Китайская миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации
(Горбунова И. Ю.) («Миграционное право», 2007, N 5)
КИТАЙСКАЯ МИГРАЦИЯ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И. Ю. ГОРБУНОВА
Горбунова И. Ю., аспирант.
В начале XXI в. перед лицом современного общества стоит масса проблем, глобальных вопросов и угроз — терроризм, эпидемии, техногенные катастрофы, экологические катаклизмы и многое другое, что заставляет человечество искать новые решения, иные пути развития с помощью науки и техники, с помощью каких-то общих, универсальных для всех ценностей. В последнее время набирает обороты процесс глобализации, стираются границы во многих областях человеческой деятельности. Безусловно, эти тенденции развиваются и в России. Глобализацию как явление сейчас очень широко обсуждают в различных отраслях человеческих знаний — в экономике, политике, социологии и культурологии. Процесс глобализации ведет к расширению культурных границ, дает возможности большего разнообразия и взаимообогащения. При этом всестороннее влияние глобализации на национальную самобытность той или иной страны еще до конца не изучено. Существует большой риск в том, что многие исконные традиции разных народов и культур могут быть утрачены. Глобализация сопровождается процессом массовой миграции населения, имеющей как положительные, так и отрицательные стороны с точки зрения международной и национальной безопасности. Настоящая статья посвящена вопросам китайской миграции на территорию Российской Федерации и влиянию этой миграции на безопасность России. Миграционные процессы рассмотрены на примере регионов Дальнего Востока и Сибири, в которых миграция граждан КНР приобрела особый размах. В этих регионах китайские граждане, в сравнении с другими иностранными мигрантами, вызывают наибольшую озабоченность и мощный общественный резонанс. Они имеют высокий удельный вес в миграционном потоке, поэтому китайский фактор выступает в качестве превалирующего в сфере влияния миграции на обстановку в регионах Сибири и Дальнего Востока. Развитие миграции в мире сегодня идет крайне противоречиво: обостряются противоречия между странами, принимающими мигрантов, и странами-эмитентами. Остро ощущается недостаток конструктивного сотрудничества между этими двумя сторонами миграционного взаимодействия. Миграционная политика стран в большинстве своем является малоэффективной и формируется методом проб и ошибок, вместе с этим углубляются противоречия между национальными интересами отдельных государств и правами конкретного человека. Объективно миграция является неотъемлемой характеристикой динамичного образа жизни современного общества, она выполняет важные функции перераспределения трудовых ресурсов, преодоления различий в уровне и образе жизни, сближения, взаимопроникновения и взаимообогащения культур. Международная миграция труда является частью современной мировой экономики и политики. Сегодня проблема миграции стоит очень остро в нашей стране. Широко обсуждаются ее позитивные и негативные моменты. Ведутся поиски максимально адекватных способов для решения вопросов, связанных с миграцией. Российской общественностью и государственными органами РФ сделано заключение о том, что в России необходимо пересмотреть концепцию миграционной политики, причем делать это нужно безотлагательно. Явление миграции в нашей стране многие называют неизбежным, продиктованным крайней необходимостью. Несмотря на очевидную, как кажется, потребность России в мигрантах, существуют разные мнения по этому вопросу. В данной ситуации основополагающим фактором является та демографическая ситуация, которая сложилась в стране. Она свидетельствует о том, что нехватка рабочих рук становится все острее и один из путей решения этой проблемы — привлечение трудовых мигрантов из разных стран, главным образом выходцев из ближнего зарубежья, а также из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), прежде всего из КНР, КНДР и Вьетнама. Некоторые эксперты-демографы считают, что китайцы среди народов, заселяющих Россию, вышли на четвертое место по численности после русских, татар и украинцев. Вступление России в ВТО и, как следствие, снижение барьеров для движения через границы рабочей силы еще более усугубят этот процесс. Другие говорят о том, что цифры о китайской миграции слишком преувеличены и не стоит драматизировать ситуацию. Так, известный российский исследователь в этой области профессор В. Г. Гельбрас в интервью «Новой газете» на вопрос «На сколько увеличилось количество постоянно проживающих в России китайцев с 2001 по 2004 год?» ответил: «Это невозможно определить, потому что китайская среда — это плазма. Она постоянно увеличивается и уменьшается. Думаю, сейчас речь идет о полумиллионе и больше. Горячие головы говорят: 2 — 3 млн. Но это преждевременные цифры» <1>. ——————————— <1> Гельбрас В. Г. Скитайцы // Новая газета. 2005. N 47.
