Торгово-экономические отношения России: современные тенденции и перспективы развития

(Костин А. А.) («Внешнеторговое право», 2007, N 2)

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

А. А. КОСТИН

Костин А. А., доцент кафедры таможенного дела БУПК (г. Белгород), кандидат экономических наук.

Торгово-экономические отношения представляют собой взаимоотношения государств в области регулирования доступа на внутренний рынок страны товаров, услуг, капитала и рабочей силы иностранных государств, а также обеспечения доступа продуктов данной страны на рынки иностранных государств. Торгово-экономические отношения России в современных условиях являются отражением проводимой реформы внешнеэкономических связей России, ее целей, приоритетов, последствий. К тому же составной частью торгово-экономических отношений России являются национальные интересы России, проблемы интеграции в мировую экономику, основные стратегические цели и задачи России во внешнеторговой деятельности. Россия проводит многовекторную внешнюю политику, нацеленную на обеспечение достойного места страны в мировых и региональных процессах. Оперативно реагируя на перемены в мире, Российская Федерация проявляет определенную гибкость и транспарентность в отстаивании национальных интересов. Россия выступает за формирование более справедливого, демократического мироустройства, основанного на многополярности, выражает серьезную озабоченность в связи с многочисленными отрицательными последствиями нарастающей глобализации, требует придать этому процессу социальную направленность. Придавая большое значение проблемам устойчивого развития, руководство государства считает, что без кардинального изменения нынешнего международного торгово-экономического сотрудничества прогресс в отношениях между странами невозможен. В первую очередь это относится к сотрудничеству в сфере регулирования торгово-экономических отношений, а также международной финансово-кредитной системы (ВТО, МВФ и Всемирного банка). В настоящее время Россия по мере преодоления последствий социально-экономического кризиса последовательно наращивает свою внешнеэкономическую активность. Проводимая торговая политика России сконцентрирована на обеспечении международной поддержки проводимых ею реформ и создании благоприятных условий для торгово-экономических связей страны. В этих условиях внешняя торговля России призвана стимулировать экономический рост, расширить производство в конкурентоспособных отраслях за пределами национальных потребностей, способствовать привлечению иностранных инвестиций на внутренний рынок, а также внедрению новейших техники и технологий. Одним из важнейших условий повышения эффективности внешнеэкономических связей России является активный поиск альтернативных направлений торгово-экономического сотрудничества, вовлечение в орбиту делового взаимодействия новых контрагентов. Рассматривая географию внешней торговли России, необходимо отметить, что в современных условиях она насчитывает более 200 торгово-экономических партнеров. При этом на страны Европы приходится более 65% внешнеторгового оборота, 23% на страны Азии, 10% на страны Америки и 1,2% на страны Африки, Австралии и Океании (рис. 1 — не приводится) <1>. ——————————— <1> Международная торговля: Учеб. пособие / Е. В. Вавилова, Л. П. Бородилина. М.: Гардарики, 2006. С. 216.

Рис. 1. География внешней торговли России

Рисунок не приводится.

Развитие российской экономки невозможно без ее последовательной интеграции в систему международных экономических отношений. К настоящему времени в России в целом сформировалась открытая рыночная экономика, а российские предприятия в основном освоили практику осуществления внешнеэкономических операций в условиях открытой экономики. В области развития законодательства и применения инструментов торговой политики создана система регулирования внешней торговли товарами, основанная на следующих принципах: — либерализации внешнеторговой деятельности путем расширения числа ее участников; — сокращения административных методов регулирования по основной товарной номенклатуре российского экспорта и импорта; — использования преимущественно экономических методов регулирования, таких как таможенные тарифы, внутренние налоги, регулирование валютного курса национальной денежной валюты <2>. ——————————— <2> Макарова Г. В., Матвеева О. П. Внешнеторговое регулирование товарного рынка России: количественные ограничения: Монография. Белгород: Кооперативное образование, 2006. С. 149.

В области торгово-политических взаимоотношений сформированы предпосылки для постепенного перехода от исключительно двустороннего к многостороннему взаимодействию. Расширение круга торговых партнеров, поиск новых рынков сбыта товаров и услуг обусловливают необходимость активизации государственного участия в международных и региональных объединениях и организациях, что, в свою очередь, предопределяет необходимость качественного улучшения и интенсификации сотрудничества в области таможенного дела, повышения эффективности деятельности представительств таможенных органов Российской Федерации за рубежом. В настоящее время модернизируется и совершенствуется таможенная система и деятельность околотаможенной сферы. Значительное усиление влияния таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство обусловливает создание действенной системы таможенных органов, отвечающей современным требованиям мировой экономики. С учетом этого таможенными органами России была разработана Концепция развития таможенных органов Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 2225-р <3>. Данным документом предусмотрены стратегические направления международного сотрудничества: ——————————— <3> Распоряжение Правительства от 14 декабря 2005 г. N 2225-р «О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации» // Российская бизнес-газета. 2006. N 2.

