Гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда

(Белоусова М. В.)

(«Налоги» (газета), 2007, NN 47, 48)

ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ

НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА

/»Налоги» (газета), 2007, N 47/

М. В. БЕЛОУСОВА

Белоусова М. В., начальник Методического отдела ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».

Согласно статье 224 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работникам, занятым на работах с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, работодатель обязан предоставить дополнительные гарантии и компенсации в целях уменьшения воздействия вредных производственных факторов, которые не могут быть устранены в настоящее время, а также соблюдать установленные для некоторых категорий работников ограничения:

— на привлечение их к выполнению тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам;

— осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с соответствующей оплатой;

— устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время;

— создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;

— проводить другие мероприятия.

В статье 96 ТК РФ определены категории работников, которые не могут быть привлечены к работе в ночное время. К таковым относятся: беременные женщины; работники, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, за исключением лиц, участвующих в создании и (либо) исполнении художественных произведений, а также другие категории работников в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. В этой же статье ограничено использование труда в ночное время следующих категорий работников:

— женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;

— инвалидов, работников, имеющих детей-инвалидов, а также работников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением;

— матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекунов детей указанного возраста.

Вышеуказанная категория граждан может привлекаться к работе в ночное время с их письменного согласия и только при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

ТК РФ определены категории работников, которые с их согласия могут быть переведены на более легкую работу:

лица, нуждающиеся в предоставлении такой работы по состоянию здоровья (статья 73 ТК РФ);

беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 1,5 года (статья 254 ТК РФ).

Также ТК РФ предусмотрены и другие дополнительные гарантии и компенсации для работников, занятых на работах с тяжелыми и (или) вредными условиями труда:

— денежные доплаты (компенсации).

Согласно статье 147 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

Обратите внимание!

Денежные компенсации (доплаты) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не подлежат налогообложению ЕСН и НДФЛ согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) и пункту 3 статьи 217 НК РФ. Как следует из статьи 219 ТК РФ, если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, то он имеет право на вышеуказанные компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Из содержания подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ и пункта 3 статьи 217 НК РФ следует, что не подлежат налогообложению НДФЛ и ЕСН все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. На то, что это не доплаты, а именно компенсационные выплаты, напрямую указано в части 2 статьи 219 ТК РФ и части 1 статьи 129 ТК РФ. Доплаты и надбавки за вредные условия труда в полном размере учитываются в составе расходов на оплату труда согласно пункту 3 статьи 255 НК РФ при расчете налога на прибыль.

Эта же точка зрения, которой придерживается и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 86/06 по делу N А76-1078/05-46-383), изложена в судебной практике федеральных арбитражных судов, приведенная в разделе 7.

Обращаем Ваше внимание, что Минфин России придерживается по этому поводу противоположной точки зрения. Как следует из письма от 28 декабря 2005 года N 03-05-01-04/405, Минфин России согласен, что компенсации, выплачиваемые работодателем в соответствии со статьей 219 ТК РФ, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ. Однако при этом Минфин России считает, что компенсационные выплаты, предусмотренные в статьях 146, 147 ТК РФ, являются повышенной оплатой труда, а не компенсацией за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

В любом случае при возникновении спора между работодателем и налоговыми органами работодателю придется доказывать свою правоту в судебном порядке, поэтому в коллективном договоре целесообразно обозначить доплаты, производимые работникам за вредные (опасные) условия труда, не как повышенный размер оплаты за вредные, опасные условия труда, а именно как компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством за вредные (опасные) условия труда.

Механизм установления повышенной оплаты работников, занятых на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, состоит из следующих элементов: перечень соответствующих работ, аттестацию рабочих мест, определение конкретных размеров компенсационных выплат за вредные условия труда. Для оценки условий труда на рабочих местах может быть применено совместное Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 3 октября 1986 года N 387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда», которым установлены размеры доплат к тарифной ставке (в процентах) за работы с вредными и тяжелыми условиями труда, особо вредными и особо тяжелыми условиями труда.

По результатам аттестации рабочих мест в организации разрабатываются работодателем с учетом мнения представительного органа и принимаются свои перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, в которых устанавливаются конкретные размеры доплат.

