Выступление заместителя директора ФМС России М. Л. Тюркина в Вене (Австрия) на международном семинаре по безопасности проездных документов, организованном Подразделением по противодействию терроризму ОБСЕ

(Редакционный материал)

(«Миграционное право», 2007, N 5)

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ФМС РОССИИ М. Л. ТЮРКИНА

В ВЕНЕ (АВСТРИЯ) НА МЕЖДУНАРОДНОМ СЕМИНАРЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

ПРОЕЗДНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ОРГАНИЗОВАННОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ

ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ ОБСЕ

Уважаемые дамы и господа!

От имени российской делегации позвольте поблагодарить организаторов встречи за приглашение принять участие в семинаре ОБСЕ по безопасности проездных документов и возможность выступить на мероприятии столь высокого уровня.

Обсуждаемые нами вопросы, безусловно, являются актуальными и требуют совместных усилий для достижения конечных результатов, а именно обеспечения безопасности наших граждан.

В последние годы мировое сообщество столкнулось с такими серьезными проблемами, как международный терроризм, торговля людьми, незаконная миграция, требующими принятия скоординированных мер по их пресечению.

В значительной мере для снижения степени данных угроз необходимо совершенствование паспортного и пограничного контроля посредством введения европейскими государствами паспортно-визовых документов нового поколения с использованием биометрических параметров их владельцев. Переход к использованию в паспортно-визовых документах электронных и биометрических технологий значительно повысит защищенность документов от подделок и обеспечит гарантированную идентификацию личности их владельцев.

Новые паспорта должны повысить доверие миграционных и пограничных служб иностранных государств в отношении документов, предъявляемых гражданами, гарантировать их владельцам, что в случае утери документа им не сможет воспользоваться другой человек, а также создать гражданам более комфортные условия при пересечении ими государственных границ.

Не могу не отметить профессионализм предыдущих выступающих, глубокие знания предмета обсуждения, заинтересованность всех участников семинара в реальных результатах.

Уважаемые коллеги! Международное сотрудничество — бесспорно, важнейшая составляющая в нашей работе, и, безусловно, я остановлюсь в ходе доклада на этом вопросе. Но позвольте занять несколько минут вашего драгоценного времени и проинформировать о проводимых мероприятиях в России, а также обозначить ряд общих для всех проблем.

Введение в действие на территории Российской Федерации паспортно-визовых документов, содержащих электронный носитель информации, является одной из приоритетных задач, поставленных Президентом Российской Федерации в 2004 г. В раздаточных материалах представлены образцы российских паспортов, а также некоторые объекты системы.

В целях общей координации мероприятий, обеспечивающих введение в обращение указанных документов, была сформирована межведомственная рабочая группа. Сложность проекта в том, что в состав рабочей группы вошли руководители и представители одиннадцати министерств и ведомств Российской Федерации и потребовалось затратить определенное количество времени для создания единой команды, способной выполнить непростую задачу.

В марте 2005 г. Правительство Российской Федерации одобрило Концепцию создания государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения.

Концепция определила правовые, социальные, организационно-технические и финансово-экономические основы введения в России паспортно-визовых документов, содержащих биометрические данные их владельцев. Были обозначены цели, задачи, механизм создания государственной системы.

Важно отметить, что на первом этапе работы четко были разграничены полномочия участвующих структур.

Так, в качестве государственного заказчика — координатора работ по созданию системы выступило Министерство внутренних дел Российской Федерации. Министерство связи России отвечает за разработку и реализацию единой технической политики создания и функционирования системы, разработку технического проекта системы, Федеральная служба безопасности — за обеспечение информационной безопасности системы.

Федеральная миграционная служба, где в настоящее время оформляется около 90% всех выдаваемых в Российской Федерации загранпаспортов, и другие федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в настоящее время оформлять заграничные паспорта, определены государственными заказчиками, ответственными за создание ведомственных сегментов системы.

Кроме того, определены министерства и ведомства, ответственные за создание и функционирование в системе единого для всех ведомств центра изготовления бланков паспортов нового поколения, их графической и электронной персонализации.

