Отраслевое Соглашение по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
(Иванов А. Б.)
(«Трудовое право», 2008, N 7)
ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
А. Б. ИВАНОВ
Иванов А. Б., руководитель юридической службы Общероссийского профсоюза авиационных работников, соискатель АТиСО.
Одной из форм решения социально-экономических проблем работников любой отрасли, защиты их законных прав и интересов являются отраслевые социально-партнерские соглашения в сфере труда — правовые акты, направленные на реализацию норм национального и международного права по регулированию социально-трудовых отношений в соответствующей отрасли [1]. К такого рода соглашениям относятся и отраслевые (тарифные) соглашения по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее по тексту — соглашения по гидрометеорологии).
Отраслевое тарифное Соглашение по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2005 — 2007 гг., подписанное 17 февраля 2005 г., продлено 12 декабря 2007 г. на 2008 г. до введения новых систем оплаты труда. Это — десятое отраслевое Соглашение, заключаемое в гидрометеорологической отрасли России.
Правовой основой содержания заключаемых соглашений по гидрометеорологии являются Конституция Российской Федерации (ст. ст. 7, 37, 72), трудовое законодательство РФ, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, а также Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ.
В гидрометеорологической отрасли заключается отраслевое соглашение на федеральном уровне. Практика заключения региональных отраслевых соглашений по гидрометеорологии отсутствует, хотя для отдельных регионов свойственны особенности, обусловленные в основном финансовым положением региона, которые следовало бы учесть в региональных отраслевых соглашениях по гидрометеорологии. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) заключила с органами исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации соглашения о сотрудничестве в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в которых предусматривается финансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации услуг, предоставляемых территориальными организациями Росгидромета. В региональных отраслевых соглашениях по гидрометеорологии, в частности, следовало бы закрепить дополнительные социальные гарантии работникам отрасли, финансируемые из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Сторонами Соглашения по гидрометеорологии на 2005 — 2007 гг. являются работники территориальных управлений и центров, сетевых подразделений, научных и учебных учреждений, метеорологических агентств, других организаций гидрометеорологической службы в лице их представителя — Общероссийского профсоюза авиационных работников и работодатели — руководители организаций и учреждений гидрометеорологической службы в лице их представителя — Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (п. 1.3).
Сторонами коллективно-договорного процесса должны признаваться работодатели и представительные организации работников. Мы солидарны с мнением А. Ф. Нуртдиновой, которая считает недопустимым указание в трудовом законодательстве на работников как на социальных партнеров. По ее справедливому мнению, «коллектив работников не обладает признаками субъекта права и не может вступать в правоотношения» [2].
Сторонами Соглашения по гидрометеорологии следует признать Общероссийский профсоюз авиационных работников (ОПАР), представляющий интересы работников, и Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) — представителя организаций Росгидромета.
В гидрометеорологической отрасли не создано объединение работодателей, что, по нашему мнению, является недостатком, поскольку трудовые правоотношения возникают между работником и работодателем — учреждением гидрометеорологической службы, которое не всегда входит в структуру Росгидромета, а соответственно и представлять интересы данных учреждений Росгидромет не может. Создание объединения работодателей будет способствовать формированию полноценного социального партнерства в гидрометеорологической отрасли — сотрудничеству представителей работников, работодателей и государства в социальной сфере.
Действие Соглашения по гидрометеорологии на 2005 — 2007 гг. распространяется на все организации, подведомственные Росгидромету, на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, на Росгидромет и его территориальные органы в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения (п. 1.4).
Содержанием Соглашения по гидрометеорологии на 2005 — 2007 гг. являются преимущественно дополнительные по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами положения об условиях труда, социальные гарантии и льготы, предоставляемые работникам.
Согласно ст. 45 ТК РФ отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли, что, по нашему мнению, сужает сферу вопросов, регулируемых отраслевыми соглашениями на практике.
Например, Соглашение по гидрометеорологии на 2005 — 2007 гг. регулирует социально-трудовые отношения в области организации и оплаты труда, социальных гарантий, направленные на обеспечение повышения эффективности оказания отраслевых услуг, укрепление трудовой дисциплины, предотвращение трудовых конфликтов. Кроме того, оно определяет обязательства сторон в области занятости граждан в организациях отрасли, поэтапного повышения социальных гарантий работникам отрасли, устанавливает для работников отрасли минимальные и обязательные для применения социальные гарантии, условия труда. Необходимо, по нашему мнению, изложить первое предложение ч. 8 ст. 45 ТК РФ в новой редакции: «Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает минимальные и обязательные для применения условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли, а также другие обязательства, регулирующие социально-трудовые отношения между сторонами».
