этапах развития общества. Исчерпывающего перечня традиционных ценностей человечества не существует. На различных этапах исторического развития они неодинаковы. Однако важнейшими традиционными ценностями человечества, определяющими как развитие индивида, так и всего общества в целом, являются достоинство и свобода. ——————————— <1> URL: http://www2.ohchr. org/english/ bodies/hrcouncil/advisorycommittee/ docs/session8/ A-HRC-AC-8-4_ru. doc.

Совет по правам человека ООН в Резолюции 16/3, принятой 24 марта 2011 г., подтверждая, что «достоинство, свобода и ответственность являются традиционными ценностями, которые разделяет все человечество и которые закреплены в универсальных договорах по правам человека», признал также, что «более глубокое понимание и уважение этих ценностей способствуют поощрению и защите прав человека и основных свобод». Концепция свободы и достоинства сформулирована в основополагающих международных документах по правам человека. В преамбуле Устава ООН говорится о народах Организации Объединенных Наций, «преисполненных решимости… вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности». Преамбула Всеобщей декларации прав человека начинается словами: «Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира…» Статья 1 Декларации провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Во многих международных документах достоинство личности сопрягается со свободой и правами человека. Свобода и достоинство, как отмечается в них, являются условием соблюдения основных прав человека. Именно это принципиальное положение сформулировано в Воззвании Тегеранской конференции, принятом 13 мая 1968 г. В п. 5 Воззвания подчеркивается, что «главной целью Организации Объединенных Наций является достижение каждым человеком максимума свободы и достоинства. Для осуществления этой цели законы каждой страны должны предоставлять каждому гражданину, независимо от расы, языка, религии или политических убеждений, свободу слова, информации, совести и религии, а также право участвовать в политической, экономической, культурной и социальной жизни своей страны». В Декларации ООН о расе и расовых предрассудках 1978 г. раскрывается природа общечеловеческого достоинства: «Все люди принадлежат к одному и тому же виду и имеют общее происхождение. Все народы мира обладают равными способностями, позволяющими им достигнуть самого высокого уровня интеллектуального, технического, социального, экономического, культурного и политического развития». Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла 11 ноября 1997 г. Всеобщую декларацию о геноме человека и о правах человека. Как указывается в ст. 1, «геном человека лежит в основе изначальной общности всех представителей человеческого рода, а также признания их неотъемлемого достоинства и разнообразия». Декларация провозглашает право каждого человека на уважение его достоинства и прав вне зависимости от его генетических характеристик. Этот вопрос был аналогичным образом решен и в принятой Советом Европы Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений медицины, в Конвенции о правах человека и биомедицине (1996) и других актах. Это послужило формированию нового генетического понимания общечеловеческого достоинства и равенства людей в своем достоинстве, независимо от их генетических особенностей. Декларация социального прогресса и развития ООН (1969) провозглашает, что «социальный прогресс и развитие основываются на уважении достоинства и ценности человеческой личности». В Венской декларации и Программе действий, принятой 25 июня 1993 г., подчеркивается, что только обеспечение свободы и достоинства на основе соблюдения прав человека способствует установлению стабильности и благосостоянию. Таким образом, большинство международных документов универсального характера формулируют необходимость обеспечения свободы и достоинства как условия соблюдения фундаментальных прав человека и установления стабильности в мире. Эта же идея закрепляется и в важнейших международных договорах регионального характера. В ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) сформулированы запреты действий, которые могли бы считаться умалением человеческого достоинства. В Хартии Европейского союза об основных правах (2000) достоинство человека выступает концептуальным ядром всего документа, а перечисленные в ней права конкретизируют общее для них право на уважение человеческого достоинства. Международные документы по правам человека выделяют цели и направления использования принципа уважения достоинства, к числу которых относятся: устранение дискриминации человека по этническому признаку и обоснование равенства; актуализация требования свободы, автономии, утверждения полноценности, равенства в человеческом сообществе женщин, инвалидов и детей; обоснование обязанности государств создавать такие социально-экономические условия, при которых свободное развитие человека практически утверждает достоинство и т. д. Уважение достоинства человека должно соблюдаться в любых ситуациях. Общество и государство не должно лишать человека его достоинства независимо от любых обстоятельств, его моральных качеств, нарушений правил поведения и даже совершения преступлений. Лишение отдельных людей или группы лиц достоинства или свободы несовместимо с соблюдением прав человека. Такое лишение ведет к отрицанию практически всего комплекса фундаментальных прав. Соблюдение свободы и достоинства требует того, чтобы допустимые ограничения прав человека не были произвольными, а строго подчинялись нормам, закрепленным в международных договорах. Более того, уважение общечеловеческих ценностей предполагает недопустимость каких-либо ограничений в отношении многих прав человека, как например, запрещение пыток и жестокого или унижающего достоинство видов обращения и наказания и многих других. В Международном пакте о гражданских и политических правах специально подчеркивается, что «все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности» (п. 1 ст. 10). Эта же идея содержится в многочисленных международных документах: Декларации о защите всех лиц от насильственных исчезновений (1992); Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (1955); Своде принципов защиты всех лиц, подвергшихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988) и других актах. Категории «свобода» и «достоинство» в XX в. стали фундаментальной основой всех международно-правовых актов и, следовательно, частью большинства современных конституций. Некоторые из них выдвигают на первый план принцип уважения человеческого достоинства. Так, в ст. 1 Конституции ФРГ говорится: «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его — обязанность всякой государственной власти». В Конституции Греции этот принцип провозглашен в ст. 2. Другие конституции фиксируют принцип уважения достоинства личности в статье, открывающей главу о правах и свободах человека (ст. 7 швейцарской Конституции, ст. 10 итальянской Конституции). В ст. 30 Конституции Польши раскрыто содержание этого принципа и его значение для всего института прав и обязанностей личности: «Естественное и неотъемлемое достоинство человека образует источник свобод и прав человека и гражданина. Оно ненарушимо, а его уважение и охрана являются обязанностью публичных властей». В Конституции Бельгии зафиксирован другой подход к достоинству личности. Здесь оно выступает в качестве одного из конституционных прав личности: «Каждый имеет право вести жизнь, соответствующую человеческому достоинству» (ст. 23). В данном случае право на достоинство связывается с правом на достаточный уровень жизни. Португальская Конституция дает современную интерпретацию указанного права, гарантируя право граждан на личное достоинство и генетическую индивидуальность человека, на доброе имя и хорошую репутацию (ст. 26) и равенство в общественном достоинстве (ст. 13). Среди норм Конституции Российской Федерации основное значение имеют те, которые закреплены в ст. 2 и ст. 21 Конституции РФ. В первой из них зафиксирован принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Здесь термин «достоинство» не применяется, но речь идет именно об этой категории. В данном случае его обеспечение рассматривается как один из общих принципов права, основ конституционного строя и объектов государственной защиты. Кроме того, права и свободы человека рассматриваются как воплощение идеи высшей ценности личности. В ст. 21 гл. 2 Конституция РФ закреплено право на достоинство как одно из прав человека и гражданина: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» (ч. 1 ст. 21). Формулировка «ничто не может быть основанием для его умаления» в ч. 1 ст. 21 Конституции РФ подразумевает, что никакие личные и социальные качества человека, события, ни чрезвычайное, ни военное положение не могут служить оправданием унижения человеческого достоинства. Государство охраняет достоинство личности, определяя основания и формы ограничения неприкосновенности личной жизни граждан и обеспечивая механизмы защиты права на достоинство от посягательств государственных органов, должностных лиц и граждан. Для обеспечения уважения достоинства личности должно быть исключено произвольное, без законных оснований вмешательство государства в частную жизнь граждан, нарушение порядка проведения процессуальных действий. Таким образом, содержанием конституционного права на достоинство личности являются публично-правовые притязания личности на действия государства в интересах общества в целом (государственно-всеобщий интерес), и юридическая обязанность государства совершить эти действия. Охраняемый этим правом публичный интерес состоит в признании ценности личности как субъекта отношений с государством (достоинство), благодаря чему поддерживаются условия достойной жизни и свободного развития человека <2>. ——————————— <2> Марченко В. Я. Достоинство личности в конституционно-правовом измерении: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2008.

