Влияние глобализации и интеграции на реализацию личностью свободы передвижения

(Лимонова Н. А.) («Миграционное право», 2012, N 4)

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТЬЮ СВОБОДЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Н. А. ЛИМОНОВА

Лимонова Наталья Анатольевна, заместитель руководителя Бюро правового обеспечения воздушного транспорта Московской коллегии адвокатов «Межрегион», научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве, кандидат юридических наук, доцент.

В статье автор показывает влияние глобализации и интеграции на реализацию личностью свободы передвижения. При этом автор обращает внимание на все более возрастающую зависимость возможности свободно передвигаться и выбирать место жительства от уровня материального благополучия самой личности, а также социально-экономических условий конкретного государства.

Ключевые слова: международное сотрудничество в миграционной сфере, глобализация, интеграция, социальное неравенство.

Influence of globalization and integration on realization of freedom of movement by person N. A. Limonova

In the article the author shows the influence of the globalization and integration on how a person realizes its freedom of movement. At that the author underlines the growing dependence of the possibility to move freely and to choose a place of residence on the level of the material wellbeing and social-economic conditions in the concrete state.

Key words: international collaboration in the sphere of migration, globalization, integration, social inequality.

В современных условиях, когда мир стал ареной глобальных миграционных процессов, а общее количество перемещающихся людей постоянно увеличивается, государства, испытывающие приток большого количества мигрантов, вынуждены их регламентировать. Это обусловлено тем, что, хотя стремление к перемене местопребывания или переезду в другую страну и есть, прежде всего акт свободного волеизъявления и самоопределения каждого человека, сами перемещения неизбежно происходят в границах тех или иных территориальных образований, а при резком количественном возрастании могут повлиять на экономическое, политическое, социальное и культурно-духовное положение в регионе или в стране. Поэтому свобода передвижения становится уже самостоятельным предметом государственно-правового регулирования <1>. ——————————— <1> Толкачева С. В. Развитие конституционного права на въезд и выезд из Российской Федерации в период становления демократического государства: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 3.

Начиная с 80-х гг. прошлого столетия среди проблем мирового развития выдвигается проблема миграции рабочей силы, которая к сегодняшнему дню стала одним из вызовов современности. Так, если в 1976 г. правительства почти всех стран рассматривали трудовую миграцию как второстепенную проблему, то во второй половине 90-х гг. уже 40% из них разработали и с разной степенью интенсивности стали реализовывать свою политику по регулированию миграции. В конце XX в. появились конкретные тенденции, характеризующие особенности указанного процесса как в мире в целом, так и в отдельных регионах. Одна из них определяет вектор направленности миграционных процессов из развивающихся стран в развитые государства. Другая тенденция — сдержанная политика развитых стран в отношении миграционных процессов. Так, политику широкого и постоянного приема иммигрантов проводят Канада, Австралия, Новая Зеландия, США. Однако в большинстве развитых европейских стран происходит постепенный отказ от модной идеи мультикультурного общества в пользу традиции своей самобытности, принимается все менее либеральное законодательство в отношении иммигрантов. Наряду с названными общемировыми тенденциями сформировались два других направления миграционной политики, которые характерны и для России. Первым является пересмотр своей миграционной политики в странах, являющихся потребителями международной миграции в сторону принятия прежде всего квалифицированных мигрантов. Второе направление характеризуется все большей интеграцией Европейского союза и других международных сообществ <2>. ——————————— <2> Качан Е. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4. Государство и право: РЖ / РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исследований. Отд. правоведения. М., 2011. N 3. С. 64 — 65.

