Универсальность прав человека — важный фактор развития

(Рустамов А. А.-оглы)

(«Омбудсмен», 2013, N 2)

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА — ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ

А. А.-ОГЛЫ РУСТАМОВ

Рустамов Азер Акиф-оглы, преподаватель Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики.

Статья содержит небольшое исследование по вопросу универсальности прав человека в международном праве. Необходимость исследования этого вопроса связана с растущим интересом к правам человека во всем мире. Сегодня ни одно государство не может обходить этот вопрос стороной, т. к. репутация страны во многом зависит от ситуации с соблюдением прав человека. Автор подчеркивает важность и необходимость претворения в жизнь прав человека независимо от страны и общества, а также предлагает свои выводы.

Ключевые слова: универсальность, права человека, естественное право, международное право.

The universality of human rights is the important factor of the development

A. A. Rustamov

The article contains a small research about a question of universality of human rights in the international law. Need of research of this question is connected with growing interest to human rights around the world. Today any state can’t avoid this question as the reputation of the country in many respects depends on the provision of observance of human rights. The author emphasizes importance and need of implementation of human rights irrespective of the country and society, also offers the conclusions.

Key words: universality, human rights, natural law, international law.

Право — это все то, что истинно и справедливо.

Виктор Гюго

Введение

В наше время права человека носят универсальный характер. История развития человеческих отношений, обществ и государств как раз свидетельствует об универсальности этих прав. Конечно, в силу особенностей каждой страны, пришлось пройти долгий путь к признанию прав человека универсальными. Где-то к этому пришли быстро, где-то, даже сегодня, этого нужно стараться достичь.

Права человека во всем мире сближают страны и народы, которые хотят жить в гармонии и согласии, независимо от пола, языка, расы, религии и других различий. Именно в этом и есть большой плюс прав человека, что они универсальны для всех людей, которые избрали демократический путь развития, где больше всего эти права защищаются и усовершенствуются. Права человека универсальны, ибо если бы было наоборот, тогда отпала бы необходимость их международно-правовой защиты как на национальном, так и на международном уровне.

Специалист Андрей Юров замечает, что существует два подхода к правам человека. Права человека — это: 1) убеждения, система ценностей, философская концепция (т. е. защита справедливости и человеческого достоинства); 2) четкие правовые нормы и эффективно работающие механизмы: то, что в международной терминологии часто называют «международное право прав человека» («International Human Rights Law») [6, с. 9 — 10].

Права человека и естественное право

В настоящее время демократический уровень и опыт прежде всего западных государств — яркое подтверждение тому, что без полноценной защиты прав человека невозможно развитие страны и общества в целом. «Нельзя представить современную жизнь без прав человека, потому что эти права, опираясь на принципы свободы, равноправия, справедливости носят универсальный характер» [1, с. 41].

Права человека, являясь частью мировой истории и культуры, дали мощный импульс для формирования многообразных человеческих взглядов и мировоззрений. Моральная, социальная, историческая, философская и, наконец, политическая ценность прав человека выступают как плацдарм для дальнейшего развития стран в XXI в. Человек (личность) — общество — государство — вот три кита, на которых сегодня держатся и развиваются права человека.

Фархад Мехтиев убежден в том, что главный источник прав человека и есть сам человек [5, с. 7]. Можно добавить, что человек на протяжении всей истории своими мыслями, убеждениями, действиями сделал себя объектом внимания и уважения со стороны других людей, общества и государства. А в XXI в. он окончательно стал главным актором на поле правовых отношений как внутри, так и вне границ одного государства.

Права человека связаны со статусом человека в обществе. Поэтому с древних времен человек стремился быть свободным и иметь кров над головой, чтобы во всем были равноправие и справедливость и т. д. В этом отношении естественное право выступало как маяк среди мрака. Естественное право — это, в сущности, естественные, а потом уже правовые и политические идеи человечества.

Как известно, Древняя Греция и Древний Рим стали родиной идеи естественного права. Рабовладельческое общество признавало только «сильных», состояло из каст, другие страны и народы считались «слабыми и нецивилизованными», с помощью силы можно было управлять всем. Хотя это качество было и в азиатских странах, например в Индии и Персии.

Со временем отношения в обществе, статус человека (гражданина и негражданина) стали меняться. Солон, Гесиод, Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Протагор, Зенон, Антифонт, Алкидам, Аристотель и другие стали родоначальниками перемен в умах и сердцах. Идеи древнегреческих философов были с большим воодушевлением восприняты в Риме. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Цицерон и другие развивали идею естественного права.

Идеи естественного права и прав человека еще больше стали развиваться в средние века, а потом и в XVIII — XIX вв. Ренессанс и эпоха Просвещения дали второе дыхание этим идеям. Учение о природе, божественное представление о мире стали меняться и развиваться. Вольтер, Монтескье, Жан-Жак Руссо, Фома Аквинский, Гуго Гроций, Джон Локк, Томас Пейн, Иммануил Кант, Гегель, Иеремия Бентам, Джон Стюарт Милль и многие другие для реформирования отношений человека с государством, в целом системы права и правовых отношений в обществе сотворили чудо, если можно так выразиться. Конечно, нельзя забывать о том, что революции и события, особенно во Франции и США, дали прогрессивным силам во всем мире возможность утверждать то, что человек (личность) прежде всего и права человека — это важная область человеческой деятельности.

Идея стала явью, или универсальность —

неотъемлемое свойство прав человека

Естественное право как общие представления о законах природы, справедливости, совести, порядке стало казаться людям уже недостаточным. После многолетних войн, особенно после I и II мировых войн, многие государства поняли и приняли главную истину мировой истории — для того, чтобы развиваться, нужен мир между государствами и народами.

Принципы и нормы международного права стали главной основой этих взаимоотношений. Как важная область международного права человека в XX в. стали притягивать всех: и философов, и политиков, и обычных граждан. Человечество наконец-то осознало, что без уважения и защиты прав человека нет будущего у нашей планеты.

Устав ООН от 1945 г. первый раз заложил основу защиты прав человека на универсальном уровне: «С целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, Организация Объединенных Наций содействует:

a) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

b) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных; международному сотрудничеству в области культуры и образования;

c) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 55 Устава ООН) [8].

А Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объединенных Наций в 1948 г., положила начало всемирной защите прав человека не только на международной арене, но и, что очень важно, на национальном уровне. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» (ст. 1 Всеобщей декларации прав человека) [8].

Те страны, которые по разным причинам не хотели бы, чтобы другие государства вмешивались в их внутренние дела, не могли отказаться от идеи защиты прав человека как общей ценности человечества. После этого процесс принял необратимый характер — были приняты другие важные документы в области прав человека, например: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) и т. д.

Принцип универсальности прав человека в т. ч. означает, что каждое государство должно соблюдать определенные общепризнанные международно-правовые нормы в области прав человека не только в отношении собственных граждан, но и иностранных, а также лиц без гражданства [4, с. 272]. В этом отношении Конституция Азербайджанской Республики созвучна с этой мыслью: «Каждый с момента рождения обладает неприкосновенными, незыблемыми и неотъемлемыми правами и свободами» (ст. 24 Конституции Азербайджанской Республики) [3].

Права человека — всеобщая ценность, т. е. ценность, которую люди сами заслужили своей борьбой против тирании, тоталитаризма и других проявлений подавления человека (личности). Поэтому эта ценность не может существовать только для одной страны и народа. В основе прав человека лежит, как мне кажется, главное качество этого «чудо-явления» человечества — одинаковое отношение к потребностям человека (личности) независимо от того, где он родился и живет. Вот почему права человека универсальны. Именно это свойство дает правам человека стоять выше всего остального.

По мнению профессора Латифа Гусейнова, права человека носят естественный и универсальный характер, поэтому их защита не является сугубо внутригосударственным делом [2, с. 156 — 160]. И не случайно. Как правильно пишет Людмила Ульяшина, универсальность является одной из черт, относящихся к понятийно-образующим признакам МСПЧ (международных стандартов прав человека) [7, с. 62].

Универсальность прав человека позволяет защищать и ставить интересы человека (личности) выше, чем какие бы то ни было другие ценности. Универсальность выступает как гарант того, что права человека — это своего рода неписаная конституция человечества в XXI в. Не может быть права человека только для определенного государства. Это то же самое, как сказать, что демократия имеет национальные очертания. Универсальность прав человека, наверное, — главное достижение человека для человека, личности для личности.

Выводы

В XXI в. права человека — особая область международного права, но не только. Права человека поэтому и универсальны, что охватывают и внутреннюю, и внешнюю политику государств. Сегодня о стране создается мнение прежде всего по критерию: как и насколько в этой стране соблюдаются права человека.

Сегодня Комитет ООН по правам человека, Европейский суд по правам человека, НПО, правозащитники, международные и европейские организации — одним словом, все работают ради одной цели: чтобы права человека навсегда стали всеобщим достоянием человечества.

Универсальность прав человека имеет особенности и выражается в следующем:

— права человека являются объектом мировой общественности, международных организаций и стран в целом;

— демократический строй является важной гарантией полной защиты прав человека;

— в области прав человека действуют три уровня механизмов защиты: национальные, европейские (региональные) и международные;

— универсальность как неотъемлемое качество прав человека дает возможность всем во всем мире чувствовать себя как-то защищенными; по крайней мере, с помощью действующих механизмов права человека лучше претворяются в жизнь;

— в области прав человека еще многое надо сделать, но многие государства (правительства) понимают, что защита прав человека — это уже необратимый процесс;

— как принцип универсальность является движущейся силой развития прав человека в современном мире.

Литература

1. Алиев А. И. Международно-правовая защита прав человека: Учеб. Баку: NAT-CO MMC, 2009.

2. Гусейнов Л. Г. Международное право: Учеб. Баку: Ганун, 2012.

3. Конституция Азербайджанской Республики. Баку: Ганун, 2009.

4. Международное право / Под ред. проф. А. Н. Вылегжанина: Учеб. М.: Юрайт, 2012.

5. Мехтиев Ф. С. Права человека в теории и практике. Баку: Адильоглы, 2009.

6. Права человека в Российской Федерации: Сб. ст. / Сост. В. Е. Карастелев. М.: Моск. Хельсинк. Группа, 2012.

7. Ульяшина Л. В. Международные стандарты в области прав человека: проблемы правовой дефиниции // Московский журнал международного права. 2009. N 4. С. 56 — 80.

8. www. un. org.

——————————————————————