Специфика содержания трудового договора работников транспорта

(Снежанская Н. Н.) («Юрист», 2012, N 13)

СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА

Н. Н. СНЕЖАНСКАЯ

Снежанская Надежда Николаевна, доцент кафедры «Экономика и организация труда» факультета экономики и управления Омского государственного университета, кандидат юридических наук.

Нормативно-правовое регулирование трудовых отношений детерминировано спецификой функционирования отдельных сфер экономики. Сфера транспорта обладает существенной спецификой, что предполагает специальное правовое регулирование трудовых отношений в этой сфере. Таким образом, предмет научно-практического исследования является актуальным. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Ключевые слова: трудовой договор, транспорт, Трудовой кодекс, работник, работодатель.

Specifics of contents of labor contract of transport workers N. N. Snezhanskaya

Normative-law regulation of labor relations is determined by specifics of functioning of certain spheres of economy. The sphere of transport has material specifics and it explains special legal regulation of labor relations in this sphere. Therefore the subject of scientific-practice research is topical. The conclusions made in the article can be used in law-application practice.

Key words: labor contract, transport, Labor Code, worker, employer.

Транспорт относится к источникам повышенной опасности, в силу чего их владельцы несут юридическую ответственность даже при отсутствии вины в совершенном правонарушении (ст. 1079, 1083 Гражданского кодекса РФ). Эксплуатация транспортных средств с несоблюдением установленных правил и норм способна повлечь самые тяжелые последствия для жизни и здоровья как самих работников и окружающих их людей, так и для нормальной производственной и иной хозяйственной деятельности предприятий и организаций, для сохранности имущества работодателей и других субъектов общественных отношений. Поэтому законодатель предъявляет в сфере использования средств транспорта особые требования и к наемным работникам (в целях усиления их личной ответственности и самодисциплины при выполнении своих трудовых обязанностей), и к работодателям, обязанным обеспечивать выполнение правил охраны труда и техники безопасности. Специфика юридического регулирования выполнения трудовых функций работниками определяется отнесением их к одной из следующих групп. Во-первых, это лица, труд которых связан с непосредственным управлением транспортными средствами и с управлением движением этими средствами (водители автомобилей, трамваев, троллейбусов, вездеходов и аэросаней; машинисты электропоездов, паровозов, электровозов; капитаны-механики; командиры воздушного судна; диспетчеры службы движения; диспетчеры порта, лоцманы и т. п.) <1>. Во-вторых, это лица, выполняющие работы по непосредственному техническому обслуживанию транспортных средств. В-третьих, это работники, обеспечивающие организацию коммерческого и иного использования транспортных средств, а также решение общих вопросов управления и контроля в организации (так называемый административно-управленческий персонал транспортных предприятий). В-четвертых, это все иные лица, работающие в транспортных организациях (кондукторы, контролеры, работники авто — и железнодорожных вокзалов, аэропортов и т. п.). ——————————— <1> См.: Постановление Правительства РФ от 19 января 2008 г. N 16 «Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств» // Собрание законодательства РФ. 2008. N 4. Ст. 268.

Трудовая деятельность работников первой группы подвержена, безусловно, наиболее детальной и жесткой регламентации нормативно-правовыми актами различной отраслевой принадлежности (не только трудовым правом, но и административным, уголовным, экологическим и др.). Однако не следует думать, что труд лиц четвертой группы регулируется только общими нормами трудового законодательства (ТК РФ) — от степени добросовестности исполнения ими своих обязанностей в немалой мере зависит безопасность эксплуатации транспортных средств. Не только водитель, но и кондуктор автобуса или трамвая обязаны обеспечивать в салоне порядок, в частности следить, чтобы пассажиры не высовывались в открытые окна, не выбрасывали мусор при движении и не выпрыгивали на ходу из транспортного средства. А что будет, если медицинский работник, небрежно проведя предварительный (предрейсовый) медосмотр, даст разрешение приступить к работе нетрезвому водителю или работник аэродрома не воспрепятствует доступу посторонних лиц и транспортных средств на взлетную полосу? Для безопасности движения транспортных средств не менее важен труд лиц, входящих в третью группу. В некоторых случаях законодатель прямо предписывает работодателю перечень тех должностей работников руководящего звена, которые в обязательном порядке должны быть в штате предприятия. В соответствии с п. 18 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации» работодатель обязан предусмотреть в штате должности руководящего персонала, ответственного за соблюдение правил летной эксплуатации воздушных судов; соблюдение правил технического обслуживания и ремонта воздушных судов; обеспечение оперативного контроля организации, планирования и выполнения полетов; организационное обеспечение перевозок; обеспечение авиационной безопасности; организацию обеспечения безопасности полетов; управление качеством <2>. ——————————— <2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 22.

