Квалификационные требования к должностям прокурорских работников — основа формирования высокопрофессионального состава работников прокуратуры

(Кобзарев Ф. М.) («Законность», 2012, N 1)

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОЛЖНОСТЯМ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ — ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОСТАВА РАБОТНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ

Ф. М. КОБЗАРЕВ

Кобзарев Федор Михайлович, проректор Академии Генеральной прокуратуры РФ <*>. ——————————— <*> Статья подготовлена в период исполнения автором обязанностей заместителя начальника управления кадров — начальника отдела подготовки и повышения квалификации кадров Генеральной прокуратуры РФ.

В статье дается краткий комментарий к Квалификационной характеристике должности помощника прокурора города, района и рассмотрены меры по ее реализации.

Ключевые слова: квалификационные требования; основа; кадры; меры; применение требований; значение квалификационной характеристики.

The classification requirements to prosecutorial occupations is the basis of formation of highly professional prosecutorial personnel F. M. Kobzarev

The article briefly comments on classification characteristics of the position of an assistant prosecutor of a city and district, having studied the measures for its implementation.

Key words: classification requirements; basis; human resources; measures; application of requirements; meaning of classification characteristics.

«Приказом Генерального прокурора РФ от 2 ноября 2011 г. N 378 утверждена и введена в действие Квалификационная характеристика должности помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора <1> (далее — Квалификационная характеристика). Одновременно этим Приказом определены основные квалификационные требования к должности старшего помощника прокурора районного звена. Этим самым заложена хорошая основа для более качественной целевой подготовки специалистов в вузах для органов прокуратуры, формирования действенного резерва кандидатов для поступления на службу в прокуратуру, повышения уровня профессиональной подготовки прокурорских работников и принятия других мер, направленных на укрепление кадрового состава работников прокуратуры. ——————————— <1> См.: С. 67 журнала.

Необходимость установления квалификационных требований к должностям прокурорских работников прокуратур районного звена обусловлена объективными обстоятельствами. К их числу в первую очередь относится ухудшение в последние годы качества высшего юридического образования в стране, неподготовленность многих выпускников вузов юридического профиля к эффективному выполнению профессиональных обязанностей, отсутствие у них способности надлежащим образом применять знания, умения и опыт в конкретной юридической деятельности. На это неоднократно обращал внимание Президент Российской Федерации <2>, этими проблемами озабочена юридическая общественность в лице Ассоциации юристов России <3>, об этом пишут ученые <4>, над вопросами совершенствования образовательного процесса в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку юристов, активно работает Минобрнауки России. Одним из результатов такой работы стало введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее — ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению подготовки «Юриспруденция» по специальностям (квалификациям) «бакалавр» и «магистр». Можно по-разному относиться как в целом к переходу на уровневую систему подготовки специалистов, так и к содержанию указанных государственных стандартов. Однако нельзя не отметить, что, к примеру, ФГОС ВПО по подготовке бакалавров юриспруденции предусматривают положения об определении конкретных видов профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, вузом совместно с представителями работодателя. Более того, формирование вариативной (профильной) части учебного цикла основной образовательной программы бакалавриата должно осуществляться с учетом потребностей работодателей. Соответственно, это в полной мере относится и к институтам прокуратуры государственных юридических академий, институтам Академии Генеральной прокуратуры РФ (далее — Академия) и другим вузам, осуществляющим целевую подготовку кадров для органов прокуратуры. А поэтому необходимо шире использовать предоставляемые этими стандартами возможности, совместными усилиями вузов и органов прокуратуры разрабатывать и реализовывать такие основные образовательные программы, которые позволят обеспечить надлежащий уровень подготовки юристов. Помимо этого, руководителям прокуратур, кадровым подразделениям следует осуществлять постоянный контроль за прохождением обучения студентов, которым выданы направления в порядке целевой подготовки кадров для органов прокуратуры, периодически проводить с ними встречи и беседы, ответственно подходить к проведению ознакомительной, учебной и особенно производственной практики. ——————————— <2> См., например: Указ Президента РФ от 26 мая 2009 г. N 599 «О мерах по совершенствованию юридического образования в Российской Федерации». <3> Куликов В. Казенный интерес // Российская газета. 27.10.2011. <4> См., например: Осипов М. Ю. Проблемы повышения качества юридического образования // Юридическое образование и наука. 2011. N 1. С. 18 — 20.