Структура соглашения по гидрометеорологии включает десять разделов.
1. Общие положения.
2. Обеспечение деятельности организаций, трудовые отношения и занятость.
3. Оплата труда и социальные гарантии.
4. Охрана и условия труда.
5. Работа с кадрами и молодыми специалистами.
6. Обязательства Общероссийского профсоюза авиационных работников, его центральных и территориальных органов, профсоюзных организаций.
7. Обеспечение прав и гарантий деятельности профсоюзных организаций.
8. Порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов).
9. Контроль за выполнением соглашения и ответственность сторон.
10. Порядок и условия присоединения к соглашению.
Большое внимание в соглашениях по гидрометеорологии уделяется вопросам оплаты труда. Для соглашений по гидрометеорологии характерно ограниченное число гарантий, компенсаций и льгот работникам отрасли, которые предоставляются непосредственно на основании соглашения, наличие значительного количества норм, которые могут быть реализованы только после их включения в коллективные договоры.
Целевое финансирование гидрометеорологии из федерального бюджета ограничивает возможности для предоставления дополнительных льгот работникам отрасли. Большинство из этих льгот должно финансироваться из средств от хоздоговорной деятельности. У организаций гидрометеорологической службы, находящихся в различных регионах, имеются существенные различия в возможностях привлечения таких средств. Например, согласно п. 3.5 Соглашения по гидрометеорологии на 2005 — 2007 гг. в организациях гидрометеорологической службы в пределах имеющихся средств могут устанавливаться стимулирующие доплаты и надбавки с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа Общероссийского профсоюза авиационных работников (ОПАР); условия и порядок выплат стимулирующих надбавок и доплат определяются коллективными договорами. Организации и учреждения Росгидромета могут в своих локальных актах, коллективных договорах предусматривать направление средств на дополнительные выплаты и социальные гарантии, предусмотренные соглашением по гидрометеорологии.
В практике заключения соглашений по гидрометеорологии есть положительные примеры, когда денежные выплаты, источником которых должны были служить собственные средства организаций, приобретали статус выплат, финансируемых из федерального бюджета. Например, п. 4.2.1 Соглашения по гидрометеорологии на 1995 г. устанавливал выплату ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за выслугу лет (от 10 до 30%). А в 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ от 27.06.1996 N 757 [3], согласно которому начиная с 1 января 1997 г. надбавка за выслугу лет выплачивается из средств федерального бюджета.
В настоящее время главной проблемой в области оплаты труда работников отрасли является ее низкий уровень. В России заработная плата метеоролога — специалиста с высшим профессиональным образованием — состоит из оклада от 2076 до 2955 руб. в месяц (8 — 12 разряды ЕТС) и надбавки за специфику отрасли до 70% от оклада. Во Франции, к примеру, техник-метеоролог получает заработную плату в размере 2200 евро в месяц, инженер-метеоролог — 3000 евро, при средней зарплате в стране 1000 евро [4].
В целях развития социального партнерства соглашения по гидрометеорологии всегда предусматривают льготы и гарантии для профсоюзного актива. Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных в выборный профсоюзный орган всех уровней, засчитывается им в общий стаж, необходимый для получения всех льгот, предусмотренных для работников гидрометеорологической службы.
