Представительство несовершеннолетних работников: теория и практика развития

(Васильев В. А.) («Трудовое право», 2006, N 9)

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РАБОТНИКОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ

В. А. ВАСИЛЬЕВ

Васильев В. А., канд. юрид. наук, заслуженный юрист РФ.

Говоря о труде несовершеннолетних, в возрасте до 18 лет работников как особом объекте правового регулирования, необходимо отметить, что Трудовой кодекс сохранил преемственность с Кодексом законов о труде. В него полностью вошли нормы-льготы по труду для этой категории работников (гл. 42). В то же время нельзя не учитывать, что концепция прежнего Кодекса была сориентирована на государственные предприятия и организации как единственных работодателей. Слабо учитывались перемены, связанные с рыночными условиями труда, расслоением общества. Отчасти это характерно и для Трудового кодекса. Необходим дифференцированный подход к правовой регламентации трудоустройства, занятости молодежи. Например, уже сегодня спрос на молодых представителей сложных профессий превышает предложение. Мировая практика работы ведущих компаний в Америке и Европе показывает, что вложение в молодежь сейчас — это помноженный на 2 эффект в будущем, на котором не стоит экономить… <1> ——————————— <1> Емеленко Е. Дорогие GRP-программы, или Почему работа с молодежью стоит дорого? // Управление персоналом. 2005. N 7. С. 42 — 43. Эти проблемы были предметом исследования в работах: Буянова А. В. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников // Трудовое право. 2005. N 6. С. 76 — 80; Тихонов А. Без образованных людей не будет сильной России // Человек и труд. 2002. N 6. С. 14 — 17; Нечаева А. М. Детская беспризорность — опасное социальное явление // Государство и право. 2001. N 6. С. 57 — 62.

В то же время, по данным Госкомстата РФ, почти пятая часть безработных в стране (около 1,3 млн. человек) — это лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В данной группе безработных молодежь до 20 лет составляет 33,7% <2>. Это не в полной мере согласуется с международными трудовыми нормами. Международно-правовое регулирование труда ставит целью содействовать полной, продуктивной и свободно избранной занятости трудоспособного населения. Так, ст. 1 Конвенции N 122 (1964 г.) «О политике в области занятости» обязывает государство в целях стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости осуществлять в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. ——————————— <2> Безработица: Статистический бюллетень. 2002. N 5. С. 145.

Сложности с трудоустройством молодежи не могут не сказываться отрицательно на других сферах жизни. К числу прочих молодежных проблем следует отнести ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения. Ставка на рыночные отношения влияет на уменьшение объема медицинских услуг, оздоровление подростков. В 2005 г. к началу оздоровительного сезона детей и подростков приняли 41656 здравниц, в предыдущем году их было 61619 <3>. Лишь 63% юношей пригодны к военной службе <4>. ——————————— <3> Онищенко Г. Бисквитный пирог // Российская газета. 2005. 26 июня. <4> Краснопольская И. Привилегированный класс без привилегий? // Российская газета. 2005. 11 февраля.

Не уменьшается число несовершеннолетних, вовлекаемых в преступную деятельность. В 2004 г. за различные правонарушения в управление внутренних дел было доставлено 1 млн. 115 тыс. несовершеннолетних <5>. При отсутствии единого банка данных и статистики, которой можно доверять, Генеральная прокуратура России, ориентируясь на СМИ и другие источники, полагает, что у нас беспризорной вольницы не два, а около 4 млн. <6>. ——————————— <5> Фридинский С. Уголовный возраст // Российская газета. 2005. 12 февраля. <6> Фридинский С. Цит. статья.

В одном из поручений российскому Правительству Президент РФ В. В. Путин констатировал: «Принимаемые меры по решению проблем жизнеобеспечения детей, в том числе детей-инвалидов, малоэффективны и недостаточны» <7>. ——————————— <7> Краснопольская И. Привилегированный класс без привилегий? // Российская газета. 2005. 11 февраля.

