Сравнительное правоведение как современная форма правового гуманизма

(Рафалюк Е. Е.)

(«Журнал российского права», 2011, N 7)

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПРАВОВОГО ГУМАНИЗМА

Е. Е. РАФАЛЮК

Рафалюк Е. Е., старший научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук.

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ принял участие в III Международной научной конференции «Компаративистские чтения», проходившей в апреле 2011 г. в г. Львове (Украина) и организованной Институтом государства и права им. В. М. Корецкого Национальной академии наук Украины, Львовским государственным университетом внутренних дел, Киевским национальным университетом им. Тараса Шевченко, Украинской ассоциацией сравнительного правоведения.

В рамках конференции проведены четыре мастер-класса известных ученых: Уильяма Эллиотта Батлера из США («Сравнительное международное право: личный взгляд»), Талии Эйнгорн из Израиля («Методика использования зарубежного права судами и в нормотворческом процессе»), Виталия Оксамытного из России («Правовая система России в рамках современной правовой цивилизации») и Дмитрия Лукьянова из Украины («Особенности системы канонического права»).

В пленарном режиме состоялся Круглый стол «Проблемы философии и теории сравнительного правоведения»; презентация научных изданий и проектов. Проведены заседания ряда секций: «Проблемы взаимодействия правовых систем современности в фокусе сравнительного правоведения», «Сравнительное конституционное, административное и финансовое право», «Сравнительное гражданское и уголовное право», «Проблемы применения сравнительно-правовой методологии в теории и истории государства и права».

Впервые организованы секционные мастер-классы, на которых выступили Владислав Толстых («Прецедентное значение решений международных судов»), Сергей Денисов («Изучение государственного права незападных цивилизаций»), Марина и Андрей Лушниковы («Функции и методология сравнительного трудового права и права социального обеспечения») (все из России), Михаил Савчин («Основные критерии классификации современного конституционализма») и Павел Фрис («Понятие уголовного права в украинской и польской уголовно-правовой теории») (оба из Украины).

Всего в конференции приняли участие ученые (непосредственных участников более 110) из 11 стран (Украины, России, Турции, Израиля, Молдовы, Венгрии, Белоруссии, США, Эквадора, Польши, Германии).

* * *

В приветственном слове доктор юридических наук, профессор директор Института государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины, президент Украинской ассоциации сравнительного правоведения Ю. С. Шемшученко отметил большой научный, образовательный и ценностный потенциал сравнительного правоведения. По его мнению, оно дает целостное видение развития права на международном, региональном и национальном уровнях, является неотъемлемым элементом юридического образования, способствует формированию открытого и гуманистического мировоззрения юриста.

Особое внимание на конференции было уделено вопросам теории, методологии и философии сравнительного правоведения. Кандидат юридических наук, доцент заведующий Центром сравнительного правоведения Института государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины А. В. Кресин в докладе «Роль Международной ассоциации юридических наук в развитии научных и ценностных идей сравнительного правоведения» остановился на осмыслении значения сравнительного правоведения для современной науки и общества. По мнению докладчика, в дискуссии о том, является ли сравнительное правоведение методологией исследований или представляет собой самостоятельную науку, следует поставить точку. ЮНЕСКО однозначно ответило на этот вопрос еще в середине XX в., когда официально признало три юридические науки: сравнительное правоведение, международное право и философию права.

После Второй мировой войны в условиях создания на новых принципах системы межгосударственного общения ценностный потенциал сравнительного правоведения оказался наиболее востребованным. Ученые-компаративисты, изучая различные национальные правовые системы, открывают все многообразие и богатство юридического мира разных стран, а находя «точки соприкосновения» между ними, помогают преодолевать юридические конфликты. При помощи трудов специалистов-компаративистов прежде всего достигается понимание людей различных правовых культур и традиций.

Выступающий отметил, что в настоящее время без сравнительного правоведения невозможно представить академическое юридическое образование. Следует учитывать тот факт, что в связи с реформой образования и переходом на Болонскую систему преподавание сравнительного правоведения для студентов, обучающихся по программе бакалавриата, может стать невозможным, так как его изучение предполагается в рамках магистратуры.

Проблема изучения сравнительного правоведения была затронута и в выступлении кандидата юридических наук, доцента Львовского государственного университета внутренних дел И. М. Ситаря. Докладчик поделился опытом преподавания данной дисциплины в Университете внутренних дел, где в рамках программы бакалавриата преподается общий курс сравнительного правоведения, а также отдельный курс по правовым семьям современности, в том числе латиноамериканской, обычной правовой семье и др.; в программу обучения магистров вынесен курс по методологии сравнительного правоведения. Кроме того, в некоторых вузах Украины существует практика преподавания курса «Юридическая география мира».

Особое внимание ученый уделил объекту сравнительного правоведения, который, по его мнению, является сложным, включает микро — и макроуровни, постоянно меняется в соответствии с правовой действительностью.

