Профессиональные стандарты: прошлое и будущее национальной системы компетенций и перспективы для торговли

(Щур Д. Л., Щур-Труханович Л. В.) («Торговое право», 2012, N 11)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ ТОРГОВЛИ

Д. Л. ЩУР, Л. В. ЩУР-ТРУХАНОВИЧ

Щур Д. Л., генеральный директор Агентства стратегических инициатив (ООО), кандидат экономических наук.

Щур-Труханович Л. В., эксперт Центра исследований в сфере экономики и права, кандидат экономических наук.

Россия готовится к разработке и введению профессиональных стандартов, которые призваны совершенствовать государственную социальную политику. В проекте перечня 800 стандартов торговля не упоминается, что дает ей основания для самоорганизации. Как разрабатывались раньше профессиональные стандарты, какие типовые структуры были выработаны и как будут разрабатываться новые стандарты, поясняется в настоящей статье.

Ключевые слова: труд, персонал, компетенция, квалификация, социальная политика, профессиональный стандарт.

03.12.2012 Президент РФ подписал Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» <1>. Данный законодательный акт принят во исполнение предвыборных обещаний В. Путина в рамках президентской кампании, получивших закрепление в Указе Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» <2>. Данным президентским актом Правительству РФ было поручено: ——————————— <1> СЗ РФ. 10.12.2012. N 50 (ч. 5). Ст. 6959. <2> СЗ РФ. 07.05.2012. N 19. ст. 2334.

1) утвердить до 01.12.2012 план разработки профессиональных стандартов; 2) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.

Что такое «профессиональный стандарт»?

Согласно определению, сформулированному в новой части второй статьи 195.1 Трудового кодекса РФ, профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 <1>. ——————————— <1> СЗ РФ. 28.01.2013. N 4. Ст. 293.

Прежде чем рассмотреть содержание нового акта применительно к торговой отрасли, необходим экскурс в историю вопроса.

Когда появилась идея разработки профессиональных стандартов?

Интеграция российской экономики в международное экономическое пространство, процессы глобализации, интенсификация миграции, стремительное изменение технологий и усиливающая конкуренция оказывают серьезное влияние на рынок труда. Если до начала 1990 годов советский гражданин, получивший профессиональное образование, работал по полученной специальности всю трудовую жизнь, то сейчас он вынужден с определенной регулярностью менять не только сферы применения своих способностей к труду, но и само содержание труда. Помимо этого он для удовлетворения потребностей работодателя в трудовом ресурсе должен обладать компетенциями, позволяющими ему гибко реагировать на изменяющийся рынок труда: уметь применять свои знания в новых трудовых ситуациях; получать новые знания, необходимые для такого выполнения трудовых функций, качество которых максимально удовлетворяло бы работодателя и находило адекватное выражение в оплате; непрерывно формировать навыки, требуемые для решения новых производственных и управленческих задач. Система же отечественного профессионального образования продолжает оставаться статичной, ориентированной на получение академических «идеальных» знаний. Разрыв между потребностями рынка труда и уровнем профессионального образования, получаемого в образовательных учреждениях, вынуждает работодателей либо долго ждать адаптации молодого работника, не получая ожидаемого трудового эффекта, либо вкладывать дополнительные средства в его «доучивание» на месте. Ситуацию усугубляет дефицит рабочей силы вообще и подготовленных российскими образовательными учреждениями квалифицированных кадров, в частности. В таких условиях Россия, следуя опыту европейских и других стран, обратила свое внимание на формирование профессиональных стандартов, адекватно отражающих потребности рынка и указывающих сфере образования на те знания и умения, которые обучающийся должен получить для достижения необходимых на современном рынке труда показателей. Предметно задача по подготовке профессиональных стандартов в России была сформулирована только в середине 1990 годов. Главным обстоятельством, побудившим Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти обратить внимание на существующую систему квалификации и оценки кадров, стало несоответствие разработанных в разные периоды квалификационных характеристик (описаний) профессий и должностей новым требованиям, предъявляемым к работникам рынком труда, стремительно меняющимся в результате структурной перестройки экономики, освоения нашего трудового рынка международными и зарубежными компаниями, применения новых механизмов хозяйствования и управления. Остроты проблеме совершенствования существующей системы квалификационных требований добавили переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию, в ходе которых неоднократно отмечалась необходимость приведения национального законодательства об образовании и труде в соответствие с международными актами и требованиями ВТО. Задача по созданию национальной системы профессиональных стандартов в различных вариациях (от разработки профессиональных стандартов до приведения существующих в соответствие с требованиями, предъявляемыми на рынке труда) последовательно ставилась Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти, ответственными за регулирование в сфере труда и образования в планах и программах развития экономики России в целом и отдельных ее отраслей (табл. 1).