Изложенное выше позволяет заключить, что правовое регламентирование трудоустройства несовершеннолетних не достигает необходимых результатов. Автором разделяется высказанное в юридической литературе мнение о том, что необходимо принятие специального федерального закона об особенностях трудоустройства молодежи, лиц до 18-летнего возраста, в котором закреплялось бы и трудоустройство выпускников вузов, средних специальных учебных заведений контрактной формой подготовки их по заявкам организаций и квотированием рабочих мест для окончивших или почему-либо не окончивших средние образовательные школы и т. п. <8>. ——————————— <8> Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К. Н. Гусова. С. 495.

Говоря об осуществлении представительства несовершеннолетних в трудовых отношениях, необходимо отметить, что оно традиционно представляет большую значимость. Около ста лет тому назад известный дореволюционный правовед, профессор Г. Ф. Шершеневич, говоря о причинах, обусловливающих представительство в гражданском праве, первой называл недостижение совершеннолетия <9>. ——————————— <9> Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М., 1995. С. 178.

В сфере труда законными представителями работников являются профсоюзы. Это предусмотрено международным, российским законодательствами. Так, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (ратифицированный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г.) предусмотрел право профсоюзов функционировать беспрепятственно без каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом. Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Трудовой кодекс (ст. 29, 370, 372, 373 и др.) предоставили профсоюзам право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников. В то же время нельзя не отметить, что Трудовой кодекс не в полной мере нашел отражение в профсоюзном законодательстве, а защитная функция профсоюзов не в полном объеме распространяется на отдельные категории работников. Речь идет о работниках заемного труда, несовершеннолетних работниках, не достигших 14 лет, и некоторых других. Статьей 63 Кодекса предусмотрено, что несовершеннолетние работники в возрасте до 14 лет вправе выполнять специфического рода работы, связанные с творческой деятельностью. В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается заключение договоров с ними с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» такие работники не могут вступать в профсоюзы в связи с недостижением 14-летнего возраста. Их интересы могут учитываться лишь при заключении коллективных договоров, если таковые в организации, где работают несовершеннолетние этой категории, заключаются. Характерно, что в соответствии с п. 1 ст. 46 ГПК РФ интересы несовершеннолетнего члена общественной организации такая организация может представлять без его волеизъявления, что является исключением из общего правила. Для применения этой статьи к обсуждаемой ситуации необходимо профсоюзное членство. Трудовой кодекс предусматривает дополнительные гарантии для работников в возрасте до 18 лет при расторжении трудового договора (ст. 269). Их увольнение по инициативе работодателя допускается с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Ряд законодательных актов предусматривает содействие работникам, о которых идет речь, в трудоустройстве. Так, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. (с изм. от 7 июля 2003 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» возлагает на органы и учреждения системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних обязанности по защите их прав. Включают они и заботу о трудовом и бытовом устройстве, в частности, несовершеннолетних, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений (п. 6 ст. 11). Федеральные законы от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей» обязывают федеральные органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществлять мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации и подготовке детей. То есть, если не считать выборочных проверок, права работников, о которых идет речь, защищают соответствующие органы либо при трудоустройстве, либо при увольнении. Выпадает важное звено — представительство в ходе осуществления ими трудовых функций. По сути, они остаются один на один с работодателем. Что нередко означает — один на один с допускаемым в отношении их произволом. Например, бесплатный детский труд для сельских районов — нередкое явление. Характерно, что уголовные дела в таких случаях возбуждаются по фактам невыплаты заработной платы и использования рабского труда <10>. ——————————— <10> Добрынина С. Час быка // Российская газета. 2005. 22 июля.

