Возникновение института международного суда и его роль в истории развития древнего общества

(Прилуцкий С. В.) («Международное уголовное право и международная юстиция», 2013, N 6)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНСТИТУТА МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА И ЕГО РОЛЬ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕГО ОБЩЕСТВА

С. В. ПРИЛУЦКИЙ

Прилуцкий Сергей Валентинович, старший научный сотрудник отдела проблем уголовного права, криминологии и судоустройства Института государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины, кандидат юридических наук, доцент.

В статье анализируется правовая природа, а также путь эволюции международного суда в историческом процессе развития человечества. Исследуется правовая природа третейского (арбитражного) рассмотрения межгосударственных конфликтов в период античной Греции, Древнего Рима, эпохи Средневековья.

Ключевые слова: международный суд, судопроизводство, конфликт, война, мир.

An origin of international court and his role are in history of development of ancient society S. V. Prylutskyi

In the article legal nature, and also way of evolution of international court, is analyzed in the historical process of development of humanity. Legal nature of arbitrazh consideration of intergovernmental conflicts is probed in the period of Ancient Greece, Ancient Rome, epoch of dark ages.

Key words: international court, legal proceeding, conflict, war, peace.

Путь становления современной цивилизации всегда сопровождался международными конфликтами, раздором и войнами. Сама история человечества — это история мировых войн за господство отдельных государств на международной арене разных эпох. Поэтому может сложиться впечатление, что международное противостояние и война являются главной движущей силой нашей цивилизации. Однако есть надежда, что это не совсем так, поскольку прогрессивные представители человечества всегда стремились к предотвращению войн и силовым решениям конфликтов, в том числе и с помощью механизмов международного судопроизводства. Тем самым цель данной статьи состоит в исследовании истории возникновения института международного суда, а также его влияния на защиту, и сохранение мира. Итак, являясь созданием разумным, что в значительной мере отражается на его эгоцентризме и произволе, человек в то же время является существом социальным. Как заметил еще в свое время выдающийся французский мыслитель Д. Дидро, «люди созданы, чтобы жить в обществе… Объединяясь с себе подобными, человек обрел те силы, которых ему не хватало в одиночестве. Природа дала человеку два свойства, предоставляющие ему превосходство над животными, — разум и общительность; благодаря им тот, кто в одиночку не мог никому противиться, становится всем» <1>. ——————————— <1> Цит. по: Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера / Ин-т философии. М.: Наука, 1994. С. 364 — 365.

Однако, кроме силы, полученной путем общественного объединения, негативным спутником людей стал социальный конфликт. В среде животного мира (дикой природы) конфликт — явление обычное и, как правило, решается по закону силы, путем грубого противостояния, в соответствии с законом естественного выживания самых сильных и по принципу: кто сильнее — тот и прав. Однако такая форма общественных отношений неотвратимо ослабляла, а то и разрушала и без того неустойчивые, но так важные и необходимые социальные связи. Все это с первобытных времен побуждало людей к поиску путей в преодолении междоусобных конфликтов, путей, которые бы обеспечили общественное единство, стабильность, мир. Именно поиск мирных путей по разрешению конфликтов побудил людей обратиться к новой форме общественных отношений — суду. Тем самым еще с древних времен суд стал особенной формой социальных отношений, направленной на решение (преодоление, решение и предотвращение) конфликтов. В то же время конфликт является достаточно сложным социальным явлением. На микроуровне он начинается с междоусобных отношений, но очень быстро может охватить определенные социальные группы, классы людей на уровне отдельного государства. Наивысший уровень конфликта, его макроуровень, — это война, как конфликт между отдельными социальными группами (классами) или народами (государствами). И в этом отношении независимо от уровня и напряженности социального конфликта именно суд (арбитраж, третейство, медиация) через соответствующие механизмы судопроизводства выступает инструментом в его преодолении и обеспечении мира. Как справедливо отметила по этому поводу О. В. Буткевич, именно с целью преодоления негативных факторов, которые существовали в отношениях между первобытными общественными образованиями, для предотвращения международных конфликтов возник институт примирения сторон путем ненасильственного решения противоречивых вопросов международных отношений, который породил посредничество, арбитраж и сопутствующие ему институты (убежища, решение проблем беженцев, миграции и др.) <2>. ——————————— <2> Буткевич О. В. Становлення i розвиток мiжнародного права в стародавнiй перiод: Автореф. … дис. канд. юрид. наук. Киев, 2002. С. 10.

