Трудовая книжка
(Рогова О. А.)
(«Налоги» (газета), 2007, NN 32, 33)
ТРУДОВАЯ КНИЖКА
/»Налоги» (газета), 2007, N 32/
О. А. РОГОВА
Рогова О. А., консультант ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».
Общие положения о ведении и хранении трудовых книжек
Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и стаже работника. Этот персональный документ последовательно отражает факты трудовой биографии человека, его квалификационный и служебный рост, отношение к труду, причины увольнения. Кроме того, это основной документ для расчета трудового и страхового стажа человека.
В нее вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Трудовая книжка относится к числу обязательных кадровых документов, прямо предусмотренных ТК РФ. Законодатель обязывает работодателя (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной (часть 3 статьи 66 ТК РФ).
Обратите внимание!
Федеральным законом N 90-ФЗ внесены существенные изменения в части уравнения в правах работодателей — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые коснулись и ведения трудовых книжек. Ранее трудовой стаж работы у индивидуального предпринимателя подтверждался только трудовым договором, зарегистрированным в соответствующем органе местного самоуправления. Теперь начиная с 6 октября 2006 года индивидуальный предприниматель не только может на общих основаниях вести трудовые книжки на работников, он обязан это делать, но при этом законодатель забыл сказать, как заполнять трудовые книжки тем, кто уже работает у индивидуального предпринимателя по состоянию на 6 октября 2006 года.
В данном случае возможно два варианта ответа.
Ведение трудовой книжки — это длящийся процесс заполнения трудовых книжек, соответственно работники могут потребовать у индивидуального предпринимателя, чтобы он не только заполнил имеющуюся у работника трудовую книжку, но и в случае, если у работника отсутствует трудовая книжка, выписал новую, отразив там запись о приеме на работу, состоявшемся до 6 октября 2006 года.
В связи с этим письмо от 30 августа 2006 года N 5140-17 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации содержит следующие разъяснения:
«…в трудовую книжку работника в этом случае следует внести запись о приеме на работу работника со дня начала работы у данного индивидуального предпринимателя, поскольку это в интересах работника. Соответственно в этом случае при увольнении работника, принятого на работу до 6 октября, в трудовой книжке также производится запись об увольнении. При отсутствии в трудовой книжке записи о приеме на работу работника, принятого на работу к индивидуальному предпринимателю до 6 октября, запись об увольнении такого работника после 6 октября не имеет основания».
То есть в интересах работника теперь индивидуальный предприниматель может внести блок записей, подтверждающий период работы данного работника с указанием записи о приеме (состоявшемся до 6 октября 2006 года) и увольнении (состоявшемся после 6 октября 2006 года). Указание индивидуальным предпринимателем записи только об увольнении безосновательно.
Однако существует и иная точка зрения, согласно которой требование ведения трудовых книжек предпринимателями распространяется только на отношения, которые возникнут после вступления изменений, внесенных Федеральным законом N 90-ФЗ в силу, то есть с 6 октября 2006 года. Обоснованием данной позиции может служить общеправовой принцип: закон обратной силы не имеет (статья 12 ТК РФ). Указанной статьей также разъясняется, что в отношениях, возникших до введения в действие закона, содержащего нормы трудового права, указанный закон применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В любом случае для восполнения рассматриваемого пробела законодательства необходимо официальное разъяснение компетентных органов либо принятие дополнительных законодательных актов.
Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года N 225 «О трудовых книжках» (вместе с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей») (далее — Правила ведения и хранения трудовых книжек). Инструкцией N 69 утверждены: Инструкция по заполнению трудовых книжек, форма приходно-расходной книги по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, форма книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
Следует отметить, что вышеуказанные нормативно-правовые акты предусмотрены только для работодателей-организаций, поэтому новелла ТК РФ, устанавливающая обязанность индивидуальных предпринимателей по ведению трудовых книжек, потребует внесения соответствующих изменений в данные акты.
Трудовая книжка должна быть предъявлена работником при оформлении приема на работу и заключении трудового договора. В отдельных случаях, предусмотренных трудовым законодательством, трудовые отношения могут возникнуть и без предъявления трудовой книжки, причем отсутствие трудовой книжки не может служить основанием для отказа в заключении трудового договора.
ТК РФ предусматривает случаи, когда в предъявлении трудовой книжки нет необходимости:
— при поступлении на работу по совместительству к другому работодателю (статья 283 ТК РФ);
— при поступлении на работу впервые (статья 65 ТК РФ).
На работника, принятого на работу впервые, трудовая книжка оформляется работодателем в присутствии работника не позднее недельного срока со дня его приема на работу.
В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.