— участие в формировании концепции общего европейского экономического пространства, переход на применение единого административного документа Европейского союза при любой процедуре (экспорт, импорт, транзит товаров), сопряжение действующего в России режима международного таможенного транзита с транзитными системами государств — членов Европейского союза; — унификация законодательных норм и правил, регламентирующих вопросы таможенного дела в Союзном государстве, государствах — участниках СНГ, государствах — членах Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), государствах, территории которых формируют единое экономическое пространство (ЕЭП), подготовка международных соглашений по таможенным вопросам; — активизация участия таможенных органов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации, в других международных организациях и объединениях и др. В условиях возрастающей внешней открытости национального хозяйства усиливаются требования к проведению единой государственной торговой политики, направленной на повышение эффективности функционирования внешнеэкономического комплекса, укрепление его конкурентоспособности. Кроме того, необходимы дополнительные меры по преодолению дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта и обеспечению эффективной защиты внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции. Уровень международной конкурентоспособности российской экономики пока остается невысоким. В сочетании с технической отсталостью предприятий и недостаточной развитостью институтов российской экономики это проявляется в слабой диверсификации внешнеэкономической деятельности российских компаний, в разрезе как товарной и отраслевой структуры, так и географии экспортных потоков. Следствием этого являются высокая зависимость от конъюнктуры на мировых рынках, в том числе энергоносителей, и ограниченные возможности продвижения отечественных товаров и услуг на внешние рынки, а также невозможность обеспечения широкого доступа и рационального использования ресурсов в рамках глобальной экономики. Таким образом, резко снижается устойчивость российского бизнеса. Важнейшими нерешенными проблемами в области внешнеэкономической политики являются: — традиционный на протяжении последних 25 — 30 лет слабодиверсифицированный характер экспорта при его высокой зависимости от ценовой ситуации на ограниченном числе нестабильных рынков сырьевых товаров; — механизмы и организационные формы участия российских предприятий в международном разделении труда недостаточно используют современные возможности, связанные с разделением факторов производства; — в области применения инструментов торговой политики остаются нерешенными вопросы, связанные с низким уровнем транспарентности и высокими затратами, прежде всего в области таможенного администрирования <4>. ——————————— <4> Таможенное администрирование — совокупность средств и методов обеспечения соблюдения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Активизации участия России в международных торгово-экономических связях, а также решению указанных задач будут способствовать присоединение к Всемирной торговой организации, увеличение притока прямых иностранных инвестиций, прежде всего в секторы российской экономики, испытывающие их нехватку, диверсификация рынков, отраслей и форм участия российского бизнеса в системе МРТ. В этой связи необходимо выделить стратегические направления развития торгово-экономических отношений России (рис. 2).

Стратегические направления развития торгово-экономических отношений России

Диверсификация товарной и отраслевой структуры торговли и развитие современных механизмов участия российских предприятий в системе современной международной торговли

Обеспечение равноправного положения России в рамках международной торговой системы и возможности использования ее потенциала для эффективного участия российской экономики в системе международной торговли товарами и услугами

Совершенствование применения инструментов защиты внутреннего рынка

Развитие инфраструктуры для интеграции российских предприятий в международную торговлю

Активизация участия России в региональных торгово-политических блоках

Совершенствование системы регулирования торговли товарами, услугами и международного инвестирования на автономной основе

Рис. 2. Стратегические направления развития торгово-экономических отношений России