Содержание права на достоинство личности опосредует две системы конституционно-правовых связей человека и государства. Первую систему образует комплекс личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина, ядром которых являются предусмотренные Конституцией РФ равенство людей (ст. 19), право на жизнь (ст. 20), право на достоинство (ч. 2 ст. 21), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22). Их основным назначением является предоставление формально-юридических гарантий невмешательства государства в сферу прав и интересов личности. Другую систему конституционно-правовых связей образуют социальные права: право собственности (ст. 35), частной собственности на землю (ст. 36), право на труд (ст. 37), на защиту материнства и детства (ст. 38), на социальное обеспечение (ст. 39), право на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на благоприятную окружающую среду (ст. 42), на образование (ст. 43). Указанные права, основным назначением которых является юридическое гарантирование человеку условий для достойной жизни, предоставляют личности возможность развиваться путем доступа к различным условиям человеческого существования. В Конституции Российской Федерации прослеживается взаимосвязь признания и уважения достоинства личности (ч. 1 ст. 21) с принципом социального государства (ч. 1 ст. 7). Эта связь проявляется в положительной деятельности социального государства по охране достоинства личности, которая реализуется через обязанность социального государства создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Признание достоинства и свободы как традиционных ценностей человечества в международных актах и внутреннем законодательстве государств, к сожалению, не привело к четкой формулировке этих понятий. Они достаточно широки и им даются различные определения. Достоинство, как правило, отождествляется с ценностью человека (человека вообще или конкретной личности) или с осознанием им этой ценности либо с поведением человека, выражающимся в достойном образе жизни. Важнейший аспект содержания достоинства заключается в сознании отсутствия принуждения, т. е. сознании свободы. Свобода — одно из наиболее значимых благ, не только создающее условия, необходимые для всестороннего удовлетворения запросов личности, но и обеспечивающее демократическое развитие общества, поскольку она понимается как отсутствие принуждения, каких-либо ограничений по отношению к личности, а также как свобода выбора, способность человека к достижению своих целей. Именно достоинство и свобода выступают принципами, которые определяют положение человека в обществе и государстве. Они являются ценностями, лежащими в основе всех прав человека, их значение для поощрения и защиты естественных и неотъемлемых прав человека нельзя переоценить.

——————————————————————