В правосознании людей идея мирного урегулирования споров закрепилась как императивный постулат свыше двух тысячелетий назад. Уже Цицерон ничего нового не сказал, когда писал: «Споры решаются или обсуждением, или физической силой. Последнее характерно для зверей, человек же должен прибегать к силе лишь в крайних случаях» <3>. ——————————— <3> Буткевич В. Г., Мицик В. В., Задорожнiй О. В. Мiжнародне право. Основи : пiдручник / За ред. В. Г. Буткевича. К.: Либiдь, 2002. С. 232.

В свое время известный дореволюционный правовед Л. А. Комаровский отметил, что идея международного суда основывается на более глубокой и намного более давней идее мира. Обращаясь к идее мира с точки зрения внешних отношений между народами, уже с древних времен люди осуждали насилие и войну при решении споров между государствами. Человеческой природе свойственна потребность в гармонии, справедливости и мире, а любое насилие и война — явления временные и противоестественные. Поэтому уже с древнейших времен люди начали осознавать, что они призваны не для уничтожения друг друга, а для взаимного совершенствования и мирного соревнования во всех сферах жизнедеятельности <4>. ——————————— <4> См.: Комаровский Л. А. О международном суде. М.: Типография Т. Малинского, 1881. С. 139 — 140.

Если обратиться к историческим источникам мирного урегулирования международных споров, то можно увидеть, что одним из первых проявлений международного суда было третейское судопроизводство, корни которого касаются времен, когда еще само государство находилось на этапе становления <5>. ——————————— <5> См.: Комаровский Л. А. Указ. соч. С. 52.

История свидетельствует, что страны Древнего Востока знали своеобразные формы арбитражного урегулирования международных споров. Для защиты от нападения гуннов древнекитайские государства объединялись в союзы, а в середине VI в. до н. э. правители этих государств заключили соглашение, которым обязались решать спорные вопросы не с помощью силы, а путем обязательного обращения сторон к третейскому суду <6>. ——————————— <6> См.: История дипломатии / Под ред. В. А. Зорина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Госполитиздат, 1959. Т. 1. С. 29.

Однако арбитраж нашел наиболее широкое применение в Древней Греции. Поэтому принято считать, что международные судебные органы возникли именно в античное время <7>. В частности, много примеров третейского судопроизводства содержит мифология античной Греции, где роль суда в решении международных конфликтов осуществляли органы религиозной власти — амфиктионии. ——————————— <7> См.: Кондратюк Л. В. Мiжнароднi судовi органи античних держав Схiдного Середземномор’я еллiнiстичного часу. Судова влада в i свiтi: iсторiя, сучаснiсть, перспективи розвитку: Матерiали XXV 16 — 18 вересня 2011 р., м. Саки. — Сiмферополь: СМД, 2011. Ч. 1. С. 342.

По преданиям и мифам Эллады, герои и сами боги прибегали к посредничеству или третейскому суду для решения своих споров. Легендарному аргосскому царю Акрисию, отцу Данаи, деду Персея, приписывалась организация Дельфийской амфиктионии, которая должна была, кроме прочего, быть местом для рассмотрения межгосударственных конфликтов <8>. ——————————— <8> См.: Зiнченко А. Iсторiя : вiд давнини до початку нового часу: Навч. посiб. Вiнниця, 2002. С. 49.

Стоит отметить, что у эллинов было несколько амфиктионий, возле которых дважды в году собирались депутаты почти от всей Греции. Осуществляя общие молитвы и жертвоприношения на этих собраниях, греки были обязаны приостанавливать свою вражду. Амфиктионии побуждали своих членов к большей гуманности в обращении с противниками на войне, а при общем согласии враждующих сторон выступали в качестве третейского суда <9>. ——————————— <9> См.: Комаровский Л. А. О международном суде. М.: Зерцало, 2007. С. 85.

Большинство споров между государствами в период эллинизма касались разграничения границ. В связи с недостатком земли в Греции каждый подобный конфликт касался жизненных интересов государств и мог привести к войне. То, что территориальные конфликты возникали очень часто, а решения суда далеко не всегда выполнялись сразу, побуждало полисы, которые граничили между собой, к заключению постоянных договоров о международном арбитраже <10>. ——————————— <10> См.: Тарн В. Эллинистическая цивилизация / Пер. с англ. М.: Ин. лит., 1949. С. 90 — 91.