Политика современных государств состоит в том, чтобы прежде всего защитить национальные интересы. В частности, по мнению министра внутренних дел Германии, каждая страна должна помнить о своих обязательствах по отношению к европейским партнерам, но при этом каждое правительство обязано обеспечить безопасность своих граждан. «Наша цель — сохранить свободу передвижения для европейцев, но при этом сделать так, чтобы граждане наших стран знали, что в трудной ситуации их безопасность будет обеспечена, несмотря на свободу передвижения, несмотря на открытые границы», — заявил он <3>. ——————————— <3> Рокоссовская А. Границы разумного. Дания ввела пограничный контроль // Российская газета. 2011. 13 мая.

В свою очередь, в Италии был принят декрет, в соответствии с которым будут ужесточены меры по борьбе не только с нелегальными иммигрантами, но и с нежелательными «гостями» из стран — членов Европейского союза. Прежде всего это касается граждан соседних государств, которые находятся в Италии более трех месяцев, но не способны доказать с помощью документов, что они работают или учатся, либо представить справку из банка, что обладают достаточными средствами для существования. По мнению Министра внутренних дел Италии, готовившего данный документ, все эти меры соответствуют директивам ЕС <4>. ——————————— <4> Прокофьев В. Гостей попросили уйти по-хорошему. Безработных европейцев вышлют из Италии на родину // Российская газета. 2010. 8 ноября.

Отсутствие единодушия по вопросам свободы передвижения в Европе продемонстрировал и прошедший 8 февраля 2009 г. в Швейцарии референдум о свободном перемещении. Несмотря на то, что граждане Швейцарии проголосовали за продление соглашений с Евросоюзом о свободном перемещении граждан <5> (причем речь шла не только о подтверждении уже действующих соглашений, но и распространении процедуры на граждан еще двух стран: Болгарии и Румынии), количество проголосовавших «за», а это 59,6% участвующих в референдуме, свидетельствует о наличии большого числа граждан Швейцарии — более 40%, которые не разделяют данную позицию, поскольку опасаются притока дешевой и непритязательной рабочей силы, что ущемит их интересы в трудовой сфере. ——————————— <5> Дашков С. Работа без барьеров. В Швейцарии прошел референдум о свободном перемещении граждан // Российская газета. 2009. 9 февраля.

При этом положительный исход референдума связан прежде всего с тем, что Евросоюз требует одинакового отношения ко всем своим членам, а также увязывает свободное перемещение граждан с остальными сферами сотрудничества. Если бы швейцарцы отказались от соглашения, то в течение полугода были бы автоматически аннулированы все другие соглашения и договоренности — в области торговли, трудовых отношений, транспорта, научных исследований. Следует отметить, что проблемы, стоящие сегодня перед всей Европой, вызвали необходимость создания экспертной группы (Group of Eminent Persons), или «Группы мудрецов», как ее стали называть неофициально, которой было предложено проанализировать основные угрозы и вызовы европейской стабильности, процессу европейской интеграции, европейским ценностям. От Российской Федерации в указанном проекте участвовал Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В. Лукин. Итогом более чем полугодовой работы данной группы явился доклад, названный «Жить вместе в Европе XXI века в условиях свободы и многообразия» <6>. ——————————— <6> Лукин В. Как раздвинуть границы Европы. Группа видных деятелей Совета Европы представила доклад «Жить вместе»: как сочетать многообразие и свободу в Европе XXI века // Российская газета. 2011. 12 мая.