Разделу «Обеспечение прав и гарантий деятельности профсоюзных организаций», по нашему мнению, свойственна неконкретность обязательств. Например, не указано, какую именно помощь может оказывать профсоюзу Росгидромет в обучении профсоюзного актива по вопросам социально-трудовой и экономической деятельности (п. 7.5 Соглашения по гидрометеорологии на 2005 — 2007 гг.). По нашему мнению, в соглашении по гидрометеорологии необходимо предусмотреть проведение специалистами Росгидромета и ОПАР не реже чем один раз в год обучения работников гидрометеорологической службы, по вопросам социально-трудовой и экономической деятельности. На время обучения за работником должны сохранятся место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. В п. 7.5 Соглашения по гидрометеорологии на 2005 — 2007 гг. установлено, что для обеспечения нормального функционирования профсоюзных организаций Общероссийского профсоюза авиационных работников Росгидромет и его организации обязуются предоставлять профсоюзным органам ОПАР информацию, необходимую для разрешения споров, связанных с выполнением Соглашения. Но, к сожалению, не определен срок предоставления информации, не установлены дисциплинарные санкции к должностным лицам, уклоняющимся от предоставления информации, а предоставление информации ограничено случаями разрешения споров, связанных с выполнением Соглашения. По нашему мнению, в соглашении необходимо указать, что информация, в том числе, о деятельности организации гидрометеорологической службы, предоставляется работодателем в профсоюзный орган во всех случаях, когда это необходимо для реализации установленных данным соглашением норм.
В соответствии с Соглашением по гидрометеорологии на 2005 — 2007 гг. ряд вопросов решается Росгидрометом по согласованию с профсоюзом, что расширяет правомочия профсоюзной стороны. Например, замена и пересмотр норм труда в отрасли осуществляется по согласованию с профсоюзными органами (п. 3.11), а не с учетом мнения профсоюзного органа, как это предусмотрено ст. 162 Трудового кодекса РФ.
Следует отметить немаловажный пробел, имеющийся во всех соглашениях по гидрометеорологии, — отсутствие норм о формировании забастовочного фонда, поскольку привлечь при необходимости трудовые коллективы к забастовке можно, только установив работникам выплаты из забастовочного фонда, компенсирующие заработную плату, не полученную из-за участия в забастовке [1].
Необходимо указать на свойственные Соглашению по гидрометеорологии на 2005 — 2007 гг. недостатки с точки зрения юридической техники. Так, в наименовании Соглашения по гидрометеорологии до сих пор используется термин «тарифное», хотя никаких тарифов в Соглашении не содержится.
В связи с совершенствованием законодательства о трудовых спорах (разд. XIII Трудового кодекса РФ) достаточно декоративное значение имеет разд. Соглашения по гидрометеорологии на 2005 — 2007 гг. «Порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Необходимо отметить, что начиная с Закона СССР от 9 октября 1989 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» [5] законодатель признавал тождественными словосочетания «коллективный трудовой спор» и «коллективный трудовой конфликт». Следует согласиться с точкой зрения профессора В. И. Миронова, что трудовой конфликт предполагает урегулирование разногласий с использованием не запрещенных законом способов и форм, в том числе определенных по соглашению между работником и работодателем, в то время как трудовой спор — урегулирование разногласий органом или лицом, указанным в законодательстве [6]. Таким образом, понятие «коллективный трудовой конфликт» шире понятия «коллективный трудовой спор». Действующий Трудовой кодекс РФ не предусматривает создание на отраслевом уровне постоянно действующей комиссии по разрешению коллективных трудовых конфликтов, что, по нашему мнению, является пробелом. В Трудовой кодекс РФ необходимо внести дополнения, предусмотрев, что на отраслевом уровне социального партнерства создаются комиссии для разрешения трудовых конфликтов, которые могли бы оперативно решать разногласия между сторонами, не прибегая к процедуре, прописанной в гл. 61 Трудового кодекса РФ «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров».
Некоторые вопросы, не упомянутые в первых отраслевых соглашениях по гидрометеорологии, были достаточно подробно решены последующими отраслевыми соглашениями. В этой связи нельзя не упомянуть включение в разд. «Работа с кадрами» Соглашения по гидрометеорологии на 2005 — 2007 гг. положений по актуальной в настоящее время кадровой проблеме с учетом взаимосвязанных факторов старения кадров и низкого уровня оплаты труда, сложности привлечения в отрасль молодежи. Например, молодым специалистам, прибывшим на работу по договору между учебным заведением и учреждением гидрометеорологической службы, выплачивается в течение трех лет заработная плата в размере не ниже средней заработной платы инженерно-технического состава путем введения стимулирующих надбавок.
Если в первых соглашениях по гидрометеорологии достаточно большое внимание уделялось регулированию производственно-экономической деятельности, то в Соглашении по гидрометеорологии на 2005 — 2007 гг. этот раздел отсутствует главным образом из-за того, что Соглашение стало заключаться на двусторонней основе между Росгидрометом и ОПАР без участия представителей Правительства РФ, Минфина России, Минтруда РФ, Минздравсоцразвития РФ. Стороны не имели реальных механизмов его реализации.