Вопрос об объекте и методологии сравнительного правоведения был поднят в выступлении доктора юридических наук, профессора кафедры права Европейского союза и сравнительного правоведения Национального университета «Одесская юридическая академия» Б. Хашматуллы. По его словам, цивилизационный подход в сравнительном правоведении особо важен применительно к системам религиозного и традиционного права, т. е. там, где без учета традиций, обычаев, культуры правовое регулирование невозможно. Актуальный вопрос — соотношение принципов международного и национального права в контексте исламских государств. Безусловно, современный мировой порядок основан на приоритете норм и принципов наднационального права перед национальным. Вместе с тем действие этого принципа в рамках правовых систем исламских государств ограничивается следующей оговоркой: только те принципы и нормы наднационального права могут действовать в указанных рамках, которые соответствуют основным исламско-правовым положениям. Таким образом, заключил докладчик, в современном мире следует учитывать глобализацию, поскольку она затрагивает в том числе и мусульманские страны. Однако исламская цивилизация, вобравшая в себя восточно-цивилизационные ценности в рамках нового глобализирующегося мирового порядка, не теряет способности к сохранению этих ценностей.

Предметом обсуждения стал вопрос о соотношении международного и национального права в условиях интеграции. Аспирант Я. В. Чернопищук в своем докладе осветила проблему влияния наднационального права Европейского союза на эволюцию конституционного права Украины. Данная проблема стала актуальной в связи с перспективой вступления Украины в ЕС. Возможно ли существование наднационального правопорядка в условиях суверенных государств? Да, возможно. Однако перспективы конституционного реформирования не должны отрицать качества конституции как основного закона государства, фундаментального и системообразующего акта национального права, при необходимости широкого и системного использования и внедрения европейских стандартов во все сферы жизни общества. Таким образом, конституционное право Украины и право Европейского союза должны взаимодействовать и развиваться на основе принципа согласования ценностей.

Вопрос о сближении национальных правовых систем в межгосударственных объединениях постсоветского пространства был поднят в выступлении кандидата юридических наук старшего научного сотрудника Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Е. Е. Рафалюк. Она осветила теоретический аспект сближения права в условиях интеграции, а также остановилась на рассмотрении проблемных моментов его реализации. С развитием интеграции повышается роль и значение решений наднациональных органов интеграционных объединений в правовом регулировании общественных отношений. Однако многие вопросы до сих пор остаются неурегулированными. Так, в российском законодательстве пока не определены порядок действия решений Комиссии Таможенного союза и их место в национальной правовой системе. Кроме того, подходы к определению места правовых актов интеграционных объединений в системе источников права государств — членов Таможенного союза различны, а по мнению докладчика, должны быть едиными. В связи с этим становится очевидной необходимость формирования четкой иерархии между национальным правом, интеграционным правом и международным правом, что позволит предупреждать и решать юридические коллизии, возникающие между различными правовыми системами. Реализация межгосударственных соглашений, заключенных в рамках Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном, предполагает решение отдельных вопросов, среди которых гармонизация ряда отраслей национального законодательства в соответствии с правовыми актами интеграционного объединения; определение соответствующих компетентных органов. В контексте вступления государств — участников Таможенного союза в ВТО актуальной задачей является гармонизация национальных стандартов в соответствии с международными требованиями. Важнейшее направление — повышение эффективности деятельности судов межгосударственных объединений на постсоветском пространстве.

Концепцию о юридической доктрине как основании сравнительно-правовых исследований и форме национального права изложил кандидат юридических наук, доцент Самарского государственного университета М. Ю. Спирин. С точки зрения выступающего, юридическая доктрина играет важнейшую роль в правовой системе каждого государства. Во-первых, она является значимой частью общественного правосознания и отражает как своеобразие официальной и неофициальной правовой культуры, так и самобытность юридического мышления населения соответствующей страны. Во-вторых, она является важным фактором стабильного развития правовой системы в целом.

На конференции были рассмотрены современные тенденции развития правовых систем различных государств мира. Так, анализируя французскую правовую систему, кандидат юридических наук старший преподаватель Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина М. В. Захарова обосновала следующие аспекты ее эволюции: пересмотр критериев отнесения той или иной отрасли к частному или публичному праву (большинство юристов причисляют уголовное право к частному, а не к публичному праву); увеличение нормативного массива французской правовой системы; замена наполеоновских кодексов новыми кодексами.

Состояние современной науки международного права во взаимосвязи со сравнительным правоведением обосновал доктор юридических наук, доцент заведующий кафедрой международного права Новосибирского государственного университета В. Л. Толстых. По его словам, международное право перестает быть сферой романтиков; сегодня юрист-международник — это прежде всего тот, кто знает много судебных прецедентов. Международная правовая доктрина становится англосаксонской. Все большее внимание уделяется решениям международных судов как источнику права. Однако данная идея небесспорна хотя бы потому, что судебные решения появились только в XX в. с созданием органов международного правосудия, когда правовое регулирование международных отношений уже было «поделено» между международными обычаями и договорами. Кроме того, в соответствии с подп. «d» п. 1 ст. 38 Статута Международного суда ООН решения судов применяются «в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм», т. е. используются для толкования норм международного права и установления содержания международных обычаев, но не являются самостоятельными источниками международного права. Выступающий отметил, что в российской и украинской науке международного права имеется богатый потенциал и настало время переходить в фарватер науки международного права.

К началу конференции были изданы два сборника — «Проблемы сравнительного правоведения» и «Проблемы теории и истории государства и права». По результатам конференции запланировано издание ежегодника научных работ «Сравнительное правоведение: современное состояние и перспективы развития». Участники конференции получили сертификаты, которые свидетельствуют не только об апробации результатов их научных исследований, но и о повышении квалификации.

——————————————————————