Общие закономерности и тенденции рынка труда в сфере торговли

(Щур-Труханович Л. В., Ардисламов В. К.) («Торговое право», 2012, N 3)

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ТРУДА В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ

Л. В. ЩУР-ТРУХАНОВИЧ, В. К. АРДИСЛАМОВ

Щур-Труханович Л. В., директор Центра исследований в сфере экономики и права, кандидат экономических наук.

Ардисламов В. К., действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, кандидат технических наук.

Тенденции на рынке труда в сфере торговли неоднозначны. Несмотря на развитие рынка в целом и повышение технологичности отрасли, престижность торговых профессий продолжает оставаться низкой, а текучесть кадров высокой. Авторы рассмотрели основные статистические показатели кадрового обеспечения отрасли торговли и дали свою оценку рынку труда в сфере торговли.

Ключевые слова: дефицит, миграция, нарушение, оплата труда, возрастной состав, несчастные случаи, престиж профессии, иностранные граждане, социальное партнерство, демографический состав.

Российская торговля, заняв в 2007 году первое место среди отраслей по среднегодовой численности занятых (17,2% против 16,7% в обрабатывающих производствах) и сохранив эту тенденцию в 2008 — 2010 годах (17,6% против 16,3% в 2008 году, 17,8% против 15,4% в 2009 году и 17,8% против 15,2% в 2010 году <1>), одновременно вышла в лидеры по другим показателям, большинство из которых весьма неоднозначно характеризует торговлю как развитый отраслевой рынок труда. ——————————— <1> Торговля в России — 2011: Статистический сборник // http:// www. gks. ru/ wps/ wcm/ connect/ rosstat/ rosstatsite/ main/ publishing/ catalog/ statisticCollections/ doc_1139916653609.

Так, по данным Роструда, отрасль продолжает оставаться в числе лидеров по количеству нарушений трудового законодательства. Согласно Докладу Федеральной службы по труду и занятости об осуществлении в 2010 году государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права <1>, из общего количества выявленных нарушений больше всего пришлось на организации оптовой и розничной торговли, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий, предметов личного пользования и общественного питания — 13,9% от общего количества выявленных нарушений. Данный показатель существенно снизился с 2008 года: 20,6% в 2008 году и 20,8% — в 2009 году. ——————————— <1> Доклад Роструда // http://www. rostrud. ru/ activities/ 28/doklad.

Соблюдение трудового законодательства

При этом наибольший удельный вес в общем количестве проведенных проверок приходился на организации торговли (в 2010 году в отрасли было проведено 15,27% от общего числа проведенных проверок работодателей, а в 2009 году — 15,4%). Репрезентативность вышеприведенного показателя сложно оспорить с той аргументацией, что количество проверок обусловило количество выявленных нарушений, поскольку с учетом политики снижения административной нагрузки на бизнес в форме контрольно-надзорных мероприятий данный показатель в основном сформировался за счет внеплановых проверок, то есть проведенных по заявлениям работников, что также дополнительно свидетельствует о том, что в отрасли весьма высок процент нарушений трудовых прав работников.

Соблюдение миграционного законодательства

Примечательно, что в приведенных показателях не отражены результаты проверок государственными инспекторами труда по вопросу соблюдения законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, несмотря на то что в 2010 году государственными инспекциями труда самостоятельно, а также совместно с органами прокуратуры, территориальными органами Федеральной миграционной службы, Роспотребнадзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими органами было проведено 3895 проверок использующих труд иностранных работников хозяйствующих субъектов, осуществляющих различные виды экономической деятельности: розничную торговлю алкогольными напитками, фармацевтическими товарами, розничную торговлю в палатках и на рынках, деятельность в области спорта. В ходе проведенных проверок было выявлено 30282 нарушения трудового законодательства о привлечении работодателями сферы торговли иностранных работников к трудовой деятельности. Несмотря на то что официальная статистика и статистика субъектов Российской Федерации демонстрируют снижение числа занятых в отрасли иностранных граждан, прогнозы ряда субъектов Российской Федерации на 2012 — 2013 годы основываются на неизбежности увеличения числа занятых в торговле иностранных граждан (в частности, Московской, Смоленской, Ленинградской и Магаданской областей, г. Москвы) или сохранения численности иностранных работников в пределах 2009 — 2010 годов (в большинстве). С учетом действующего запрета на использование иностранных работников в значительной части предприятий торговли (в основном продовольственного и универсального ассортимента) на фоне неуклонного снижения численности граждан Российской Федерации (с 148 млн. чел. в 1990 году до 143 млн. в 2010 году <1>) <2> и одновременного увеличения числа рабочих мест в торговле (с 11891 тыс. мест в 2005 году до 12820 тыс. мест в 2010 году) отмеченная тенденция сохранится, несмотря на риски привлечения работодателей к административной ответственности. Как свидетельствуют результаты мониторинга внутренней миграции трудовых ресурсов, в 2011 году значительные объемы привлечения иностранной рабочей силы в большинстве субъектов Российской Федерации присутствуют на фоне крайне медленной и ограниченной внутренней миграции российских граждан <3>. ——————————— <1> По предварительной оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 01.01.2012 составила 143,0 млн. человек и за прошедший год увеличилась на 188,9 тыс. человек, или на 0,1% // БГД «Социально-экономическое положение России — 2012 год»; // http://www. gks. ru/ bgd/ regl/ b12_01/Main. htm. <2> Только в центральных регионах наблюдается прирост численности населения благодаря внутренней миграции из других субъектов Российской Федерации, в частности в Москве прирост с 1990 года по 2011 год составил 2534,5 тыс. чел., а в Московской области за этот же период — 383,8 тыс. чел. <3> Письмо Минздравсоцразвития России от 21.09.2011 N 23-4/ 10/ 2-9392 // СПС «КонсультантПлюс».

