Понятие досудебного производства по уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации и Украины

(Макеева И. В.) («Международное уголовное право и международная юстиция», 2013, N 5)

ПОНЯТИЕ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ

И. В. МАКЕЕВА

Макеева Инна Владимировна, преподаватель кафедры теории и истории государства и права, уголовного права Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Статья посвящена сравнительно-правовому исследованию основных понятий, характеризующих досудебное производство по уголовным делам по законодательству Российской Федерации и Украины. Значительное внимание уделено терминам и категориям, характеризующим досудебное производство как особый вид социально значимой деятельности.

Ключевые слова: уголовный процесс, досудебное производство, уголовно-процессуальный кодекс, предварительное расследование, Российская Федерация, Украина.

Concept of pre-judicial production by the criminal procedure legislation of the Russian Federation and Ukraine I. V. Makeeva

The article is devoted comparative legal to research of the main concepts characterizing pre-judicial production on criminal cases by the legislation of the Russian Federation and Ukraine. The considerable attention is paid to terms and the categories characterizing pre-judicial productions as a special type of socially significant activity.

Key words: criminal trial, pre-judicial production, code of criminal procedure, preliminary investigation, Russian Federation, Ukraine.

Уголовное судопроизводство России и Украины имеет общие исторические корни. Поскольку право и того, и другого государства входит в континентальную и правовую семью, для уголовного процесса характерны общие черты, обусловливающие необходимость детализации различных процедур и институтов. Следует принимать во внимание и наличие общей истории уголовно-процессуальной деятельности, поскольку и Россия, и Украина долгое время входили в состав единого государства (как в период Российской империи, так и в более позднее советское время). Уголовное судопроизводство является одним из важнейших видов государственной деятельности, от результатов которой во многом зависит стабильность государства и общества, а также безопасность всех граждан. К признакам такой деятельности относятся следующие положения: строгая регламентация законом; осуществление данной деятельности лишь теми органами и должностными лицами, которые обладают соответствующими полномочиями; наличие специфических правоотношений, которые характерны лишь для этого вида деятельности; закрепление хода и результатов уголовного судопроизводства в соответствующих процессуальных актах; всемерное обеспечение в ходе данной деятельности прав, свобод и законных интересов вовлеченных в производство по уголовному делу лиц. В результате исследования данных признаков можно сделать вывод, что уголовное судопроизводство представляет собой строго регламентированную законом деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц, в рамках которой при обнаружении признаков преступления происходит возбуждение уголовных дел, предварительное расследование преступлений, а также рассмотрение и разрешение уголовных дел, с тем чтобы по каждому делу было вынесено итоговое решение, отвечающее требованиям законности, обоснованности, мотивированности и справедливости. В отечественной уголовно-процессуальной науке является устоявшимся деление уголовного судопроизводства на две большие группы стадий: досудебные стадии и стадии судебные (соответственно разновидности деятельности именуются «досудебное производство» и «судебное производство»). Поскольку настоящая работа посвящена сравнительно-правовому исследованию именно досудебного производства, представляется целесообразным остановиться на характеристике данных понятий применительно к процедуре, применяемой в Российской Федерации и Украине. Не ставя под сомнение общий подход к определению системы стадий, российский и украинский законодатели вместе с тем по-разному подошли как к их наименованию, так и к степени легального закрепления самих понятий. В УПК РФ изначальной дефиницией является положение п. 56 ст. 5, где указано, что уголовным судопроизводством является досудебное и судебное производство по уголовному делу. Тем самым в законе закреплено, что понятием «судопроизводство» охватывается любая процессуальная деятельность, независимо от того, входит в нее в качестве непосредственного субъекта правоотношений суд либо нет. Такое правоустановление имеет весьма глубокие исторические корни. Еще в Уставе уголовного судопроизводства 1864 г. был закреплен институт дознания, а также установлены полномочия судебных следователей. Тем самым устанавливалось фактическое равенство понятий «уголовное судопроизводство» и «уголовный процесс» <1>. Дополнительную «законодательную подпитку» данный термин получил уже в современный период. Полномочия суда по осуществлению контроля распространены и на досудебные стадии, что позволяет распространять термин «судопроизводство» и на эту деятельность. ——————————— <1> См.: Раздел IV (ст. 33 — 63) Устава уголовного судопроизводства 1864 г. Цит. по: Кутафин О. Е., Лебедев В. М., Семигин Г. Ю. Судебная власть в России: история, документы: В 6 т. / Науч. консультант проекта Е. А. Скрипилев; отв. ред. А. В. Наумов. М.: Мысль, 2003. Т. III: От Свода законов к Судебной реформе 1864 г. С. 626 — 628.