Особенности применения труда работников транспорта установлены главой 51 Трудового кодекса РФ, а также нормативно-правовыми актами, посвященными регулированию использования транспортных средств соответствующего вида. Наиболее важные среди них: — Воздушный кодекс РФ <3> (далее — ВК РФ); ——————————— <3> Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.

— Кодекс торгового мореплавания РФ <4> (далее — КТМ РФ); ——————————— <4> Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (21.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.

— Кодекс внутреннего водного транспорта РФ <5> (далее — КВВТ РФ); ——————————— <5> Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (в ред. от 07.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.

— Федеральные законы от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» <6>. ——————————— <6> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в ред. от 07.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 169; Федеральный закон от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» (в ред. от 10.01.2003) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 35. Ст. 3505.

Возможность занятия некоторых должностей при приеме на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, обусловливается наличием (отсутствием) у претендента ряда определенных в законодательстве факторов. Часть из них относится к общепризнанным и общепринятым требованиям, предъявляемым к работникам разных профессий (наличие специального образования, стажа работы по специальности, отсутствие определенных заболеваний, согласие непосредственного руководителя подразделения (цеха, отдела, кафедры) и т. п.). Например, командиром воздушного судна может быть лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа (ст. 57 ВК РФ). На должность полетного диспетчера вправе претендовать лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование, дополнительную специальную подготовку по установленной программе и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30 марта 2010 г. N 200 «О внесении изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта» <7>). Согласно ст. 28 КВВТ судовладелец производит назначение членов экипажа судна только с согласия капитана судна. ——————————— <7> Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2010. N 5.

Однако на транспорте имеются профессии (должности), возможность занятия которых предполагает необходимость выполнения довольно специфических требований, воспринимаемых в отношении большинства работников других отраслей экономики как дискриминационные: наличие гражданства РФ; достижение определенного возраста; отсутствие непогашенной или неснятой судимости; высокий уровень морально-нравственных качеств, самосознания и самодисциплины; увольнение с предыдущего места работы не по основанию, связанному с совершением грубых дисциплинарных проступков; знание языка и законов того государства, на территории или в воздушном пространстве которого выполняются перевозки пассажиров, грузов, багажа. Например, Приказом Минтранса РФ от 23 декабря 2009 г. N 249 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации» установлена для работодателя, осуществляющего деятельность по эксплуатации воздушных судов, обязанность принимать меры к тому, чтобы его работники знали и исполняли законы, правила и процедуры государств, в воздушном пространстве которых выполняются полеты, а также государства регистрации воздушного судна и государства работодателя (п. 18 указанных Правил) <8>. ——————————— <8> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 11.

Выполнение данного требования является условием получения работы лицами, желающими выполнять международные воздушные полеты, поскольку согласно п. 1.3 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. N 128 (в ред. от 21.12.2009), если требования законов и правил иностранного государства, в воздушном пространстве которого происходит полет, отличаются от требований этих Правил, то должны применяться требования законов и правил этого государства <9>. ——————————— <9> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 43.

