Международно-правовые стандарты правового регулирования труда моряков (рыбаков) и их значение в трудовом праве России
(Зайцева О. Б.) («Транспортное право», 2008, N 2)
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МОРЯКОВ (РЫБАКОВ) И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ РОССИИ
О. Б. ЗАЙЦЕВА
Зайцева О. Б., доцент кафедры трудового и предпринимательского права Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.
В российском трудовом законодательстве в настоящее время первостепенное значение приобретают нормы международного права и международно-правовые стандарты правового регулирования труда самых разнообразных категорий работников, выработанные Международной организацией труда (МОТ), которые должны учитываться в правовой регламентации трудовых отношений в Российской Федерации. Отмечаемые в последние десятилетия процессы унификации правового регулирования очень многих сфер жизни в различных правовых системах мира не могли не отразиться на такой важной сфере жизни любого общества, как трудовые и связанные с ними правоотношения. Конституционное закрепление комплекса трудовых и связанных с ними прав и свобод, с одной стороны, должно соответствовать многочисленным международным стандартам, закрепленным в документах ООН, МОТ, европейских структур, а с другой — нести особенности каждого государства, национальных традиций и особенностей <1>. ——————————— <1> См.: Анишина В. И. Некоторые тенденции регулирования труда в современном мире // Материалы Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в развитии трудового права и права социального обеспечения». М., 2007. С. 98.
Трудовой кодекс РФ как основной кодифицированный нормативно-правовой акт, затрагивающий в своих нормах особенности труда целого ряда работников, специально не выделяет специфику труда моряков (рыбаков), да и в целом в российском трудовом законодательстве вообще не определяются данные термины. Если же обратиться к международному трудовому праву, то термин «моряки» включает всех лиц, работающих в качестве члена экипажа судов, занятых в морском судоходстве, за исключением лиц командного состава <2>. Термин «рыбаки» охватывает всех лиц, служащих на борту или принятых на любую должность на рыболовное судно и занесенных в судовую роль. Это выражение не включает лоцманов, учеников мореходных училищ и надлежащим образом законтрактованных учеников, чинов военного флота и других лиц, состоящих на постоянной государственной службе <3>. ——————————— <2> Статья 1 Конвенции МОТ N 9 о трудоустройстве моряков 1921 г. <3> Статья 2 Конвенции МОТ N 114 о трудовых договорах рыбаков 1961 г.
Конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ) приобретают в последние годы все большее значение в качестве органа правового регулирования труда моряков и рыбаков в Российской Федерации, так как они затрагивают практически все аспекты трудовой деятельности выделенной категории работников, включая вопросы трудоустройства, минимального возраста приема на работу, заключения трудовых договоров, рабочего времени и времени отдыха, условий труда, медицинского обслуживания, оплаты труда, социального обеспечения и других вопросов сферы труда. Конвенция МОТ N 9 о трудоустройстве моряков еще в 1921 г. установила, что трудоустройство моряков не может являться предметом коммерческой деятельности, осуществляемой каким-либо лицом, обществом или учреждением с целью извлечения денежной прибыли, а государства обязаны организовать и поддерживать эффективную систему бесплатных государственных служб занятости для моряков (ст. ст. 2 и 4). Конвенция МОТ N 179 о найме и трудоустройстве моряков 1996 г. подтвердила положение относительно служб по трудоустройству моряков, в частности, взимание с моряков платы за трудоустройство объявлено незаконным, плата лишь допускается за прохождение медицинского освидетельствования, выдачу свидетельств, личных проездных документов и паспорта моряка. 27 августа 2001 г. Россия ратифицировала данную Конвенцию и одновременно создала правовую основу для регулирования деятельности, связанной с наймом и трудоустройством моряков, а также для установления защиты их трудовых и социальных прав. Тем не менее Российская Федерация до настоящего времени не уделяло должного внимания созданию специальной государственной службы занятости моряков, и, к сожалению, по-прежнему действуют только коммерческие структуры для помощи в трудоустройстве моряков, что прямо противоречит международно-правовым нормам. Конвенция МОТ N 7 об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море <4> устанавливает, что дети моложе 14 лет не допускаются к работе на борту судов, кроме судов, на которых заняты только члены одной семьи (ст. 2), а каждый капитан, являющий представителем судовладельца, обязан вести список всех лиц моложе 16 лет, работающих на его судне, или список этих лиц в судовой роли с указанием даты их рождения (ст. 4). В Российской Федерации возможен учет данной международно-правовой нормы, так как в национальном законодательстве специально не выделяется минимальный возраст для приема на работу именно в качестве моряка (рыбака). Общей правовой основой является, по сути, ст. 63 ТК РФ. В настоящее время Трудовой кодекс РФ в ч. ч. 1 и 2 ст. 63 (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ и от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ) нормативно закрепил, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет, а в случаях получения общего образования, либо продолжения освоения программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Части 3 и 4 ст. 63 ТК РФ устанавливают, что с 14 лет правом на заключение трудового договора наделены только учащиеся с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения; лица, не достигшие возраста 14 лет, могут заключать трудовые договоры только в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию, при этом трудовой договор от имени работника подписывается его родителем (опекуном), а в разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа. Кроме того, работодатели-судовладельцы должны учитывать Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163, и разделы XXXII и XXXIV данного Перечня, специально посвященные морскому и речному транспорту. В частности, физическое лицо в возрасте до 18 лет не может занять должности кочегара судна и котельного машиниста, грузчика, докера, матроса всех наименований пассажирских и грузопассажирских судов. ——————————— <4> Дата вступления в силу 27 сентября 1921 г. Конвенция пересматривалась в 1936 г. Конвенцией N 58.
