Образовательные стандарты третьего поколения. Проблемы и перспективы правовой подготовки специалистов в медицинском вузе
(Созинов А. С., Максимов И. Л., Абросимова М. Ю.) («Медицинское право», 2011, N 4)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
А. С. СОЗИНОВ, И. Л. МАКСИМОВ, М. Ю. АБРОСИМОВА
Созинов Алексей Станиславович, доктор медицинских наук, профессор, ректор Казанского государственного медицинского университета.
Максимов Игорь Леонидович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории медицины Казанского ГМУ.
Абросимова Марина Юрьевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории медицины Казанского ГМУ.
В статье анализируются достижения, проблемы и перспективы правовой подготовки специалистов в медицинских вузах. Особое внимание уделено вопросам реализации образовательных стандартов третьего поколения.
Ключевые слова: медицинское право, образовательные стандарты, высшее медицинское образование.
The generated standard of the third of generation. Problems and prospects juridicals training of personnel in institute of higher education A. S. Sozinov, I. L. Maksimov, M. Yu. Abrosimova
In article explore progress, problems and prospects juridical training of personnel in institute of higher education. Pay attention to problems realization the generated standard of the third of generation.
Key words: medical law, the generated standard, institute of higher education.
Современное здравоохранение во всем мире подвергается новым угрозам: неблагоприятные экологические, демографические изменения, увеличение глобального бремени болезней, растущие запросы населения применительно к доступности и качеству медицинской помощи, непрерывная гонка медицинских технологий, требующая все новых и новых затрат. Мировой экономический кризис усугубил эти тенденции, подорвал основы ресурсного обеспечения охраны здоровья граждан, обострил недостатки и противоречия систем здравоохранения в самых разных странах. В связи с этим ощущается насущная необходимость обоснования моделей здравоохранения, адекватных требованиям современного общества и способных эффективно функционировать в изменяющемся мире. Недаром реформа здравоохранения стала важнейшей частью социально-экономических преобразований, проводимых в США президентом Бараком Обамой. Среди пяти стратегических векторов экономической модернизации Российской Федерации есть и направленный на медицинские технологии и фармацию: «Россия займет передовые позиции в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечно-сосудистых, онкологических и неврологических заболеваний» <1>. Как следствие политических процессов, формируется «Концепция развития системы здравоохранения Российской Федерации до 2020 года» <2> (до сих пор не принятая, кстати), законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» <3>, региональные программы модернизации здравоохранения. ——————————— <1> Медведев Д. А. Россия, вперед! // Известия. 11.09.2009. N 167. С. 2. <2> Концепция развития системы здравоохранения Российской Федерации до 2020 года (проект). М., 2008. <3> Проект Федерального закона от 30 июля 2010 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL: http:// www. minzdravsoc. ru/ docs/ mzsr/ proiects/ 530.