Базовые, исходные принципы доклада коренятся в императиве незыблемого соблюдения Европейской конвенции прав человека, в особенности в том, что касается свобод личности, равенства всех перед законом. Подчеркивается различие между интеграцией (которая обязательна для всех иммигрантов, поскольку иное неизбежно приведет к расколу в обществе) и ассимиляцией, которой никто не вправе требовать от иммигрантов. Люди, приезжающие в Европу, обязаны соблюдать законы стран пребывания. Не только уважать, но и адаптироваться к их образу жизни и традициям. При этом никто не вправе принуждать иммигрантов к смене идентичности или принятию одной идентичности в ущерб другой. Доклад состоит из двух частей: «Угрозы» и «Реакция на угрозы». В первой части кратко проанализированы 8 особенно значимых вызовов тем ценностям, на которых основана система Совета Европы. Среди них рост нетерпимости, дискриминация, рост числа нелегальных, нигде не зарегистрированных иммигрантов, фактически «лишенных всех прав», внедрение вновь прибывшими «параллельных социальных структур», утрата демократических свобод. Среди основных причин, порождающих отмеченные угрозы, по мнению авторов доклада, особенно выделяются следующие: падение уровня жизни и рост ощущения незащищенности во многих странах, вызванные экономическим кризисом последних лет, увеличившийся приток иммигрантов. По мнению В. Лукина, массовый приток выходцев из стран, чьи обычаи, традиции, религия, культура существенно отличны от европейских, неизбежно вызывает у многих «коренных» европейцев новые серьезные опасения. Недавние события в Северной Африке порождают новую волну миграции, способную не только еще повысить градус социального напряжения в ряде государств Западной Европы, но даже поставить под сомнение политику ЕС в области свободного перемещения по территории Союза <7>. ——————————— <7> Там же.

В мире накопилось множество проблем в связи с интенсивным перемещением людей, углублением процессов глобализации. И это вызывает необходимость усиления межгосударственной координации в интересах эффективного использования экономических, социальных и культурных преимуществ, которые несет в себе международная миграция. К настоящему моменту сложилось мнение: нет ни одной страны, которая могла бы решать самостоятельно свои миграционные проблемы без использования опыта других государств, двустороннего и многостороннего сотрудничества <8>. ——————————— <8> Миграция — проблема без простых решений // Российская газета. 2006. 5 августа.

Так, в настоящее время идут переговоры между Россией и Евросоюзом о создании принципиально нового механизма миграционного сотрудничества. Участники переговоров не скрывали, что проект миграционной политики России им кажется перспективным. С другой стороны, никто не скрывает масштабы миграционных процессов и сложные, порой нелицеприятные ситуации, связанные с ростом этнической преступности, национализма, религиозного и этнического экстремизма, трудностей с ассимиляцией и диалога культур и цивилизаций. Больше всего европейцы опасаются не приезжих из России, а наплыва незаконных гостей из «проблемных» азиатских государств, которые могут транзитом перемещаться через наши границы. Тем более что с этой проблемой европейцы уже столкнулись, когда в их страны хлынули приезжие, в т. ч. без документов, из Африки и мусульманских стран <9>. ——————————— <9> Фалалеев М. В России уже целая «Португалия гастарбайтеров». Диалог с Евросоюзом по миграционным процессам стартовал в Москве // Российская газета. 2011. 28 июня.

Так, на юге Италии в г. Бари мирное шествие, организованное преимущественно мигрантами из Северной Африки, переросло в столкновение с представителями правоохранительных органов. Они требовали ускорить неоправданно затяжной процесс выдачи вида на жительства и статуса беженца, которого многие из них ожидали более полугода на итальянском острове Лампедуза. Еще в феврале 2011 г. Италия настаивала на выдаче североафриканским мигрантам, спасавшимся от ужасов гражданской войны, временных разрешений, позволяющих им беспрепятственно передвигаться по территории стран Шенгенского соглашения. Евросоюз не поддержал тогда предложение итальянских властей, пустив таким образом ситуацию на самотек. В результате мигранты, по сути, оказались заложниками во многих городах Италии, не имея при этом ни возможности полноценно работать, пользоваться достойным медицинским обслуживанием, ни правом на свободное передвижение <10>. ——————————— <10> Миракян Н. Кара за бездействие. Мигранты из Северной Африки начали наводить свои порядки на Юге Италии // Российская газета. 2011. 3 августа.