Для того чтобы расходы работодателя по выплате денежных доплат были приняты в целях налогообложения, необходимо, чтобы данный вид работ был предусмотрен перечнем, установленным законодателем, а вредные условия труда должны носить неустранимый характер. А уже на его основании работодатель составляет свои перечни с конкретными размерами денежных компенсаций.

Статьей 147 ТК РФ предусмотрено, что доплата должна быть выше, чем тарифные ставки (оклады), установленные для работ с нормальными условиями труда. При этом они не должны быть ниже размеров, установленных законодательством. Согласно части 2 статьи 147 ТК РФ минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Так, Типовым положением об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 года N 387/22-78, регламентировано, что размер доплат на работах с тяжелыми и вредными условиями труда не может превышать 12%, а на работах с особо тяжелыми и вредными условиями труда — 24% тарифной ставки (оклада).

Данное Положение вступает в противоречие с нормами части 3 статьи 147 ТК РФ, где сказано, что конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются самим работодателем с учетом мнения представительного органа работников, и их верхний предел законодателем никак не ограничен.

В рамках трудового, коллективного договоров, локальных нормативных актов размеры повышения оплаты труда этой категории работников могут быть увеличены.

В приложении N 2 к Приказу от 15 октября 1999 г. N 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» (далее — Приказ N 377) дан перечень учреждений, подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда.

Согласно данному Перечню размеры окладов (ставок) работников учреждений (структурных подразделений) для лечения больных СПИДом, ВИЧ-инфицированных, лепрозных, психически больных, больных туберкулезом и других учреждений (структурных подразделений) с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда повышаются на 60, 40, 30, 25 и 15 процентов соответственно.

В пункте 1 раздела 1 указанного Перечня учреждений, подразделений и должностей, работа на которых дает право на повышение окладов, предусмотрено 25 наименований медицинских учреждений с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение окладов (ставок) на 15%.

В соответствии с письмом Минздрава России от 22 июня 2000 года N 2510/6941-32 «О повышении тарифных ставок (окладов) за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда» работникам дезинфекционных станций, занятым в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда, производится повышение тарифных ставок (окладов) в соответствии с подпунктом 1.24 пункта 1 раздела 1 Перечня учреждений, подразделений и должностей, работа на которых дает право на повышение окладов как медицинским работникам отделов лабораторий, отделений, групп, пунктов, центров Госсанэпиднадзора.

В пункте 2 раздела 1 приложения N 2 к Приказу N 377 предусмотрено 20 наименований медицинских учреждений и подразделений с особо опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение окладов (ставок) на 25%.

В пункте 3 раздела 1 Перечня учреждений, подразделений и должностей, работа на которых дает право на повышение окладов, предусмотрено 4 наименования медицинских учреждений с особо опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение окладов (ставок) на 30%.

Согласно пункту 4 раздела 1 Перечня учреждений, подразделений и должностей, работа на которых дает право на повышение окладов медработникам амбулаторных судебно-психиатрических экспертных комиссий; судебно-психиатрических экспертных отделений для лиц, не содержащихся под стражей; отделений для принудительного лечения психически больных в психиатрических больницах, предусмотрено повышение окладов (ставок) на 40% за работу с особо опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда.

В пункте 5 раздела 1 приложения N 2 к Приказу N 377 предусмотрено 4 наименования медицинских учреждений, работа в которых связана с непосредственным обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой работы, больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных, дающая право на повышение окладов (ставок) на 60%.

Считаем необходимым отметить, что приложением N 5 к Приказу N 377 дан Перечень организаций, предприятий, производств и их структурных подразделений, работа в которых дает право на установление надбавок в размере 20% оклада (тарифной ставки) за осуществление диагностики и лечения ВИЧ-инфицированных, а также за работу, связанную с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в котором названы учреждения и виды работ, уже перечисленные в пункте 5 раздела 1 приложения N 2 к Приказу N 377, предоставляющем право данной категории работников на повышение окладов в размере 60%. В данном случае законодатель сам себе противоречит. Видимо, на 20% повышение оклада (ставки) имеют право работники научно-исследовательских учреждений и их структурных подразделений, а также работники научно-производственных объединений и производств и их структурные подразделения по изготовлению медицинских и иммунобиологических препаратов, не названные в пункте 5 раздела 1 приложения N 2 к Приказу N 377.