Трудовые книжки ведутся на государственном языке Российской Федерации. В случае местонахождения организации в одном из субъектов Российской Федерации, где официальным является язык субъекта Российской Федерации, возможно внесение записей на языке субъекта Федерации наряду с государственным языком Российской Федерации. Это установлено пунктом 6 Правил ведения и хранения трудовых книжек.
Все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании приказа работодателя не позднее недельного срока (при увольнении — в день увольнения) и должны точно соответствовать тексту приказа. Сведения о работе по совместительству (об увольнении с этой работы) по желанию работника вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
Все записи в трудовой книжке производятся без каких-либо сокращений. Необходимо писать полностью: пункт, статья Трудового кодекса Российской Федерации, приказ (его номер, дата). Записи должны производиться аккуратно, перьевой или гелевой ручкой, ручкой-роллером (в том числе шариковой), световодостойкими чернилами (пастой, гелем) черного, синего или фиолетового цвета.
Согласно пункту 21 Правил ведения и хранения трудовых книжек в трудовую книжку по месту работы с указанием соответствующих документов вносится также запись:
«а) о времени военной службы в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», а также о времени службы в органах внутренних дел, органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах;
б) о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров».
Согласно пункту 9 Правил ведения и хранения трудовых книжек в трудовую книжку при ее оформлении вносятся следующие сведения о работнике:
— фамилия, имя, отчество;
— дата рождения (число, месяц, год);
— образование;
— профессия, специальность.
Рассмотрим порядок внесения записей в трудовую книжку.
Сведения о работнике записываются на первой странице (титульном листе) трудовой книжки.
Фамилия, имя и отчество (полностью, без сокращения или замены имени и отчества инициалами), дата рождения указываются на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (например, военного билета, заграничного паспорта, водительского удостоверения). Любые ошибки внесения этих сведений могут привести к проблемам при оформлении пенсий, когда работники будут вынуждены подтверждать свои права иными документами либо будут устанавливать факт принадлежности им трудовой книжки в судебном порядке. Чаще всего такие ошибки возникают при написании данных работника на слух, а не на основе документа, удостоверяющего личность, что приводит к несоответствию паспортных данных данным в трудовой книжке. Например: имена «Олеся» и «Алеся», «Данила» и «Даниил», отчества — «Витальевна» и «Виталиевна», «Геннадиевна» и «Генадьевна», «Ивановна» и «Ионовна» и так далее.
Дата рождения записывается полностью: число, месяц, год. Записи дат производятся восемью арабскими цифрами (по две цифры для обозначения числа и месяца, четыре цифры — для года). Например, дата рождения — 6 октября 1972 года. В трудовой книжке должно быть записано: 06 10 1972.
Присутствие записи об образовании в трудовой книжке нового образца обязательно. Запись об образовании (основном общем, среднем общем, начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном и послевузовском профессиональном образовании) осуществляется только на основании надлежаще оформленных документов (аттестата, удостоверения, диплома).
Возможно внесение записи о неоконченном образовании соответствующего уровня, она также вносится на основе надлежаще заверенных документов (зачетной книжки, студенческого билета, справки образовательного учреждения и тому подобное).
Профессия и/или специальность указываются на основании документов об образовании, квалификации или наличии специальных знаний или других надлежаще оформленных документов (диплом, свидетельство (сертификат) или свидетельство о дополнительном образовании (повышении квалификации)).
Графа «Дата заполнения» трудовой книжки записывается полностью: число, месяц, год также арабскими цифрами (число и месяц — двузначными, год — четырехзначными).
После указания даты заполнения трудовой книжки работник своей подписью на первой странице (титульном листе) трудовой книжки заверяет правильность внесенных сведений.
Первую страницу (титульный лист) трудовой книжки подписывает лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, и после этого ставится печать организации (печать кадровой службы), в которой трудовая книжка заполнялась впервые. В форме трудовой книжки, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года N 225 «О трудовых книжках», содержится указание о том, что подпись лица, ответственного за выдачу трудовых книжек, должна быть проставлена «разборчиво», поэтому данному лицу целесообразнее не ставить свою личную подпись, а писать разборчиво свою фамилию.
В случае неправильного первичного заполнения трудовой книжки исправления не допускаются, бланк считается испорченным (аннулированным) и подлежит уничтожению.
Порядок заполнения сведений о работе в трудовой книжке при приеме, переводе и увольнении будет рассмотрен в соответствующих разделах настоящей работы.
Порядок внесения сведений о награждениях регламентирован разделом 4 Инструкции N 69.
При заполнении сведений о награждениях в графе 3 раздела «Сведения о награждении» трудовой книжки в виде заголовка указывается полное наименование организации, а также сокращенное наименование организации (при его наличии); ниже в графе 1 ставится порядковый номер записи (нумерация, нарастающая в течение всего периода трудовой деятельности работника); в графе 2 указывается дата награждения; в графе 3 записывается, кем награжден работник, за какие достижения и какой наградой; в графе 4 указывается наименование документа, на основании которого внесена запись со ссылкой на его дату и номер.