В последние годы наблюдается самоустранение органов федеральной исполнительной власти от участия в работе над отраслевыми соглашениями по гидрометеорологии. Если в отраслевую комиссию по заключению Соглашения по гидрометеорологии на 1994 г. входили представители Минфина России, Минэкономики РФ, Минтруда РФ, то в Соглашении по гидрометеорологии на 2005 — 2007 гг. органы исполнительной власти представлены лишь Росгидрометом. Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ [7] из ст. 35 ТК РФ исключена ч. 6, устанавливавшая, что соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджета, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти, являющихся стороной соглашения.
В соответствии со ст. 47 ТК РФ отраслевые соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Несмотря на это, в гидрометеорологической отрасли сложилась практика заключения соглашения без связи с проектом федерального бюджета, что также не способствует решению многих насущных проблем. Например, Соглашение по гидрометеорологии на 2005 — 2007 гг. было заключено в феврале 2005 г., хотя Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год» был принят Государственной Думой РФ еще в декабре 2004 г. [8].
В социальном диалоге особая роль принадлежит государству как социальному партнеру, координирующему действия социальных партнеров и защищающему общественные интересы, поэтому носители государственной власти не должны уклоняться от осуществления своих функций [9].
Во многом развитию социально-партнерских отношений способствует положительный опыт взаимодействия Общероссийского профсоюза авиационных работников с Росгидрометом. Особенно это проявилось в период катастрофического недофинансирования отрасли в 1992 — 1996 гг. [10].
В практике социальных партнеров — проведение ежегодных расширенных совещаний членов двусторонней комиссии по итогам выполнения соглашений за год, обобщающих информацию с мест, а также ежегодных совместных заседаний коллегии Росгидромета и Исполкома ЦК ОПАР, посвященных деятельности в области социальной защиты работников. По их результатам принимается совместное постановление, в котором определяются мероприятия для решения социальных задач. Например, в Постановлении Коллегии Росгидромета и Исполкома ЦК ОПАР от 06.02.2008 N 2/6 отмечается необходимость подготовки проекта нового отраслевого соглашения по гидрометеорологии с учетом введения отраслевой системы оплаты труда.
Можно констатировать, что социально-партнерские отношения в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, благодаря наметившейся стабилизации финансового положения в системе Росгидромета, имеют хорошие перспективы развития [11]. В отрасли созданы условия для дальнейшего развития системы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, реализации принципа сочетания государственного и договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Дальнейшее совершенствование содержания соглашений по гидрометеорологии связано с более конкретным определением общих принципов регулирования социально-трудовых отношений применительно к специфике отрасли, расширением нормативного содержания соглашений [12]. Во многом успех этой работы зависит от детальнейшего анализа выполнения действующего соглашения по гидрометеорологии на местах.
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА
1. Крылов К. Д. Социально-партнерские соглашения в сфере труда. М.: Профиздат, 2005. С. 3.
2. Нуртдинова А. Ф. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений: Теоретические проблемы: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 1998. С. 75 — 82.
3. Постановление Правительства РФ «О выплате ежемесячных надбавок к тарифным ставкам (окладам) за выслугу лет работникам оперативно-производственных организаций гидрометеорологической службы» от 27.06.1996 N 757 // СЗ РФ. 1996. N 27. Ст. 3284.
4. См. интернет-сайт: http://www. primpogoda. ru.
5. Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 23. Ст. 654.
6. Миронов В. И. Практическое пособие по урегулированию трудовых разногласий, споров, конфликтов // Трудовое право. 2008. N 4. С. 7 — 8.
7. СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878.
8. СЗ РФ. 2004. N 52 (часть 1). Ст. 5277.
9. Лушникова М. В., Лушников А. М., Тарусина Н. Н. Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально-обеспечительных и семейных отношений. Ярославль, 2001. С. 112 — 264.
10. Указание Госкомгидромета России «О результатах переговоров с представителями трудовых коллективов» от 31 марта 1992 г. N 140-25. Документ опубликован не был.
11. Обзор деятельности Росгидромета за 2007 год. М.: Росгидромет, 2008. С. 92 — 93.
12. