Международно-правовые проблемы борьбы с экстремизмом
(Дорошков В. В.)
(«Международное уголовное право и международная юстиция», 2008, N 3)
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ЭКСТРЕМИЗМОМ
В. В. ДОРОШКОВ
Дорошков В. В., доктор юридических наук, судья Верховного Суда Российской Федерации.
В жизни современного мирового сообщества появились проблемы, которых раньше не было совсем или они не были столь ощутимыми. Одной из них является экстремизм. Это негативное явление, будучи опасным само по себе, кроме того, является питательной средой для терроризма. Угроза же терроризма сегодня приобретает уже глобальный характер.
Исторический опыт свидетельствует, что не застрахованы от вспышек экстремизма ни высокоразвитые, ни отстающие в экономическом и социальном развитии страны с различными политическими режимами и государственным устройством. Сегодня экстремизм и терроризм не имеют ни родины, ни языка, ни пола, ни национальности, ни религии, представляя реальную угрозу национальной безопасности любого государства. Многие государства мира уже столкнулись с действиями международных террористов и экстремистов, последствия от которых внушают ужас законопослушным гражданам.
В связи с этим важна выработка универсального международно-правового документа, охватывающего проблему экстремизма в целом, поскольку требуется конкретизация признаков такого явления, как экстремизм. Устрашение насилием, разжигание национальной и религиозной розни, организация мятежа, насильственного захвата власти — вот основное содержание экстремизма, который сродни с террором.
Усиление экстремизма, острота используемых его субъектами форм и методов, интенсивность и повсеместное распространение сегодня создают реальную угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства. Экстремизм, активно осуществляемый в сфере политических отношений, проник во все области общественной жизни, оказывает деструктивное влияние на развитие общества, установление гражданского согласия, проведение социально-экономических реформ; без знания и учета сущности и содержания которого, используемых форм и методов насильственного воздействия воплощение в жизнь конкретной государственной политики может оказаться неэффективным.
Вторжение в религию политического фактора повлекло появление новых видов общественно опасного деяния, например, политико-религиозного экстремизма, что требует адекватного правового регулирования и борьбы с ним. Религия как вечная ценность человечества должна быть лишена любого посягательства, любого экстремизма, религия — это прежде всего уважение к верующему человеку. Поэтому вмешивать политику в дела религии или религию в дела политики недопустимо. Это две самостоятельные области жизнедеятельности человека.
Одной из наиболее опасных и распространенных форм политической преступности признается политический терроризм. Генеральная Ассамблея ООН, приняв около десятка резолюций о национальном, религиозном и международном терроризме, в том числе Глобальную стратегию против терроризма от 8 сентября 2006 г., к сожалению, так и не смогла дать его более или менее обобщенное юридическое определение. Причин тому много, ведь политический терроризм многолик. С одной стороны, он практикуется тоталитарными режимами для подавления воли народов, политических групп и их лидеров, с другой — используется этими подавляемыми (у некоторых часто не остается других средств) в борьбе за свои права, свободы, выживание и независимость, с третьей — применяется экстремистами различных мастей. Объединить эти диаметрально противоположные общественно опасные действия, совершаемые по политическим мотивам, в одно понятие трудно. Другие формы политической преступности еще более неопределенны.
Транснациональный характер растущих угроз террористической деятельности и преступного экстремизма побуждает многие государства выработать единые подходы к решению ряда принципиальных задач.
Во-первых, учитывая возрастающую угрозу этих преступных проявлений миру и безопасности, следует консолидировать свои усилия в совершенствовании международной системы совместных мер по противодействию терроризму и иным проявлениям экстремизма.
Во-вторых, распространение религиозного, национального экстремизма и иных проявлений сепаратизма становится опасным источником дестабилизации общественной безопасности и обеспечения правопорядка. Поэтому необходимо совместно решать вопросы лишения социальных корней путем искоренения идеологии терроризма и экстремизма.
В-третьих, совершенствование правового регулирования межгосударственного и межведомственного сотрудничества должно упреждать зарождающиеся негативные процессы, не доводя до судебного разбирательства. Для этого, прежде всего, необходимо конкретизировать критерии определения экстремизма в целях дальнейшей разработки методики и тактики противодействия им.
Следуя этой задаче, юристы многих стран пытались дать единое определение экстремизму и сформулировать его основные признаки, рассматривая их в различных аспектах. Смысловая нагрузка понятия «экстремизм» в уголовно-правовом аспекте не тождественна его криминологическому пониманию. С точки зрения уголовного права экстремизм охватывает весьма широкий спектр перечней составов преступлений, а криминологическое несет в себе общую характеристику и раскрывает социально-правовую суть данного явления и, следовательно, является более емким понятием. Широкое значение экстремизма охватывает терроризм, национальный экстремизм и религиозный экстремизм.
Следует отметить, что экстремизм — явление не только многогранное, но и многоликое. Согласно Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности» само понятие экстремизма включает свыше 20 проявлений начиная от насильственного изменения основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации и заканчивая созданием и распространением соответствующих печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования.