В трудовую книжку вносятся следующие сведения о награждении за трудовые заслуги:
а) о награждении государственными наградами, в том числе о присвоении государственных почетных званий, на основании соответствующих указов и иных решений;
б) о награждении почетными грамотами, присвоении званий и награждении нагрудными знаками, значками, дипломами, почетными грамотами;
в) о других видах поощрения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка организации, уставами и положениями о дисциплине.
Записи о премиях, предусмотренных системой оплаты труда или выплачиваемых на регулярной основе, в трудовые книжки не вносятся.
«Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение» (статья 66 ТК РФ).
Обратите внимание!
В соответствии со статьей 89 ТК РФ работники имеют право на свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, поэтому работодатель обязан обеспечить реализацию права каждого работника на своевременное получение информации о записях, сделанных в его трудовой книжке. Факт ознакомления работника с записями в трудовой книжке должен быть подтвержден письменно. Однако не следует оформлять этот факт ознакомления работника на дополнительных листах, страницах, иногда вклеиваемых на внутренней стороне обложки трудовой книжки, что не соответствуют ни Правилам ведения и хранения трудовых книжек, ни официальной форме трудовой книжки, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года N 225. Факт ознакомления с каждой вносимой в трудовую книжку записью о работе подтверждается подписью работника в личной карточке (форма N Т-2), в третьем разделе которой повторяются все записи о работе из трудовой книжки, произведенные данным работодателем. Кроме того, в самой трудовой книжке работник удостоверяет своей подписью сведения на титульном листе и при увольнении (прекращении трудового договора) ставит свою подпись после подписи работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, и печати организации (кадровой службы).
С целью учета трудовых книжек, а также бланков трудовой книжки и вкладыша в нее согласно пункту 40 Правил ведения и хранения трудовых книжек ведутся:
«а) приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;
б) книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них».
Формы указанных книг утверждены Министерством труда и социального развития Российской Федерации, их можно найти в приложениях N 2 и 3 Инструкции N 69.
Приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, а также скреплены сургучной печатью или опломбированы.
Согласно пункту 42 Правил ведения и хранения трудовых книжек бланки трудовой книжки и вкладыша в нее хранятся в организации в сейфе, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность, как документы строгой отчетности и выдаются лицу, ответственному за ведение трудовых книжек, по его заявке. Такой порядок хранения бланков трудовых книжек установлен в соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Минфином СССР от 29 июля 1983 года N 105.
В случае если при заполнении бланк трудовой книжки и вкладыш в нее испорчены, они подлежат уничтожению с составлением соответствующего акта.
Лицо, ответственное за ведение трудовых книжек, по окончании каждого месяца обязано представить в бухгалтерию организации отчет о наличии бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и о суммах, полученных за оформленные трудовые книжки и вкладыши в них, с приложением приходного ордера кассы организации.
Трудовые книжки и дубликаты трудовых книжек, не полученные работниками при увольнении либо ближайшими родственниками в случае смерти работника, хранятся у работодателя отдельно от остальных трудовых книжек в течение 2 лет. По истечении двухлетнего срока невостребованные трудовые книжки хранятся в архиве организации в течение 50 лет, а затем подлежат уничтожению в установленном порядке. Соответственно, учитывая изменения в ТК РФ, данных правил должны придерживаться и работодатели — индивидуальные предприниматели.
Правила ведения и хранения трудовых книжек предусматривают ответственность за нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек. Согласно пункту 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Приказом работодателя назначается уполномоченное лицо, которое несет ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленную статьей 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
/»Налоги» (газета), 2007, N 33/
Порядок заполнения трудовой книжки при приеме на работу.
Внесение изменений и исправлений
На основании приказа (распоряжения) работодателя о приеме на работу, с которым работник был ознакомлен под роспись, в трудовой книжке нового работника не позднее недельного срока производится соответствующая запись о приеме на работу.
В случае, когда трудовой договор заключается впервые, работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку. При выдаче трудовой книжки работнику работодатель взимает с работника плату в размере расходов на ее приобретение (пункт 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек).
Но плата за выдачу трудовой книжки взимается не всегда. Так, например, не взимается плата:
— в случае неправильного первичного заполнения трудовой книжки;
— в случае порчи трудовой книжки не по вине работника;
— при массовой утрате трудовых книжек работодателем в чрезвычайных ситуациях.
При этом согласно пункту 8 Правил ведения и хранения трудовых книжек работодатель должен оформить трудовую книжку работнику, принятому на работу впервые, в присутствии этого работника не позднее недельного срока со дня его приема на работу.