Поскольку в законодательно закрепленном понятии «уголовное судопроизводство» содержится еще один термин, требующий пояснения, — досудебное производство, — ничего иного не оставалось, как также закрепить его расшифровку непосредственно в тексте закона. Согласно п. 9 ст. 5 УПК РФ досудебное производство — это уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу. Несмотря на внешнюю лаконичность, данное определение содержит ряд положений, которые будут иметь важное отправное значение в дальнейшем сравнительно-правовом исследовании. Прежде всего, на законодательном уровне еще раз подчеркивается, что досудебное производство, хотя в своем наименовании и не содержит термин «судопроизводство», по сути является именно таковым. Иными словами, термину «уголовное судопроизводство» российский законодатель придал значение универсальной дефиниции для обозначения любых видов официальной деятельности, связанной с возбуждением, предварительным расследованием, судебным рассмотрением и разрешением уголовных дел. Далее следует отметить, что дефиниция досудебного производства дана путем указания на те моменты, когда оно начинается и оканчивается. Такими моментами, исходя из буквы закона, являются: начальным — момент получения сообщения о преступлении, конечным — момент направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу. При этом следует обратить внимание на ряд важных вопросов, которые возникают как в связи с предложенной законодателем периодизацией, так и ввиду столь своеобразного закрепления в УПК РФ общей сути досудебного производства. Сообщение о преступлении согласно п. 43 ст. 5 УПК РФ представляет собой официальный источник информации о совершенном или готовящемся преступлении (заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления) <2>. То, что начало досудебного производства определено с момента поступления сообщения о преступлении, является несомненным достоинством данной дефиниции, поскольку этим подчеркивается, что уголовно-процессуальные правоотношения начинаются именно с подачи сообщения о преступлении и не связаны с какими-либо формальными моментами его регистрации в том органе, который его принял. ——————————— <2> Недостатком в данном определении является то, что в 2010 г. перечень документов, в отношении которых применяется обобщенное понятие «сообщение о преступлении», был дополнен новым поводом для возбуждения уголовного дела — постановление прокурора, однако в общий список поводов, содержащихся в п. 43 ст. 5 УПК РФ, он включен не был. См.: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 1. Ст. 16.