Похожая ситуация сложилась и в Великобритании. Разница состоит в том, что беспорядки устроили не сами прибывшие в разное время мигранты, а уже выросшие их дети, так и не сумевшие адаптироваться в британском обществе. На огромных территориях Лондона, Манчестера, Ливерпуля, Бирмингема, Глазго давно уже проживают иммигранты, прибывшие из Африки, Азии, Ближнего Востока и Карибского бассейна в период правления Тони Блэра, который всячески стимулировал процесс иммиграции. Правда, обещанного его правительством мультикультурного рая в Британии не случилось. Попытки рассредоточить мигрантов, перемешав их с коренным населением, не увенчались успехом. «Приезжие хотели жить своими этническими коммунами. Лондон, а потом и другие города превратились в странный конгломерат разношерстных этнических общин. В каждом из таких этнических котлов варят свой плов и в каждом общинном храме читают свои молитвы» <11>. ——————————— <11> Дмитриева О. По ком звонит британский колокол // Российская газета. 2011. 11 августа.

Современный экономический кризис только ухудшил положение иммигрантов. Поэтому устроенные ими беспорядки поставили вопрос о будущем политики мультикультуризма, крах которой еще в феврале 2011 г. констатировал премьер-министр Великобритании Кэмерон <12>. ——————————— <12> Фещенко В. Великобритания не получилась. Мигранты громят жилые кварталы Лондона // Российская газета. 2011. 10 августа.

В России уже живет около 10 млн. иностранных граждан, что сравнимо с населением Португалии. В 2025 г. их будет уже 20 млн. — такова потребность российской экономики, а к 2050 г. доля мигрантов и их потомков превысит треть населения страны. Кроме того, К. Косачев полагает, что к 2050 г. Евросоюзу потребуется 100 млн. иностранных рабочих — примерно четверть населения европейских стран. В то же время Международная организация по миграции прогнозирует, что к 2050 г. число мигрантов в мире удвоится и превысит 405 млн. человек <13>. ——————————— <13> Фалалеев М. В России уже целая «Португалия гастарбайтеров». Диалог с Евросоюзом по миграционным процессам стартовал в Москве // Российская газета. 2011. 28 июня.

Названные цифры красноречиво говорят о масштабах мировых миграционных процессов, о возрастании роли и значения такой свободы личности, как свобода передвижения, о необходимости принятия неотложных мер как на международном, так и на внутригосударственном уровне по ее обеспечению. Следует заметить, что в условиях экономического кризиса наряду с тенденцией ограничения въезда иностранцев на территорию своего государства обозначилась и противоположная тенденция — привлечение состоятельных иностранцев. Так, американские сенаторы подготовили поправки в миграционное законодательство США, в т. ч. предоставление возможности получения вида на жительство иностранцами, покупающими в США жилую недвижимость — дом, квартиру, таунхаус стоимостью не менее пятисот тысяч долларов <14>. ——————————— <14> Рокоссовская А. Вид на Тихий океан. В США предлагают давать вид на жительство богатым покупателям жилья // Российская газета. 2011. 21 октября.

В России также стимулируют приезд прежде всего высокооплачиваемых и одновременно высококвалифицированных иностранных специалистов, каковыми являются лица, которым работодатели в России готовы платить от двух миллионов рублей в год. Им можно свободно передвигаться по территории России, жить в ней с членами семьи, платить подоходный налог не 30%, как остальным мигрантам, а 13%, как коренным россиянам, и получить вид на жительство в упрощенном порядке. Въезжают они сверх установленных квот. Также высококвалифицированными считаются научные и педагогические кадры, но для них минимальный порог зарплаты — один миллион рублей <15>. ——————————— <15> Грицюк М. Спецам добавили свободы. Высококвалифицированным мигрантам можно не вставать на учет в течение 90 дней // Российская газета. 2011. 9 августа.