Копию трудовой книжки или заверенную в установленном порядке выписку из трудовой книжки работник может получить на основании письменного заявления, переданного работодателю, причем работодатель обязан выдать их не позднее трех дней со дня подачи заявления.
Порядок заполнения сведений о работе в трудовой книжке следующий.
1. Сначала в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки в виде заголовка указывается полное наименование организации (в соответствии с ее учредительными документами), а также сокращенное наименование организации (при его наличии).
2. Далее под этим заголовком в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи, в графе 2 указывается дата приема на работу.
3. Затем в графе 3 раздела «Сведения о работе» делается запись о принятии или назначении в структурное подразделение организации с указанием его конкретного наименования (если условие о работе в конкретном структурном подразделении включено в трудовой договор в качестве существенного), наименования должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации.
4. В графу 4 заносятся дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому работник принят на работу.
Запись о приеме на работу должна содержать следующее: «Принят или назначен в такой-то цех, отдел, подразделение, участок, производство с указанием их конкретного наименования, а также наименования работы, профессии или должности и присвоенного разряда».
Наименования профессий и должностей должны строго соответствовать штатному расписанию, иным локальным нормативным актам, трудовому договору. При этом часто возникает вопрос: обязательно ли наименование должности, специальности, профессии должно вноситься строго на основании Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года N 37 и соответствующего выпуска Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих? Можно сказать, что подобное заполнение обязательно должно иметь место в тех случаях, когда федеральными законами выполнение работ по этим должностям, специальностям или профессиям предусматривается предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
Сведения об испытательном сроке при приеме на работу в трудовой книжке не указываются. Также не указывается, принят работник по срочному трудовому договору или на неопределенный срок.
Все сведения о работе (не только о приеме на работу, но и о переводе на другую работу, увольнении) в трудовой книжке нумеруются и датируются. Датами записей являются соответствующие даты приема на работу, перевода на другую работу, увольнения, указанные в приказах (распоряжениях) работодателя по личному составу.
Если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория), то об этом производится соответствующая запись. Отмечается в трудовой книжке и установление работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации с указанием разрядов, классов или иных категорий этих профессий, специальностей или уровней квалификации.
Например, слесарю-ремонтнику была установлена вторая профессия «электрогазосварщик» с присвоением 3-го разряда. В этом случае в трудовой книжке в графе 1 раздела «Сведения о работе» ставится порядковый номер записи, в графе 2 указывается дата установления второй профессии, в графе 3 делается запись: «Установлена вторая профессия «электрогазосварщик» с присвоением 3-го разряда», в графе 4 указывается соответствующее удостоверение, его номер и дата.
Сведения о работе по совместительству указываются в трудовой книжке по желанию работника. Они вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
В этом случае в графе 1 ставится порядковый номер записи, в графе 2 указывается дата приема на работу в качестве совместителя, в графе 3 делается запись о принятии или назначении в качестве совместителя в структурное подразделение организации с указанием его конкретного наименования, наименования должности, специальности, профессии с указанием квалификации, в графе 4 указывается наименование документа, на основании которого внесена запись, со ссылкой на его дату и номер.
Обратите внимание!
С каждой вносимой в трудовую книжку записью работодатель обязан ознакомить ее владельца под роспись в его личной карточке (унифицированная форма N Т-2), в которой повторяется запись, внесенная в трудовую книжку. Форма личной карточки утверждена Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 года N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
Правила внесения изменений и исправлений в трудовую книжку, пожалуй, самая актуальная тема. Данные правила предусмотрены Правилами ведения и хранения трудовых книжек (пункты 26 — 30) и Инструкцией N 69 (пункт 1.2). В случае выявления неправильной или неточной записи сведений такая запись исправляется тем работодателем, которым она была внесена. Если организация, которая произвела неправильную или неточную запись, реорганизована, исправление производится ее правопреемником, а в случае ликвидации организации — работодателем по новому месту работы на основании соответствующего документа (например, копии, архивные выписки из кадровых документов ликвидированной организации).
Все исправленные сведения должны полностью соответствовать документу, на основании которого они были исправлены (например, приказу по личному составу). В случае утраты такого документа либо несоответствия его фактически выполнявшейся работе исправление сведений о работе производится на основании других документов, подтверждающих выполнение работ, не указанных в трудовой книжке.
Свидетельские показания не могут служить основанием для исправления внесенных ранее записей, за исключением записей, в отношении которых имеется судебное решение, а также случаев массовой утраты работодателем трудовых книжек работников в результате чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и другие чрезвычайные обстоятельства).
Рассмотрим порядок внесения изменений и исправлений в трудовую книжку.
В разделах «Сведения о работе», «Сведения о награждениях» трудовой книжки (вкладыша) зачеркивание ранее внесенных неточных или неправильных записей не допускается. Изменение записей производится путем признания их недействительными и внесения правильных записей.