В то же время в соответствии со ст. 3 Закона Республики Таджикистан «О борьбе с экстремизмом» экстремизм — это проявление юридическими и физическими лицами выражения крайних форм действий, призывающих к дестабилизации, изменению конституционного строя в стране, захвату власти и присвоению ее полномочий, разжиганию расовой, национальной, социальной и религиозной вражды. Согласно ст. ст. 7 и 8 Конституции Республики Таджикистан запрещаются пропаганда и действия, направленные на разделение единства государства, и идеология любой партии общественно-религиозного объединения, движения или группы. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, пропагандирующих расовую, национальную, социальную и религиозную вражду или призывающих к насильственному свержению конституционного строя и организации вооруженных групп. Запрет на создание общественных объединений, а также политических партий, преследующих аналогичные цели, содержится в законах Республики Таджикистан «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О борьбе с терроризмом», «О борьбе с экстремизмом» и в других законодательных актах.
Представляется, что при характеристике национального экстремизма следует учитывать, что он является результатом крайнего разбухания своекорыстия и нетерпимости к другим нациям. Можно выделить следующие типы экстремизма: 1) экспансивный; 2) консервативный. Первый приводит к империализму, фашизму и гегемонизму, а второй — к ксенофобии и сепаратизму.
Религиозный экстремизм использует однобокие взгляды безграничного преувеличения и абсолютизации для толкования системы вероисповедания некой религии, раздувает религиозный фанатизм и занимается террористической деятельностью. Это продукт перерождения религий от некоторых религиозных доктрин по мере развития социальных отношений. Религиозный экстремизм может проявляться в применении силы для захвата власти, узурпации власти, изменения конституционной структуры государства, посягательствах на общественную безопасность посредством насилия, а также в пропаганде идей религиозного экстремизма.
Анализ приведенных дефиниций позволяет сделать вывод о том, что терроризм, национальный экстремизм и религиозный экстремизм оказывают друг на друга влияние, взаимопроникая, являясь причиной или следствием порождения одного другим. В широком смысле экстремизм охватывает все эти явления.
Принципиально важным положением законов Российской Федерации является то, что вся работа по противодействию экстремизму основана на законности, гласности и неотвратимости наказания за экстремистскую деятельность. В частности, предусмотрено, что решение многих вопросов, возникающих в этой сложной организационно-правовой деятельности, производится с участием судов общей юрисдикции Российской Федерации.
По нормам гражданско-процессуального законодательства суды Российской Федерации рассматривают:
1) представления прокурора о наличии в информационных материалах признаков, характеризующих экстремизм;
2) заявления об обжаловании предупреждений, вынесенных органами прокуратуры или органом, осуществившим регистрацию конкретного средства массовой информации;
3) заявления об обжаловании предупреждений о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, вынесенных органом прокуратуры или федеральным органом исполнительной власти (его соответствующим территориальным органом) в сфере юстиции;
4) заявления о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения.
Судебная практика многих государств свидетельствует о том, что противодействие проявлениям экстремизма ведется не только в уголовно-правовом порядке, но и в гражданско-правовом и в административном.
Так, прокурор Кабардино-Балкарской Республики обратился в суд с заявлением о запрете деятельности организации «Государственный Совет Балкарии» по тем основаниям, что в результате ее создания присвоены полномочия государственного органа власти Кабардино-Балкарской Республики, принято решение о создании Республики Балкария, избраны председатель Государственного Совета и правительство Республики Балкария. Через газету под названием «Балкария» распространяются материалы экстремистского толка.
Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 марта 2006 г. заявление прокурора о прекращении деятельности и ликвидации организации «Государственный Совет Балкарии» удовлетворено по основанию грубого нарушения действующего законодательства, а признание характера деятельности данной организации экстремистской суд посчитал недоказанной. При этом суд исходил из того, что согласно ст. 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основанием для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности по решению суда могут быть неоднократные или грубые нарушения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов. В данном случае имело место нарушение ст. 5 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» по вопросам образования нового субъекта Российской Федерации — Республики Балкария.
Прокурор Краснодарского края обратился в суд с заявлением о запрете деятельности религиозной группы — Краснодарской Православной славянской общины «Вик Ра» Скифской веси рассении Древнерусской церкви православных староверов-ингмингов, ссылаясь на то, что ее деятельность носит экстремистский характер, так как в основе вероучения лежат ограничения расового характера. Кроме того, в качестве атрибута при проведении обрядов и в одежде использовался солярный знак — свастика, сходный с нацистской свастикой до степени смешения. Как элемент культовой практики применяется жест «вскидывание правой руки вверх», полностью идентичный фашистскому жесту приветствия.
Решением Краснодарского краевого суда заявление прокурора было удовлетворено, деятельность общины запрещена по следующим основаниям.
Во-первых, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Во-вторых, согласно пп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» являются экстремистской деятельностью пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской до степени смешения.
В-третьих, в ст. 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» предусмотрено, что действия религиозной группы, направленные на осуществление экстремистской деятельности, являются основанием для ее ликвидации.