Другой пример. На должности авиационного персонала не могут быть приняты в соответствии с п. 3 ст. 52 ВК РФ лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. Не допускаются к работе в службах авиационной безопасности лица: 1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления; 2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; 3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством РФ связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года; 4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом РФ «О милиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды (п. 4 ст. 52 ВК РФ). В состав летного экипажа воздушного судна России, которое относится к коммерческой гражданской авиации, могут входить только граждане Российской Федерации. Включение в состав летного экипажа данного воздушного судна иностранного гражданина допускается только на период его подготовки в целях получения допуска к деятельности по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты на воздушном судне определенного типа при условии, что иностранный гражданин не исполняет обязанностей командира воздушного судна Российской Федерации (п. 4 ст. 56 ВК РФ). Достижение предельного возраста для занятия определенной должности на транспортном предприятии может послужить причиной отказа в приеме на работу или увольнения работника. Так, не допускается к выполнению функций командира воздушного судна, занятого в международных коммерческих воздушных перевозках, лицо, достигшее: 1) возраста 60 лет или 2) возраста 65 лет, в случае выполнения полетов в экипаже с другим пилотом — старше 60 лет. Кроме того, не разрешается выполнение функций второго пилота воздушного судна, занятого в международных коммерческих воздушных перевозках, лицом, достигшим возраста 65 лет (п. 2.15 и 2.16 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации»). Минимальный возраст для получения возможности претендовать на должность частного или коммерческого пилота, пилота многочленного экипажа самолета, штурмана, бортпроводника — 18 лет (п. 3.1, 4.1, 5.1, 12.1, 15.1 указанных выше Правил), а вот линейный пилот и сотрудник по обеспечению полетов/полетный диспетчер должны быть не моложе 21 года (п. 6.1, 18.1), тогда как пилотом планера или сверхлегкого воздушного судна может стать и 16-летний гражданин (п. 9.1, 11.1). Водителями автобусов, троллейбусов, трамваев могут стать лица при достижении ими двадцатилетнего возраста (ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ (в ред. от 27.07.2010) «О безопасности дорожного движения» <10>). ——————————— <10> Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.

Общими условиями приема на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, являются требования пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку, а также обязательный предварительный медицинский осмотр (обследование) (ст. 328 ТК). Согласно ст. 52 ВК РФ к деятельности по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также к деятельности по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения могут быть допущены только лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство). Подготовка специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется лишь в российских образовательных учреждениях, имеющих выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты (ст. 54 ВК РФ). При этом сертификат (свидетельство) иностранного государства, выданный лицу из числа авиационного персонала, может быть признан в России действительным при условии, если этот сертификат (свидетельство) соответствует международным авиационным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, и Федеральным авиационным правилам (ст. 55 ВК РФ). Лица, принимаемые в состав авиационного персонала, должны быть обладателями следующих свидетельств: частного пилота (самолет, дирижабль, вертолет); коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет); пилота многочленного экипажа (самолет); линейного пилота (самолет, вертолет); штурмана; бортрадиста; бортинженера (бортмеханика); бортпроводника; бортоператора; специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники; сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера (п. 1.2 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 12 сентября 2008 г. N 147 <11>). ——————————— <11> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 48.

В соответствии с п. 2.2 и 2.7 указанных Правил при выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносятся отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений). Кроме того, обладатель свидетельства пилота должен получить квалификационную отметку о типе воздушного судна для эксплуатации: а) воздушного судна, в сертификате типа или в руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что для его эксплуатации требуется второй пилот; б) вертолета, в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что он может эксплуатироваться летным экипажем, состоящим из одного пилота; в) любого воздушного судна, когда это предусмотрено в сертификате типа на это воздушное судно. Если функции пилота ограничиваются только функциями второго пилота, то в квалификационной отметке о типе воздушного судна должно быть указано данное ограничение. Лица, претендующие на включение в члены экипажей судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях РФ, помимо указанных в ст. 65 ТК, должны представить следующие виды документов: а) дипломы: капитана; старшего помощника капитана; механика; капитана скоростного судна; электромеханика и др.; б) квалификационные свидетельства: шкипера; боцмана; рулевого; матроса; моториста; машиниста; электрика судового; радиооператора; повара; проводника и др. (п. 2 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 г. N 349 <12>). ——————————— <12> Собрание законодательства РФ. 2005. N 23. Ст. 2279.