Последовательность внесения изменений и исправлений в трудовую книжку такова: после указания соответствующего порядкового номера и даты внесения записи в графе 3 пишется: «Запись за N таким-то недействительна. Принят по такой-то профессии (должности)» и в графе 4 повторяются дата и номер приказа (распоряжения) работодателя, запись из которого неправильно внесена в трудовую книжку.
В таком же порядке производится изменение записи об увольнении работника (переводе на другую постоянную работу) в случае признания увольнения (перевода) незаконным.
Например: «Запись за номером таким-то недействительна, восстановлен на прежней работе».
При этом согласно пункту 33 Правил ведения и хранения трудовых книжек при наличии в трудовой книжке записи об увольнении или переводе на другую работу, признанной недействительной, работнику по его письменному заявлению работодатель по последнему месту работы обязан выдать дубликат трудовой книжки, в который переносятся все произведенные в трудовой книжке записи, за исключением записи, признанной недействительной.
При изменении формулировки причины увольнения делается запись: «Запись за номером таким-то недействительна, уволен (указывается новая формулировка)». В графе 4 делается ссылка на приказ (распоряжение) или иное решение работодателя о восстановлении на работе или изменении формулировки причины увольнения.
В случае внесения изменений и дополнений, произведенных в установленном порядке в квалификационные справочники, штатное расписание организации, они должны быть доведены до сведения работников, после чего в их трудовые книжки на основании приказа (распоряжения) или иного решения работодателя должны вноситься соответствующие изменения и дополнения.
Наименование организации может меняться, тогда согласно пункту 3.2 Инструкции N 69 порядок внесения записи будет следующим: отдельной строкой в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки делается запись: «Организация такая-то с такого-то числа переименована в такую-то», а затем в графе 4 проставляется основание переименования — приказ (распоряжение) или иное решение работодателя, его дата и номер.
Невнесение в трудовую книжку работника сведений об изменении наименования работодателя приводит к разночтению в записях о приеме на работу и увольнении. Впоследствии это осложнит оформление пенсии и потребует дополнительного документального подтверждения трудового стажа справками с прежних мест работы или из архивных учреждений.
Общие сведения о работнике, записанные на первой странице (титульном листе) трудовой книжки, могут в дальнейшем измениться, что также требует уточнения и изменения соответствующих записей (пункты 2.3, 2.4 Инструкции N 69).
Порядок внесения записей при изменении фамилии, имени, отчества, даты рождения следующий:
1. Одной чертой зачеркивается прежняя фамилия или имя, отчество, дата рождения.
2. Записываются новые данные. Зачеркнутая запись при этом должна легко читаться.
3. Ссылки на соответствующие документы (свидетельство о браке, паспорт, свидетельство о рождении) записываются на внутренней стороне обложки трудовой книжки и заверяются подписью руководителя организации или специально уполномоченного им лица и печатью организации (печатью кадровой службы).
Порядок внесения записей при изменении (дополнении) образования, профессии, специальности следующий:
1. Старые сведения в трудовой книжке не зачеркиваются, а просто дополняются через запятую новой информацией.
2. Если данные об образовании, профессии, специальности отсутствовали в трудовой книжке, то в таком случае просто заполняются пустые строки.
Часто на практике специалисты кадровой службы считают, что в трудовой книжке необходимо делать ссылку на документ об образовании в случае дополнения ранее внесенных сведений. И по аналогии с записью об изменении анкетных данных располагают ее на внутренней стороне обложки трудовой книжки. Однако Инструкция N 69 этой ссылки не предусматривает, соответственно, делать ее нет необходимости. Кроме того, не всегда возможно отразить все изменения образования, профессии, специальности на обложке трудовой книжки, из-за ее небольшого размера.
Исправить ошибку, если она обнаружена сразу или через небольшой промежуток времени, несложно. Проблемы вызывает ошибка, выявленная после увольнения работника или через годы, когда после неправильной записи будут следовать многочисленные записи, произведенные другими работодателями.
В данном случае запись об увольнении изменить можно по общему правилу, рассмотренному выше: путем признания ее недействительной и внесения правильной записи с указанием даты и номера приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, на основании которого вносится правильная запись. Далее, учитывая указания в пункте 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, новая запись об увольнении должна быть заверена подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью организации (кадровой службы) и подписью самого работника.
Сложнее после оформления в трудовой книжке записи об увольнении изменить другие записи, находящиеся внутри блока записей о работе у конкретного работодателя (о приеме, переводе, неточности дат, названия должности, профессии, специальности и другие), поскольку заверение их подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, и печатью организации (кадровой службы) не предусмотрено и официальных разъяснений на этот счет нет.