Так или иначе, залогом исполнения стратегических и программных документов в сфере здравоохранения является повышение квалификации медицинских работников. Врачей на душу населения в России приходится больше (4,4 на 1000 населения), чем в странах организации экономического сотрудничества и развития, включающей 30 наиболее экономически развитых стран (3,1 врача на 1000 населения). При этом эффективность работы российских врачей ниже, более 65% пациентов в нашей стране выражают неудовлетворенность качеством медицинской помощи <4>. Такое положение дел обусловлено не только низкой технологической вооруженностью специалистов, но и проблемами основного и послевузовского профессионального образования. ——————————— <4> Улумбекова Г. Э. Здоровье населения и здравоохранение в России и Республике Татарстан: анализ проблем и перспективы // Казанский медицинский журнал. 2010. N 3. Т. 91. С. 297 — 308.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации считает необходимым провести модернизацию всей системы среднего медицинского, высшего медицинского и последипломного образования, которую в совокупности справедливо называют системой непрерывного медицинского образования. Главным критерием оценки целесообразности тех или иных мероприятий и успешности проведения образовательной модернизации будет служить соответствие требованиям общества, отрасли, медицинской науки. В связи с этим разработаны и с сентября 2011 г. должны быть внедрены новые федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Здравоохранение». В идеале образовательные стандарты необходимо формировать на основе профессиональных стандартов оказания медицинской помощи, по крайней мере соотносить с ними. Пока о полноценном массиве стандартов профессиональной деятельности приходится только мечтать. В то же время работа в этом направлении, безусловно, начата. В стране появляются достаточно качественные протоколы лечения при различной патологии, медико-экономические стандарты, формулярные списки. Приказом Минздравсоцразвития утвержден раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих <5>. Последний документ заслуживает особого внимания. Дело в том, что помимо исчерпывающего списка обязанностей каждого медработника, требований к его образованию, стажу работы, квалификации он содержит указание на нормативные документы, которые обязан знать работник, начиная с Конституции Российской Федерации, а также требование владеть нормами медицинской этики. При всех недостатках административной практики наличие такого документа становится хорошей предпосылкой для правового и биоэтического раздела подготовки врача и провизора в образовательных стандартах нового поколения. ——————————— <5> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541-н (г. Москва) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» // Российская газета. 27.09.2010. N 5296.
В настоящее время утверждены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) практически по всем медицинским специальностям. В традиционный перечень, включающий лечебное дело, педиатрию, медико-профилактическое дело, стоматологию, фармацию, медицинскую биохимию, медицинскую биофизику, медицинскую кибернетику, не вошла специальность «сестринское дело» <6>. Пожалуй, главной новеллой образовательных стандартов стал компетентностный подход. «Компетенция — способен и готов применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области», — такое определение дается в разделе 2 стандартов. Новые государственные образовательные стандарты включают перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник. Они сосредоточены в «Требованиях к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалистов» и подразделяются на: общекультурные (8 компетенций) и профессиональные (32 компетенции), которые, в свою очередь, делятся на общепрофессиональные (9 компетенций), профилактическую (5 компетенций), диагностическую (4 компетенции), лечебную (4 компетенции), реабилитационную (2 компетенции), психолого-педагогическую (2 компетенции), организационно-управленческую (4 компетенции) и научно-исследовательскую (2 компетенции) виды деятельности. Всего, таким образом, 40 компетенций. ——————————— <6> Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. URL: http:// www. edu. ru/ db/ portal/ spe/ archive_new. htm.
Среди них шесть компетенций предполагают исполнение правовых и нравственных норм (1 общекультурная, 4 общепрофессиональных, 1 — для организационно-управленческой деятельности). В наиболее общем виде сформулирована общекультурная компетенция (ОК-8): «Способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией; сохранять врачебную тайну». Эти компетенции формируются на основе изучения права и этики. Для преподавания биоэтики совместно с философией стандартом выделено 7,0 образовательных кредитов (зачетных единиц трудоемкости). Зачетные единицы трудоемкости — еще одна новинка ФГОС, они представляют собой меру трудоемкости образовательной программы, учитывающую не только аудиторную нагрузку, как мы привыкли делать, но и трудозатраты на самостоятельную работу и подготовку к аттестации по соответствующей дисциплине. Причем если трудоемкость дисциплины составляет более 