Совмещение без ограничений

(Крымов П.)

(«ЭЖ-Юрист», 2014, N 12)

СОВМЕЩЕНИЕ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

П. КРЫМОВ

Петр Крымов, юрист, г. Москва.

Совмещение — одна из юридических форм, используемых в трудовом праве для обеспечения выполнения сотрудником дополнительных обязанностей. Долгое время в законодательстве существовали ограничения на совмещение, затем они были сняты, но в отношении отдельных субъектов длительное время не было четкого, однозначного законодательного закрепления снятия ограничений. Поэтому на практике у кадровиков до сих пор возникает вопрос об этих ограничениях.

Экскурс в прошлое

Пункт 15 Постановления Совмина СССР от 04.12.1981 N 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» (далее — Постановление) налагал ряд ограничений по совмещению. Так, в подп. «а» указанного пункта говорилось, что на руководителей предприятий, учреждений и организаций, их заместителей и помощников Постановление не распространяется. Это означало, что руководители организаций не вправе совмещать должности и в отношении их нет никаких правовых оснований производить доплаты за совмещение.

Постановление было принято задолго до введения в действие ТК РФ и применялось в условиях отсутствия необходимого правового регулирования условий и порядка совмещения профессий (должностей). Но вступивший в силу 1 февраля 2002 года ТК РФ не изменил положения дел: первоначально в нем почти не было специальных норм о совмещении (отсутствовало определение совмещения, не устанавливались его виды и процедура оформления), поэтому правоприменители продолжали руководствоваться нормативными правовыми актами бывшего СССР по данному вопросу, в том числе Постановлением.

В июне 2006 года в ТК РФ были включены специальные нормы о совмещении (в частности, ст. 60.2), которые не предусматривали каких-либо ограничений и исключений для руководителей (Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»).

Казалось бы, это должно было полностью снять проблему и легализовать для них совмещение должностей. Однако даже после этого приведенная ранее точка зрения не растеряла сторонников и нередко использовалась чиновниками, которые по-прежнему признавали Постановление подлежащим применению.

Все ограничения сняты

В 2003 году руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей разрешили совмещать профессии (Определение ВС РФ от 25.03.2003 N КАС 03-90). В отношении указанных субъектов трудового права п. 15 Постановления был признан недействующим.

С этого момента работать на условиях совмещения и получать за это доплату могли все, кроме руководителей организаций и их заместителей.

Налоговые проверки показывали, что, когда сотрудники налоговых органов выявляли факты совмещения должностей руководителями организаций (например, генеральный директор совмещал должность главного бухгалтера), они, опираясь в том числе и на Постановление, нередко пытались квалифицировать это как одно из нарушений требований законодательства и способ получения необоснованной налоговой выгоды. В результате налогоплательщикам приходилось отстаивать свою правоту в судах (Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2007 по делу N А56-31322/2006, ФАС СЗО от 17.07.2006 по делу N А56-34599/2005).

Контролирующие органы обосновывали свою правоту тем, что ВС РФ еще в 2003 году рассматривал законность этого нормативного акта и признал неправомерным ограничение совмещения лишь для некоторых руководящих работников (руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей), но не для руководителей организаций, их заместителей и помощников. Кроме того, законодатель допускает действие на территории России нормативных правовых актов о труде бывшего СССР постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ (ст. 423 ТК РФ).

С 2009 года все споры закончились, неоднозначности были устранены: с принятием Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 216 «Об изменении и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Постановление Совмина СССР от 04.12.1981 N 1145 признано не действующим на территории РФ.

Последнее формальное препятствие для широкого использования института совмещения руководителями организаций, их заместителями было снято. Можно с уверенностью сказать, что если есть такая необходимость, то руководитель может совмещать, к примеру, должность водителя, или главного бухгалтера, или финансового директора.

Как оформить совмещение

На сегодняшний момент руководители организаций вправе совмещать другие должности в возглавляемых ими организациях. Однако такое кадровое решение должно быть надлежащим образом оформлено и правильно реализовано, то есть в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей правового положения руководителя.