Эти факты красноречиво говорят о том, что стимулируется приезд прежде всего состоятельных людей, поскольку критерием отбора является уровень зарплаты, а не количество дипломов об образовании, характеризующих их интеллектуальный и профессиональный уровень. Но и без стимулирующих мер со стороны государства состоятельные граждане активно пользуются свободой передвижения и свободой выбора места жительства. Так, во многих странах Европы богатые иностранцы скупают недвижимость, особенно в крупных городах, а простые граждане вынуждены уезжать в пригороды или в сельскую местность, поскольку ухудшилось их материальное положение и им сложно содержать жилье. Например, во Франции, в частности в Париже, в престижных кварталах скупают жилую недвижимость богатые американцы, россияне и китайцы, причем последних становится все больше <16>. ——————————— <16> Прокофьев В. Париж скупают иностранцы // Российская газета. 2011. 19 сентября.

В Германии, как утверждают эксперты, возникла чисто берлинская тенденция последнего времени — вытеснение небогатого населения из центральных кварталов Западного Берлина на окраины. Его место занимают зажиточные берлинцы. Похожая тенденция и в Восточном Берлине — студенты и пенсионеры уже не могут выдержать ползущей вверх квартплаты. Эксперты опасаются, что это может привести к социальному напряжению <17>. Похожая тенденция и в Италии — жилье в крупном городе преобладающему большинству итальянцев не по карману <18>. ——————————— <17> Розэ А. Лучше домик в деревне // Российская газета. 2011. 19 сентября. <18> Миракян Н. Бомжей не обижают // Российская газета. 2011. 19 сентября.

Проблема неравенства среди населения с каждым днем становится все более актуальной в странах «Большой двадцатки» (G-20). И если правительства этих стран не сменят социальные и экономические курсы, число бедных будет расти. Такой неутешительный прогноз сделали эксперты международной организации «Оксфам», работающей в 90 странах мира. Изучавшие доклад российские специалисты говорят, что в нашей стране тоже есть проблемы и нужно принимать меры, чтобы выровнять ситуацию. С 1991 г. коэффициент Джини, свидетельствующий о степени расслоения общества, вырос в России почти в 2 раза — с 0,260 до 0,423. По данным Росстата, в настоящее время доходы 10% богатых в 16,2 раза превышают доходы 10% самых бедных. Ранее ситуация была еще хуже — в 2000 г. разница достигала 34 раз. Но несмотря на положительные изменения, Россия имеет наибольший после ЮАР уровень неравенства как среди стран «Большой двадцатки», так и в группе БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). Лучше всего с этим обстоит дело во Франции, Германии и Японии <19>. ——————————— <19> Грицюк М. Порок бедности // Российская газета. 2012. 30 марта.

По мнению В. Зорькина, обострение проблемы соотношения права и социальной справедливости в современных условиях в значительной мере порождено именно отставанием права от потребностей меняющейся под влиянием глобализации социальной реальности. Экономические аналитики во всем мире убедительно показывают, как в законодательных новеллах последнего времени в ходе нынешнего глобального экономического кризиса происходит расширение прав работодателей в ущерб правам работников. Социологи заявляют, что развернувшееся наступление на права трудящихся, завоеванные за многие десятилетия борьбы, приводит к фрустрации и политической радикализации все более широких общественных масс <20>. ——————————— <20> Зорькин В. Правовое регулирование экономики: глобальные тенденции и российский опыт // Российская газета. 2012. 1 июня.