Порядок внесения изменений в данном случае тот же. Однако внесение изменений в такие записи без указания наименования организации, печати, подписей ведет к спорной ситуации, будет непонятно, кто является автором этой записи. Поэтому целесообразнее изменения в такие записи после многочисленных записей других работодателей удостоверить подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, и печатью организации (кадровой службы), иначе она будет необоснованна.
Пример 2.
В ООО «Виктория» в качестве главного бухгалтера была принята на работу Дроздова Е. А., с которой был заключен бессрочный трудовой договор от 20 октября 2006 года N 45. Руководитель организации подписал приказ N 45-л/с о приеме на работу Дроздовой Е. А. на должность главного бухгалтера. Начальник отдела кадров внесла ошибочные записи в трудовую книжку, которые впоследствии исправила.
В трудовую книжку были внесены следующие записи.
N Дата Сведения о приеме на Наименование,
записи работу, переводе на дата и номер
число месяц год другую постоянную документа, на
работу, квалификации, основании
увольнении (с указанием которого
причин и ссылкой на внесена
статью, пункт закона) запись
1 2 3 4
Общество с ограниченной
ответственностью (ООО)
«Виктория»
1 20 10 2006 Принята на работу Приказ от
бухгалтером 20 октября
2006 года
N 45-л/с
2 22 10 2006 Запись за N 1
недействительна
3 20 10 2006 Принята на должность Приказ от
главного бухгалтера в 20 октября
отдел бухгалтерии 2006 года
N 45-л/с
Обратите внимание!
Наименование должности, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы должны указываться в соответствии со штатным расписанием.
То же самое наименование должности, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы необходимо указывать в приказе (распоряжении) о приеме работника на работу и в трудовой книжке.
Наименование структурного подразделения, в которое принимается работник, должно строго соответствовать наименованию, закрепленному в локальных нормативных актах, и точно повторяться в приказе (распоряжении) о приеме работника на работу и в трудовой книжке.
Порядок выдачи вкладыша и дубликата трудовой книжки
Порядок оформления и выдачи вкладыша и дубликата трудовой книжки регламентирован в Правилах ведения и хранения трудовых книжек и в Инструкции N 69.
Дубликат трудовой книжки или вкладыш к ней заполняется по общим правилам, предусмотренным для заполнения трудовых книжек.
Вкладыш выдается в том случае, если в трудовой книжке заполнены все страницы соответствующих разделов.
При выдаче вкладыша необходимо соблюсти следующие правила:
1) на первой странице (титульном листе) трудовой книжки вверху ставится штамп с надписью «Выдан вкладыш» и указываются серия и номер вкладыша. При выдаче каждого последующего вкладыша ставится следующий штамп и указываются серия и номер вкладыша;
2) вкладыш вшивается в трудовую книжку, заполняется и ведется по месту работы работника в том же порядке, что и трудовая книжка. Вкладыш без трудовой книжки недействителен.
Если трудовая книжка или вкладыш к ней утеряны или пришли в негодность, то лицо, утратившее трудовую книжку или вкладыш к ней, обязано немедленно заявить об этом администрации организации, являющейся последним местом работы.
Не позднее чем через 15 дней после подачи заявления администрация обязана выдать работнику другую трудовую книжку или вкладыш к ней с надписью «Дубликат» в правом верхнем углу первой страницы.
Итак, дубликат трудовой книжки оформляется администрацией по последнему месту работы. Дубликат трудовой книжки, оформленный в установленном порядке, возвращается ее владельцу.
В случае трудоустройства на новое место работы работник предъявляет дубликат трудовой книжки.
Обратите внимание!
Федеральным законом N 90-ФЗ внесены изменения в статью 65 ТК РФ, в соответствии с которыми:
«В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку».
То есть работодатель теперь обязан завести новую трудовую книжку человеку, который не предъявил этот документ при трудоустройстве. При этом, какую информацию в ней следует указать, необходимо ли при этом новому работодателю соблюдать правила оформления дубликата, законодатель не определил.
Ранее в соответствии с пунктом 31 Правил ведения и хранения трудовых книжек лицо, утратившее трудовую книжку, обязано было заявить об этом работодателю по последнему месту работы. То есть дубликат трудовой книжки оформлялся по последнему месту работы не позднее 15 дней со дня подачи работником заявления.
Таким образом, прояснить порядок оформления дубликата новым работодателем должны поправки в нормативные акты, регулирующие правила ведения и хранения трудовых книжек.
В соответствии с пунктом 32 Правил ведения и хранения трудовых книжек при оформлении дубликата трудовой книжки в него вносятся:
«а) сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы работника до поступления в данную организацию, подтвержденном соответствующими документами;
б) сведения о работе и награждении (поощрении), которые вносились в трудовую книжку по последнему месту работы».