Тем не менее колоссальный демографический перепад, который существует сегодня на российско-китайской границе, создает очень напряженную ситуацию. Только в Северо-Восточном Китае (три северные провинции КНР — Хейлунцзян, Цзилинь, Ляонин) проживает более 111 млн. человек (средняя плотность — 135 чел./кв. км), а в Приморском крае — 2 млн. человек (плотность — 12 чел./кв. км). Все население Сибири и Дальнего Востока в три раза меньше, чем на этой территории КНР. В одном только Харбине численность населения в два раза больше, чем во Владивостоке, Хабаровске и Благовещенске, вместе взятых. В Сибири демографическая ситуация аналогична. Она также характеризуется низкой плотностью и оттоком местного населения в западные регионы РФ и страны дальнего зарубежья. Таким образом, существующий демографический дисбаланс на российско-китайской границе создает естественную причину для развития миграции граждан КНР на территорию России. Другими причинами усиления китайского давления и распространения миграции являются: 1. Географическое положение Дальнего Востока и Сибири выделяет эти регионы среди других в РФ: они расположены вдали от густозаселенных и развитых районов европейской части России и, наоборот, находятся в близком соседстве или прилегают к государствам АТР. С этой точки зрения весь Дальний Восток можно рассматривать не только как часть России, но и в качестве субрегиона Северо-Восточной Азии и более широко — Азиатско-Тихоокеанского региона. 2. Высокий уровень безработицы в Северо-Восточных провинциях КНР, а также низкий уровень и качество жизни в этих регионах. 3. Разница в степени обеспечения природными ресурсами между РФ и КНР. С одной стороны, в КНР практически их полное истощение (за исключением угля) либо проведение государственной политики по возобновлению природных ресурсов и временному выводу из эксплуатации (лес). С другой стороны, в Сибири и на Дальнем Востоке существуют большие запасы как минерального, так и биологического сырья, которые эксплуатируются крайне нерационально. Как следствие — развитие перерабатывающих производств в Северо-Восточном Китае и ориентирование экономики Дальнего Востока и Сибири преимущественно на экспорт необработанного природного сырья. 4. Разница в менталитете: китайскому обществу, в отличие от российского, более свойственно накопление, чем потребление; китайцам присущи высокая степень самоорганизации и коллективизма, совмещение собственных и национальных интересов. Как следствие — китайские землячества организованно и мобильно решают возникающие проблемы и приспосабливаются к новым реалиям российской жизни. Таковы так называемые естественные причины, которые формируют благоприятные условия для образования миграционных потоков из Китая в Россию. Кроме того, существуют другие факторы, назовем их субъективными, которые усугубляют для России ситуацию, облегчая развитие такого процесса, как китайская миграция. Эти факторы вызваны отсутствием со стороны центральных органов власти РФ продуманных долгосрочных планов развития регионов, наиболее подверженных китайскому влиянию, а также отсутствием в российском законодательстве необходимых мер по контролю над процессами миграции граждан КНР на территорию нашей страны. Несмотря на то что в последнее время делаются конкретные шаги в этом направлении <2>, тем не менее ситуация пока остается проблемной. ——————————— <2> В 2006 г. Президентом РФ подписан ряд федеральных законов, направленных на совершенствование правовой основы по противодействию незаконной миграции. Один из основных — Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Необходимо четко понимать, что проблема китайской миграции в РФ в настоящее время должна рассматриваться как явление российской действительности. Миграция распространяет свое влияние на многие сферы человеческой жизнедеятельности и имеет под собой