Генеральный директор Международной организации труда Хуан Сомавия убежден, что сегодня люди все более осознают, что макроэкономическая политика обесценила само понятие достойного труда. В нынешней модели роста рабочая сила оценивается как одна из статей производственных затрат, которую нужно максимально снизить, чтобы повысить конкурентоспособность и прибыль. Работники рассматриваются как потребители различных кредитов, а не как законные обладатели своей доли в создаваемом ими богатстве, которую они получают в форме заработной платы. В такой концепции приоритет, безусловно, отдается капиталу. Во многих странах игнорируют основополагающий принцип, который гласит: «Труд не является товаром». Такая тенденция особенно заметна в развитых экономических странах, в частности в еврозоне, где государства, стремясь решить проблему огромного государственного долга, создают при этом еще более острые социальные проблемы, которые тоже предстоит решать. Господин Хуан Сомавия уверен, что необходимо менять нынешнюю модель экономического роста. Эта модель действительно обеспечила создание огромного богатства, но это богатство сосредоточено в руках немногих. Экономический рост должен быть иным — ориентированным на сохранение окружающей среды и на удовлетворение потребностей людей. Нашей целью должна стать справедливая, «зеленая» и устойчивая глобализация, способная удовлетворить стремление людей к достойной жизни. Именно таким образом в разных странах мира сформировался средний класс. Сегодня этот процесс под угрозой, ведь людям все труднее найти достойную работу и выбраться из бедности. Ни одно государство не может сегодня действовать в одиночку. Путь к новой эре социальной справедливости требует сотрудничества, диалога и прежде всего лидерства, вдохновленного человеческими ценностями, главная из которых — уважение к труду и достоинству человека труда <21>. ——————————— <21> Сомавия Х. Первомай повысил голос (Почему сегодня так трудно жить в богатой стране) // Российская газета. 2012. 28 апреля.

С проблемой соотношения права и справедливости в условиях глобализации тесно связан и целый пласт правовых проблем, порождаемых трудовой миграцией между странами и континентами. Попытки подчинить социальную и экономическую жизнь таких мигрантов юридической нормативности принимающего их государства в рамках идеологии «плавильного котла» наталкиваются либо на явное или скрытое сопротивление мигрантов, либо на самоизоляцию мигрантских общин в стихийно возникающих гетто. Но и попытки адаптировать ценностно-нормативные установки мигрантов к западному образу жизни, проводимые под знаменем «мультикультурализма», пока что нигде успехов не приносят. И это опять-таки особенно остро проявляется в условиях кризиса. Сохраняющаяся социально-культурная и общенормативная дистанция между «коренными» и «пришлыми», относительно терпимая в «благополучные времена», в ситуации кризиса обрастает симптомами и даже эксцессами взаимного неприятия и вражды. В результате налицо рост социально-политического экстремизма, повсеместно расшатывающего конституционно-правовые устои государства и общества. Причем адресован этот экстремизм и непосредственно «богатым», наращивающим отрыв от «бедных» в уровне и качестве жизни и превращающим социальное расслоение в непреодолимую пропасть, и «чужакам-мигрантам», которые демпингуют в оплате труда при конкуренции за рабочие места, и международным организациям и странам-кредиторам, которые для пролонгации и реструктуризации государственных долгов требуют реализовать такой «национальный режим экономии», который фактически означает отказ от конституционных принципов социального государства. И, конечно же, этот экстремизм адресован еще и собственной государственной власти, и национальной конституционной правовой системе, которые все перечисленное допускают и юридически санкционируют. Как справедливо отмечает В. Зорькин, слишком многое в нынешнем кризисном мире говорит уже даже не о наступлении богатых на права бедных, а о противостоянии сверхбогатых всему миру. Ведь именно этот лозунг — «1% сверхбогатых против нас, которых 99%» — выдвигает уже не только движение «Оккупируй», но и многие другие достаточно широкие протестные группы <22>. ——————————— <22> Зорькин В. Правовое регулирование экономики: глобальные тенденции и российский опыт // Российская газета. 2012. 1 июня.

В этой связи трудно говорить о реальной свободе передвижения и выборе места жительства для рядового гражданина, поскольку реализация этой свободы упирается в его материальное благосостояние и в социально-экономическую политику государства. На сегодняшний день свобода передвижения и выбора места жительства в полной мере обеспечена только для состоятельных людей — у них есть деньги, чтобы путешествовать или купить себе жилье и поселиться там, где хочется. Бедные люди и люди со скромным достатком не могут выбрать себе место жительства, которое им нравится, а селятся в том месте, где им позволят, и там, где цены на жилье ниже.

——————————————————————