При этом именно торговля продолжает оставаться одним из двигателей внутренней миграции. Отрасль обеспечивает трудом не только население региона дислокации торговых предприятий, но и жителей других регионов. Из числа выезжающих на работу за пределы своего субъекта 274 тыс. человек (15,1 %) устраиваются в торговле (рис. 1).

Сельское хозяйство, 27,1 охота и лесное хозяйство Производство и распределение 27,3 электроэнергии, газа и воды Финансовая деятельность 28,0

Гостиницы и рестораны 39,4

Образование 48,7

Прочие коммунальные, 49,6 социальные персональные услуги Здравоохранение, 71,0 социальные услуги Государственное управление; обеспечение военной 101,6 безопасности; социальное страхование Добыча полезных ископаемых 136,3

Обрабатывающие производства 172,8

Операции с недвижимым 183,0 имуществом Транспорт и связь 217,2

Оптовая и розничная торговля 274,5

Строительство 435,1

Рис. 1. Распределение занятого населения, работающего за пределами своего субъекта, по видам экономической деятельности в 2010 году <1>

——————————— <1> Тенденции на рынке труда: Статистический бюллетень // http://www. gks. ru.

Жителями других субъектов Российской Федерации наибольшее количество рабочих мест в торговле замещается в Москве (половина приехавших в 2010 году работали в строительстве, торговле и на транспорте), в Московской области (в торговле были заняты 17%), в Санкт-Петербурге (около 56% приезжающих были заняты в строительстве, торговле и на транспорте (в равных долях по 18 — 19%)).

Количество несчастных случаев

Еще один показатель, характеризующий соблюдение в отрасли трудового законодательства, — количество несчастных случаев. Так, в 2009 — 2010 годах в отрасли зафиксировано число несчастных случаев, сопоставимое с числом таких случаев в отрасли «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды». На фоне того, что отрасль не отнесена к отраслям с вредными и (или) опасными условиями труда, указанный показатель свидетельствует о проблемах с соблюдением требований охраны труда на предприятиях торговли.

Оплата труда

Однако по иному объекту соблюдения трудового законодательства — полноте и своевременности выплаты заработной платы — показатели являются некритичными, и отрасль не включается в число лидеров по просроченной задолженности перед работниками. Тем не менее размер оплаты труда в сфере торговли оказывает серьезное влияние на отраслевой рынок труда. Размер заработной платы в отрасли, не являясь самым низким (в 2009 году отрасль заняла 10-е место из 32 видов экономической деятельности по уровню заработной платы, сохранив его в 2010 году, а отношение к общему размеру заработной платы составляло 85,6%, а в 2010 году — 88% <1>), тем не менее не становится обеспечивающим закрепление кадров не только на конкретных торговых предприятиях, но и в отрасли в целом. ——————————— <1> Статистический сборник «Торговля в России — 2011».

Установление для хозяйствующих в сфере торговли субъектов Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» <1> размера страховых взносов в 2010 — 2011 гг. без введения для торговых предприятий переходного периода также повлияло на ситуацию в отрасли: малые предприятия и индивидуальные предприниматели начали изменять соотношение официальной и неофициальной зарплаты, компенсируя таким образом издержки на персонал; более сложные формы оптимизации расходов на персонал практикуют средние и крупные торговые предприятия, однако, также посредством занижения реально выплачиваемой заработной платы. ——————————— <1> СЗ РФ. 27.07.2009. N 30. Ст. 3738; 05.12.2011. N 49 (ч. V). Ст. 7057.