серьезную политическую и экономическую базу. Давно не является секретом, что верховная власть КНР поощряет миграцию своих граждан на территорию России, и развивается этот процесс в рамках «новой эмиграционной политики» Китая, лозунгом которой стало известное «Идти вовне». Так, например, в 2002 — 2003 гг. в 50 городах Китая был введен свободный порядок оформления заграничных паспортов. Возникло более 200 компаний, специализирующихся на подборе китайцев на работу в другие страны. Это нововведение подтверждает государственную внешнеэкономическую стратегию КНР, которая ориентирована на увеличение эмиграции граждан Китая в другие страны, в частности в Россию. Стратегический характер китайской миграции, отражающий курс внешней политики КНР, является отличительной особенностью миграции граждан КНР на территорию РФ (например, от миграции граждан ближнего зарубежья в Россию). В Китае эмиграция была всегда и во много больших объемах, чем в СССР и России. Китайское государство, как правило, не препятствовало контактам с выезжающими, поэтому всегда сохранялись связи внутри одной семьи и между семьями. В 60-е годы XX в., во времена коммунистических репрессий, в КНР были построены отели «Хуацяо» по всей стране (система отелей для китайцев, проживающих за границей), созданы высококлассные дома престарелых — интернаты для эмигрантов, желающих умереть на Родине, введена система валютных счетов для этих лиц в Банке Китая, создана система социальной поддержки и выплаты пособий. Приезжавших в КНР хуацяо (китайцев-эмигрантов) всегда встречали с почетом и уважением, приемы для многих из них организовывались на высшем государственном уровне. Зарубежные китайцы, в свою очередь, всегда помогали соотечественникам. Миграция граждан КНР на территорию России в настоящее время представлена практически всеми формами: трудовая, коммерческая, образовательная, приезд на ПМЖ, туризм и т. д. В последние годы, по оценкам экспертов, характер китайской миграции в Россию во многих отношениях изменился, в этом также проявился стратегический подход руководства КНР к миграционным вопросам. Во-первых, резко возросла частота поездок китайских мигрантов в Россию. До 2002 г. специалисты считали, что на Дальнем Востоке и в Сибири господствует маятниковая миграция. Сейчас возникла специфическая форма движения рабочей силы, обслуживающая товарные потоки, — китайские власти стали стимулировать трансграничные перемещения людей и товаров. Мигранты стали составной частью торговой и производственной структуры Китая и, как правило, не вольны в своих поступках. На первый взгляд, их трансграничные перемещения отражают процесс маятниковой миграции. Однако, по сути, они являются своеобразным механизмом трансграничной доставки товаров, который позволяет обходить официальные процедуры, ограничивающие товарные потоки. Таким образом, на первый план выходит экономическая политика страны, цели которой достигаются с помощью умелых и продуманных шагов в миграционных процессах, то есть пребывание мигрантов за рубежом, в частности на территории РФ, ориентировано на решение главной внешнеэкономической задачи КНР — максимальное увеличение экспорта. В связи с вышесказанным уместно привести мнение В. Г. Гельбраса, который заключил, что «угрозу стране создает не китайская миграция как таковая, а экономическая деятельность китайского государства и частного капитала» <3>. Можно согласиться с мнением В. Г. Гельбраса лишь отчасти, в стратегическом характере действий китайского государства, однако, угрозы, которые несет незаконная миграция для безопасности России, существуют и будут рассмотрены ниже. ——————————— <3> Гельбрас В. Г. Китайская миграция: мифы и действительность // Мост через Амур. Внешние миграции и мигранты в Сибири и на Дальнем Востоке. Сб. материалов / Под ред. В. И. Дятлова. Иркутск: Наталис, 2004. С. 29.