Менее чем за полтора года работы были разработаны технический проект системы, финансово-экономическое обоснование, подготовлена и принята необходимая правовая база.

ИКАО определило цифровое изображение лица в качестве первичной биометрической характеристики человека, совместимой на международном уровне, а отпечатки пальца или изображение радужной оболочки глаза в качестве дополнительного биометрического идентификатора.

В Российской Федерации первичной биометрической характеристикой человека, подающего заявление об оформлении электронного паспорта, является цифровое изображение лица.

В качестве вторичной биометрической характеристики человека рассматриваются отпечатки пальцев, поскольку они обеспечивают лучшее решение для процедур идентификации в базах данных. Это старейшая и наиболее развитая биометрическая характеристика человека, которая уже используется всеми странами в собственных национальных базах данных.

В качестве возможной технологии для существенного повышения точности идентификации по лицу в России рассматривается распознавание по трехмерному изображению лица. Этот метод — бесконтактный, обеспечивает максимальную скорость верификации биометрической характеристики, позволяет ускорить прохождение пассажиропотока через пункты пограничного контроля. Российская Федерация внесла дополнение к стандарту ISO 19794-5, регламентирующему форматы обмена биометрическими данными изображения лица. Инициатива была поддержана 30 государствами, и в настоящее время документ находится на завершающей стадии рассмотрения.

Первым реальным шагом по внедрению в Российской Федерации паспортно-визовых документов нового поколения стал Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2005 г. «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации», который, по сути, ввел в действие паспорта нового поколения и определил пилотную зону системы. Это головные подразделения ФМС и МИДа России, Калининградская область, а также дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации в Федеративной Республике Германия и Литовской Республике.

В ходе нашей двухдневной работы на семинаре неоднократно звучал тезис о том, что наши граждане должны быть заинтересованы в получении биометрических паспортов. Именно поэтому мы не ставили перед собой цель в срочном порядке заменить действующие паспорта на новые. В этой связи биометрические паспорта выдаются исключительно по желанию граждан. При этом загранпаспорта старого образца остаются действительными в течение указанного в них срока. В целях проведения тестирования паспорта нового поколения выдаются в первую очередь лицам, наиболее часто пересекающим границу Российской Федерации.

В настоящее время объектами, входящими в пилотную зону, активно ведется работа по приему заявлений граждан и выдаче им паспортов нового поколения. Так, в настоящее время в России в централизованном порядке изготовлено более 50 тысяч паспортов нового поколения.

С полной уверенностью могу сказать, что первый этап создания системы в России завершен. Мы переходим к тиражированию системы. Белорусский коллега во вчерашнем выступлении затронул проблему структурных изменений действующих систем. Мне кажется, что данная проблема касается всех государств, и Россия не исключение. Один пример. Сегодня в нашей стране около 3 тысяч подразделений принимают заявления от граждан для оформления заграничных паспортов. Не надо долго объяснять, что данная структура неприемлема при переходе на биометрические паспорта. В этой связи происходит значительное укрупнение подразделений. По нашим оценкам, их количество сократится как минимум втрое, но при этом мы понимаем, что граждане России не должны оказаться в худшем положении, чем сегодня.

В этой связи предполагается оснастить необходимой техникой около одной тысячи объектов в 85 субъектах Российской Федерации. Работа будет проходить поэтапно. До конца текущего года завершим 250 объектов по всей стране, что позволит в 2008 г. выдавать более миллиона паспортов, что составит 20% от всех выдаваемых паспортов в стране. До конца 2009 г. планируем завершить оснащение всех оставшихся подразделений Федеральной миграционной службы, что позволит к 2010 г. полностью перейти на паспорта нового поколения.