Развитие социального партнерства

С точки зрения социального партнерства торговля по-прежнему занимает нижние позиции в рейтинге отраслей наряду с сельским хозяйством: по данным Роструда в организациях розничной торговли коллективные договоры, как правило, отсутствуют, а количество заключенных договоров крайне мало. Несмотря на то что почти пятая часть населения занята в отрасли, соответствующее отраслевое соглашение в сфере торговли до настоящего времени не заключено.

Текучесть кадров

Текучесть кадров в отрасли, определяемая как соотношение выбывших к среднесписочной численности занятых в отрасли, по-прежнему высокая: если при анализе движения численности работников в 1995 — 2004 гг. отрасль, объединявшая торговлю и общественное питание, занимала попеременно второе и третье места (от 32,5% до 46,6%), соревнуясь со строительством, связью и жилищно-коммунальным хозяйством, непроизводственными видами бытового обслуживания, то в 2006 — 2009 гг. вышла в тройку лидеров по сравнению с рыболовством, рыбоводством, гостиницами и ресторанами (в 2007 — 2008 гг. занимала второе место и едва не вышла на первое место). При этом в отрасли, представленной в основном средними и малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, наиболее (по сравнению с другими отраслями) распространена практика маскировки увольнения по причине сокращения штата или ликвидации увольнением по собственному желанию. Эта особенность, будучи экстраполированной на текучесть персонала, еще отчетливее свидетельствует о невысокой привлекательности отрасли для квалифицированных работников.

Престиж торговых профессий

Отмечаемое в 2002 — 2007 гг. повышение престижа работы в торговле, косвенно проявившееся в увеличении числа принятых на работу в отрасль, превысившего число выбывших, в 2008 — 2009 гг. снизилось. Престиж профессии — это отражение в общественном сознании положения в системе общественных отношений той или иной профессиональной деятельности, социальной значимости и ценности различных профессий. Наделение профессий особой привлекательностью, желательностью зависит не столько от объективной значимости какой-либо профессии для общества, сколько от определенной системы норм и ценностей, доминирующих в общественной системе в данный период. Определяющим фактором престижности отдельных профессий является мода на профессию, специальность, а не востребованность на рынке труда. В социологии престиж профессии и специальности определяются по месту возникновения индикаторов престижности (то есть в зависимости от аудитории респондентов, кто оценивает, престижна или не престижна та или иная работа). Шкала престижа профессии — это отношение людей к сфере профессий, выраженное в оценочных суждениях и профессиональной ориентации. С учетом места профессии относительно названной шкалы формируется отношение граждан к профессии в своей социальной группе. На основе опросов общественного мнения строятся различные шкалы престижа профессий, проводится сравнительный анализ таких шкал в различных странах. В настоящее время профессия продавца в Российской Федерации, по данным опросов различных категорий населения, находится на нижних позициях списка. Не входит она и в рейтинги популярных у абитуриентов профессий. Для сравнения: согласно опросу рядовых американцев, отобранных в общенациональную выборку Национальным центром изучения общественного мнения США, профессия продавца занимает 12-ую позицию снизу в списке 50 профессий.

Факторы низкого престижа торговых профессий

Низкий престиж торговых профессий в Российской Федерации обусловлен следующими факторами: 1) невысокой заработной платы; 2) невысокой квалификацией труда. Мнение большинства населения основывается на том, что поскольку для выполнения работ в сфере торговли не требуется высшее профессиональное образование, то работники торговли не обладают высоким уровнем интеллекта и морально-нравственными качествами, на основании которых формируется мнение о человеке и его месте в социуме; 3) неблагоприятными условиями труда, такими как нервно-психологические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, эмоциональные перегрузки), монотонность труда, неудобные графики сменной работы (в торговых предприятиях, функционирующих в круглосуточном режиме), др.; 4) негативным образом работника торговли, сформировавшимся в общественном сознании посредством литературных произведений, художественных и документальных фильмов (документальных расследований и иных жанров), средств массовой информации и выражаемым в хамском поведении обслуживающего персонала, равнодушии, нечестности (вороватости, жуликоватости) и т. д. Исключение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» <1> почетного звания Российской Федерации «Заслуженный работник торговли Российской Федерации» было воспринято работниками и руководителями торговых предприятий как снижение социального рейтинга отрасли, что дополнительно снизило престиж торговых профессий; ——————————— <1> СЗ РФ. 13.09.2010. N 37. Ст. 4643; 19.03.2012. N 12. Ст. 1396.

5) непропорциональная заработной плате ответственность за нарушение законодательства (за невыдачу кассовых чеков, за хищения в магазине, совершаемые покупателями и т. д.). Исторически в России престижность торговли возрастала в период перехода экономики на новые формы хозяйствования (в период НЭП в 20-е годы и объявления свободы торговли в 90-х годах прошлого века, сопровождавшихся приходом в Российскую Федерацию новых форматов торговли и развитием форм обслуживания) или в кризисных условиях (во время войны, дефицита товаров).

