Поиск новых эффективных педагогических технологий в области нравственного воспитания руководящих сотрудников правоохранительных органов в ходе сотрудничества с высшими полицейскими учебными заведениями Европы
(Нурлыбаева Г.) («Российский следователь», 2006, N 10)
ПОИСК НОВЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РУКОВОДЯЩИХ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ХОДЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С ВЫСШИМИ ПОЛИЦЕЙСКИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ ЕВРОПЫ
Г. НУРЛЫБАЕВА
Нурлыбаева Г., сотрудник ОНИиКНИ Академии Управления МВД России.
Для повышения как общей, так и педагогической культуры руководителя, осуществляющего педагогические функции в системе правоохранения, весьма полезным, на наш взгляд, явилось бы рассмотрение результатов сравнительного изучения педагогического опыта европейских высших учебных заведений полицейского образования в области педагогических систем нравственного воспитания сотрудников полиции в процессе их профессиональной подготовки. Педагогический опыт, заимствованный у зарубежных коллег, конечно, с учетом различий в условиях работы, менталитете, национальных особенностях европейских полицейских и их российских коллег, мог бы оказаться весьма полезным в деле нравственного воспитания профессиональных кадров. Такой опыт мог бы использоваться как в системе образования руководящих кадров МВД, так и при профессиональной подготовке всех звеньев личного состава ОВД. Учитывая тот факт, что назначение на руководящую должность осуществляется с учетом, с одной стороны, профессиональных требований, а с другой — способности кандидата возглавить коллектив ОВД, актуальным становится обращение к личности руководителя и его общей и профессиональной культуре, его этическим, нравственным качествам, а также его широкой информированности в области новых педагогических технологий. Именно от культуры руководящего состава и его педагогических способностей в основном зависит нравственный климат в коллективе. Поэтому нам представляется необходимым ознакомить руководителей МВД с общеевропейскими тенденциями в области преподавания полицейской этики, с педагогическими технологиями и методиками европейских преподавателей полицейской этики, с педагогическими системами нравственного воспитания сотрудников полиции в Европе, полученными в ходе сотрудничества с высшими учебными заведениями полицейского образования, входящими в Ассоциацию европейских высших полицейских колледжей. Всего таких учебных заведений, включая Академию управления МВД России, по последним сведениям, 38. Какую практическую пользу может принести исследование европейских систем нравственного воспитания полицейских руководителям российских органов внутренних дел? Для этого следует прежде всего рассмотреть вопрос о новых европейских тенденциях в понимании содержания понятия «полицейская этика». Европейская интеграция ценна лишь тогда, когда она приносит с собой мир, высокую нравственность и цивилизованность. Эти цели преследуются всеми европейскими политическими институтами и являются также и целями полицейской этики Европы и России. Интеграционные процессы в Европе, консолидация международной транснациональной преступности в XXI в. обусловили тот факт, что европейская полиция стала занимать особое место в борьбе с преступностью. В отличие от профессиональной подготовки представителей разнообразных профессий деонтологическая подготовка сотрудников полиции Европы и их обучение этике, как и у нас в России, настоятельно требуется всеми текущими социально-экономическими условиями, и сегодня во время гуманизации всех общественных процессов, «поворота к человеку» во всех областях жизни такая подготовка уже не может быть альтернативной или факультативной, как ранее, а должна являться обязательной, императивной. Современные условия требуют того, чтобы обучению этике уделялось особое внимание в структуре как европейских образовательных систем, так и российских высших учебных заведений высшего и среднего полицейского образования, а также на всех этапах обучения курсантов и слушателей этих учебных заведений. Полицейская этика находится в настоящее время в центре внимания общества как в странах Европы, так и в России. В последнее время вопросы, связанные с полицейской этикой, не просто являются предметом обсуждения в Совете Европы, но становятся одними из наиболее важных и животрепещущих вопросов в организации общеевропейского пространства. В настоящее время во многих странах Европы проводится реорганизация полицейских служб с целью сохранения равновесия между эффективностью деятельности полиции и уважением ее к основным правам и свободам граждан. Чтобы подчеркнуть соблюдение такого равновесия многие страны реорганизуют свои полицейские организации, превращая их из силовых структур (police forces) в полицейские службы (police service). Более того, возрастает потребность в применении полицейских сил на международном и общеевропейском уровнях, что вызывает потребность в более тесном полицейском сотрудничестве в рамках европейских стран и организаций, а также в наличии серьезной основы для поддержки такого сотрудничества. Именно полицейская этика и ее общие принципы представляют собой такую разумную и крепкую основу для тесного и плодотворного полицейского сотрудничества в Европе. Не случайно во всех документах Совета Европы, когда речь заходит о полиции, на первом месте среди вопросов, связанных с европейским сотрудничеством в области полицейской деятельности, находится именно полицейская этика. Автором статьи прочитаны, изучены и проанализированы многие документы Совета Европы, связанные с полицейской этикой, и на основании их изучения сделан вывод о том, что в этой области Генеральным директоратом по законодательству Совета Европы ведется работа по трем направлениям. 