Таблица 1

Плановые Задача Правовой акт Период принятия периоды решения

1996 — Введение Программа социальных 1997 2000 государственных про — реформ в Российской фессиональных Федерации на период стандартов, со — 1996 — 2000 годов // ответствующих Постановление Прави — международным тельства РФ от требованиям, создание 26.02.1997 N 222 системы сертификации и аттестации работников

1997 — Введение Программа 1997 2000 государственных про — Правительства фессиональных Российской Федерации стандартов, со — «Структурная ответствующих перестройка и международным экономический рост в требованиям, создание 1997 — 2000 годах» // системы сертификации и Постановление аттестации работников Правительства РФ от 31.03.1997 N 360

2002 — Приведение Программа социально — 2001 2004 национальной системы экономического профессиональных стан — развития Российской дартов в соответствие Федерации на средне — с требованиями, срочную перспективу предъявляемыми на (2002 — 2004 годы) // международных рынках распоряжение труда Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р

2002 — Разработка Концепция 2001 2010 образовательных модернизации стандартов, российского согласующихся с образования на современными период до 2010 года квалификационными тре — // распоряжение бованиями (професси — Правительства РФ от ональными стандартами) 29.12.2001 N 1756-р

2002 — Разработка Генеральное 2001 2004 национальной системы соглашение от профессиональных стан — 20.12.2001 между дартов общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями рабо — тодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 — 2004 годы

2003 — Разработка системы Программа социально — 2003 2005 профессиональных экономического стандартов развития Российской Федерации на средне — срочную перспективу (2003 — 2005 годы) // распоряжение Правительства РФ от 15.08.2003 N 1163-р

2003 — Разработка системы Концепция действий 2003 2005 профессиональных на рынке труда на стандартов, которая 2003 — 2005 годы // заложит требования к распоряжение профессиональному Правительства РФ от уровню работников с 06.05.2003 N 568-р учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ

2005 — Разработка систем Генеральное 2004 2007 профессиональных соглашение от стандартов и оценки 29.12.2004 между качества работников общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями рабо — тодателей и Правительством Российской Федерации на 2005 — 2007 годы

2006 — Формирование Федеральная целевая 2007 2010 профессиональных программа развития стандартов образования на 2006 — 2010 годы // Постановление Правительства РФ от 23.12.2005

2008 — Нормативно-правовое Концепция действий 2008 2010 обеспечение внедрения на рынке труда на профессиональных 2008 — 2010 годы // стандартов. Постановление Разработка Правительства РФ от профессиональных 15.08.2008 N 1193-р стандартов по уровням профессионального образования в со — ответствии с потребностями ра — ботодателей, введение которых будет способствовать обеспе — чению взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, определению качественных характеристик запроса (заказа) работодателей на подготовку рабочих кадров и специалистов, а также сформирует основу для сертификации персонала, спо — собствующей созданию условий равного доступа граждан к от — раслевым и профессиональным рынкам труда и повышению правовой защищенности работников при проведении аттестации

2010 Разработка требований Приказ Минпромторга До 2020 к новым современным России от 23.04.2010 профессиональным N 319 «Об стандартам утверждении (квалификационным Стратегии развития требованиям) по долж — автомобильной про — ностям и профессиям мышленности работающих в Российской Федерации автомобильной отрасли, на период до 2020 нормативной учебно — года» программной документации для государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения, а также формирования скоординированных с предприятиями отрасли программ целевой подготовки и переподготовки кадров

2010 Развитие национальной Генеральное 2011 — 2013 системы квалификаций, соглашение между включая предложения, общероссийскими направленные на совер — объединениями шенствование профсоюзов, обще — квалификационных российскими характеристик объединениями (профессиональных работодателей и стандартов), сближение Правительством их со стандартами Российской Федерации Европейского союза, на 2011 — 2013 годы модернизация Единого тарифно — квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификаци — онного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих

2011 Развитие системы Федеральная целевая 2011 — 2015 оценки качества программа развития профессионального образования на 2011 — образования на основе 2015 годы, создания и внедрения утвержденная механизмов сертифика — Постановлением ции квалификаций Правительства РФ от специалистов и 07.02.2011 N 61 выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федерального госу — дарственного образовательного стандарта и профессиональных стандартов

2011 Развитие системы Прогноз социально — 2012 — 2014 оценки качества экономического профессионального об — развития Российской разования на основе Федерации на 2012 создания и внедрения год и плановый механизмов период 2013 — 2014 сертификации годов квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов

2011 Формирование Стратегия До 2020 современных инновационного профессиональных развития Российской стандартов Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р

2012 Разработка Долгосрочная До 2030 квалификационных программа развития характеристик угольной промыш — (профессиональных ленности России на стандартов) рабочих, период до 2030 года, руководителей, утвержденная специалистов и распоряжением служащих на базе Правительства РФ от унификации действующих 24.01.2012 N 14-р профессий и должностей с учетом требований к модернизации произ — водства и развитию организаций угольной отрасли на перспективу

2012 Развитие системы Концепция кадрового До 2020 отраслевых обеспечения профессиональных стратегии развития стандартов автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года от 16.01.2012