Так, решением Верховного Суда Республики Таджикистан от 19 апреля 2001 г. на всей территории страны была запрещена деятельность экстремистской организации «Хизбут-Тахрир». Кроме того, решением от 30 марта 2006 г. 10 террористических и экстремистских организаций: «Аль-Каида», «Исламское движение Восточного Туркестана», «Исламская партия Туркестана», «Движение Талибан», «Братья Мусульматте», «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа», «Джамияти-с баблиг», религиозно-миссионерская организация «Призыв к исламу», «Свободный Таджикистан» — признаны террористическими и экстремистскими и их деятельность запрещена на территории Республики Таджикистан.
За совершение действий экстремистского характера российское законодательство предусматривает административную ответственность. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации содержит два таких состава:
1) пропаганда и демонстрация нацистской атрибутики или символики;
2) организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности.
Вот несколько примеров из судебной практики.
Частный предприниматель Константинов разместил в витринах магазина нацистскую атрибутику в виде нагрудных знаков, медалей, касок и других предметов. Постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Центрального округа г. Курска он был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 рублей с конфискацией предметов, имеющих нацистскую символику.
Мировой судья Ново-Савинского района города Казани признал виновными граждан Аникина и Огородникова, которые развешивали листовки с символикой, сходной с нацистской до степени смешения, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 КоАП РФ, каждому было назначено наказание в виде административного ареста на семь суток с конфискацией изъятых листовок.
Суды Российской Федерации рассматривают также уголовные дела, по которым лица привлекаются к уголовной ответственности за экстремистскую деятельность. Речь идет о:
— ст. 280 УК РФ, предусматривающей ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
— ст. 282 УК РФ — за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
В 2002 г. Уголовный кодекс РФ был дополнен ст. 282.1, предусматривающей ответственность за организацию экстремистского сообщества, и ст. 282.2, предусматривающей ответственность за организацию деятельности экстремистской организации.
Дела названной направленности в общей структуре судимости занимают незначительное место, но в отличие от административных правонарушений их количество имеет тенденцию к росту. Так, если в 2005 г. было осуждено 67 человек, то в 2006 г. осуждено уже 86 человек.
Так, например, в городе Альметьевске Республики Татарстан были привлечены к уголовной ответственности несколько лиц за то, что они вступили в религиозную организацию «Партия исламского освобождения» (Хизб ут-Тахрир аль-Ислами), признанную вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. террористической, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации как имеющая цель — устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путем создания всемирного исламского халифата. В этих целях распространялись листовки среди прихожан городских мечетей.
По результатам судебного исследования суд оправдал всех подсудимых в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282.2 УК РФ. По ней подлежит ответственности организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации по мотиву отсутствия состава преступления. В то же время все они были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 282.2 УК РФ, — за участие в деятельности запрещенной организации.
За участие в деятельности названной выше и запрещенной религиозной организации «Партия исламского освобождения» (Хизб ут-Тахрир аль-Ислами) в городе Ижевске Удмуртской Республики были осуждены несколько жителей по ч. 2 ст. 282.2 УК РФ.
Преступления против общественной безопасности и общественного порядка, к каковым относятся экстремизм, пропаганда экстремизма, создание и руководство экстремистской организацией, в основном носят латентный характер. Особую сложность у органов уголовного преследования вызывают сбор и закрепление доказательств.
Чтобы вести борьбу с экстремизмом результативно, следует использовать весь имеющийся у нас в государствах арсенал правовых средств. Например, необходимо разумно применять институт освобождения от уголовной ответственности и наказания в связи с деятельным раскаянием в отношении лиц, которые совершили преступления небольшой и средней степени тяжести. А также использовать компромисс как форму разрешения правового кризиса, предусмотрев в национальных уголовных законах государств освобождение от уголовной ответственности лица, если оно добровольно заявило о финансировании или оказании финансовой помощи им либо другим лицом, которое оно склонило к этому, либо осуществляло сбор финансовых средств для субъектов терроризма и экстремизма.
Изучение судебной практики по указанным категориям дел свидетельствует о том, что особое значение для доказывания вины обвиняемого имеет надлежащее закрепление источника информации о преступной деятельности лица, его связях. Это может лучшим образом выявить причины появления сторонников пропаганды религиозного экстремизма, условия его распространения, причины, условия и средства, способствующие совершению преступлений такого рода.
Доказательством организации либо активного участия в запрещенных объединениях или организациях являются обнаруженные и изъятые в соответствии с процессуальным законом агитационно-печатная, аудиовизуальная продукция, уставные и другие организационные документы, подтверждающие их деятельность. Как правило, они являются объектом изучения следственными органами и судами на предмет наличия в них элементов экстремизма, включающего широкий спектр действий противоправной направленности.
Учитывая указанные обстоятельства, органы правосудия должны широко использовать экспертные возможности по анализу содержания изъятых документов. Для этого желательно назначать религиоведческую (теологическую) экспертизу.
Вот, пожалуй, неполный перечень наиболее актуальных проблем борьбы с экстремизмом во всем мире и, соответственно, в нашей стране.
——————————————————————