Для прокуратуры первым этапом реализации этих положений начиная с 2011/2012 учебного года стало утверждение заместителем Генерального прокурора РФ перечня специальных дисциплин, подлежащих включению в вариативную часть профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавров. При этом в перечень в качестве обязательных дисциплин наряду с прокурорским надзором (в объеме не менее 180 академических часов) включены такие специальные дисциплины, как «Организация работы в органах прокуратуры районного звена», «Методика и тактика проведения прокурорских проверок», «Правовые основы противодействия коррупции» и др. В качестве дисциплин по выбору студентов рекомендованы дисциплины, связанные с проведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, осуществлением прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, в досудебном производстве, участием прокурора в рассмотрении дел судами, в правотворческой деятельности, в международном сотрудничестве. Принятая квалификационная характеристика должности помощника прокурора — основание для дальнейшего развития и повышения эффективности согласованной деятельности вузов и органов прокуратуры по обеспечению качественной подготовки кадров для прокуратуры, в том числе по внесению корректив и обновлению образовательных программ бакалавриата и магистратуры, по повышению практической направленности процесса обучения студентов, формированию у обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению, воспитанию у них уважения к праву и закону. Этим самым снимаются многие вопросы у образовательных учреждений при подготовке выпускников, а у кадровых подразделений появляются более четкие критерии определения пригодности кандидата для поступления на службу в прокуратуру и формирования первичного резерва кадров. Квалификационные требования к указанным должностям прокурорских работников также должны найти отражение в деятельности прокуратур субъектов Федерации по взаимодействию с другими вузами, которые в порядке различных соглашений о сотрудничестве оказывают помощь в подготовке специалистов, в дальнейшем претендующих на замещение вакантных должностей помощников прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров (далее — помощников прокуроров). При этом необходимо иметь в виду, что в информационном письме заместителя Генерального прокурора РФ от 6 октября 2011 г. N 6/5-81885 специально обращено внимание прокуроров субъектов Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур на необходимость тщательного подхода к оценке уровня полученного высшего юридического образования кандидатами для поступления на службу в прокуратуру. Особое значение Квалификационная характеристика имеет для первоначального периода прохождения службы вновь назначенного на должность помощника прокурора работника. Принятые квалификационные требования призваны обеспечить единообразный подход к составлению и реализации индивидуальных планов предаттестационной подготовки молодых специалистов, нацелить руководителей прокуратур на повышение действенности контроля и оказания помощи в формировании и развитии профессиональных и морально-психологических качеств таких работников, необходимых им для качественного выполнения служебных обязанностей. Следует особое внимание уделять общему профессиональному обучению этих работников, ознакомлению их со всеми направлениями деятельности прокуратуры, в том числе с практикой осуществления следственной работы, поддержания государственного обвинения в суде, прохождению стажировки в подразделениях прокуратуры субъекта Федерации, с учетом особенностей закрепленных за ними направлений служебной деятельности. Эти же требования, адаптированные к деятельности конкретного прокурорского работника, должны обязательно учитываться при решении вопросов, связанных с аттестацией помощников прокуроров. Особенно это значимо для первичной аттестации работников. Необходимо осуществлять постоянный контроль за прохождением службы помощников прокуроров, которым предстоит такая аттестация, и планировать проведение аттестации в установленный срок при наличии достаточных оснований для успешного ее прохождения молодым специалистом. В свою очередь, при установлении в процессе аттестации определенных недостатков у такого аттестуемого лица, связанных с определением соответствия квалификационным требованиям, при условии признания его соответствующим занимаемой должности помощника прокурора в заключении аттестационной комиссии следует указывать конкретные предложения, рекомендации, направленные на их устранение и срок, в течение которого необходимо эти недостатки устранять. С учетом требований Квалификационной характеристики должна даваться оценка результатов служебной деятельности помощников прокуроров и при их очередной аттестации, при включении этих работников в резерв или назначении на вышестоящую должность, а также должно обеспечиваться непрерывное обучение работников в виде самостоятельной учебы, посредством проведения стажировок в подразделениях прокуратуры субъекта Федерации, обучения в базовых прокуратурах, повышения профессионального мастерства в межрегиональных центрах профессионального обучения, в институтах Академии. Учитывая схожесть функциональных обязанностей, полномочий и в целом правового статуса помощников и старших помощников прокуроров, Приказом Генерального прокурора РФ об утверждении Квалификационной характеристики определено, что указанные в ней требования применяются также к должности старшего помощника прокурора районного звена, но с учетом некоторых дополнительных требований. К их числу относятся: — наличие у прокурорского работника, претендующего на эту должность, как правило, не менее двух лет стажа службы в