Руководствуясь указанными планами, федеральные министерства и ведомства, осуществляющие регулирование отдельных отраслей деятельности, в своих программных документах также отразили задачи по разработке профессиональных стандартов: — Минпромэнерго России (в настоящее время — Минпромторг России) — «подготовку предложений по совершенствованию действующих или формированию профессиональных стандартов для подготовки квалифицированных кадров на 2006 — 2008 годы» (План мероприятий по развитию отечественного сельскохозяйственного машиностроения на 2006 — 2008 годы, утвержден Приказом Минпромэнерго России от 27.04.2006 N 96); — Минсельхоз России — «создание системы оценки специалистов агропромышленного комплекса на основе профессиональных стандартов» (Приказ Минсельхоза России от 20.03.2000 N 215 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса»); — Минпромторг России — разработал 12 профессиональных стандартов по следующим профессиям: «дизайнер автомобилестроения», «конструктор автомобиля», «логист автомобилестроения», «специалист металлообрабатывающего производства», «специалист окрасочного производства», «специалист по инструментальной оснастке», «специалист по металлоконструкциям», «специалист по мехатронике», «специалист по мехатронным системам автомобиля», «специалист по сборке агрегатов и автомобиля», «специалист промышленного инжиниринга», «технолог машиностроительного производства по металлообработке». «Разработка профессиональных стандартов в целях повышения качества профессионального образования в соответствии с потребностями работодателей» была обозначена и в проекте Концепции действий на рынке труда на 2006 — 2010 годы, прошедшем обсуждение на Ученом совете Научно-исследовательского института труда и социального страхования (ФГУП «НИИ ТСС» Росздрава). Наконец, свое слово сказал Президент РФ, и процесс сдвинулся с программной платформы и перешел в практическую область.

Что сейчас?

В настоящее время в отечественной системе регламентации труда функции профессиональных стандартов выполняют квалификационные и тарифно-квалификационные характеристики должностей и профессий, утвержденные государственным органом, осуществляющим регулирование в сфере труда (в различные периоды — Минтрудом России, Минздравсоцразвития России), в составе квалификационных справочников (Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, сборников квалификационных характеристик различных должностей бюджетной отрасли). Однако они представляют собой «усеченный» вариант профессиональных стандартов, поскольку их разделами «должностные обязанности/работы», «требования к квалификации» и «требования к знаниям» охватываются только некоторые блоки профессиональных стандартов, составленных по моделям, уже прошедшим апробацию в России.

Каковы цели разработки профессиональных стандартов?

До внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ и принятия Правительством РФ Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов на практике профессиональные стандарты разрабатывались и как свод требований к квалификации работника по определенной профессии (должности), и как документы, устанавливающие правила деятельности в определенной сфере (например, «профессиональный стандарт аудиторской деятельности», «фармацевтической деятельности»), и как акты, устанавливающие требования к специальности по образованию (например, «профессиональный стандарт на специальность «сестринское дело»). С учетом отмеченного, до 2013 года основной целью разработки профессиональных стандартов было решение вопросов, связанных с обеспечением эффективной системы управления трудовыми ресурсами и качеством труда, регулированием трудовых отношений. На практике профессиональные стандарты применялись для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству и продуктивности работ и услуг, подбору, расстановке и использованию кадров, а также для обоснования принимаемых решений при проведении аттестации руководителей и специалистов. Бизнес-сообщество определяло профессиональный стандарт как многофункциональный нормативный документ, предназначенный для: 1) проведения оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования; 2) формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам; 3) решения широкого круга задач в области управления персоналом, таких как: а) разработка стандартов предприятия; б) разработка систем мотивации и стимулирования персонала; в) разработка должностных инструкций; г) тарификация должностей и профессий; д) отбор, подбор и аттестация персонала; е) планирование карьеры работников; 4) проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и др.) <1>. ——————————— <1> Положение о профессиональном стандарте. Утверждено распоряжением Президента Российского союза промышленников и предпринимателей от 28.06.2007 N РП-46.

Перечень целей и задач, решаемых в результате разработки и применения профессиональных стандартов, следует дополнить такой значимой целью, как создание основы для приведения существующих и формирования новых образовательных стандартов не только в соответствие с требованиями, диктуемыми рынком и экономикой сейчас, но и с учетом прогнозов социально-экономического развития. В числе задач по разработке профессиональных стандартов также следует назвать и гармонизацию российских и иностранных нормативных и методических документов, определяющих требования к современным трудовым ресурсам: заинтересованность зарубежных инвесторов в развитии своей деятельности на территории Российской Федерации требует от российских партнеров наличия персонала, отвечающего стандартам, которые предъявляются к работникам на территории стран и их сообществ с прогрессивной экономикой, а также предопределяет необходимость подготовки профессионалов нового уровня.

Какие стандарты были приняты?

На текущий момент национальная система профессиональных стандартов не сформирована. Утвержденных на государственном уровне профессиональных стандартов, сконструированных по современным моделям регламентации квалификационных требований к работникам определенных сфер деятельности, единицы (табл. 2).

