Досудебное разрешение индивидуальных трудовых споров в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации
(Мажуга Е. Ю.)
(«За права военнослужащих», 2007)
ДОСУДЕБНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
В УСЛОВИЯХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е. Ю. МАЖУГА
Мажуга Е. Ю., кандидат юридических наук, преподаватель кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса Военного университета.
В условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации значительно возросли роль и значение гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. В результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации Министерством обороны Российской Федерации поставлена задача заместить освобождающиеся штатные офицерские должности лицами гражданского персонала (Приказ Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом» от 28 января 2004 г. N 20).
Сложившаяся экономическая ситуация диктует необходимость концентрации усилий на решении социальных проблем личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Изменения в нашем обществе в большой мере коснулись сферы труда, меняющиеся экономические отношения вносят в жизнь общества социальное партнерство как необходимую составляющую. Забота о работниках, улучшение условий труда — главные критерии, способствующие росту качества продукции и повышению культуры и престижа труда.
Поддержание боеготовности войск невозможно без наличия квалифицированных специалистов и работников из числа лиц гражданского персонала. В сфере трудовых отношений главными задачами являются создание экономических и социальных условий для значительного повышения результативности труда, трудовой активности, сохранения кадрового потенциала гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Создание благоприятных условий труда, предоставление социальных гарантий лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации реализуется в процессе становления и развития социально-партнерских правоотношений.
Важнейшей задачей социального партнерства является снятие социальной напряженности и предотвращение социальных конфликтов.
Трудовой кодекс Российской Федерации в ст. 27 предусматривает в качестве одной из форм социального партнерства участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Запрет на проведение забастовок в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, установленный ст. 413 Трудового кодекса Российской Федерации, делает данную форму урегулирования конфликтов наиболее предпочтительной для гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Досудебный порядок разрешения трудовых споров возможен как для коллективных, так и для индивидуальных трудовых споров.
Недостаточно внимания на сегодняшний день уделено важнейшей форме участия гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в социально-партнерских правоотношениях — досудебном разрешении индивидуальных трудовых споров.
При разрешении индивидуальных трудовых споров создаются комиссии по трудовым спорам, состоящие из равного числа представителей работников и работодателей. Представители работников избираются в комиссию по трудовым спорам общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.
Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации (командиром воинской части).
По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.
Комиссия по трудовым спорам организации имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.
Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.
Данный порядок образования комиссии по трудовым спорам предусмотрен ст. 384 Трудового кодекса Российской Федерации. Тем не менее эта возможность защиты своих прав и интересов гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации практически не используется, за годы реформ комиссии по трудовым спорам в военных организациях практически перестали существовать. Спорные ситуации вовсе не исчезли, но работники не стремятся защитить свои права, видя выход из этого положения в увольнении. Во многом данный пробел применения законодательства возник из-за отсутствия локальных норм, поддерживающих досудебный порядок урегулирования индивидуальных трудовых споров.
Нельзя недооценивать то, что разрешение трудового спора по месту работы дает возможность быстро собрать доказательства, необходимые для установления фактических обстоятельств дела, облегчает приглашение свидетелей, давая дополнительные возможности для объективного определения правомерности предъявленных требований, в то время как обращение в суд для многих граждан кажется достаточно сложным, требует обращения к адвокату, и соответственно возникают финансовые затраты.
Необходимо включение в Отраслевое соглашение между Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации обязательства Министерства обороны Российской Федерации по правильному и своевременному разрешению индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам непосредственно в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.
Кроме этого, включение данного обязательства должно быть закреплено и в коллективных договорах военных организаций. Для реализации данного обязательства командирам воинских частей необходимо ежегодно отдавать приказом состав комиссии по трудовым спорам. Со стороны работников в эту комиссию включаются кандидаты, избранные на общем собрании (конференции), что, в свою очередь, придаст элемент гласности созданной комиссии, со стороны работодателя обязательно включать помощников командиров по правовой работе как специалистов, знающих трудовое законодательство, что усилит гарантии вынесения комиссией справедливого решения для защиты трудовых прав гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для методического руководства работой комиссий по трудовым спорам рекомендуется закрепить в Отраслевом соглашении возможность обращения в органы труда и заработную плату видов Вооруженных Сил Российской Федерации, округов, флотов, флотилий, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации.
Комиссии по трудовым спорам, действующие непосредственно в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, способствовали бы скорейшему и правильному урегулированию трудовых споров, что в конечном итоге привело бы к сохранению квалифицированного кадрового потенциала, повышению боеготовности войск и укреплению обороноспособности страны.
Своевременная защита законных прав и интересов гражданского персонала увеличит мотивацию к труду в Вооруженных Силах Российской Федерации, будет способствовать укреплению дисциплины труда, росту качества выполняемой работы.
——————————————————————