Греческие полисы предоставляли взаимопомощь в судебной деятельности, которая заключалась в командировке коллегий судей — дикастов, с одного города в другой по просьбе его общины. Потребность в такой независимой судебной коллегии возникала в сложных ситуациях, когда стороны очень долго не могли прийти к согласию, что часто было обусловлено противостоянием разных политических группировок внутри полиса. Сведения о таких случаях содержат специальные декреты о приглашении судей (в настоящее время известно свыше двухсот таких актов) <11>. ——————————— <11> См.: Giovannini A. Greek Cities and Greek Comonwealth // Images and ideologies: self-definition in the Hellenistic world / Anthony Bulloch et al. Berkeley etc., 1993. P. 276; Митина С. И. Формирование и развитие механизма правового регулирования межгосударственных отношений в эллинистическом мире, IV — I вв. до н. э.: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 38 — 39.

В Древней Греции иногда заключались даже отдельные соглашения о постоянном арбитражном суде; эти соглашения были составной частью союзных договоров. Так, второй союзный договор между Спартой и Аргосом в 418 г. до н. э. предусматривал, что стороны обязываются передавать свои споры на арбитраж <12>. Споры и столкновения, которые возникали в результате нарушения договора, передавались на рассмотрение третейской комиссии. В случае упорного нежелания покориться требованиям арбитражного суда против непокорных городов применялись принудительные действия, вплоть до объявления «священной войны» <13>. ——————————— <12> См.: Тенишев В. В. Вечный мир и международный третейский суд. СПб.: Издательство, тип. А. С. Суворина, 1909. С. 27. <13> См.: История дипломатии / Под ред. В. А. Зорина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Госполитиздат, 1959. Т. 1. С. 37.

Древняя Греция знала большие, по масштабам того времени, международные объединения — лиги (Этолийская, Ахейская, Критский койнон и др.) с советом делегатов и постоянным третейским судом для решения споров между членами союза <14>. ——————————— <14> См.: Коровин Е. А. История международного права. М., 1946. С. 8.

Длительная практика международных отношений на востоке Средиземноморского региона позволила развить и оформить основные принципы межгосударственного посредничества и создала основу для оформления института международного суда. В периоды, которые предшествовали эллинизму, судейские функции могли возлагаться на любые полисы, религиозные святилища. Пелопоннесская война, которая показала кризис прежнего полисного строя, обнаружила симптоматичную тенденцию в эволюции античного права: государства-полисы, потеряв остатки доверия друг к другу, пытались найти объективного судью даже в лице своих прежних врагов, например — царя Персии <15>. ——————————— <15> См.: Митина С. И. Международный суд в эллинистическую эпоху // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. N 4 (21). С. 138 — 139.

В то же время, как утверждает Н. К. Михайловский, в Древней Греции арбитраж неоднократно использовался не как средство мирного урегулирования международных споров, а как средство навязывания воли одного государства другому, как орудие установления господства одного государства над другим. Это выразительно проявилось в политике Македонии. С ростом могущества и влияния Македонии в Эгейском бассейне ее царь Филипп II добился, чтобы его избрали членом дельфийско-фермопильской амфиктионии, и навязал себя арбитром в решении конфликтов между греческими городами. Для осуществления своих планов (установление господства в Греции) Филипп II добился создания общегреческой федерации во главе с македонским царем. Между объединенными государствами (греческими городами-республиками и Македонией) был заключен вечный оборонный и наступательный союз. Все спорные вопросы, которые возникали между союзными государствами, передавались на рассмотрение суда амфиктионов. Председателем коллегии амфиктионов был сам Филипп <16>. ——————————— <16> См.: Михайловський М. К. Мiжнародний арбiтраж. К.: Видавництво наук РСР, 1963. С. 10 — 14.

Тем самым Филипп Македонский, пытаясь обосновать свои претензии стать общеэллинским арбитром, объявил себя объединителем и защитником греков. Эта идея приобрела юридическое оформление на специальном Коринфском конгрессе в 338 г. до н. э. <17>. Именно с этого времени наметились признаки формирования института мирового посредничества в том виде, в котором он будет существовать в эпоху эллинизма. В этом отношении, прежде всего, четко определилась главная цель суда: достижение баланса политических сил, стабилизации политической ситуации на межгосударственном уровне. Во-вторых, суд превращался в орудие высказывания воли монарха-гегемона, который и должен был служить гарантом стабильности народов. Таким образом, Филипп II попытался создать такую систему отношений, которая дала бы ему возможность, сохраняя фактическое господство, одновременно выступать и в роли арбитра <18>. ——————————— <17> См.: Митина С. И. Указ. соч. С. 139. <18> См.: Античная Греция. Проблемы развития полиса. Кризис полиса. М.: Наука, 1983. Т. 2. С. 187.