Таблица 2

N Профессиональный стандарт Нормативный Срок п/п правовой акт об действия утверждении

1 Квалификационные Постановление Первоначально требования (про — Минтруда России от был фессиональные стандарты 17.05.1999 N 8 установлен до к основным должностям 31.12.2001. работников туристской Постановлением индустрии Минтруда России от 10.10.2002 N 71 был продлен до 01.01.2005

2 Профессиональный стандарт Постановление По 31.12.2005 к профессии Минтруда России от «преподаватель профессио — 22.12.2003 N 87 нального обучения»

3 Профессиональный стандарт Постановление По 31.12.2005 по профессии «менеджер Минтруда России от инновационной 05.03.2004 N 34 деятельности в научно — технической и производственной сферах»

4 Профессиональный стандарт Постановление По 31.12.2005 по профессии «специалист Минтруда России от сухого строительства» 05.03.2004 N 35

5 Профессиональный стандарт Постановление По 31.12.2005 по профессии «менеджер по Минтруда России от внутрипроизводственному 05.03.2004 N 36 обучению персонала»

Как видно из таблицы, по состоянию на действующий момент перечисленные государственные профессиональные стандарты утратили силу в связи с истечением срока их действия. Новые же государственные профессиональные стандарты взамен указанных, а также по новым профессиям за последние 2 года на федеральном уровне не утверждались. В этой связи бизнес и сообщества, представляющие его интересы, либо используют международные профессиональные стандарты (например, в сфере внутреннего аудита используются международные профессиональные стандарты внутреннего аудита, разработанные Международным институтом внутренних аудиторов), либо приступили к разработке своих автономных профессиональных стандартов, не имеющих характер нормативных правовых документов. Так, для подбора руководителей в сфере деятельности на рынке ценных бумаг используется профессиональный стандарт корпоративного директора, разработанный Российским институтом директоров совместно с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Для специалистов в сфере управления человеческими ресурсами свои профессиональные стандарты разработало российское кадровое сообщество. Подготовку Стандартов профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента организовал Национальный союз кадровиков. Стандарты были утверждены в марте 2007 года. Профессиональные стандарты (квалификационные требования) профессий ресторанного бизнеса были разработаны Федерацией рестораторов и отельеров. Профессиональный стандарт педагогической деятельности разработала Высшая школа экономики.

Что сделал РСПП?

Однако самые значительные шаги были предприняты Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). В рамках реализации приоритетного Национального проекта «Образование» Союз совместно с Минобрнауки России начал работу по подготовке профессиональных стандартов. Для этой цели Российским союзом промышленников и предпринимателей было создано Национальное агентство развития квалификации. Распоряжением Президента РСПП от 28.06.2007 N РП-46 было утверждено Положение о профессиональных стандартах и макет профессионального стандарта. Указанные документы создали единую методологическую основу для разработчиков в различных отраслях экономики. По информации Президента РСПП А. Н. Шохина в пилотном режиме были разработаны профессиональные стандарты для целого ряда отраслей, в частности, для информационных технологий, металлургии, авиастроения, общественного питания <1>. ——————————— <1> Стенографический отчет заседания Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Уфа. 13.09.2007.

Как показал анализ негосударственных профессиональных стандартов, а также документов РСПП, при разработке стандартов использовались различные подходы. Это, по нашему мнению, станет основной трудностью инкорпорации профессиональных стандартов, уже разработанных разными союзами и ассоциациями, в единую национальную систему профессиональных стандартов. Принимая во внимание разобщенность российского бизнеса, а также то, что саморегулирование в отдельных видах деятельности (отдельных секторах рынка) в России развивается крайне медленными темпами и неоднородно (в некоторых отраслях и количество саморегулируемых организаций значительно, и сами организации проявляют активную позицию по защите интересов своих членов (в том числе по выработке требований этических и профессиональных норм и требований), в некоторых же ассоциации и союзы вообще не созданы или решают формальные задачи), отечественный бизнес сам предложил государству придать профессиональным стандартам нормативный характер, утвердив их в качестве правовых актов.

Какие основные модели применяются в Европе

Таким образом, была предложена своя модель реализации социального партнерства в сфере профессионального образования, содержащая элементы основных моделей, применяющихся в разных странах Европы, а именно: 1) либеральной модели Великобритании, предусматривающей минимальное участие государства в системе профессионального образования и обучения. Профессиональные стандарты при такой модели разрабатываются социальными партнерами, роль государства сводится к координации указанных процессов <1>; ——————————— <1> Лушникова М., Лушников А. Право на профессиональное образование и обучение: проблемы реализации в современных условиях // Управление персоналом. 2007. N 7.

2) административной модели Франции, при которой государство в сфере профессионального образования выполняет ведущую роль (вопросами профессионального обучения и образования занимаются Министерство образования и Министерство труда и солидарности). Однако при этом нормативные правовые акты принимаются только после консультаций с социальными партнерами <1>; ——————————— <1> Муравьева Н. В. Трансформация системы профессионального образования и обучения // Труд за рубежом. 2006. N 3.

3) неокорпоративной модели (Нидерланды), в которой главную роль играют социальные партнеры, которые разрабатывают профессиональные квалификации, а государство определяет лишь общие рамки этой работы <1>. ——————————— <1> Лушникова М., Лушников А. Право на профессиональное образование и обучение: проблемы реализации в современных условиях // Управление персоналом. 2007. N 7.