В частности, не следует забывать, что руководитель является весьма специфическим работником, поскольку он реализует полномочия работодателя по отношению к подавляющему большинству сотрудников организации (подписывает с ними трудовые договоры, издает от имени работодателя локальные нормативные акты, издает кадровые приказы и т. п.). А вот по отношению к нему права и обязанности работодателя осуществляет орган управления юридического лица, который должен быть определен учредительными документами организации (например, совет директоров), или уполномоченное этим органом лицо (к примеру, председатель совета директоров) (ч. 6 ст. 20 ТК РФ).

Кроме того, совмещение руководителем должностей возможно, если в организации имеются вакантные должности, исполнение обязанностей по которым работодателю необходимо обеспечить (в частности, должности водителя и главного бухгалтера). Если должность не вакантна, но занимающий ее сотрудник заболел или находится в отпуске (командировке и т. п.), то совмещение возможно, но уже посредством поручения руководителю организации исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).

Срок, в течение которого совмещающий работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия сотрудника (в нашем случае — руководителя организации) (ч. 3 ст. 60.2 ТК РФ). При совмещении работнику производится доплата, размер которой определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).

Документальное оформление совмещения предполагает подготовку двух кадровых документов:

— приказа о совмещении, подтверждающего факт поручения дополнительной работы. В отношении руководителя его издает орган управления компании (или уполномоченное им лицо), действующий от лица работодателя. При этом необходимо письменное согласие работника. В приказе устанавливаются сроки совмещения, а также содержание и объем дополнительной работы руководителя;

— соглашения о совмещении, которое подписывается с руководителем организации в целях установления размера доплаты за выполнение им дополнительной работы.

В дальнейшем руководитель имеет право в одностороннем порядке досрочно отказаться от совмещения, а работодатель в свою очередь — досрочно отменить свое поручение о выполнении руководителем дополнительной работы. Для этого достаточно письменно предупредить другую сторону не позднее чем за три рабочих дня (ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ).

Таким образом, в настоящее время институт совмещения в полном объеме распространяется на руководителей. Поэтому они вправе получать доплату за выполнение дополнительной работы. И работодатели смогут включать затраты на выплату указанной доплаты в состав расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ).

КСТАТИ

Оплата совмещения

Статья 60.2 ТК РФ подчеркивает, что работа по совмещению оплачивается дополнительно. Размер дополнительной оплаты, согласно ст. 151 ТК РФ, устанавливается по соглашению сторон. Доплата начисляется в соответствии с фактически отработанным временем, то есть, если сотрудник совмещал должности не полный месяц, дополнительная оплата начисляется только за период совмещения. Кстати, на иски о взыскании доплаты за совмещение должностей приходится немалый процент трудовых споров.

Так, в одном деле Е. Бардакова обратилась в суд с иском о взыскании доплаты за совмещение должностей, ссылаясь на то, что приказами председателя Арбитражного суда Республики Калмыкия на нее были возложены обязанности руководителя аппарата суда. По сложившейся в суде практике, доплата работникам производится в следующих размерах: на период замещения временно отсутствующего работника — в размере 50% от должностного оклада; на период исполнения обязанностей по вакантной должности — 80% от месячной заработной платы. Кроме того, истица просила установить факты дискриминации в оплате труда и выполнения работы в должности руководителя аппарата. Суд иск удовлетворил (Апелляционное определение Верховного суда Калмыкии от 06.09.2012 по делу N 33-654/2012).

Обратите внимание, что, даже если не соблюдены все формальности по оформлению работы на условиях совмещения, но работник может доказать выполнение такой работы (документами внутреннего учета, табелями и пр.), суд удовлетворяет требования по оплате за совмещение.

В другом деле суд указал, что у него нет оснований не доверять объяснениям истицы об обстоятельствах ее работы на условиях совмещения должностей, в частности о количестве отработанных дней, размере доплаты, установленной по соглашению с работодателем, и представленным ею письменным доказательствам, учитывая, что ответчик в настоящее судебное заседание не явился, объяснения истицы в этой части не оспаривал, доказательств обратного суду не представил.

При таких обстоятельствах суд находит требования истицы о взыскании с ответчика доплаты за работу на условиях совмещения должностей за 10 дней в ноябре 2011 года и три дня в декабре 2011 года подлежащими удовлетворению (решение Таганского районного суда г. Москвы от 23.04.2012 по делу N 2-1309/12).

——————————————————————