Во-вторых, увеличилась средняя продолжительность пребывания китайцев в России. Среди китайских мигрантов появляется все больше постоянных жителей России (как свидетельствует анализ на основе широких социологических исследований, проведенных в городах Владивосток, Хабаровск, Иркутск, Москва) <4>. В Сибири и на Дальнем Востоке заметно сократилось число мигрантов, проживших в России более четырех лет. Китайцы, прожившие в России больше указанного срока, испытывают значительные трудности при возвращении на родину и вскоре снова начинают искать пути выезда в РФ. Таким образом, в России постепенно формируется постоянное китайское население. ——————————— <4> Гельбрас В. Г. Россия в условиях глобальной китайской миграции. М.: Муравей, 2004. 203 с.
В-третьих, говоря о продолжительности пребывания на территории России китайских мигрантов, можно выделить две принципиально различные группы: часть мигрантов выполняет функции «курьеров», доставляющих товары постоянным продавцам, или «вахтовых» работников в китайских торговых точках; другая часть мигрантов оседает в России, несмотря на отсутствие или шаткость своего легитимного статуса. В-четвертых, увеличилось число мигрантов, живущих в России без семьи, либо, что весьма вероятно, вынужденных жить без семьи по условиям найма, установленным китайской стороной. Значительное увеличение таких мигрантов, несомненно, явилось результатом изменений в условиях труда и быта подавляющего большинства китайцев в России. Анализ миграционных потоков, их влияние на ход экономического развития страны в целом и регионов Сибири и Дальнего Востока в частности не дает оснований для однозначной оценки. Вместе с тем сложившиеся миграционные процессы позволяют сделать вывод о том, что сегодня наибольшую угрозу национальным интересам России представляет так называемая легальная незаконная миграция граждан КНР, то есть когда китайцы легально въезжают на территорию РФ, а потом незаконно пытаются на ней закрепиться. Основными формами «легальной незаконной» миграции являются: — безвизовый туристический обмен, дающий основную массу незаконных трудовых мигрантов; — въезд по коммерческим и деловым визам, который позволяет китайским гражданам беспрепятственно въезжать в РФ и относительно легко интегрироваться в хозяйственную деятельность регионов. По мнению экспертов, в значительной степени незаконной миграции способствует наличие организаций, получивших в органах МИДа консульский референс, который дает право на выдачу приглашений иностранцам для получения ими российских виз. При этом многие из таких организаций фактически не занимаются вопросами приема иностранцев и не обеспечивают их своевременный выезд из РФ. Наряду со значительным увеличением количества работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу в законном порядке, большое количество юридических и физических лиц незаконно используют труд иностранных граждан. По мнению работодателей, иностранные работники, в отличие от местных, работают не только больше, но и эффективнее. Одним из факторов, оказывающих негативное влияние на экономику России, и прежде всего на регионы Сибири и Дальнего Востока, является использование китайскими гражданами российских коммерческих организаций в целях осуществления финансово-хозяйственной деятельности с нарушениями Федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ». Стремление китайцев получить право на предпринимательскую деятельность через подставные российские фирмы преследует такие цели, как: сокрытие факта и объема капиталовложений в объекты предпринимательской деятельности в России, размера получаемой прибыли перед налоговыми органами, а также создание условий для въезда в РФ китайских граждан, приглашаемых на работу в российские предприятия. Необходимо отметить, что мигранты из КНР, чаще всего нелегалы, включаются в криминальный бизнес на российской территории. В частности, безвизовый туризм превращен в устойчивый канал экспорта наркотиков и лекарственных препаратов наркотического действия, разного рода контрабанду. Так, например, по данным Дальневосточной оперативной таможни, почти 85% граждан Китая, выдворяемых за попытку провоза указанных