В разделе 2 приложения N 2 к Приказу N 377 также указаны учреждения образования и социальной защиты населения, а также виды работ с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение окладов (ставок) на 15, 25%.

Приказом Минздравмедпрома России от 6 июня 1994 года N 113 «Об утверждении «Перечня научно-исследовательских учреждений и подразделений, непосредственная работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда» и порядка его применения» утвержден Перечень научно-исследовательских учреждений и их подразделений, где работа с опасными для здоровья, тяжелыми и особо тяжелыми условиями труда дает право медработнику на установление повышения к окладу (ставке) в размере 15, 25, 30, 60%.

Руководителем учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом утверждается конкретный перечень должностей работников, чьи оклады (ставки) повышаются в связи с наличием в их работе опасных для здоровья и особо тяжелых условий труда, которые предусмотрены приложением N 2 к Приказу N 377.

В случае привлечения работников других учреждений (подразделений) для проведения консультаций, экспертизы, оказания медицинской помощи и другой работы в учреждения (подразделения), указанные в приложении N 2 к Приказу N 377, оплата их труда производится за фактически отработанное время с учетом повышения за работу в особых условиях.

В соответствии с подпунктом 1.3 Приказа N 336 руководителям федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы — главных бюро медико-социальной экспертизы — главным экспертам по медико-социальной экспертизе должностной оклад, установленный руководителю, в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда повышается на 15%, руководителям главных бюро медико-социальной экспертизы для психических больных и для больных туберкулезом — на 25%.

В соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 года N 892 «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» медицинским и другим работникам учреждений здравоохранения, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, должна устанавливаться дополнительная оплата в размере не менее 25% должностного оклада (месячной тарифной ставки) по Перечню, который утвержден совместным Приказом Минздрава России N 225, министра обороны Российской Федерации N 194, МВД России N 363, Минюста России N 126, Минобразования России N 2330, Минсельхоза России N 777, ФПС России N 292 от 30 мая 2003 года «Об утверждении Перечня должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающей право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда».

Указанный Перечень согласован с Минтрудом России.

Медицинскому персоналу психиатрических больниц (отделений) специализированного типа и судебно-психиатрических отделений для лиц, которые содержатся под стражей, выплачивается надбавка в размере 30% к окладам (ставкам) за работу в опасных условиях труда.

Во всех случаях, когда доплаты к должностным окладам (ставкам) работников предусматриваются в процентах, абсолютный размер каждой доплаты исчисляется из должностного оклада (ставки) без учета других надбавок и доплат. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2006 года N 03-05-01-04/240 порядок, размер, периодичность и иные условия предоставления компенсаций за тяжелые, вредные, опасные факторы труда не оказывают влияния на льготное налогообложение этих компенсаций, но указанные условия необходимо отразить в соответствующих актах организации.

/»Налоги» (газета), 2007, N 48/

Сокращенный рабочий день (статья 92 ТК РФ).

Помимо денежных компенсаций за вредные и опасные условия труда, медицинским работникам предусмотрен также сокращенный рабочий день (неделя). Сокращенная продолжительность рабочего времени — 4 часа в неделю и более — установлена для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 года N 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» (далее — Постановление N 101) установлена сокращенная продолжительность рабочего времени медработникам за работу в условиях с вредными условиями труда в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности.

В приложении N 1 к Постановлению N 101 указана категория медработников, которым установлена 36-часовая рабочая неделя. Всего это приложение содержит перечень 16 наименований работ и категорий работников, перечислим некоторые из них:

— медработники инфекционных больниц, отделений, палат, кабинетов; кожно-венерологических диспансеров, отделений, кабинетов;

— медработники лепрозориев;

— медработники лечебно-профилактических учреждений (больницы, центры, отделения, палаты) по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, организаций государственной санитарно-эпидемиологической службы и их структурных подразделений, а также структурных подразделений организаций здравоохранения, в том числе специализированных, осуществляющих диагностику, лечение, проведение судебно-медицинской экспертизы и другую работу с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными;

— медработники противочумных учреждений (центры, станции, отделения, отделы, лаборатории, институты);

— медработники станций и отделений переливания крови;

— медработники лечебно-исправительных учреждений для принудительного лечения лиц, страдающих наркоманией и хроническим алкоголизмом;

— медработники организаций, учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения;

— медработники, работающие с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений и другие.