Диверсификация товарной и отраслевой структуры торговли и развитие современных механизмов участия российских предприятий в системе современной международной торговли являются важнейшим фактором повышения не только конкурентоспособности, но и стабильности внешнеэкономических связей России и должны стать одним из средств сохранения их стабильности в случае снижения цен на мировых рынках сырья и топлива. Важным направлением диверсификации экспорта должно стать развитие экспорта услуг, в первую очередь транспортных услуг, и в частности в области транзита (включая наземные и воздушные перевозки). Расширению круга участников внешнеторговых операций и диверсификации номенклатуры экспорта товаров и услуг должны способствовать меры, связанные с включением в международные экономические отношения малого бизнеса. Этому должны способствовать как меры, связанные с развитием инфраструктуры в области экспорта в целом, так и целенаправленное содействие повышению конкурентоспособности предприятий малого бизнеса. Правовое и институциональное обеспечение участия России в международном разделении труда и факторов производства прежде всего предусматривает обеспечение равноправного положения России в рамках международной торговой системы и возможности использования ее потенциала для эффективного участия российской экономики в системе международной торговли товарами и услугами. Ключевым элементом создания благоприятных торгово-политических условий для развития торговли товарами, услугами и инвестирования является завершение на приемлемых для России условиях процесса присоединения к многосторонней системе регулирования. Это позволит осуществить переход от двусторонней договорно-правовой базы торговли к многосторонней, которая является основной для большинства государств мира и определяет развитие международной торговли (косвенно этот шаг может способствовать также улучшению инвестиционного климата). Совершенствование применения инструментов защиты внутреннего рынка является важнейшим условием предотвращения или устранения неблагоприятных последствий, связанных с искажениями конкурентной среды или применением методов недобросовестной конкуренции в международной торговле, а также средством регулирования условий доступа на внутренний рынок с учетом торгово-политических условий и структурных особенностей национальной экономики. Значение повышения качества работы в данном направлении определяется необходимостью обеспечения совместимости законодательства и практики с международно признанными нормами и правилами. Наиболее важным направлением в данной области является расширение эффективного применения действующего законодательства в области антидемпинговых, компенсационных и защитных мер, которое потребует соответствующего кадрового обеспечения. Развитие инфраструктуры для интеграции российских предприятий в международную торговлю и движение факторов производства является важной предпосылкой успешного развития торговли и инвестирования и фактором повышения конкурентоспособности. Среди направлений, связанных с предпринимательской деятельностью, можно выделить следующие: — развитие элементов инфраструктуры в области транспорта, телекоммуникаций, доступа к информационным ресурсам; — развитие механизмов делового сотрудничества в форме ассоциаций экспортеров (в особенности с участием малого бизнеса), которые могли бы обеспечить консультации, юридическую помощь, содействовать участию в выставках, осуществлять рекламу и т. п.; — развитие рынка услуг, связанных с экспортной деятельностью. Повышению конкурентоспособности российских предприятий также может способствовать развитие законодательства в области электронной коммерции (совершенствование законодательства об электронно-цифровой подписи). Важнейшей предпосылкой использования и развития конкурентных преимуществ и имеющихся ресурсов в международной торговле является развитие образования, подготовки и переподготовки кадров в области торговой политики и международного бизнеса. Основными направлениями подготовки кадров являются: применение инструментов торговой политики, применение мер защиты внутреннего рынка, разрешение торговых споров. Расширение круга торговых партнеров, поиск новых рынков сбыта товаров и услуг потребует развития двусторонних отношений и активизации участия России в региональных торгово-политических блоках. Участие в интеграционных процессах и либерализация торговли и движения факторов производства в рамках региональных объединений является важнейшим фактором развития внешнеэкономических связей и повышения конкурентоспособности в рамках мирового рынка. Повышению конкурентоспособности России в рамках мирового рынка также будут способствовать диверсификация географической структуры экспорта и развитие новых рынков в рамках двусторонних отношений (рис. 3).

Повышение конкурентоспособности России в рамках мирового рынка

Диверсификация географической структуры экспорта и развитие новых рынков сбыта

Обеспечение Реализация мер Контроль за торгово — по выявлению выполнением политической и случаев торговыми юридической дискриминации партнерами своих поддержки российских обязательств российских экспортеров и по международным экспортеров и инвесторов, торговым инвесторов за эффективному соглашениям рубежом, включая содействию повышение устранения мер, эффективности препятствующих деятельности доступу на рынок торговых представительств России

Рис. 3. Повышение конкурентоспособности России в рамках мирового рынка

Совершенствование системы регулирования торговли товарами, услугами и международного инвестирования на автономной основе позволит улучшить практику применения мер в области регулирования торговли товарами и услугами с учетом специфики развития российских внешнеэкономических связей и законодательства. Одним из направлений в данной области станет совершенствование мер в области регулирования перемещения товаров через таможенную границу физическими лицами в направлении дальнейшего упорядочения и сокращения неорганизованной торговли. Таким образом, основные направления развития торгово-экономических отношений России в настоящее время весьма разнообразны, их реализация в перспективе призвана еще больше укрепить внешнеторговое партнерство и сотрудничество с иностранными государствами.

——————————————————————