препаратов, являются членами безвизовых групп. В целом на основе существующих фактов и материалов можно заключить, что нелегальная миграция в разных проявлениях имеет некие общие черты, устойчивые признаки, которые таковы: — нелегальные мигранты, как правило, имеют характерные ареалы расселения — приграничные районы и многонаселенные города, где больше возможностей найти работу, оставаясь незамеченным местными властями; — нелегалы имеют свои сферы занятости, которые во многом совпадают со сферами занятости легальных трудовых мигрантов: строительство, ремонт, торговля, отрасли с сезонным производством, индустрия туризма и развлечений, ресторанный и гостиничный бизнес; — нелегальная занятость связана с временными формами трудоустройства и сосредоточена вне официального рынка труда, в том числе в различных сферах теневой экономики, что, с одной стороны, не требует легализации их статуса, а с другой — предоставляет широкие возможности для быстрого достижения материального благополучия, так как позволяет уйти от уплаты налогов; — профессиональная подготовка большей части нелегально занятых мигрантов из КНР достаточна низка. Учитывая высокий образовательный уровень и квалификацию встречного потока россиян, выезжающих из страны, обмен складывается не в пользу России: наша страна теряет высококвалифицированные ресурсы, а получает рабочую силу средней и низкой квалификации. Из всего вышесказанного очевидно, что нелегальные мигранты представляют большую угрозу для безопасности РФ. Они являются той категорией мигрантов, которая определенным способом, чаще легальным, въезжает в Россию, но в дальнейшем занимается нелегальной трудовой деятельностью на ее территории. Проблему нелегальной миграции многие эксперты и аналитики называют одной из самых серьезных для нашей страны. И это действительно так, поскольку нелегальная миграция, являясь сама по себе трудно регулируемой, несет с собой негативные процессы для всех сфер человеческой жизнедеятельности, перерастая в итоге в угрозы безопасности РФ. Отдельным пунктом в анализе миграционной ситуации стоят китайские общины, землячества или компактные национальные образования. На них правительством КНР возложена большая задача по продвижению интересов китайцев во всех сферах жизнедеятельности на территории РФ, поэтому нет сомнений в том, что китайские национальные образования со временем будут еще более укрепляться и расти. Сегодня китайские землячества существуют во многих крупных городах Сибири и Дальнего Востока. В отличие от других мигрантов, китайцы не ассимилируются, они живут закрытыми общинами по своим законам. Данные национальные образования, с трудом поддающиеся контролю со стороны местных властей, постепенно превратились в самостоятельные социально-экономические единицы с собственной инфраструктурой и такими характерными признаками национальных автономий, как: формирование властно-распорядительной системы внутри общины, оседлость, этнокультурный микроклимат и прочее. При этом подавляющее большинство членов общины не проявляют себя в явно криминальной деятельности, поэтому и не попадают в поле зрения правоохранительных и контролирующих органов. Тем не менее китайские землячества в России активно расширяют сферу своего бизнеса. Их деятельность наносит ущерб экономической безопасности России и сдерживает становление цивилизованной рыночной экономики, способствует расширению китайской миграции на территорию РФ. Отсюда возможно и заключение о том, что основной ущерб для безопасности страны составляет именно деятельность китайских мигрантов, землячеств в целом, а не их определенное количество. Вопрос, связанный с образованием китайских общин в РФ, очень многообразен и сложен и должен являться предметом отдельного исследования. Здесь же мы лишь приведем мнение В. Г. Гельбраса, с которым трудно не согласиться в плане желательного итога развития ситуации: «Ни в коем случае нельзя создавать компактных поселений китайцев» <5>. ——————————— <5> Гельбрас В. Г. Китайская миграция: мифы и действительность // Мост через Амур. Внешние миграции и мигранты в Сибири и на Дальнем Востоке. Сб. материалов / Под ред. В. И. Дятлова. Иркутск: Наталис, 2004. С. 33.