Если имели место необоснованный отказ в регистрации сообщения о преступлении, искажение его содержания либо какие-либо другие «манипуляции» с поступившими сведениями, это является грубейшим нарушением закона и влечет применение соответствующих мер государственного реагирования. При этом действует правило презумпции добропорядочности заявителей, т. е. они не должны доказывать, что заявление было ими подано. Если оно не зарегистрировано, то регистрирующий орган сам должен доказать, что сообщение о преступлении не поступало. В качестве недостатка указанного определения досудебного производства отметим то, что о поступлении сообщения о преступлении говорится в обезличенной форме, хотя на практике имеют место и случаи, когда исходная информация о преступлении поступает в органы и организации, которые не обладают полномочиями по возбуждению уголовных дел (например, в медицинские учреждения, органы МЧС России, не обладающие возможностью возбуждать дела об «общеуголовных» преступлениях, и т. п.). Это — не только недостаток технико-юридического плана, поскольку растрачивается время, крайне необходимое для осмотра места происшествия, задержания преступника «по горячим следам», производства иных проверочных действий. В этой связи представляется целесообразным внести в п. 9 ст. 5 УПК РФ уточнение, указав, что началом досудебного производства является момент получения сообщения о преступлении именно тем органом, в компетенции которого находится разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела. Следующий важный аспект, связанный с законодательным определением досудебного производства, заключается в определении момента его окончания. В дефиниции указано, что итоговым моментом досудебного производства является направление прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу. Это указывает, что прокурор является должностным лицом, которое не только осуществляет надзорную деятельность, но и принимает окончательное решение досудебного производства — об утверждении обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления. Тем самым на законодательном уровне признано, что деятельность прокурора носит официальный характер, а данное должностное лицо является участником уголовно-процессуальных правоотношений. Вместе с тем заметим, что направление уголовного дела в суд — важная, но не единственная форма окончания предварительного расследования. При наличии оснований производство по уголовному делу прекращается, что вызывает полное исчезновение уголовно-процессуальных отношений, возникающих на данной стадии. Кроме того, если по результатам рассмотрения сообщения о преступлении выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, это также свидетельствует о том, что ранее имевшие место правоотношения признаются исчерпанными. Поэтому в легальной дефиниции досудебного производства, по нашему мнению, требуется отразить возможность его окончания и путем вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а также посредством прекращения уголовного дела. Вышеизложенное вызывает необходимость изложения п. 43 ст. 5 УПК РФ в следующей редакции: «43) досудебное производство — уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении органом или должностным лицом, в компетенцию которого входит разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела, до вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, постановления о прекращении уголовного дела или до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу». Что касается уголовно-процессуального законодательства Украины, то оно также содержит сопоставимые по смыслу и содержанию дефиниции, которые вместе с тем имеют ряд отличий, не только обусловленных терминологическим многообразием, но и имеющих сущностное, глубинное значение. Исследование этих отличий, по нашему мнению, имеет не только сугубо теоретическое значение, оно позволяет полнее выявить достоинства и недостатки тех либо иных формулировок и использовать это в ходе совершенствования действующего законодательства. В УПК Украины так же, как и в УПК РФ, имеется статья, посвященная определению основных терминов, употребляемых далее в тексте Кодекса, — ст. 3. Особенностью этой статьи является ее несколько меньший объем в сравнении с аналогичной ст. 5 УПК РФ, а также то, что большинство содержащихся в ней терминов либо посвящено наиболее общим вопросам уголовного судопроизводства, либо носит организационно-правовой характер (например, устанавливают систему органов, осуществляющих правосудие по уголовным делам). Тем более значимым является то, что в ст. 3 УПК Украины закреплены и раскрыты термины, непосредственно относящиеся как к уголовному судопроизводству в целом, так и к досудебному производству в частности. Отправным положением в системе понятий, характеризующих уголовное судопроизводство по украинскому законодательству, является п. 10 ст. 3 УПК Украины, где закреплено, что уголовное производство — это досудебное расследование и судебное производство, процессуальные действия в связи с совершением деяния, предусмотренного законом Украины об уголовной ответственности. В данной дефиниции, хотя и не применяется термин «судопроизводство», все же, как и в УПК РФ, подчеркивается, что уголовное судопроизводство включает в себя досудебное расследование и судебное производство. Вместе с тем отметим и ряд содержащихся в указанном определении недостатков. Так, не вполне ясным является термин «досудебное расследование» (впоследствии он хотя и раскрывается, но не поясняется в п. 5 этой же статьи). Само слово «досудебное» предполагает, что имеется как минимум одно какое-то иное расследование — «судебное». Вместе с тем и в украинском законодательстве, и в научных воззрениях понятие «судебное расследование» отсутствует, его заменяет термин «судебное производство», а применительно к основному этапу уголовного производства в суде первой инстанции используется термин «судебное рассмотрение». Поэтому более логичным было бы назвать данную деятельность по аналогии с наименованием, используемым в российском уголовно-процессуальном праве, — «досудебное производство». Далее отметим, что в качестве основного содержания «досудебного расследования» украинский законодатель указывает на процессуальные действия, которые имеют место в связи с совершением деяния, предусмотренного законом об уголовной ответственности. Вместе с тем, как представляется, досудебное производство, помимо процессуальных действий, включает в себя целый комплекс процессуальных решений, принимаемых органами и должностными лицами в связи с исполнением ими своих полномочий <3>. Более точно содержание досудебного расследования подметили авторы учебника, созданного на основе ранее действовавшего украинского уголовно-процессуального законодательства. Они отметили, что досудебное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законом деятельность органов дознания и досудебного следствия по установлению обстоятельств преступления (общественно опасного деяния), лиц, причастных к его совершению, а также по пресечению и предотвращению совершения преступлений <4>. Хотя в качестве критического замечания отметим, что предотвращение преступления, будучи важнейшей составной частью профилактической деятельности правоохранительных органов <5>, все же в структуру расследования конкретных уголовных дел не входит. ——————————— <3> Подробнее об этом см.: Дубинский А. Я. Исполнение процессуальных решений следователя: правовые и организационные проблемы. Киев: Наукова думка, 2004. С. 10 — 20. <4> См.: Грошевой Ю. М., Вапняркук В. В., Каплiна О. В., Шило О. Г. Досудове розслiдування кримiнальних справ / За заг. Ю. М. Грошевого. Харкiв: Видавництво ФIНН, 2009. С. 8. <5> См.: Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А. И. Долговой. 3-е изд. М.: Норма, 2005. С. 435 — 437.