По желанию работника при наличии в трудовой книжке записи об увольнении или переводе на другую работу, признанной недействительной, на основании его письменного заявления по последнему месту работы выдается дубликат трудовой книжки. При этом в дубликат переносятся все произведенные в трудовой книжке записи, за исключением записи, признанной недействительной.
Дубликат трудовой книжки оформляется в установленном порядке и возвращается ее владельцу.
В таком же порядке выдается дубликат трудовой книжки, если трудовая книжка (вкладыш) пришла в негодность (обгорела, порвана, испачкана и тому подобное).
Дубликат трудовой книжки заполняется по общим правилам, предусмотренным для заполнения сведений о работнике на первой странице (титульном лице) трудовой книжки, сведений о работе, сведений о награждениях.
Однако существуют некоторые особенности заполнения дубликата трудовой книжки. Так, если до поступления в данную организацию (к данному работодателю) работник уже имел трудовой стаж, то при заполнении дубликата трудовой книжки в разделе «Сведения о работе» в графу 3 вносится запись об общем стаже и/или непрерывном трудовом стаже работы в качестве работника до поступления в данную организацию (к данному работодателю), подтвержденном соответствующими документами.
В подтверждение трудового стажа принимаются только официальные документы с подписью руководителя, заверенные печатью организации. Это могут быть: справки, копии, выписки из приказов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы. Работодатель обязан оказать содействие работнику в получении документов, подтверждающих стаж его работы, предшествующий поступлению на работу к данному работодателю.
Оригиналы документов, подтверждающих стаж работы, после снятия с них копий и надлежащего их заверения работодателем или кадровой службой возвращаются их владельцу.
На основании представленных документов общий стаж работы работника, которому оформляется дубликат трудовой книжки, записывается суммарно, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения, у какого работодателя, в какие периоды времени и на каких должностях работал в прошлом владелец трудовой книжки.
Затем общий и/или непрерывный трудовой стаж работы, подтвержденный надлежаще оформленными документами, записывается по отдельным периодам работы в следующем порядке:
— в графе 2 указывается дата приема на работу;
— в графе 3 записывается наименование организации (работодателя), где работал работник, а также структурное подразделение и работа (должность), специальность, профессия с указанием квалификации, на которую был принят работник.
Если представленными документами подтверждается, что работник переводился на другую постоянную работу в той же организации (у того же работодателя), то об этом также делается соответствующая запись.
Заполнение сведений об увольнении (прекращении трудового договора) производится в общем порядке:
— в графе 2 указывается дата увольнения (прекращения трудового договора);
— в графе 3 — причина (основание) увольнения (если в представленном работником документе имеются такие данные).
В том случае, когда документы не содержат полностью указанных выше сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в этих документах сведения;
— в графе 4 указывается наименование, дата и номер документа, на основании которого произведены соответствующие записи в дубликате.
При массовой утрате работодателем трудовых книжек работников в результате чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и другие чрезвычайные обстоятельства) трудовой стаж этих работников устанавливается комиссией по установлению стажа, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав такой комиссии включаются представители работодателей, профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, а также других заинтересованных организаций.
Установление факта работы, сведений о профессии (должности) и периодах работы в данной организации осуществляется комиссией на основании документов, имеющихся у работника (справка, профсоюзный билет, учетная карточка члена профсоюза, расчетная книжка и тому подобное), а в случае их отсутствия — на основании показаний двух и более свидетелей, знающих работника по совместной с ним деятельности в одной организации или в одной системе.
Если работник до поступления в данную организацию уже работал, комиссия принимает меры к получению документов, подтверждающих этот факт.
По результатам работы комиссии составляется акт, в котором указываются периоды работы, профессия (должность) и продолжительность трудового стажа работника.
Работодатель на основании акта комиссии выдает работнику дубликат трудовой книжки.
В случае если документы не сохранились, стаж работы, в том числе установленный на основании свидетельских показаний, может быть подтвержден в судебном порядке.
——————————————————————
Вопрос: …Предприятие «А» присоединено к предприятию «Б» 1 декабря 2006 г. При реорганизации компания «А» не передала кадровые документы. Как рассчитать компенсацию за неиспользованный отпуск сотрудникам, которые увольняются через 2 месяца после реорганизации и по передаточному акту одному из которых подлежит компенсировать 10 дней к отпуску, а второй использовал 8 дней отпуска авансом?
(«Налоги» (газета), 2007, N 32)
Вопрос: Произведена реорганизация предприятия «А» путем присоединения к предприятию «Б» на 1 декабря 2006 г. С 1 декабря 2006 г. предприятие «А» ликвидировано. Сотрудники переведены с 1 декабря 2006 г. в предприятие «Б».
