Даешь квоту на работу!

(Балкаров А.) («ЭЖ-Юрист», 2011, N 43)

ДАЕШЬ КВОТУ НА РАБОТУ!

А. БАЛКАРОВ

Алим Балкаров, юрист, г. Ростов-на-Дону.

Вопрос квотирования рабочих мест для несовершеннолетних обусловлен необходимостью социальной защиты детей и снижением уровня подростковой преступности. Так, ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливает, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты. Как на деле реализуются эти положения? Под квотированием рабочих мест понимают установление количества рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель должен трудоустроить на данном предприятии. Ранее трудоустройство молодежи осуществлялось на основании ст. 181 КЗОТ и ст. 50 Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании». Сейчас лишь Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» создает условия квотирования рабочих мест для лиц, не достигших совершеннолетия. В соответствии со ст. 11 данного Закона работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при квотировании рабочих мест для трудоустройства в соответствии с законодательством РФ. Однако это положение не находит своего дальнейшего развития на федеральном уровне. Реализация этих гарантий возложена на субъекты РФ, которые принимают свои законы по квотированию рабочих мест исходя из состояния на рынке труда и численности граждан, нуждающихся в социальной защите. Например, в Москве квоту для несовершеннолетних устанавливают работодатели, чья среднесписочная численность работников превышает 100 человек, в размере 4% от среднесписочной численности работников (Закон г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест). Количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2% от среднесписочной численности работников <1>. ——————————— <1> Вестник мэра и правительства Москвы. 2005. N 3. С. 13.

В Амурской области в дополнение к инвалидам и несовершеннолетним гражданам система обеспечения трудоустройства за счет квотирования рабочих мест распространяется также на детей с отклонениями в развитии и поведении (до наступления 23 лет), впервые ищущих работу выпускников учреждений высшего профессионального образования (независимо от возраста) <2>. ——————————— <2> Закон Амурской области от 07.07.2004 N 343-ОЗ «О квотировании рабочих мест…».

Статья 12 Закона Воронежской области от 26.07.1999 «О защите прав ребенка на территории Воронежской области» обязывает органы государственной власти обеспечить квотирование рабочих мест на предприятиях и учреждениях с численностью работников свыше 100 человек для трудоустройства выпускников, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, возвратившихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении путем установления квоты размером в 1% от общей численности работников. В Ростовской области разработан проект регионального Закона «О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в Ростовской области, находящихся в трудной жизненной ситуации», целями которого являются обеспечение социальной защиты детей с ограниченными возможностями и снижение уровня подростковой преступности. К примеру, в 2007 году из 2721 подростка, совершившего преступление на территории Ростовской области, 1200 нигде не учились и не работали. Однако законопроект до сих пор не принят <3>. ——————————— <3> Кривошапко Ю. Трудных подростков примут в штат // Российская газета — Юг России. 2008. N 4584. 8 февраля.

Небезынтересно мнение работодателей по этому поводу. Союз работодателей Ростовской области считает, что его принятие не имеет перспектив практической реализации в плане оказания реальной помощи указанной категории граждан по следующим причинам: 1) основном в молодежи нуждается малый бизнес (сезонные, вспомогательные работы во время каникул), а проект устанавливает квотирование рабочих мест для работодателей со среднесписочной численностью работников более 100 человек; 2) инициатор законопроекта предусмотрительно исключает органы госвласти и местного самоуправления из перечня организаций, которым устанавливается квота, что противоречит духу социального партнерства (отметим, что трудоустройство несовершеннолетних лиц в эти органы противоречило бы законодательству о государственной и муниципальной службе, установившему минимальный возраст поступления на службу); 3) сложность в освоении высокотехнологичного оборудования и опасные условия труда (но существуют и другие должности, не требующие освоения высокотехнологичного оборудования); 4) проект предлагаемого закона не имеет целевой аудитории, так как на практике дети, оставшиеся без попечения родителей, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов и др. после 14 лет уже имеют источники реального дохода; 5) с формально-юридической стороны принятие законопроекта — превышение пределов компетенции субъекта РФ в сфере принятия нормативно-правовых актов, гарантирующих права несовершеннолетних в сфере занятости, так как льготы, связанные с квотированием рабочих мест для работников моложе 18 лет, устанавливаются законодательством РФ. С этой позицией сложно согласиться, так как в соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов; ст. 5 ТК РФ прямо включает в трудовое законодательство законы субъектов РФ, а ст. 7.1 Закона N 1032-1 закрепляет в качестве делегированного полномочия субъектов РФ организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, а также безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; согласно п. 2 ст. 5 Закона N 124-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ на осуществление гарантий прав ребенка относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей-инвалидов. Кроме того, ТК РФ допускает и возможность принятия законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, субъектами РФ по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти, если на федеральном уровне отсутствует их решение. Срок их действия — до принятия федерального закона или иного нормативного акта РФ <4>; ——————————— <4> Орловский Ю. П., Нуртдинова А. Ф., Чиканова Л. А. 500 актуальных вопросов по Трудовому кодексу Российской Федерации: Комментарии и разъяснения: Практическое пособие / Под ред. Ю. П. Орловского. М.: Юрайт-Издат, 2007.

6) представители работодателей также отмечают, что подросток, оказавшийся, к примеру, жертвой насилия, решая вопрос о поступлении на работу, будет психологически не готов к процедуре сбора в различных инстанциях соответствующих справок, подтверждающих его принадлежность к такой «льготной» подгруппе. Думается, что этот вопрос легко решаем, если в соответствии со ст. 65 ТК РФ работодатель не будет требовать иных документов, чем те, которые предусмотрены законодательством о труде. Установить «льготный статус» несовершеннолетнего может работодатель посредством обращения в соответствующие органы социального обеспечения, тогда психика несовершеннолетнего останется неповрежденной. Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки вернуться к ранее существовавшему регулированию трудоустройства молодежи и предусмотреть на уровне федерального законодательства квотирование рабочих мест для несовершеннолетних граждан. На наш взгляд, одним из эффективных средств стимулирования работодателей на создание гарантированных рабочих мест для несовершеннолетних лиц могло бы стать предоставление им налоговых льгот — инвестиционного налогового кредита, например. Конституция РФ устанавливает гарантии социальной защиты, и пора бы принять специальный закон о трудоустройстве молодежи, который бы закрепил положения по трудоустройству несовершеннолетних, выпускников вузов, средних профессиональных учебных заведений, а также квотирование рабочих мест.

——————————————————————