Поэтому сводить все досудебное производство лишь к процессуальным действиям является, на наш взгляд, ошибкой законодателя. Исходя из вышеизложенного следует предложить новую редакцию п. 10 ст. 3 УПК Украины: «10) уголовное производство — это досудебное и судебное производство, содержанием которых является осуществление процессуальных действий и принятие процессуальных решений в связи с совершением деяния, предусмотренного законом Украины об уголовной ответственности». В УПК РФ отсутствует легальное определение предварительного расследования как стадии уголовного судопроизводства, однако сам этот термин неоднократно упоминается в различных правовых нормах (п. п. 7, 8, 17.1, 25 ст. 5, п. п. 4, 10, 12, 15 ч. 2 ст. 37, п. 3 ч. 2 ст. 38, п. 2.1 ч. 1 ст. 39 УПК РФ и др.). Более того, раздел VIII УПК РФ прямо именуется «Предварительное расследование» и содержит множество положений, отражающих механизм данной деятельности. Поскольку в Кодексе содержание предварительного расследования раскрывается через его общие условия, формы, а также конкретные процедуры, представляется, что закрепление понятия предварительного расследования на теоретическом уровне для российского правоприменителя является вполне достаточным. В отличие от УПК РФ в украинском законодательстве наряду с термином «досудебное производство» было признано целесообразным отдельно сформулировать понятие «Предварительное расследование». В п. 5 ст. 3 УПК Украины установлено, что предварительное расследование — стадия уголовного судопроизводства, которая начинается с момента внесения сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований и заканчивается закрытием уголовного производства или направлением в суд обвинительного акта, ходатайства о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера, ходатайства об освобождении лица от уголовной ответственности. Несмотря на то что данное определение является весьма объемным, вместе с тем отметим его недостаточную информативность, поскольку оно указывает лишь на начальные и окончательные моменты данной деятельности, но не раскрывает ее содержания. Кроме того, содержание не раскрывается и при характеристике форм предварительного расследования — дознания (п. 4) и следствия (п. 6 ст. 3 УПК Украины). Представляется, что из этой ситуации для украинского законодателя возможны два выхода — либо исключить из ст. 3 определение предварительного расследования и использовать его научное обозначение, либо конкретизировать данное понятие, указав в нем, что основным содержанием предварительного расследования является производство процессуальных действий и принятие процессуальных решений с целью установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Таким образом, основные понятия, относящиеся к уголовному судопроизводству Российской Федерации, соотносятся между собой следующим образом: уголовное судопроизводство (синоним — «уголовный процесс») состоит из досудебного производства и судебного производства; досудебное производство, в свою очередь, подразделяется на две стадии — возбуждение уголовного дела и предварительное расследование; предварительное расследование осуществляется в двух формах — предварительное следствие и дознание. В УПК Украины закреплена несколько иная структура уголовного процесса. Общий термин, обозначающий соответствующую деятельность, — уголовное производство; оно состоит из досудебного расследования и судебного производства; поскольку самостоятельной стадии возбуждения уголовного дела в УПК Украины не установлено, термины «досудебное производство» и «предварительное расследование» следует признать синонимами; предварительное расследование осуществляется в двух формах — следствие и дознание.

——————————————————————