Кроме того, одновременно с увеличением объемов приема заявлений необходимо проводить работы по наращиванию производственных мощностей межведомственных компонентов системы. Важнейшим элементом межведомственного сегмента является Центр персонализации биометрических паспортов. В России данную функцию выполняет фабрика «Гознак» Минфина России, руководитель которой Аркадий Трачук присутствует на нашем семинаре. Невозможно обойтись без создания системы межведомственного электронного взаимодействия и интеграции государственных информационных ресурсов. И эта тема неоднократно звучала в докладах экспертов. Хотел бы проинформировать вас, что ваш покорный слуга возглавляет в России межведомственную рабочую группу по созданию Государственной информационной системы миграционного учета. Уже сегодня мы создали Центральную базу данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, в которой насчитывается более 47 миллионов персональных записей. С момента обращения иностранного гражданина за визой факт пересечения границы, его регистрации, нахождения, изменения статуса, правонарушения и преступления, выезда с территории страны незамедлительно поступает в базу данных. Кроме того, завершается работа по созданию базы данных по выданным, утраченным и недействительным паспортам граждан России. Сегодня в этой базе около 90 миллионов записей.

В настоящее время Федеральной миграционной службой в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации разработан и согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект Федерального закона, вносящий изменения и дополнения в Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Данный законопроект направлен на совершенствование порядка оформления и выдачи основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации. В частности, устанавливается, что на территории страны единственным государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной функции по оформлению и выдаче заграничных паспортов, является Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы.

Проект Закона определяет перечень основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации (паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт), по которым возможен выезд из России и въезд и при создании которых могут использоваться биометрические технологии.

На российских граждан возлагается обязанность представлять при оформлении паспорта свои персональные данные, включая и биометрические, для внесения их в паспорт, в том числе и в электронном виде. Для этого в пластиковую страницу паспорта встроена микросхема с антенной (чип), в которой в защищенном виде хранится цифровая фотография, а также учетные данные его владельца.

Законопроект определяет порядок формирования и ведения централизованного учета основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, и устанавливает, что решением Правительства Российской Федерации будут определены требования, предъявляемые к личной фотографии владельца паспорта, содержащего электронный носитель информации, а также требования по обработке и хранению персональных и биометрических данных гражданина.

Уважаемые коллеги! В соответствии с ратифицированной Российской Федерацией Конвенцией Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, а также принятыми Законами «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и «О персональных данных» одним из важнейших направлений работ при создании системы является вопрос защиты персональных данных граждан на всех этапах их автоматизированной обработки в государственной системе. Появление в документе, удостоверяющем личность гражданина, данных в электронном виде потребовало реализации мер по обеспечению целостности и достоверности этих данных. Обеспечение этих мер невозможно без применения криптографических средств защиты информации, что в сочетании с полиграфическими, голографическими и другими методами защиты документов делает практически невозможным подделку информации в персонализированном документе.

Целостность и достоверность персональных данных граждан, в том числе и биометрических, хранимых в электронном носителе паспорта, обеспечиваются применением механизма электронно-цифровой подписи, формируемой на основе криптографических алгоритмов, рекомендованных ИКАО. В то же время с целью повышения их защищенности в российских паспортно-визовых документах нового поколения реализован механизм защиты данных на основе российского стандарта электронно-цифровой подписи.

При этом Российская Федерация разделяет стремление заинтересованных стран в создании Директории открытых ключей ИКАО. В то же время считаем, что созданию Директории открытых ключей ИКАО должна предшествовать разработка требований к обеспечению необходимого уровня ее информационной безопасности.

Таким образом, в российском паспорте нового поколения обеспечена возможность не только считывания правоохранительными и контролирующими органами иностранных государств информации из биометрических паспортов, но и проверка целостности и достоверности хранящихся в них данных.

Для повышения надежности и безопасности функционирования системы Правительством Российской Федерации принято решение о разработке на предприятиях российской микроэлектронной промышленности отечественных микросхем для паспортно-визовых документов нового поколения, соответствующих международным стандартам. Полагаю, что уже в 2009 г. в российских паспортах будет применяться отечественный чип.