Таким образом, во многом за счет стимуляции миграции в Россию наблюдается негативная тенденция усиления экономической и политической экспансии Китая, в которой правительство КНР преследует следующие цели: — максимальное увеличение экспорта своей продукции, завоевание новых рынков сбыта за счет вытеснения российского предпринимательства; — получение дополнительных валютных средств, чаще всего нелегальным путем за счет незаконной миграции, затем вывоз валюты из России для последующего инвестирования в собственную экономику; — обход официальных процедур, уклонение от налогов в российский бюджет за счет особого трансграничного характера миграционных потоков граждан КНР; — получение доступа к дешевым минерально-сырьевым ресурсам РФ; — трудоустройство части китайских граждан на территории России, которые не смогли найти работу в Китае, как правило, это низкоквалифицированные кадры; — интеграция с местным населением путем установления и укрепления связей в региональных руководящих кругах; — расширение возможности для китайских спецслужб сбора разведывательных данных на территории РФ; — усиление роли региональных китайских землячеств, которые являются центром распространения и внедрения китайской культуры в широком смысле среди российского населения; — как итог: постепенное «освоение» земель Дальнего Востока и Сибири. Исходя из целей китайского руководства, угрозы, которые сопровождают китайскую миграцию, и наносят ущерб безопасности России, очевидны. В сфере политики: — подрыв основ государственности; — дискредитация государственной службы; — создание благоприятных условий для дальнейшего развития коррупции среди государственного аппарата. В сфере экономики: — бюджет РФ недополучает налоги; — бесконтрольный вывоз национальных денежных средств за границу; — несправедливые конкурентные преимущества нелегалов; — вытеснение местного предпринимательства (преобладание китайских товаров над российскими). В социальной сфере: — пополнение и рост организованной преступности; — вытеснение (подмена) национальной культуры в широком смысле. Этот список, возможно, не является полным, поскольку при изучении влияния миграционных процессов более глубоко на ту или иную сферу человеческой жизнедеятельности могут возникнуть новые, еще не исследованные угрозы для безопасности России. В проблеме китайской миграции важно понимать, что суть китайской экспансии заключается не только в том, а может быть, и не столько в том, что представители сопредельного государства стремятся максимально заполнить пустоты экономики определенных регионов РФ. Во многом эта проблема в том, что органы исполнительной власти РФ, призванные стоять на страже государственных интересов, не в состоянии либо не хотят своевременно выявлять, предупреждать и пресекать нарушения действующего в данной области законодательства. Важную роль в проблеме миграции играет коррупция, которая замедляет и осложняет принятие эффективных мер в урегулировании миграционных процессов. Например, директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН В. Л. Ларин действия руководящих кругов в отношении китайской миграции на Дальнем Востоке оценивает крайне критично: «Они (китайцы. — Г. И.) удобны, чтобы списывать на них непрофессионализм и некомпетентность в управлении территориями, в выполнении своих профессиональных функций, нужны в интересах самоутверждения и личного обогащения. Бесконтрольность миграции и стимулируемый ею криминал — очевидные угрозы для национальной безопасности России, но золотая жила для бизнеса и политики в смутное время переходного периода» <6>. ——————————— <6> Ларин В. Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях (80-е годы XX — начало XXI в.). М.: Восток-Запад, 2005. С. 309.
Органы государственной власти РФ должны понимать всю сложность и противоречивость отношения российского общества и государства в целом к Китаю. С одной стороны, в стране господствует точка зрения об отсутствии альтернатив хорошим межгосударственным отношениям с КНР, с другой — на всех уровнях общества и государства существует неуверенность в искренности партнера, даже страх перед будущими действиями Пекина. Россия нуждается в ясной, последовательной и долгосрочной миграционной политике, основывающейся на четких представлениях о том, в каких мигрантах заинтересована страна, какими правами и обязанностями они будут обладать. Кроме того, законодательные органы власти РФ должны выработать механизм применения экономических рычагов для стимулирования или замедления того или иного вида миграции в зависимости от потребностей собственной экономики.
——————————————————————