1. Формальная межправительственная деятельность, целью которой является прежде всего создание законодательных инструментов, связанных с полицейской этикой. 2. Поддержка отдельных регионов и целых государств, реформы в которых ведутся в направлении соблюдения европейских норм и стандартов, и в частности общеевропейских стандартов и норм полицейской этики. 3. Контроль за соблюдением европейского и частных кодексов полицейской этики. Комментируя данный вывод, можно сказать, что в образовательной политике Совета Европы в области полицейского образования проблема обучения этике, или, используя российскую терминологию, проблема нравственного воспитания сотрудников полиции, занимает ведущее место. Именно Советом Европы были созданы соответствующие структуры в рамках Совета Европы, которые занимаются данной проблемой непосредственно либо их деятельность так или иначе связана с решением данной проблемы. Перечисление всех этих структур и краткий обзор их деятельности позволят получить представление о масштабах огромной работы, направленной на выполнение задачи нравственного воспитания сотрудников полиции в Европейском союзе, а также масштабах сотрудничества европейских стран в данной области. В некоторых странах важность этой задачи осознается на уровне правительств, и тогда данной проблеме уделяется значительно большее внимание. Предполагается, что изменение роли полиции в обществе и стоящие перед нею новые задачи обусловливают и новые педагогические подходы к обучению полицейских этике. Задача стандартизации профессионального образования сотрудников полиции, стоящая перед высшими полицейскими учебными заведениями, также должна предполагать стандартизацию обучения и в области полицейской этики. По мнению Карло Кьяромонте <1>, советника по программам Департамента по проблемам преступности Совета Европы, анализ точек зрения экспертов и участников семинаров, организованных управлением по судебно-правовым вопросам Совета Европы, дает основание сделать вывод о том, что существуют юридические ценности и принципы, касающиеся деятельности полиции, применимость которых носит универсальный характер. Эти принципы, в частности, связаны с концепциями полицейской этики, ответственностью офицеров полиции перед населением и международным полицейским сотрудничеством. По мнению Кьяромонте, «разработанные общие юридические принципы работы полиции в странах — членах Совета Европы станут неотъемлемой частью основополагающих программ подготовки полицейских кадров». Далее автор пишет: «Многие европейские страны, в особенности страны Восточной Европы, в настоящее время проводят мероприятия по реформированию и реорганизации своих полицейских служб, приводя их в соответствие со стандартами демократического государства, поэтому правовое закрепление стандартов деятельности полиции на международном уровне для этих стран является чрезвычайно актуальным и необходимым. В системе единых стандартов полицейской деятельности особое место занимают стандарты подготовки полицейских кадров. Возможно, обучающимся в образовательных учреждениях полиции сегодня, завтра придется работать в условиях единого правового пространства и тесного взаимодействия полицейских служб на территории Европы, что им легче будет сделать при получении стандартизированной подготовки». ——————————— <1> Карло Кьяромонте. Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка полицейских кадров. Проблемы и пути развития в общеевропейском масштабе». М., 2000. С. 9.
Какой бы важной ни была деятельность Совета Европы в области полицейской этики, она ограничивается в основном лишь законодательной функцией и функцией контроля над соблюдением полицейскими Европы утвержденного в 2001 г. Европейского кодекса полицейской этики, а также новых полицейских кодексов отдельных стран Европы. Данные кодексы можно рассматривать лишь как нормативно-ориентирующую составляющую этического воспитания полицейских Европы, что является лишь частью педагогического обеспечения нравственного воспитания сотрудников полиции Европы. Не менее, а возможно, и более важной является другая часть решения данной проблемы, а именно — педагогические средства, методы, технологии, позволяющие осуществить обучение сотрудников полиции этике в процессе их профессиональной подготовки. Педагогическими проблемами в области профессиональной подготовки полицейских Европы озабочены несколько общеевропейских полицейских организаций, в частности AEPC, CEPOL, и другие. Но, несмотря на эту озабоченность, педагогическим проблемам обучения профессиональной этике этими организациями пока не было уделено достаточно внимания. В декабре 2003 г. Академия Управления МВД России стала членом Ассоциации европейских высших полицейских колледжей, что позволило осуществлять более тесное сотрудничество с преподавателями высших полицейских учебных заведений Европы. Сотрудничество автора доклада с руководителями высших полицейских колледжей и преподавателями этих колледжей, в частности преподавателями этики, беседы, переписка, изучение полученных из Европы пособий по обучению этике, ответы на распространенную среди руководителей высших полицейских учебных заведений анкету о педагогических системах преподавания этики сотрудникам полиции в процессе профессиональной подготовки, изучение материалов европейских семинаров и форумов, посвященных полицейской этике, позволило сделать некоторые выводы, касающиеся систем обучения этике сотрудников полиции в Европе. Результаты анкетирования еще обрабатываются и анализируются. Но некоторые предварительные выводы уже могут быть сделаны. Результаты исследования еще раз подтвердили, что на вопросы о том, необходимо ли обучать сотрудников полиции этике, не является ли обучение их этике лишь потерей времени, поставленные в недавнем прошлом перед высшими полицейскими учебными заведениями, был получен