В приложении N 2 к Постановлению N 101 указана категория медработников, которым установлена 33-часовая рабочая неделя:

— медработники лечебно-профилактических организаций, учреждений (поликлиник, амбулаторий, диспансеров, медицинских пунктов, станций, отделений, кабинетов);

— медработники физиотерапевтических лечебно-профилактических организаций, учреждений, отделений, кабинетов;

— медработники стоматологических лечебно-профилактических организаций, учреждений (отделений, кабинетов).

В приложении N 3 к Постановлению N 101 указана категория медработников, которым установлена 30-часовая рабочая неделя. Всего это приложение содержит перечень 6 наименований работ и категорий работников, перечислим некоторые из них:

— медработники, работающие с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений;

— медработники патологоанатомических отделений бюро (институтов), отделений, лабораторий, прозекторских, моргов;

— медработники туберкулезных (противотуберкулезных) организаций здравоохранения и их структурных подразделений; лечебно-производственных (трудовых) мастерских при туберкулезных (противотуберкулезных) организациях; клиник (клинических отделений) для больных туберкулезом медицинских, научных, образовательных организаций и учреждений высшего профессионального образования; образовательных учреждений (подразделений) для больных туберкулезом детей; учреждений социального обслуживания населения, предназначенных для обслуживания больных туберкулезом, и другие.

24-часовая рабочая неделя предусмотрена в соответствии с Постановлением N 101 медработникам, осуществляющим гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.

Дополнительные оплачиваемые отпуска, запрет на отзыв из отпуска, на замену его денежной компенсацией для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (статьи 117, 124 — 126 ТК РФ).

Помимо основного отпуска в 28 календарных дней работникам могут быть предоставлены отпуска и большей продолжительности. Основной отпуск свыше 28 календарных дней — это удлиненный отпуск, который предусмотрен законодателем для некоторых категорий работников (для работников моложе 18 лет согласно статье 267 ТК РФ предоставляется отпуск продолжительностью 31 календарный день). Его следует отличать от дополнительного отпуска, предоставляемого работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, чья продолжительность вместе с основным также превышает 28 календарных дней.

Согласно части 1 статьи 117 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда является ежегодным и должен предоставляться одновременно с основным отпуском за определенный рабочий год. Рабочий год лиц, выполняющих работу с вредными и (или) опасными условиями труда, зачастую оканчивается позже рабочего года, за который предоставляется основной оплачиваемый отпуск. Однако это несовпадение не влияет на порядок предоставления отпусков. Руководствуясь статьей 120 ТК РФ при подсчете общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

Обратите внимание!

Согласно части 2 статьи 124 ТК РФ, в случае если работнику своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска или работник был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее чем за две недели до его начала, то работодатель по письменному заявлению работника должен перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, который согласовывается с работником.

В соответствии с частью 3 статьи 126 ТК РФ не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении).

Этот отпуск предоставляется в соответствии со списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда. Продолжительность дополнительного отпуска по каждой профессии может составлять от 6 до 36 рабочих дней. Перечень профессий, работники которых имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск, закрепляется коллективным договором организации согласно статье 41 ТК РФ.

Обратите внимание!

Согласно части 2 статьи 117 ТК РФ Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в настоящее время устанавливается только минимальная продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Отсюда следует вывод, что работодатель вправе установить для такой категории работников дополнительный оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Обоснование увеличения продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска — это результаты аттестации рабочих мест, трудовой договор работника.

Право на такой отпуск имеют и те работники, которые совмещают профессии либо выполняют вспомогательные работы с вредными условиями труда. В счет времени, проработанного с вредными условиями труда, засчитываются лишь те рабочие дни, когда работник практически был занят на работе в этих условиях не менее половины рабочего дня.