Конвенция МОТ N 22 о трудовых договорах моряков <5> подчеркивает, что моряк должен подписывать трудовой договор только на условиях, установленных национальным законодательством с целью обеспечения надлежащего надзора со стороны компетентного органа государственной власти (ст. 3), при этом соглашение между судовладельцем и моряком должно содержать ясно изложенные соответствующие права и обязанности. ——————————— <5> Дата вступления в силу 4 апреля 1928 г.
Если обратиться к российскому трудовому законодательству, то ст. 57 ТК РФ установила конструкцию трудового договора следующим образом: 1) сведения (информация о работнике и работодателе); 2) условия (обязательные и дополнительные). Предложенная модель (форма) трудового договора должна обеспечивать в первую очередь права работников, которые детально оговариваются при заключении трудовых договоров. Тем не менее, по мнению Ю. В. Пенова, такая модель более характерна для учебного или практического пособия, чем для нормативно-правового акта, однако функцию свою, несомненно, выполняет: работодателю теперь сложнее «скрыть» от работника целый ряд вопросов, по которым им обязательно надо «договориться» при заключении трудового договора <6>. При заключении трудового договора с моряком (рыбаком) работодатели должны учитывать не только ст. 57 ТК РФ, определяющую условия трудового договора с работником и выступающую в качестве своеобразного нормативного образца, но и особо выделять в трудовых договорах такие условия, как численность экипажа судна; намечаемый рейс или рейсы; место и дата явки на борт судна для работы; продовольственное обеспечение; срок договора и условия прекращения его действия; режим рабочего времени и времени отдыха и другие условия, отражающие специфику труда моряка (рыбака) <7>. В частности, для моряков приобретает особое значение обеспечение непрерывной или регулярной занятостью, которая должна также находить свое отражение в трудовых договорах при установлении времени отдыха и его продолжительности. Конвенция МОТ N 145 о непрерывности занятости моряков <8> в ст. 3 особо подчеркивает, что меры, направленные на достижение данной цели, могут включать контракты или соглашения, предусматривающие непрерывную или регулярную занятость на предприятии, занимающемся морскими перевозками; или меры, направленные на регулирование занятости путем создания и ведения реестров или списков квалифицированных моряков по категориям. ——————————— <6> См.: Пенов Ю. В. Изменение трудового договора: теоретические проблемы // Российский ежегодник трудового права. 2006. N 2. С. 102 — 103. <7> Детально условия трудового договора устанавливаются в ст. 6 Конвенции МОТ N 22 о трудовых договорах моряков. <8> Дата вступления в силу 3 мая 1979 г.
При установлении условий трудового договора необходимо также принимать во внимание международно-правовые стандарты рабочего времени и оплаты труда. Так, Рекомендация МОТ N 109 о заработной плате, рабочем времени на борту судов и составе судового экипажа (1958 г.) подчеркивает, что нормальное рабочее время в море и в порту должно составлять восемь часов в день для всех команд, а при нахождении судна в море в день еженедельного отдыха моряки должны получать дополнительную денежную компенсацию, определяемую коллективными договорами или национальным законодательством, при этом при оплате сверхурочной работы желательна почасовая оплата в размере не менее 125% основной заработной платы в час, хотя не исключено и предоставление дополнительных дней отдыха или возмещение в любой другой форме. Конвенция МОТ N 146 о ежегодных оплачиваемых отпусках морякам <9> устанавливает, что минимальный отпуск должен в любом случае составлять не менее 30 календарных дней. Моряк, продолжительность работы которого в течение года меньше той, которая требуется для приобретения права на полный отпуск, имеет право в отношении этого года на ежегодный оплачиваемый отпуск пропорционально отработанному времени в течение этого года. ——————————— <9> Дата вступления в силу 13 июня 1979 г.
МОТ уделяет внимание вопросам обязательств судовладельцев в случае болезни, травмы и смерти моряков; охраны здоровья и медицинского обслуживания на производстве, включая правила, касающиеся предупреждения производственных несчастных случаев; системы социального обеспечения, с выделением таких видов социального обеспечения, как пособие по болезни, пособие по безработице, пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также медицинское обслуживание иждивенцев моряков <10>. ——————————— <10> Конвенция МОТ N 134 о предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков 1973 г.; Конвенция МОТ N 164 о здравоохранении и медицинском обслуживании моряков 1991 г.; Конвенция МОТ N 165 (пересмотренная) о социальном обеспечении моряков 1992 г.; Рекомендация МОТ N 76 о медицинском обслуживании иждивенцев моряков 1946 г.
При разработке общих условий труда МОТ затрагивает вопросы репатриации моряков и защиты молодых моряков; устанавливает стандарты бытового обслуживания, питания и столового обслуживания экипажей на борту судов, обеспечения судового экипажа постельными и столовыми принадлежностями, аптечками <11>. Детализацию правового регулирования труда моряков демонстрирует, в частности, Рекомендация МОТ N 106 о медицинских консультациях по радио для судов в море 1958 г., устанавливающая, что суда в море имеют право на медицинские консультации по радио бесплатно в любое время дня и ночи, включая и профильные медицинские консультации специалистов. ——————————— <11> Конвенция МОТ N 23 о репатриации моряков 1926 г.; Рекомендация МОТ N 153 о защите молодых моряков 1976 г.; Рекомендация МОТ N 48 о бытовом обслуживании моряков в портах 1948 г.; Конвенция МОТ N 68 о питании и столовом обслуживании экипажей на борту судов 1946 г.; Рекомендация МОТ N 78 об обеспечении судового экипажа постельными и столовыми принадлежностями и другими предметами 1946 г.; Рекомендация МОТ N 105 о судовых аптечках 1958 г.
Отдельно от моряков МОТ разработало определенные международно-правовые стандарты труда рыбаков <12>. Так, в отличие от моряков для рыбаков устанавливается минимальный 15-летний возраст для работы на борту рыболовных судов, при этом данные работы не должны быть вредными для здоровья и нормального развития, а также не препятствовать посещению ими школы. В отношении лиц моложе 21 года предусматривается ежегодное медицинское обследование, направленное на выявление болезней, препятствующих службе на море и представляющих опасность для других лиц, находящихся на борту. Что касается трудовых договоров рыбаков, то требования, изложенные в Конвенции N 144 о трудовых договорах рыбаков, фактически являются тождественными стандартам, зафиксированным в Конвенции МОТ N 22 о трудовых договорах моряков, с уточнением лишь субъектного состава. ——————————— <12> Конвенция МОТ N 112 о минимальном возрасте рыбаков 1959 г.; Рекомендация МОТ N 7 о рабочем времени в рыболовстве 1920 г.; Конвенция МОТ N 113 о медицинском осмотре рыбаков 1959 г.; Конвенция МОТ N 114 о трудовых договорах рыбаков 1959 г.; Конвенция МОТ N 125 о свидетельствах рыбаков 1966 г.; Конвенция МОТ N 126 о помещениях для рыбаков на борту судов 1966 г.; Рекомендация МОТ N 126 о профессиональном обучении рыбаков 1966 г.; Рекомендация МОТ N 8 о рабочем времени во внутреннем судоходстве 1920 г.