4 единиц, то должна выставляться оценка, т. е. необходимо проводить экзамен. Таким образом, при должном уважении к предмету биоэтики этот предмет может войти в число экзаменационных. Организацию же преподавания в различных вузах, вероятнее всего, будут осуществлять в разных вариантах: как совместное, как раздельное с проведение единого экзамена, как раздельное с проведением раздельных аттестаций. Анализ предполагаемого опыта будет весьма полезным через 3 — 5 лет. Правоведение на большинстве факультетов получает 3,0 единицы трудоемкости, что сравнительно с существующим положением, позволяет несколько увеличить объем, а значит, и качество подготовки. Очевидно, что содержание основной образовательной программы подготовки врачей по разным специальностям, провизоров должно соответствовать запросам практики, а следовательно, различаться. В ныне действующих образовательных стандартах требования к подготовке специалистов на разных факультетах абсолютно идентичные. В связи с этим кафедры, преподающие правовые и этические дисциплины в каждом из медицинских вузов, старались обеспечить профилизацию обучения самостоятельно. Среди новых ФГОС особого внимания заслуживает стандарт по специальности «Медико-профилактическое дело». Для будущих санитарных врачей и специалистов Роспотребнадзора предусмотрено изучение следующих правовых дисциплин: правоведение (5,25 кредита), защита прав потребителей (5,25 кредита), правовые основы деятельности врача (3,75 кредита). Данные дисциплины ставят задачей обеспечить выпускникам знание основных правил и принципов профессиональной врачебной этики, морально-этических основ современного медицинского законодательства, прав пациентов, обязанностей, прав и места врача в обществе, моральных норм внутри профессиональных отношений, формы взаимоотношения «врач — пациент», основных этических документов международных организаций, отечественных и международных профессиональных медицинских ассоциаций, основных принципов и положений всех отраслей права, прав пациента и врача, современного медицинского законодательства. Более того, предусмотрено, что выпускники по специальности «Медико-профилактическое дело» будут владеть «навыками работы с нормативной, нормативно-технической, законодательной и правовой документацией в пределах профессиональной деятельности санитарного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». Новые образовательные стандарты предъявляют новые требования к учебно-методическому и информационному обеспечению учебного процесса. Каждый учащийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла (ранее норматив был — один учебник на двоих). И хотя правовые дисциплины не входят в профессиональный цикл, в вузах будут ставить задачу по тотальному выполнению этого требования. Кроме того, по полному перечню дисциплин должен обеспечиваться доступ каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, в том числе во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сетевым ресурсам Интернета. Это ставит перед преподавательским сообществом непростые задачи по подготовке общеприемлемых учебников и учебных пособий. К сожалению, журнал «Медицинское право» пока не вошел в перечень периодических изданий для обязательного приобретения вузовскими библиотеками. Однако подписка на данный компетентный ваковский журнал — это в большей степени вопрос активности и настойчивости соответствующих профильных кафедр. Несмотря на преимущества новых образовательных стандартов, изменения влекут и ряд трудностей, как для студентов, так и для преподавателей. Главная проблема для первых — неготовность учиться «по-новому». Студенты привыкли к тому, что знания они получают в готовом виде от преподавателя. Сам факт перехода оценки трудозатрат на изучение дисциплины с аудиторной нагрузки на кредитные единицы, в которых учитывается самостоятельная работа, со временем приведет к изменению принципов формирования штатного расписания на той же основе, что подорвет интерес преподавателя к аудиторной нагрузке и повлечет за собой резкое увеличение объема самостоятельной работы студентов. «Перестраиваться», впрочем, придется и педагогам. Самостоятельную работу надо обеспечить методически, и это не простая задача. В новых условиях для должной мотивации студентов нам предстоит использовать больше активных методов обучения: ситуационных задач, дидактических ролевых игр, наглядных пособий и т. п. Иным в условиях компетенций должен стать текущий контроль и промежуточная аттестация, ибо измерять нужно не полученные знания, а профессиональные компетенции. И в данном случае опыт появится через несколько лет, не ранее <7>. ——————————— <7> Русина Н. А. Компетентностный подход в системе высшего медицинского образования // Высшее образование в России. 2010. N 2. С. 100 — 107.
Нельзя научить тому, чего не знаешь сам. Нельзя передать опыт, которого не имеешь. Нельзя воспитать уважение к праву и морали, если сам нарушаешь нормы. Образовательные стандарты нового поколения породят через какое-то время новые образовательные подходы и технологические новинки, они обязательно будут прогрессивными, но главной фигурой при любом стандарте останется учитель.
——————————————————————