единственный ответ, отражающий актуальность данной проблемы: да, необходимо ввести в программы всех высших учебных заведений полиции предмет «полицейская этика», и этот предмет входит теперь в программы практически всех высших учебных заведений полиции Европы как в виде отдельного курса, так и в составе других предметов профессиональной подготовки сотрудников полиции. На основании проведенного исследования мы можем утверждать, что в большинстве европейских стран нравственное воспитание сотрудников полиции использует модель, ориентирующуюся на обучение этике в процессе непосредственной профессиональной подготовки. В большинстве стран используются в первую очередь свои полицейские кодексы. Вместе с тем можно отметить, что имеется большая потребность в стандартизации обучения этике. Именно поэтому почти одновременно во всех странах Европы возникла необходимость в создании единого кодекса как нормативно-ориентирующей основы для обучения этике, а следовательно, потребность в создании единой теоретической базы для обучения сотрудников полиции этике во всех странах Европы. Исследование показало, что в высших полицейских учебных заведениях Европы ищут пути для совершенствования педагогических моделей обучения этике и для внедрения единой европейской модели обучения полицейских этике. Создание единого кодекса — это теоретическая часть этой большой работы. Конечно, принятие европейского кодекса полицейской этики — большой и важный шаг на пути унификации осуществления нравственного воспитания полицейских Европы. Но еще раз подчеркнем, что наличие документа, регламентирующего этическую составляющую деятельности полицейского, — это всего лишь часть, хотя и очень важная, решения проблемы нравственного воспитания сотрудников полиции Европы. В соответствии с законами общей и профессиональной педагогики для того, чтобы знание должно было быть усвоено обучаемым, интериоризировано, вошло в плоть и кровь обучаемого, необходимо использовать педагогические методы и приемы, которые позволят усвоить это знание. Одних только слов, написанных в кодексах, недостаточно. Вместе с тем, выполняя свою задачу нормативного документа для сотрудников полиции, европейский кодекс полицейской этики и кодексы полицейского отдельных стран задают содержание обучения этике и содержат в себе оценку этого обучения. В связи с этим роль кодекса европейской этики конечно же неоценима для решения проблемы нравственного воспитания сотрудников полиции в Европе. Но содержание обучения этике и оценка этого обучения — это еще не все в педагогическом процессе обучения этике. Ответы на вопрос «как обучать этике», какие педагогические технологии, приемы, методы обучения должны использоваться для того, чтобы наилучшим образом внедрить этические ценности в сознание обучаемых, выработать навыки применения этих ценностных представлений во время профессиональной деятельности, еще ждут своего решения. Педагогические способы и методы внедрения этой модели остаются все же недостаточно изученными, имеется большая потребность в педагогическом осмыслении имеющегося педагогического опыта и внедрения этого опыта в педагогическую практику обучения этике всеми доступными способами, в частности использованием полученных результатов в качестве рекомендаций преподавателям, создании практических пособий для инструкторов и преподавателей всех других дисциплин и т. д. Исходя из результатов исследования, можно отметить, что в Европе часто используется прикладная, практическая модель обучения этике, включающая в себя дискуссии, решение моральных дилемм и т. п. В России и в ряде восточно-европейских государств, как правило, преобладает теоретическая модель обучения этике, включающая в себя усвоение учащимися положений теоретической этики, получение теоретических знаний в области этики. Поэтому, возможно, нужно рекомендовать руководителям ряда европейских высших учебных заведений полиции не ограничиваться используемой ими «практической» педагогической моделью, а уделять внимание и теории, выделять отдельное время на данный предмет — обучение полицейской этике, при этом необходимо учитывать национальное своеобразие и традиции преподавания этики в каждой стране. Что касается российских педагогических традиций в области преподавания этических дисциплин, вероятно, было бы разумным ввести в курс профессиональной этики практические занятия, больше использовать компьютерные технологии и видеоматериалы, использовать возможности дистанционного обучения и т. д. Но все это, однако, не столь однозначно и просто. Очень важна и оценка эффективности используемых методов, провести которую сложно из-за множества факторов, влияющих на конечный результат, а именно на моральный облик полицейского. Тем не менее оценка результатов нравственного воспитания, оценка полицейской морали также является проблемой, которой посвятил свое исследование Джорджевич <2> из полиции Словении. Он предложил свою методику оценки полицейской морали, являющуюся оценкой качества обучения сотрудников полиции этике. Итак, еще раз отметим, что исследование педагогических проблем нравственного воспитания сотрудников полиции Европы вписывается в общую интеграционную тенденцию. Оно может оказаться полезным не только для российских педагогов, занимающихся нравственным воспитанием сотрудников правоохранительных органов, но также позволит и европейским педагогам, занимающимся этической составляющей в профессиональной подготовке полицейских, узнать новое о тенденциях, специфике, системах преподавания этики в других европейских странах и, возможно, выработать на основе данного исследования или частичного использования его материалов и выводов определенные педагогические подходы или какие-то практические решения. ——————————— <2> Милорад Джорджевич // Журнал Полицейской академии. Белград. 2004. N 1.
——————————————————————