При введении государственных профессиональных стандартов необходимо будет решить вопрос с квалификационными и тарифно-квалификационными характеристиками и определить их статус. Как представляется, его решение должно зависеть от того, будут ли характеристики восприняты как база для разработки профессиональных стандартов или же будут осознанно игнорироваться для подготовки абсолютно новых стандартов. Кроме того, если профессиональные стандарты должностей можно рассматривать в качестве замены квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих, то профессиональные стандарты профессий в условиях превалирования тарифной системы оплаты труда рабочих в бюджетных отраслях деятельности и ее популярности в негосударственных (небюджетных) секторах не скоро смогут заменить тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих. С учетом сказанного представляется, что с введением профессиональных стандартов утвержденные квалификационные характеристики должностей служащих и тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих не должны отменяться, во всяком случае до полного восприятия работодателями положений профессиональных стандартов. В. Путин в своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» <1> отметил, что, несмотря на договоренность в 2006 году с объединениями предпринимателей о создании ими системы профессиональных квалификаций, за 5 лет было утверждено всего 60 профессиональных стандартов. На основании изложенного был сделан вывод о том, что Правительство РФ переоценило степень интереса крупных корпораций к национальной системе квалификаций, открытой для малого и среднего бизнеса. С учетом этого, Правительству РФ и было дано поручение до конца 2012 года совместно с предпринимательскими и профессиональными ассоциациями, с ведущими университетами страны принять Национальный план развития профессиональных стандартов и создать открытую базу данных членов профессиональных ассоциаций. ——————————— <1> Путин В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 13.02.2012.

Как разрабатывались профессиональные стандарты?

Общим для всех вариантов профессиональных стандартов или утративших силу нормативных правовых документов стало использование подхода формулирования требований к профессиональной деятельности через компетенции. Концепция обучения, основанного на компетенциях, была сформулирована и успешно внедрена в европейских странах еще в начале 1980 годов. При этом в контексте профессиональных обучения и деятельности под профессиональной компетенцией понимается совокупность знаний, умений, трудовых навыков и способностей работника выполнять порученные ему задания, а также решать задачи, возникающие в процессе его деятельности. В настоящее время европейское профессиональное обучение, основанное на компетенциях, состоит из двух подсистем: 1) подсистемы начального профессионального образования, направленного на освоение базовых квалификаций, позволяющих человеку выйти на рынок труда; 2) подсистемы непрерывного профессионального образования и обучения, ориентированного на формирование у человека компетенций, а не на освоение конкретных программ обучения <1>. ——————————— <1> Муравьева А. А. Компетенции и обучение для рынка труда // Труд за рубежом. 2003. N 3.

Принцип описания профессиональной деятельности через компетенции был положен в основу первых утвержденных на государственном уровне профессиональных стандартов — стандартов в туристской индустрии. При формировании структуры профессиональных стандартов стояла задача определить компетенции, необходимые для выполнения каждой обязанности, возлагаемой на работника в рамках определенной должности и квалификации, наглядно прокорреспондировать их (рис. 1).

Содержание

V

Сектор

V

Подсектор

V

Номер квалификационных требований

V V

Направление деятельности Направление деятельности

Наименование 1-й 2-й V должностей квалификацион — квалификацион — ный уровень ный уровень 3-й квалификационный уровень

V Требуемый 1-й 2-й уровень квалификацион — квалификацион — Наименование должностей образования ный уровень ный уровень V

Требуемый уровень образования

Должностные обязанности Должностные для 1-го и 2-го квалификационных уровней обязанности для 3-го квалификационного V уровня

Перечень основных умений, навыков и знаний, V необходимых для выполнения должностных обязанностей Перечень основных умений, навыков и знаний, Обязанности Умения и навыки Знания необходимых для выполнения обязанностей

Обязан — Умение и Знания ности навыки

Рис. 1 Структура профессиональных стандартов по основным должностям работников туристской индустрии

Какова общая структура профессиональных стандартов?

Все профессиональные стандарты, подготовленные для основных секторов и подсекторов, структурно состоят из трех логических частей. В первой части определяются: 1) наименование сектора и подсектора индустрии; 2) номер квалификационных требований; 3) направление деятельности работников; 4) наименования должностей работников и требуемые уровни их образования; 5) квалификационный уровень. Должности, на которые составлены профессиональные стандарты, сгруппированы по трем квалификационным уровням с учетом следующих критериев: а) направление профессиональной деятельности работника; б) сложность и объем выполняемых должностных обязанностей; в) степень самостоятельности и ответственности в принятии и реализации решений. Поскольку для первого и второго квалификационных уровней характерно единство в содержании их основных навыков и знаний, а также последовательность и преемственность в профессиональном и должностном развитии, должности работников первого и второго уровней объединены в общее направление деятельности. Во второй части профессионального стандарта приводятся перечни должностных обязанностей для работников соответствующего квалификационного уровня (с учетом вышесказанного — объединенная матрица для первого и второго квалификационных уровней и отдельно — для третьего квалификационного уровня). В третьей части приводятся матрицы основных навыков и знаний, необходимых для выполнения перечисленных во второй части стандарта должностных обязанностей. При этом для каждой обязанности определен набор навыков и знаний, минимально необходимых для достижения необходимого эффекта в результате выполнения трудового действия (рис. 1). По аналогичной модели с некоторыми структурными различиями были сформированы и все остальные государственные профессиональные стандарты (рис. 2, 3).