В Великобритании было развенчано заблуждение о самой опасной профессии: продавцов там убивают на рабочем месте в 4 раза чаще полицейских <1>

——————————— <1> Фрай С. Книга всеобщих заблуждений.

Наконец, поскольку услугами торговли пользуется все население, а при совершении покупок происходит неизбежное уменьшение денежных средств, то персонал торговых предприятий становится наиболее доступным объектом для выражения протеста против социальной несправедливости (роста цен, снижения качества товаров, общей инфляции, безработицы и т. д.), что также не способствует росту престижности работы в отрасли.

Демографический и возрастной состав занятых в отрасли

Высокая текучесть в отрасли — это следствие не только низкой заработной платы и непрестижности торговых профессий; существенное влияние на данный показатель оказывает и демографический состав работников в отрасли: соотношение занятых в торговле мужчин и женщин составило 11% к 19% в общей структуре распределения занятости мужчин и женщин по видам экономической деятельности на основной работе <1>. При этом разрыв в данном соотношении с 2000 года растет (если в 2000 году соотношение было 59% женщин к 41% мужчин, то в 2008 году — 61% к 39%). В группе «продавцы, демонстраторы товаров, натурщики и демонстраторы одежды» данное соотношение еще более контрастно: в 2008 году — 83% женщин и 17% мужчин, в 2009 году — 84% женщин и 16% мужчин, в 2010 году — 85% женщин и 15% мужчин <2>. ——————————— <1> Труд и занятость в России — 2011: Статистический сборник // http:// www. gks. ru/ wps/ wcm/ connect/ rosstat/ rosstatsite/ main/ publishing/ catalog/ statisticCollections/ doc_1139916801766, свободный. <2> Торговля в России; Труд и занятость в России: Статистические сборники // http://www. gks. ru.

С учетом репродуктивных и семейных функций, выполняемых женщинами и обусловливающих уход в родительские отпуска, а также того обстоятельства, что основная возрастная группа в отрасли — от 20 до 29 лет, текучесть кадров и скорость их движения не могут быть сильно замедлены работодателями. Превалирующие в отрасли возрастные группы от 20 до 29 лет и от 30 до 39 лет, а также достаточно высокий процент имеющих высшее профессиональное и среднее профессиональное образование наряду с не имеющими профессионального образования вовсе также обусловливают высокую скорость движения кадров в торговле: значительная масса выпускников вузов не по профильным торговым специальностям изначально рассматривают торговлю как стартовую площадку и временную работу до получения новой; имеющие незаконченное высшее и среднее профессиональное образование — как способ увеличить свой доход (например, в результате работы в вечерние и ночные смены) на время своего обучения. Все вышеизложенное в совокупности предопределяет четвертое место торговли в пятерке отраслей с самой низкой динамикой производительности труда (наряду с рыболовством, добычей полезных ископаемых и обрабатывающими производствами).

Выводы и прогнозы

Приведенный анализ, а также анализ ситуации на региональных рынках труда и прогнозов развития торговли в субъектах Российской Федерации позволяют сделать вывод об относительной и временной стабилизации отрасли, фиксации распределения ниш, занимаемых торговыми предприятиями на рынке, а также о постепенном переходе на более эффективную организацию труда, не требующую прежнего количества работников. При этом сохраняется присущее торговой отрасли постоянное обновление кадрового состава, о чем свидетельствуют данные по приему на работу в отрасли и выбытия из нее: число выбывших преобладает над числом принятых на работу, разница в среднем составляет примерно 10%, что соответствует общей удовлетворенности отрасли в кадрах (90%). В большинстве субъектов Российской Федерации в ближайшие 3 года сохранится спрос на работников торговли, однако возможны качественные изменения требований к претендентам ввиду усложнения торговых процессов, обусловленных общим прогрессом и требующих увеличения производительности труда, что предполагает повышение уровня подготовки персонала торговых организаций, а также в связи с объективным стремлением компаний к развитию в зафиксированных границах рынка. В ближайшее время на отраслевой рынок труда начнут оказывать влияние внешние факторы. Модернизация Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и преобразование его в Единое экономическое пространство с 01.01.2012 неизбежно должны отразиться на рынке ввиду изменения статуса граждан Республики Казахстан и Республики Беларусь при осуществлении трудовой деятельности на территории Российской Федерации. В соответствии с Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19.11.2010, заключенным между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, вступившим в силу 01.01.2012, деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями государства трудоустройства без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимся-мигрантам <13> не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств сторон. ——————————— <13> В соответствии с Соглашением трудящийся-мигрант — лицо, являющееся гражданином государства одной из сторон Соглашения, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства другой стороны, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает. — Прим. ред.

——————————————————————