Рекомендация МОТ N 7 об ограничении продолжительности рабочего времени в рыболовном промысле 1920 г. подчеркивает необходимость того, чтобы государства — члены МОТ прилагали усилия к установлению 8-часового рабочего дня для всех трудящихся, занятых в рыбном промысле, так как 8-часовой рабочий день является правовой основой нормального рабочего времени для рыбаков. Данная норма также выступает международно-правовым стандартом и для работников внутреннего судоходства, установленная Рекомендацией МОТ N 8 об ограничении рабочего времени во внутреннем судоходстве. Россия постепенно становится активным участником процесса международной интеграции — глобализации, которая затрагивает все сферы функционирования государств, включая общественное производство, сферу труда и занятости, миграцию рабочей силы и интересы всех слоев населения. В частности, возрастает ежегодный торговый оборот основных морских портов, составляющий более двух третей общего объема мировой торговли. Не меньшую значимость приобретают и внутренние водные порты, т. е. портовая зона представляет собой мощный промышленный комплекс любого государства, включая и Российскую Федерацию. Труд моряков и рыбаков является достаточно напряженным и требует не только внедрения новых технологий, но и более детального правового регулирования труда работников данной сферы общественного производства. Появление в практике работы водного транспорта новых опасных грузов (химикатов, оружия и т. п.) активизирует, в частности, и проблемы охраны труда моряков и рыбаков. Если обратиться к российскому трудовому законодательству, то Трудовой кодекс РФ в главе 51 (ст. ст. 328 — 330), посвященной особенностям регулирования труда работников транспорта, устанавливает лишь правила приема на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, без уточнения их разновидностей (автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, речной); запрет на работу по совместительству для лиц, чья работа непосредственно связана с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств; нормативный порядок установления специальной дисциплинарной ответственности для работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств. Следовательно, трудовые отношения моряков (рыбаков) специально не выделяются и должны, вероятно, регулироваться иными подзаконными нормативно-правовыми актами самого различного уровня. Так, в РФ действует Кодекс торгового мореплавания РФ <13>, выступающий законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие из торгового мореплавания, в котором содержатся нормы, определяющие правовой статус судна, экипажа, организацию перевозок грузов и пассажиров, морского страхования, а также и основные принципы трудовых отношений, которые основываются на трудовом договоре, заключаемом между членами экипажа и судовладельцем-работодателем. ——————————— <13> Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (КТМ РФ), с изм. от 26 мая 2001 г., 30 июня 2003 г., 2 ноября 2004 г., 20 декабря 2005 г., 4 декабря 2006 г.
В качестве нормативной основы деятельности работников внутреннего водного транспорта выступает Кодекс внутреннего водного транспорта РФ <14>, который регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации. На трудовые отношения работников водного транспорта распространяется действие Трудового кодекса РФ с особенностями, предусмотренными нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном уровне органов исполнительной власти. В соответствии со ст. 27 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 31 мая 2005 г. N 349 утвердило Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, которое распространяется на все экипажи эксплуатируемых на внутренних водных путях Российской Федерации судов с главными двигателями мощностью не менее 55 кВт, несамоходных судов вместимостью не менее 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре Российской Федерации и получивших свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Членам экипажей судов выдаются дипломы (в частности, для занятия должности капитана и механика), квалификационные свидетельства (в частности, для занятия должности рулевого или моториста), которые выдаются квалификационными комиссиями по результатам квалификационных испытаний. К прохождению квалификационных испытаний допускаются только лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по соответствующей специальности. При этом в обязательном порядке подлежит учету и стаж плавания. Например, для занятия должности капитана, механика требуется стаж плавания на внутренних водных путях в составе судовой команды от 10 до 36 месяцев в зависимости от квалификационной группы. В стаж плавания засчитывается все время работы на судне в штатной должности, а также время прохождения на судне практики и (или) стажировки, учитываемое в календарных месяцах и днях. ——————————— <14> Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ, с изм. от 5 апреля, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г., 26 июня 2007 г.
На уровне федеральных органов исполнительной власти предусматривается обязанность обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов. Приказ Минтранса России от 30 сентября 2002 г. N 122 «О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов» устанавливает обязанность судовладельцев обеспечить экипажи судов водой, топливом, кухонным и столовым оборудованием, инвентарем, тарой для получения и хранения продуктов, при этом денежная компенсация стоимости рациона питания запрещена. Тем не менее вышеназванные кодифицированные акты и действующие на морском и внутреннем водном транспорте России уставы о дисциплине, акты федеральных органов исполнительной власти, отраслевые тарифные соглашения, коллективные договоры все-таки не учитывают всего спектра труда моряков и рыбаков, так как в них не находят своего отражения все существующие в мировом сообществе стандарты регулирования труда выделенной категории работников. В связи с этим можно сделать вывод о том, что Российская Федерация должна более активно включаться в глобальные процессы и внедрять выработанные на международном уровне стандарты труда, учитывающие многообразную специфику трудовых отношений. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 1 ст. 10 ТК РФ). По мнению И. Я. Киселева, в настоящее время резко повысился авторитет международных трудовых стандартов, многие из которых воплощают общепризнанные в цивилизованном мире принципы и нормы международного права, действуют как внутреннее национальное право и даже имеют приоритет по сравнению с ним <15>. Именно подобный взгляд на сущность международно-правовых норм должен быть доминирующим как в правоприменительной практике, так и при дальнейшем совершенствовании российского трудового законодательства. ——————————— <15> См.: Киселев И. Я. Сравнительное трудовое право: Учебник. М., 2005. С. 4.
——————————————————————