прокуратуре; — выполнение по этой должности работы, которая отличается повышенной сложностью и ответственностью по сравнению с работой помощника прокурора. Соответственно, в установленный двухлетний стаж службы включается и предаттестационный период службы, а его введение обусловлено необходимостью адаптации работника к условиям службы в прокуратуре, приобретения им опыта прокурорской деятельности. При этом наличие определенного минимального стажа, на наш взгляд, должно быть в качестве требования к должности нормативно закреплено для занятия не только должностей прокуроров-руководителей, как это предусмотрено в Законе о прокуратуре, но и других должностей прокурорских работников. В связи с этим представляется целесообразным в будущем проработать вопрос о возможности установить минимальный трехлетний стаж службы для назначения работника на должность заместителя прокурора, пятилетний (вместо установленного законом трехлетнего) стаж — для занятия должности прокурора города, района, приравненного к нему прокурора и семилетний (взамен пятилетнего) стаж — для лиц, претендующих на должность прокурора субъекта Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур. Сложность работы, выполняемой старшим помощником прокурора, по сравнению с работой помощника, выражается зачастую в возложении на таких работников дополнительных обязанностей, состоящих в проведении обобщений и анализа состояния законности, прокурорской, следственной и судебной практики, осуществлении учета и ведении отчетности по отдельным направлениям прокурорской деятельности, выполнении других трудоемких видов работ. Это вызывает потребность, как указывалось, в наличии у работника определенного практического опыта, компетенции (способностей применять знания, умения и опыт при осуществлении конкретного вида прокурорской деятельности), навыков выполнения самостоятельных действий и других необходимых качеств. Введение в действие Квалификационной характеристики требует принятия дополнительных мер по организации обучения по программам повышения квалификации помощников прокуроров в институтах Академии. Это выражается в необходимости внесения определенных корректив как в общие программы повышения квалификации этой категории слушателей, так и в учебные программы по отдельным направлениям деятельности и специальной тематике. Соответственно, также потребуется изменение учебных планов, подходов к организации учебного процесса. Наряду с перечисленными организационными мерами весьма важно усвоение содержания и существа требований Квалификационной характеристики всеми лицами, к которым применимы или на которых распространяются положения этой характеристики, а главное — реализация этих требований соответствующими должностными лицами прокуратуры. При этом вполне очевидно, что в практической деятельности при осуществлении кадровой работы применение отдельных требований будет вызывать определенные трудности и вопросы, которые предстоит решать путем обсуждения, обмена опытом, практикой применения для выработки и принятия оптимальных кадровых решений относительно конкретного лица. К примеру, как следует из содержания Квалификационной характеристики, в числе квалификационных требований к лицу, претендующему на замещение должности помощника прокурора, указано в качестве общего требования наличие у него высшего юридического образования без установления конкретного уровня такого высшего юридического образования (бакалавр, специалист, магистр), необходимого для замещения указанной должности. Полагаем, что такой подход в настоящее время является правильным, так как этот вопрос требует дальнейшей проработки и его окончательное решение будет зависеть от складывающейся практики обучения студентов, обобщенных результатов оценки качества подготовки выпускников вузов юридического профиля. Также до конца нерешенный вопрос — применение в соответствии со ст. 40.1 Закона о прокуратуре требования, предъявляемого к лицам, назначаемым на должности прокурорских работников, о состоянии здоровья, позволяющего им исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Реализация этого положения длительное время была затруднена в основном по причине отсутствия законодательного закрепления государственного органа, правомочного определять порядок медицинского освидетельствования таких лиц, устанавливать перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей, форму медицинского заключения о наличии (отсутствии) заболевания. В настоящее время в соответствии с изменениями, внесенными в Закон о прокуратуре ФЗ от 6 ноября 2011 г. N 297-ФЗ, в качестве такого органа определено Правительство РФ. Это позволяет в установленный период для вступления в силу этого ФЗ принять меры по подготовке и утверждению порядка медицинского освидетельствования, перечня заболеваний, формы медицинского заключения и, соответственно, в полной мере обеспечить исполнение этого общего требования к лицу, претендующему на замещение должности прокурорского работника. Подводя итог, необходимо отметить, что значимость Квалификационной характеристики наряду с изложенными обоснованиями состоит в том, что содержащиеся в ней требования могут быть использованы для формирования квалификационных требований к другим должностям прокурорских работников, учитываться в будущем при разработке должностных (служебных) регламентов, применяться для оценки деловых и моральных качеств работников, занимающих иные должности государственной службы в прокуратуре.

Пристатейный библиографический список

1. Куликов В. Казенный интерес // Российская газета. 27.10.2011. 2. Осипов М. Ю. Проблемы повышения качества юридического образования // Юридическое образование и наука. 2011. N 1.

——————————————————————