Много говорилось о защищенности виз. В настоящее время в целях повышения защищенности российских виз, усиления мер борьбы с нелегальной миграцией осуществляются разработки новых виз, позволяющих идентифицировать предъявителя российской визы даже в случае отсутствия биометрических паспортов у гражданина другого государства.

Актуальными для ФМС России являются вопросы повышения защищенности бланков вида на жительство, проездного документа беженца, разрешений на трудовую деятельность на территории Российской Федерации за счет комплексного сочетания использования методов полиграфической, голографической и криптографической защиты информации, введения в документы биометрических параметров их владельцев, создания портативных приборов контроля подлинности бланков и идентификации по биометрическим параметрам владельцев документов.

В ближайшие годы все обозначенные проблемы будут решены.

Перехожу к международному сотрудничеству. В России данному вопросу уделяется огромное значение.

Во-первых, наши специалисты активно участвуют в работе ИКАО и ИСО.

Во-вторых, вопросы введения паспортов нового поколения являются приоритетными в многостороннем и двустороннем сотрудничестве. За прошедшие три года на территории России и СНГ проведено большое количество международных мероприятий, посвященных биометрии. Так, в середине 2006 г. в Москве в Домодедово для министров внутренних дел «Большой восьмерки», а потом и стран СНГ проводилась презентация по безопасным авиаперевозкам, в ходе которой отдельным направлением была биометрия.

Два с половиной года назад в рамках Содружества Независимых Государств была образована Совместная комиссия по борьбе с незаконной миграцией. В состав Комиссии вошли полномочные представители правительств государств СНГ. Я был избран председателем данной Комиссии. За это время Комиссия провела шесть заседаний. Трижды рассматривался вопрос введения паспортов нового поколения.

Самым тесным образом взаимодействуем с коллегами из Республики Беларусь. Создана межгосударственная межведомственная рабочая группа по миграционным вопросам. Не понаслышке, а я являюсь руководителем российской части группы, могу сказать о том, что биометрия является приоритетным вопросом в наших заседаниях. Сегодня ведутся работы по информационному обмену, совмещению баз данных.

Успешно проведено международное тестирование российских загранпаспортов нового поколения в Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Швеции, США и в других странах.

С полной уверенностью могу сказать, что Российская Федерация в вопросах введения загранпаспортов нового поколения идет в ногу с мировым сообществом, выполняет все рекомендации Международной организации гражданской авиации и Международной организации по стандартизации в отношении стандартов биометрических паспортов.

В завершение своего выступления хотел бы обозначить некоторые проблемы.

При существующих рекомендациях ИКАО и ИСО единого подхода у мирового сообщества по данному вопросу, к сожалению, до сих пор нет. Речь не идет о создании единой однотипной системы. Но как мне кажется, базовые основы должны четко соблюдаться. Паспорт, выданный в одном государстве, должен идентифицироваться в любом другом государстве, а иначе теряется смысл в данной работе, и, как говорилось вчера, можно потратить большие деньги, а конечного результата не получить. В этой связи хотел бы обратиться к организациям ИКАО и ИСО более настойчиво выступать в роли технических интеграторов. Вчера докладчики коснулись основных принципов введения новых паспортов. Один из основных: один человек — один паспорт. К сожалению, и по данному вопросу дискуссия также не завершена. Много вопросов сохраняется по детям. Эти проблемы требуют скорейшего решения.

Несколько слов о пунктах пропуска через границу. Эта тема тоже поднималась в докладах выступающих. Как мне кажется, лицо, обладающее биопаспортом, должно комфортнее пересекать границу государства. Однако что мы видим на самом деле? Пункты пропуска соответствующей техникой не оборудованы, отдельных направлений для владельцев новых паспортов практически нет. А в результате пропадает заинтересованность граждан приобретать паспорта нового поколения. Предположу, что данному вопросу мы уделяем недостаточно внимания.

Полагаю, что данные проблемы нам вместе предстоит решить в ближайшее время. Уважаемые коллеги! Позвольте еще раз от имени российской делегации поблагодарить организаторов семинара за отлично подготовленное мероприятие, и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Благодарю за внимание!

——————————————————————