Актуальным в связи с этим является внесение в Закон Российской Федерации «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» изменений, предусматривающих снижение возраста для вступления в профсоюзы тем несовершеннолетним, которые приняты на работу до достижения ими 14 лет. Характерно, что в соответствии с международно-трудовыми актами, например Конвенцией N 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда», термин «ребенок» применяется ко всем лицам до 18 лет. Способствовало бы выходу из ситуации возрождение на предприятиях молодежных организаций с наделением их функциями по представительству, защите интересов молодых, в том числе несовершеннолетних, работников. Необходимость этого связана со следующим. Молодежные общественные объединения, взаимодействуя с органами государственной власти и органами муниципальных образований в субъектах Федерации, смогли бы содействовать решению вопросов организации труда, быта несовершеннолетних, их обучения, переобучения, наставничества. Федеральные целевые программы «Молодежь России» наряду с мероприятиями по обеспечению занятости молодежи, снижению уровня ее безработицы в качестве одной из целей предусматривают содействие социальной адаптации и повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда. Создание представительных органов молодежи способствовало бы достижению названной цели. Трудовой кодекс (ст. 31) предусматривает, что помимо профсоюзов представительство могут осуществлять другие представители. Нельзя не учитывать, что профсоюзы сегодня создаются не на всех предприятиях, а созданные профобъединения имеют тенденцию к уменьшению профсоюзного членства. Это общемировая тенденция. Только в восьми развитых странах мира в профсоюзы объединяется более половины экономически активного населения — это Швеция, Исландия, Дания, Финляндия и ряд небольших европейских государств. В других странах этот процент значительно ниже <11>. Социологический опрос, проводившийся в Челябинской области, показал, что каждый второй респондент не доверяет профсоюзам. Несмотря на это, большинство работников (87%) намерены остаться их членами <12>. Сказываются привычка и надежда, что при необходимости он сможет защитить их права. ——————————— <11> См.: О праве профсоюзов представлять интересы трудящихся, не входящих в их состав // Вестник профсоюзов. 2000. N 5. С. 18 — 20. <12> Роль профсоюзов в трудовой деятельности // Социологическое исследование (руководитель — академик РАНТ М. А. Гуревич). Челябинск, 2003.

К проблемным вопросам следует отнести отсутствие профориентации, подготовку будущих рабочих в системе профтехобразования без учета реальных потребностей экономики. Государственные и частные профучилища выбрасывают на рынок огромную армию никому не нужных специалистов <13>. Решению проблемы способствовало бы осуществление подготовки (переподготовки) кадров на основании хозяйственных договоров с предприятиями, организациями. Положительный опыт такой работы накоплен предприятиями Санкт-Петербурга, Южного Урала, Ярославской области <14>. ——————————— <13> Смолякова Т. Специальность — безработный // Российская газета. 2005. 4 августа. <14> Эти проблемы автором исследовались в работе: Договорное регулирование социально-трудовых отношений // Управление персоналом. 2005. N 7. С. 44 — 45.

Заслуживают обсуждения вопросы, связанные с переводами несовершеннолетних работников на другую работу. В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса изменение трудовых правоотношений допускается только по соглашению сторон и в письменной форме. Исследуя эту проблему, А. В. Буянова приходит к обоснованному выводу о том, что российский законодатель не вводит в трудовое законодательство специальные нормы, предусматривающие особый порядок изменения трудовых отношений с несовершеннолетним работником, из чего следует, что положения ст. 72 — 75 Кодекса применяются и к несовершеннолетним работникам. В связи с этим автор предлагает предусмотреть в законодательном порядке, что изменение трудового договора с работником, не достигшим возраста 16 лет, в порядке, предусмотренном ст. 72 — 75 Трудового кодекса, допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) лица, не достигшего 16 лет, и органа опеки и попечительства <15>. ——————————— <15> Буянова А. В. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников // Трудовое право. 2005. N 6. С. 76 — 78.

Автор права в том, что неспособность лица, не достигшего 16 лет, полностью осознавать значение своих действий и руководить ими, накладывает специфику и на изменение трудовых отношений с несовершеннолетними. Что касается предложения об осуществлении изменения трудовых отношений с несовершеннолетними работниками лишь с согласия их родителей и органов опеки и попечительства, то с ним трудно согласиться. Речь, по существу, идет о наделении их контрольными функциями за соблюдением трудового законодательства. Вряд ли это свойственно названным органам и родителям (опекунам) несовершеннолетних. Более эффективному решению вопроса способствовало бы участие в рассмотрении названных спорных ситуаций государственной инспекции труда, представительного органа работников организации. Задача заключается в том, чтобы, когда идет речь о правовой регламентации трудоустройства, занятости молодежи, решение этих вопросов осуществлялось комплексно, с учетом интересов общества, предпринимателей, несовершеннолетних работников.

——————————————————————