Содержание

V V V

Направление Направление Направление деятельности деятельности деятельности

V V V

Требования к Требования к Требования к опыту работы опыту работы опыту работы

V V V

Требования к Требования к Требования к состоянию состоянию здоровья состоянию здоровья здоровья

V V V

2-й 3-й 4-й квалификационный квалификационный квалификационный уровень уровень уровень

V V V

Наименование Наименование Наименование должности должности должности

V V V

Требуемый уровень Требуемый уровень Требуемый уровень профессионального профессионального профессионального образования и образования и образования и обучения обучения обучения

V V V

Перечень Перечень Перечень должностных должностных должностных обязанностей для обязанностей для обязанностей для 2-го 3-го 4-го квалификационного квалификационного квалификационного уровня уровня уровня

V V V

Перечень основных Перечень основных Перечень основных умений, навыков умений, навыков и умений, навыков и и знаний, необхо — знаний, необходимых знаний, димых для выпол — для выполнения необходимых для нения обязаннос — обязанностей выполнения тей обязанностей

Обя — Уме — Зна — Обя — Уме — Знания Обя — Уме — Знания зан — ния ния зан — ния зан — ния нос — и нос — и нос — и ти на — ти на — ти на — вы — вы — вы — ки ки ки

Рис. 2 Структура профессионального стандарта по профессии «менеджер по внутрипроизводственному обучению персонала»

Содержание

V

Сектор

V

Подсектор

V

Номер квалификационных требований

V V V

Направление Направление Направление деятельности деятельности деятельности

V V V

1-й квалификационный 2-й квалификационный 3-й квалификационный уровень уровень уровень

V V V

Наименование Наименование Наименование должности должности должности

V V V

Требуемый уровень Требуемый уровень Требуемый уровень образования образования образования

V V V

Перечень Перечень Перечень должностных должностных должностных обязанностей для обязанностей для обязанностей для 1-го квалифика — 2-го квалифика — 3-го квалифика — ционного уровня ционного уровня ционного уровня

V V V

Перечень основных Перечень основных Перечень основных умений, навыков умений, навыков и умений, навыков и и знаний, необхо — знаний, необходимых знаний, необходимых димых для выпол — для выполнения для выполнения нения должностных должностных должностных обязанностей обязанностей обязанностей

Обя — Уме — Зна — Обя — Уме — Знания Обя — Уме — Знания зан — ния ния зан — ния зан — ния нос — и нос — и нос — и ти на — ти на — ти на — вы — вы — вы — ки ки ки

Рис. 3 Структура профессионального стандарта по профессии «преподаватель профессионального обучения»

Разработка профессиональных стандартов по основным профессиям для ресторанной индустрии велась по методике и при организационном содействии Минтруда России. При этом поскольку стандарты разработаны не только на должности, но и на профессии рабочих сферы ресторанной индустрии, то для стандартизации были введены следующие квалификационные уровни: начальный уровень (младший персонал), 1-й уровень (рабочие профессии, квалифицированный персонал), 2-й уровень (высококвалифицированный персонал), 3-й уровень (высококвалифицированный персонал, руководители подразделений) и 4-й уровень (высококвалифицированный персонал, руководитель организации) (рис. 4).

Содержание

V

Профессия

V

Код по классификатору профессий

V V V

Направление Направление Направление деятельности деятельности деятельности

V V V

Начальный квалифи — 1-й квалификацион — 2-й квалификацион — кационный уровень ный уровень ный уровень

V V V

Требования к Требования к Требования к практическому практическому практическому опыту опыту опыту

V V V

Требования к Требования к Требования к необходимости необходимости необходимости сертификации сертификации сертификации

V V V

Требования к Требования к Требования к состоянию состоянию состоянию здоровья здоровья здоровья

V V V

Требуемый уровень Требуемый уровень Требуемый уровень образования образования образования

V V V

Перечень должнос — Перечень Перечень тных обязанностей должностных должностных для начального обязанностей для обязанностей для квалификационно — 1-го квалифика — 2-го квалифика — го уровня ционного уровня ционного уровня

V V V

Перечень основных Перечень основных Перечень основных умений, навыков умений, навыков и умений, навыков и и знаний, необхо — знаний, необходимых знаний, необходимых димых для выпол — для выполнения для выполнения нения должностных должностных должностных обязанностей обязанностей обязанностей

Обя — Уме — Зна — Обя — Уме — Знания Обя — Уме — Знания зан — ния ния зан — ния зан — ния нос — и нос — и нос — и ти на — ти на — ти на — вы — вы — вы — ки ки ки

Рис. 4 Структура профессионального стандарта по профессии и должности ресторанной индустрии

Те же базовые принципы определения содержания профессиональных стандартов через описание компетенций предполагается использовать при подготовке профессиональных стандартов по макету, подготовленному Российским союзом промышленников и предпринимателей (рис. 5).

