Специальная оценка вместо аттестации?

(Назаров Р.) («ЭЖ-Юрист», 2013, N 26)

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВМЕСТО АТТЕСТАЦИИ?

Р. НАЗАРОВ

Руслан Назаров, помощник депутата Законодательной Думы Хабаровского края, г. Хабаровск.

Министерство труда РФ подготовило проект Федерального закона «О специальной оценке условий труда», а также поправки в законодательство в связи с этим Законом. По задумке Минтруда специальная оценка условий труда придет на смену аттестации рабочих мест. Рассмотрим трудности, возникающие при назначении компенсаций и гарантий за работу во вредных (опасных) условиях труда, и постараемся понять, почему Министерство считает необходимым заменить институт аттестации специальной оценкой.

Суть изменений

Минтруд России объясняет необходимость реформирования регулирования назначения компенсаций и гарантий за работу во вредных (опасных) условиях труда изменением социально-экономической системы в стране. Если во времена СССР государство брало на себя обязательство установить на рабочих местах относительно одинаковые условия труда, то в современных условиях такое невозможно. В связи с этим система, когда компенсации предоставлялись по спискам работ и профессий, устарела. Министерство, ссылаясь на неэффективность списков, пытается отменить весь институт аттестации труда, хотя связь между институтом и списками незначительная. Анализ судебной практики показывает, что аттестация является общим основанием предоставления компенсаций, а списки — специальным. Даже если специальное основание по каким-либо причинам не устраивает Минтруд, это не означает, что должно быть заменено и общее основание. Все это приводит к заключению, что Министерство нацелено не столько на замену аттестации оценкой, сколько на отмену дифференциации размеров компенсаций и гарантий. Конечно, определенное разделение размера компенсаций и гарантий сохранится, но вряд ли можно будет обоснованно полагать, что они будут адекватны действующим. Из статьи 3 проекта Закона следует, что специальная оценка условий труда (далее — специальная оценка) — это единый комплекс последовательно выполняемых процедур по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на организм работника с учетом эффективности мер защиты. Таким образом, специальная оценка распадается на идентификацию и оценку уровня воздействия. Интересно, что в той же статье дается определение идентификации, а вот определения оценки уровня воздействия нет. Более того, как следует из ст. 10 проекта, в установленных случаях за идентификацией следуют инструментальные и (или) лабораторные измерения и оценки факторов производственной среды и трудового процесса. Видимо, Минтруд полагает, что указанные категории тождественны, но при этом не обращает достаточного внимания на их правовое регулирование, что свидетельствует о желании поскорее ввести идентификацию как основу специальной оценки. Получается, что цель Министерства наряду с отменой применения списков состоит в том, чтобы сократить количество рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда. Отметим еще один недостаток, имеющийся в проекте. Из пункта 5 ст. 3 следует, что трудовой процесс — это воздействие работника на предмет труда в целях изготовления продукции или выполнения работ, сопровождаемое затратами его физической и нервной энергии. Обращает на себя внимание отсутствие услуг среди целей. Означает ли это, что работники, занятые оказанием услуг, при специальной оценке труда не будут расцениваться как осуществляющие трудовой процесс? Ясного ответа проект Закона не дает. Специальную оценку будут проводить, как и раньше, работодатели и соответствующие организации. При этом устанавливается периодичность в 5 лет. ФНПР, как следует из сопроводительных документов к проекту, предлагала установить периодичность в 3 года, видимо, считая ее более обоснованной с позиции защиты прав работников. В свою очередь, группа компаний «Норильский никель» предлагала разрешить работодателям проводить оценку самостоятельно, без привлечения третьих лиц. Минтруд не учел эти предложения. Проект Закона предусматривает, что идентификация не будет проводиться. Вместо нее назначаются измерения и оценка в отношении рабочих мест, на которых заняты работники, чьи профессии (должности) законодательством РФ отнесены к профессиям (должностям) с вредными и опасными условиями труда (п. 8 ст. 10 проекта). Указанные положения, пожалуй, самые важные в проекте, ради них и заменяется аттестация специальной оценкой. Согласно позиции Минтруда декларировать соответствие будут работодатели сферы торговли, а также те, чьи работники заняты в офисах. Другими словами, предполагается, что у офисных работников и работников торговли вредных (опасных) факторов выявлено не будет. Справедливость подобного предположения сомнительна. Учитывая, что около 70% рабочих мест в сфере торговли на основании действующего законодательства можно отнести к рабочим местам с вредными (опасными) факторами <1>, позиция Минтруда выглядит как попытка превратить эти места из вредных в нормативные только лишь формальным указанием в Законе. ——————————— <1> Бикметов Р. И. Изменение подходов в оценке условий труда // Трудовое право. 2011. N 2.

В проекте Закона достаточно подробно раскрывается понятие независимости организаций, проводящих специальную оценку. Кроме того, проект вводит обязательное страхование гражданской ответственности аккредитованной организации. Предполагается, что, если в результате действий организации будет нанесен ущерб как работодателю, так и, что более важно, работнику, им будет выплачено страховое возмещение.

Порядок установления компенсаций

Минтруд предлагает следующую редакцию ч. ч. 2 и 3 ст. 219 ТК РФ: «Виды компенсаций, включая сокращенную продолжительность рабочего времени и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемых работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, их базовые размеры, условия и порядок предоставления в зависимости от класса (подкласса) условий труда устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом на основе базовых размеров компенсаций, установленных Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Итак, Минтруд предлагает следующий порядок: — Правительство РФ устанавливает базовые размеры компенсаций и гарантий в зависимости от классов (подклассов) условий труда; — конкретные размеры гарантий и компенсаций устанавливаются на уровне работодателя; — классификация условий труда осуществляется по итогам специальной оценки. Таким образом, Министерство труда РФ, используя тот факт, что списки не соответствуют экономическим и социальным реалиям, решило изменить порядок назначения компенсаций и гарантий таким образом, чтобы, во-первых, сократить число рабочих мест, которые могут быть отнесены к рабочим местам с вредными (опасными) условиями труда, а во-вторых, свести применение списков в лучшем случае к отнесению тех или иных рабочих мест к специальной категории, в отношении которых не допускается декларирование. К сожалению, в проигрыше при замене аттестации специальной оценкой останутся работники, которые лишатся предельно точной дифференциации рабочих мест.

——————————————————————