Так или иначе, но судебные механизмы по урегулированию и предотвращению международных конфликтов должны были способствовать политической стабильности среди греков и консолидировать их под властным влиянием сильного лидера. Как утверждает С. И. Митина, античная Греция дала образцы достаточно развитого международного судопроизводства, которые были направлены на урегулирование отношений в рамках системы эллинизма. При разнообразии форм была разработанной и процедурная практика правосудия, которая предусматривала наличие независимых третейских посредников, арбитров, защитников. Механизм решения споров включал консультации, посредничество, рассмотрение в третейских комиссиях и арбитражах. Решения судов основывались на таких источниках права, как межгосударственные договоры, обычаи, акты межгосударственных конференций. Юридическая сила судебного решения была в большинстве случаев аналогична силе межгосударственного договора, поскольку определяла регулирование отношений между государствами на будущее. На основе судебного разбирательства суды выносили постановления, которые были обязательными для государств, принимавших участие по делу. В то же время институт международного суда был позаимствован у греков Римом. Сначала римляне не обладали ни знаниями, ни опытом цивилизованного общения с правителями больших государств. Но уже достаточно быстро они освоили методы и терминологию дипломатии эллинов, а также их арбитраж <19>. ——————————— <19> См.: Там же. С. 39.

Арбитрами в Риме выступали: сенат, военные начальники или представители сената. Но всегда, независимо от того, кто был арбитром, в выигрыше был Рим, потому что он ни в коей мере не считался с интересами сторон в споре, а всегда и во всем проводил свою политику, политику господства над другими народами. Арбитраж для него был лишь орудием в достижении цели. То, чего Рим не мог по тем или иным причинам взять силой, захватывал хитростью, при этом опираясь на силу своих легионов. Ловкость римского дипломата переплеталась с грубой силой легионеров <20>. ——————————— <20> См.: Михайловський М. К. Указ. соч. С. 11.

Выполняя поручение сената, римские послы на местах решали спорные вопросы, о чем отчитывались по возвращении в Рим. Одним из условий мирных договоров с побежденными царями было подчинение высшей юрисдикции Рима в сфере судопроизводства. Римское судопроизводство совсем не отличалось высшим уровнем правовой практики. Его преимущество заключалось в могучем принудительном аппарате в лице римских легионов. Все это решительно отличало римский суд от традиционного греческого арбитража. В свое время монархи эллинизма разбирали споры между городами, не пользуясь своей властью, как это позже стал делать римский сенат <21>. ——————————— <21> См.: Митина С. И. Формирование и развитие механизма правового регулирования межгосударственных отношений в эллинистическом мире, IV — I вв. до н. э.: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 39.

Если Рим выступал арбитром между двумя народами, то его вмешательство не оставалось без выгоды для него. Так, выступив в 445 г. до н. э. арбитром между Арисианами и Ардеатами, Рим присудил спорную территорию себе. Подобное решение вынес комиссар римского сената, выступая арбитром в вопросе о рубежах между Нолем и Неаполем. От имени сената комиссар предложил заинтересованным государствам уменьшить свои владения, а территорию, которая образовалась между ними, присудил Риму. Примером того, как Рим совмещал военную силу с дипломатическими мирными средствами, может служить политика Юлия Цезаря во время завоевания им Галлии. Цезарь ловко использовал противоречия между разными группами галльского населения и добился того, что общегалльская конференция, которую ему удалось созвать, провозгласила его вождем и защитником галлов. Этот сугубо дипломатический шаг облегчил подчинение Галлии. К Цезарю, как к арбитру и «защитнику», обращались галльские племенные князья со своими жалобами и донесениями. Оценивая роль и значение арбитража во время существования Римской империи, Л. А. Комаровский писал, что Риму, который выступал как арбитр между другими государствами, не хватало лишь одного — беспристрастности <22>. Французский ученый Ревон также отмечал, что арбитраж для Рима был лишь средством управления. ——————————— <22> См.: Комаровский Л. А. О международном суде. М.: Типография Т. Малинского, 1881. С. 103.

Тем самым, по мере развития взаимоотношений между государствами, отдельные институты внутригосударственного права переносились и в сферу межгосударственных, т. е. международных, отношений. Как утверждает Н. К. Михайловский, арбитраж из института, который применялся для урегулирования споров между гражданами одного государства, постепенно превращался в институт для урегулирования споров между отдельными государствами. Процесс превращения арбитража из института внутригосударственного в институт международный происходил достаточно медленно, и начало его относится к давней истории человечества <23>. ——————————— <23> См.: Михайловський М. К. Указ. соч. С. 7 — 8.