Содержание

V

V V V V

1-й квалифи — 2-й квалифи — 3-й квалифи — 4-й квалифи — кационный кационный кационный кационный уровень уровень уровень уровень

V V V V

Возможные Возможные Возможные Возможные наименования наименования наименования наименования должностей должностей должностей должностей

V V V V

Обобщенное Обобщенное Обобщенное Обобщенное описание описание описание описание выполняемой выполняемой выполняемой выполняемой трудовой трудовой трудовой трудовой деятельности деятельности деятельности деятельности

V V V V

Требования к Требования к Требования к Требования к образованию образованию образованию образованию

V V V V

Необходимость Необходимость Необходимость Необходимость сертификатов, сертификатов, сертификатов, сертификатов, подтверждаю — подтверждаю — подтверждаю — подтверждаю — щих квалифи — щих квалифи — щих квалифи — щих квалифи — кацию кацию кацию кацию

V V V V

Требования к Требования к Требования к Требования к опыту работы опыту работы опыту работы опыту работы

V V V V

Особые усло — Особые усло — Особые усло — Особые усло — вия допуска вия допуска вия допуска вия допуска к работе к работе к работе к работе

V V V V

Основные Основные Основные Основные трудовые трудовые трудовые трудовые действия действия действия действия

V V V V

Средства Средства Средства Средства труда труда труда труда

V V V V

Предметы Предметы Предметы Предметы труда труда труда труда

V V V V

Другие харак — Другие харак — Другие харак — Другие харак — теристики теристики теристики теристики квалифика — квалифика — квалифика — квалифика — ционного ционного ционного ционного уровня: уровня: уровня: уровня: — нестандарт — — нестандарт — — нестандарт — — нестандарт — ность; ность; ность; ность; — ответствен — — ответствен — — ответствен — — ответствен — ность; ность; ность; ность; — самостоя — — самостоя — — самостоя — — самостоя — тельность тельность тельность тельность

V V V V

Необходимые Необходимые Необходимые Необходимые знания знания знания знания

V V V V

Необходимые Необходимые Необходимые Необходимые умения умения умения умения

Рис. 5 Структура профессионального стандарта по макету, утвержденному Российским союзом промышленников и предпринимателей

Каковы принципы формирования профессиональных стандартов по макету СПП?

В данном профессиональном стандарте под квалификационным уровнем понимается совокупность требований к компетенциям работников, дифференцируемых по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности. В свою очередь понятие «квалификация» употребляется в двух значениях — как готовность работника к качественному выполнению конкретных трудовых функций в рамках определенного вида трудовой деятельности и как официальное признание (в виде сертификата) освоения компетенций (способностей применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности), соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии (требований профессионального стандарта). Формирование профессиональных стандартов по вышеуказанному макету предполагает соблюдение следующих принципов: 1) учет возросших требований к адаптивности и профессиональным компетенциям работников; 2) измеряемость указываемых требований к выполнению трудовых функций; 3) представление в стандарте основных трудовых функций по видам экономической деятельности (областям профессиональной деятельности); 4) вертикальная интеграция всех квалификационных уровней в виде экономической деятельности (области профессиональной деятельности); 5) учет образцов лучшей практики, опыта успешных компаний, являющихся лидерами в отрасли и ориентированных на будущее. Исключительно с позиций компетентностного подхода разработан профессиональный стандарт педагогической деятельности, подготовленный Высшей школой экономики (рис. 6). При этом в нем под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. В свою очередь, под компетенциями понимаются опредмеченные в деятельности компетентности работника, круг вопросов, в которых он хорошо осведомлен, круг его полномочий и прав. При этом если компетенции относятся к деятельности, то компетентность характеризует субъекта деятельности.

Содержание

V

Личностные качества

V V V

Базовые Характеристики Показатели оценки компетентности компетентностей компетентностей

V

Постановка целей и задач педагогической деятельности

V V V

Базовые Характеристики Показатели оценки компетентности компетентностей компетентностей

V

Мотивация учебной деятельности

V V V

Базовые Характеристики Показатели оценки компетентности компетентностей компетентностей

V

Информационная компетентность

V V V

Базовые Характеристики Показатели оценки компетентности компетентностей компетентностей

V

Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений

V V V

Базовые Характеристики Показатели оценки компетентности компетентностей компетентностей

Рис. 6 Структура профессионального стандарта педагогической деятельности

Стандарты для специалистов по кадровому менеджменту разработаны по оригинальной модели, учитывающей только отдельные элементы вышерассмотренных моделей (рис. 7).

Содержание

V

Общий перечень направлений деятельности

V

Уровень знаний, умений и навыков

V V V

Оперативный Тактический Стратегический уровень уровень уровень

V V V

Специализация Специализация Специализация с указанием с указанием с указанием направления направления направления деятельности деятельности деятельности

Общие Специ — Общие Специ — Общие Специ — знания, альные знания, альные знания, альные навыки знания, навыки знания, навыки знания, и уме — навыки и уме — навыки и уме — навыки ния и уме — ния и уме — ния и уме — ния ния ния

Рис. 7 Структура стандартов профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента

При их разработке эксперты сочли оптимальным деление всех кадровых процессов на три уровня — оперативный, тактический и стратегический. Для каждого уровня были сформированы отдельно перечень общих знаний и умений и отдельно перечень специальных знаний и умений. В связи с крайне общим описанием должностных обязанностей, которое скорее отражает задачи специалистов в области кадрового менеджмента, чем перечень их трудовых функций (действий), отсутствием корреспонденции между перечнями знаний и умений сложно оценить адекватность и корректность сформулированных требований к должностям в сфере кадрового менеджмента. Эти же недостатки не позволят использовать указанные стандарты в качестве объективного инструмента определения компетенций и установления компетентности работника и, соответственно, решения вопросов аттестации и сертификации. Оригинальная структура стандартов, а также использованные при их разработке особые подходы, затрудняющие их последующее включение в национальную систему профессиональных стандартов, могут быть оправданы тем, что их разработчики хотя и ставили своей задачей разработку профессиональных стандартов для специалистов в области кадрового менеджмента, тем не менее назвали свою разработку «Стандарты профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента».