В соответствии частью 3 статьи 121 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время. В стаж, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, периоды отпусков (основного и дополнительных), не включаются.

В соответствии с решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2004 года N ГКПИ2004-481 «О признании частично не действующими пунктов 8 и 9, а также примера к пункту 9 Инструкции о порядке применения списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20» (далее — решение Верховного Суда Российской Федерации N ГКПИ2004-481), не включаются в стаж работы, дающий право на дополнительный отпуск за работу с вредными и опасными условиями труда:

а) период временной нетрудоспособности;

б) время отпуска по беременности и родам, время выполнения женщинами легких работ в связи с беременностью, а также время выполнения женщинами других работ, на которые они были переведены в связи с кормлением ребенка грудью или наличием детей в возрасте до одного года;

в) время выполнения государственных и общественных обязанностей.

Перечень тяжелых работ, работ с вредными или опасными условиями труда и Перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления устанавливаются Правительством Российской Федерации согласно части 2 статьи 117 ТК РФ.

В настоящее время, пока таких перечней нет, следует руководствоваться Типовыми отраслевыми перечнями работ с тяжелыми и вредными условиями труда.

Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется также медицинским работникам, работающими с ВИЧ-инфицированными больными и материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека согласно статье 22 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» и Постановлением Минтруда России от 8 августа 1996 года N 50 «Об утверждении Порядка предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени (36 часов в неделю) и ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда) работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека».

Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года N 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.

Соответствие указанного Постановления действующему законодательству подтвердил и Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 11 марта 2004 года N ГКПИ2004-34 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично не действующим и не подлежащим применению Постановления Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 N 298/П-22» (далее — Постановление N 298/П-22).

Обратите внимание!

Статьей 120 ТК РФ установлено, что дополнительные (впрочем, как и основные) отпуска исчисляются в календарных днях. В Постановлении же N 298/П-22 количество дней установлено в рабочих днях. Чтобы избавиться от этого разночтения, организации следует указать в коллективном договоре, какое количество календарных дней соответствует рабочим дням.

Помимо этого документа, как следует из статьи 423 ТК РФ, могут применяться и другие нормативные акты бывшего СССР, регулирующие продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно пункту 8 Инструкции N 273/П-20 дополнительный отпуск должен предоставляться работнику в полном размере, если в данном рабочем году он фактически проработал в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными (или) опасными условиями труда не менее 11 месяцев. В случае если работник отработал менее 11 месяцев, то дополнительный отпуск ему предоставляется пропорционально времени, которое он отработал. В соответствии с решением Верховного Суда Российской Федерации N ГКПИ2004-481 не должны применяться положения пункта 9 Инструкции N 273/П-20, в которых говорится о возможности предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда в полном объеме авансом до истечения 11 календарных месяцев.

Расчет количества полных месяцев, которые дают право на дополнительный отпуск, производится следующим образом: количество отработанных дней в году делится на среднемесячное количество дней. В случае если число, получившееся после запятой, менее 0,5, то оно отбрасывается, а если больше или равно 0,5, то округляется до 1.

В том случае, если работник был занят на различных работах с вредными условиями труда, где предусмотрена различная продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска, то количество дней дополнительного отпуска рассчитывается отдельно по каждому виду работ, а затем общая продолжительность суммируется.

В том случае, если у работодателя отсутствуют финансовые возможности на оплату дополнительного отпуска лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, который в обязательном порядке предусмотрен законодателем, это не будет являться основанием для отказа в предоставлении такого отпуска. Дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные (опасные) условия труда работодатель обязан представить в любом случае. При этом продолжительность этого отпуска должна быть не меньше минимальной продолжительности таких отпусков, установленных для данной категории работников законодателем. Установление в локальных актах организации продолжительности дополнительного отпуска меньше минимального незаконно (часть 4 статьи 8 ТК РФ).

Согласно пункту 7 статьи 255 НК РФ при расчете налога на прибыль расходы работодателя по оплате основных и дополнительных отпусков работников, которые предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в полном объеме.

——————————————————————