С развитием феодального государства институт мирного разрешения международных споров начал лишаться частноправовых элементов и постепенно становился принципом международного публичного права. В рамках мирного решения споров рядом с арбитражем, посредничеством, институтом третейских судей стали внедряться другие виды (следователи, согласовательные комиссии, добрые услуги и пр.) <24>. ——————————— <24> См.: Буткевич О. В. Теорiя i практика докласичного мiжнародного права: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. К., 2009. С. 28.

В эпоху Средневековья арбитрами чаще всего выступали, с одной стороны, католическая церковь во главе с папой римским, а с другой — император Священной Римской империи. Между этими двумя «столбами» феодализма продолжалась жестокая борьба за господство. В те времена Католическая церковь в Европе имела большое влияние на все сферы жизни. Папы в период своего могущества — от Григория VII до Бонифация VIII, считая себя наместниками Бога на Земле, пользовались в Европе неограниченной властью. Они вмешивались как во внутренние, так и во внешние дела государств, раздавали королевские титулы, отлучали от церкви, разжигали религиозные войны. Папы выступали судьями между королями. Они отменяли законы, изданные королями, отменяли договоры, заключенные между ними. Поэтому неудивительно, что при наименьшей возможности папы пытались навязать себя в качестве арбитров между отдельными государствами, используя арбитраж в интересах укрепления своего положения как «судей народов». От католической церкви не отставал и император, который вел борьбу с папой. В большинстве случаев победителем из этой борьбы выходил папа. Папская курия нередко вмешивалась в выборы императора; она стремилась привести к власти выгодного ей кандидата, если при выборах возникали разногласия. И папы, и императоры пытались постоянно вмешиваться в международные конфликты государств со своим мнимым правом «верховных судей народов». В этом отношении особенно интересен случай вмешательства папы Бонифация VIII в конфликт между королем Англии Эдуардом и королем Франции Филиппом Красивым, когда папа на правах «судьи мира» затребовал передать дело в его верховный суд. Но ни один, ни второй монарх не подчинились папе. Однако через два года они все же согласились передать свое дело на третейское урегулирование Бонифацию VIII, но не как папе, а как частному лицу, что было специально обусловлено в арбитражном соглашении <25>. ——————————— <25> См.: Таубе М. История зарождения современного международного права. СПб., 1899. Т. 2. С. 23.

В конце эпохи Средневековья, с ростом абсолютизма, арбитраж как средство урегулирования международных споров почти исчез. Это объясняется тем, что в тот период происходил процесс образования наций, процесс организации национальных государств. На смену феодальной раздробленности пришла централизованная и неограниченная власть абсолютной монархии. При этих условиях применение арбитража рассматривалось как ограничение, уничижение абсолютных прав суверена. Все спорные вопросы, которые возникали между европейскими государствами, развязывались путем дипломатии так называемого европейского концерта <26>. Арбитраж в эпоху абсолютизма если и встречался, то только между малыми государствами, такими как города Ганзейского союза или швейцарскими кантонами. ——————————— <26> См.: Комаровский Л. А. Указ. соч. С. 123.

Из проведенного исследования усматривается, что возникновение и развитие международного суда как отдельной формы общественных отношений происходило параллельно с развитием национальных, внутригосударственных судебных учреждений и форм судопроизводства. В то же время международное судопроизводство возникло и развивалось, с одной стороны, с целью преодоления (сдерживания) межгосударственных конфликтов и предотвращения преждевременных войн, а с другой, было эффективным средством управления отдельными народами, при условии захвата судебной (третейской) функции господствующим субъектом.

Литература и использованные источники

1. Философия в энциклопедии Дидро и Даламбера / Ин-т философии. М.: Наука, 1994. 2. Буткевич В. Г., Мицик В. В., Задорожнiй О. В. Мiжнародне право. Основи : пiдручник / За ред. В. Г. Буткевича. К.: Либiдь, 2002. 3. Комаровский Л. А. О международном суде. М.: Типография Т. Малинского, 1881. 4. История дипломатии / Под ред. В. А. Зорина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Госполитиздат, 1959. Т. 1. 5. Зiнченко А. Iсторiя : вiд давнини до початку нового часу: Навч. посiб. Вiнниця, 2002. 6. Тенишев В. В. Вечный мир и международный третейский суд. СПб.: Издательство, тип. А. С. Суворина, 1909. 7. Нигматуллин Р. В. Проблемы борьбы с международной преступностью: историко-правовой анализ // История государства и права. 2009. N 22. 8. Волеводз А. Г. Европейская судебная сеть // Международное уголовное право и международная юстиция. 2012. N 1.

——————————————————————