Какими основными правилами руководствовались разработчики?

Как показывает анализ рассмотренных выше профессиональных стандартов, основными правилами, которыми разработчики профессиональных стандартов руководствовались при подготовке текстов стандартов, являлись: 1) следование общей модели профессионального стандарта, утвержденной или согласованной на государственном уровне; 2) формирование оптимальных перечней компетенций, предусматривающих требования к профессиональному уровню работников с целью достижения необходимого качества и производительности работ в соответствующей сфере деятельности; 3) понятная и четко выраженная увязка поставленных перед работником в рамках его профессиональной деятельности задач и должностных обязанностей с набором основных навыков, представляющих собой доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи, а также с перечнем знаний, необходимых для решения каждой задачи (выполнения обязанности) и являющихся теоретической основой для приобретения навыков и умений, получаемых как в результате профессиональной подготовки и обучения, так и путем самообразования.

Как будут разрабатываться федеральные профессиональные стандарты?

Будущее профессиональных стандартов определено в Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23. Согласно Правилам роль Минтруда России сводится к координации разработки профессиональных стандартов. Сами же проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (далее — разработчики). В целях согласования проектов нормативных правовых актов и методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов Минтруд России создает экспертный совет по профессиональным стандартам (далее — экспертный совет). Разработка проектов профессиональных стандартов будет осуществляться в соответствии с утверждаемыми Минтруда России методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций. На данный момент времени указанные акты не утверждены.

Какие источники финансирования используются при разработке профессиональных стандартов?

Правилами предусмотрено финансирование разработки профессиональных стандартов из двух источников: 1) за счет собственных средств разработчиков, разрабатывающих профессиональные стандарты в инициативном порядке; 2) за счет средств федерального бюджета в соответствии с перечнем групп занятий (профессий), утверждаемым Минтруда России с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений экспертного совета, на основе государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектов профессиональных стандартов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Проект профессионального стандарта, по которому проведено обсуждение с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций, представляется разработчиком в Минтруд России. Для рассмотрения проекта профессионального стандарта в Минтруд России разработчик представляет проект профессионального стандарта и следующие документы: а) пояснительную записку к проекту профессионального стандарта; б) сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта; в) информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций. Если разработчиком представлен неполный комплект документов, Минтруд России отклоняет проект профессионального стандарта. В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России информирует разработчика об отклонении проекта профессионального стандарта или о принятии его к рассмотрению.

Будет ли процедура подготовки публичной?

В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России размещает проект профессионального стандарта на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для проведения общественного обсуждения. Срок общественного обсуждения составляет не более 30 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на официальном сайте. По истечении срока общественного обсуждения проект профессионального стандарта по определенной группе занятий (профессий) направляется Минтрудом России в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, который направляет в течение 15 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта в Минтруд России свои замечания и предложения. Проект профессионального стандарта и информация о результатах его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, и общественного обсуждения направляются Минтрудом России в экспертный совет. Экспертный совет рассматривает в течение 30 календарных дней проект профессионального стандарта. По результатам рассмотрения проекта экспертный совет готовит заключение с рекомендациями об утверждении, отклонении или о доработке проекта профессионального стандарта. Проект профессионального стандарта подлежит отклонению или признанию нуждающимся в доработке в случае его несоответствия методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта, макету профессионального стандарта и уровням квалификаций, утверждаемым Минтрудом России. Минтруд России на основании заключения экспертного совета принимает в течение 7 календарных дней решение об утверждении профессионального стандарта, либо о направлении проекта профессионального стандарта на доработку, либо об отклонении проекта профессионального стандарта. При этом проект профессионального стандарта, требующий доработки с учетом заключения экспертного совета, направляется Минтрудом России разработчику в течение 7 календарных дней со дня принятия соответствующего решения. Доработанный проект профессионального стандарта направляется разработчиком в Минтруд России. Решение об отклонении проекта профессионального стандарта принимается Минтрудом России на основании заключения экспертного совета с рекомендациями об отклонении и направляется Министерством разработчику в течение 7 календарных дней со дня его принятия. Утверждение профессионального стандарта осуществляется Минтрудом России на основании заключения экспертного совета с рекомендациями о его утверждении. Сведения о профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, который создается и ведется Минтрудом России. Внесение изменений в профессиональные стандарты осуществляется в порядке, предусмотренном для их разработки и утверждения.

Что касается торговли?

Как следует из примерного перечня 800 профессиональных стандартов, отнесенных к числу приоритетных и разрабатываемых на федеральном уровне, разработка профессиональных стандартов для торговли Министерством не планируется. Следовательно, более чем для четверти всего трудоспособного и экономически активного населения Российской Федерации (а согласно статистическим данным именно столько граждан Российской Федерации занято в сфере торговли), отрасль будет разрабатывать сама. Осталось дождаться методических рекомендаций и макета, внимательно изучить вышеприведенный опыт коллег — и действовать.

——————————————————————