Дипломы, выданные лицам командного состава судов внутреннего плавания, дают им право занимать соответствующие должности на судах в течение 5 лет со дня получения дипломов. Лица командного состава судов, имеющие дипломы, должны не реже одного раза в пять лет проходить обучение на курсах повышения квалификации по программам, утверждаемым Министерством транспорта РФ, с последующим прохождением квалификационных испытаний. По результатам этих испытаний квалификационные комиссии выдают подтверждения к дипломам. Срок действия таких подтверждений не может превышать 5 лет. Дипломы выдаются лицам командного состава судов внутреннего плавания, достигшим 18-летнего возраста, а квалификационные свидетельства — членам судовой команды, достигшим 16-летнего возраста, имеющим соответствующее профессиональное образование и стаж плавания, годным по состоянию здоровья к работе на судах и прошедшим квалификационные испытания. При этом от квалификационных испытаний в течение одного года после окончания учебы освобождаются выпускники образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (п. 9 — 10 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания). В случае утраты права на управление транспортными средствами работник с его согласия должен быть переведен работодателем на другую работу, а в случае отказа от перевода либо отсутствия работы может быть уволен. Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами в соответствии со ст. 28 Закона «О безопасности дорожного движения» являются: а) истечение установленного срока действия водительского удостоверения; б) ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением; в) лишение права на управление транспортными средствами. Виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на управление транспортными средствами либо ограничение такого права, устанавливаются федеральным законом. К таким проступкам относится управление транспортным средством: — без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию; — с заведомо подложными государственными регистрационными знаками; — на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации); — на наружные поверхности которого незаконно нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб; — водителем, находящимся в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, и др. (ст. 12.2, 12.8 КоАП РФ). Утрату права на управление транспортным средством может повлечь выезд на встречную полосу движения (ст. 12.15 КоАП РФ), непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом (ст. 12.17); нарушение Правил дорожного движения или Правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкой и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ). Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования). Порядок проведения предварительных и последующих периодических медицинских осмотров (обследований) для работников транспорта устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта (ст. 328 ТК). В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» <13> к таким работам, в частности, относятся работы по непосредственному управлению наземными транспортными средствами (п. 27 Перечня работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)) <14>. При этом участие врача-терапевта, врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительного и периодического медицинского осмотра является обязательным для обследуемых. ——————————— <13> Российская газета. N 243. 2011. 28 октября. <14> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 38.

Предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу, связанную с движением транспортных средств, проводятся в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе. Предварительные и периодические медицинские осмотры работников проводятся медицинскими организациями, располагающими лицензией на указанный вид деятельности. Работник для прохождения предварительного медицинского осмотра предъявляет направление, выданное работодателем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы, а также паспорт или другой документ, его заменяющий, амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — решение врачебной психиатрической комиссии. Обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет обязаны проходить работники, осуществляющие деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, к которым относятся транспортные средства (ст. 213 ТК). Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. В соответствии с медицинскими психиатрическими противопоказаниями для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности не могут быть допущены к работе в качестве водителя автобуса, троллейбуса, трамвая, маршрутного такси лица, страдающие пограничной умственной отсталостью и задержкой умственного развития, больные эпилепсией, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, а также имеющие дефекты речи и заикание в тяжелой форме <15>. ——————————— <15> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 (в ред. от 23.09.2002) «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 18. Ст. 1602.

Периодические медицинские осмотры (обследования) работников транспорта проводятся с целью: динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска; выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов; своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников. Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем, исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но при этом периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться все же не реже чем один раз в два года. Лица, не достигшие возраста 21 года, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят периодические медицинские осмотры ежегодно (ст. 213 ТК). Заключение медицинской комиссии и результаты медицинского осмотра (как предварительного, так и периодического), а также выписка из амбулаторной карты работника вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). В случае если при проведении периодического медосмотра возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в установленном порядке в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией. Конституционное право на забастовку у работников транспорта ограничено. На основании ст. 413 ТК не допускаются забастовки в организациях, непосредственно связанных с обеспечением населения (авиационный, железнодорожный и водный транспорт), в тех случаях, когда проведение забастовок создает угрозу жизни и здоровью человека, обороне страны и безопасности государства. Данный запрет детализирован в отраслевых нормативно-правовых актах. Так, статьей 52 ВК РФ для авиационного персонала гражданской авиации, осуществляющего обслуживание (управление) воздушного движения, установлен запрет на забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций). Такое ограничение прав работников гражданской авиации продиктовано необходимостью защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

——————————————————————