При этом в передаточном акте не отражена задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в суммарном выражении. Однако есть приложения к акту, где указаны:
— количество дней, подлежащих компенсации за неиспользованный отпуск;
— количество дней отпуска, представленных авансом. Согласно устным пояснениям главного бухгалтера при реорганизации компания «А» не передала компании «Б» ни кадровые документы, ни иные документы, дающие возможность для установления права работников на отпуска.
В связи с изложенным необходимо ответить на следующие вопросы.
1. Как рассчитать компенсацию за неиспользованный отпуск сотрудникам, которые увольняются через 2 месяца после реорганизации, и по передаточному акту одному из них подлежит компенсировать 10 дней к отпуску, а второй использовал на момент реорганизации 8 дней отпуска авансом?
2. Что является базой для расчета среднедневного заработка, если суммы не отражены в передаточном акте?
Ответ: 1. В соответствии со ст. 127 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работнику при увольнении выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. При этом право на получение компенсации за неиспользованный отпуск не зависит от причины увольнения работника.
Отпускные исчисляются исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска, в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса РФ:
«Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.
В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.
Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
В отношении реорганизации заметим следующее. В соответствии с пунктом 5 статьи 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
Необходимо иметь в виду, что действие прежнего трудового договора работника при данных обстоятельствах не прекращается и новый трудовой договор не заключается, а все условия, установленные прежним договором, должны применяться. При этом какого-либо письменного согласия работника на продолжение трудовых отношений в этом случае не требуется.
Исходя из изложенного следует, что предприятие «Б» является правопреемником присоединенной организации «А», в том числе в отношении прав и обязанностей работодателя по трудовым договорам с ее работниками.
Следовательно, организация-правопреемник обязана начислить и выплатить работнику отпускные в общеустановленном порядке.
При этом, как следует из запроса, документы, позволяющие рассчитать компенсацию за неиспользованный отпуск, при реорганизации по передаточному акту не переданы. Однако приложение к передаточному акту фиксирует данные о количестве дней, подлежащих компенсации за неиспользованный отпуск, а также количество дней отпуска, предоставленных авансом.
Указанное приложение составлено уполномоченными должностными лицами — директорами организаций, поэтому представляется возможным использовать правопреемником данные, указанные в приложении.
Обращаем Ваше внимание, что при увольнении работник, не согласный с определением количества дней, подлежащих компенсации за неиспользованный отпуск, рассчитанных на основании приложения к акту, сможет обжаловать его в судебном порядке.
В Вашем случае не согласиться с расчетом может работник, получивший отпуск 8 дней авансом. Поэтому не исключено, что свою правоту расчетов Вам придется отстаивать в судебном порядке.
Также следует заметить, что если организация «Б» не будет ориентироваться на данные, указанные в приложении к акту, в частности не компенсирует работнику 10 дней к отпуску (подлежащих компенсации на основании приложения), то в этом случае будет также существовать вероятность обращения данного работника в суд.
2. Как следует из запроса, происходит реорганизация организаций путем присоединения.
В соответствии со статьей 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
ГК РФ закрепляет, что передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (статья 59 ГК РФ). К правопреемникам переходят и не отраженные в этих документах и даже не выявленные на момент реорганизации права и обязанности реорганизованных правопредшественников.
Составлению разделительного баланса или передаточного акта должна предшествовать инвентаризация имущества и денежных обязательств реорганизуемых юридических лиц, предусмотренная п. п. 15 и 17 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 26 декабря 1994 г. N 170 (БНА РФ. 1995. N 5. С. 3).
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Исходя из изложенного, в передаточном акте подлежат отражению обязательства.
Следует заметить, что обязательство по выплате работникам компенсации за неиспользованный отпуск не наступило. Компенсация как обязательство возникает в момент, когда действующее законодательство связывает этим момент возникновения (например, при увольнении работника). Следовательно, отсутствуют формальные основания для отражения в передаточном акте указанной компенсации.
Кроме того, в разделе V Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. N 44н, устанавливаются особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме присоединения.
Необходимость указания компенсации за неиспользованный отпуск работникам присоединенной организации также не установлена.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что среднедневной заработок будет рассчитываться организацией «Б» самостоятельно в общеустановленном порядке, отраженном в ответе на первый вопрос.
В частности, статьей 139 ТК РФ средний заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).
При этом последним абзацем статьи 139 ТК РФ установлено, что особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Пунктом 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213, закреплено, что расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.
По нашему мнению, организация «Б» в связи с отсутствием документов, необходимых для расчета среднедневного заработка за 12 месяцев, может использовать положения указанных норм в пределах срока, отработанного сотрудником в организации «Б», т. е. рассчитать среднедневной заработок исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени в организации «Б» — за два месяца.
Однако, как и в ответе на первый вопрос, существует риск, что работники в случае несогласия с расчетом смогут обжаловать его в судебном порядке.
——————————————————————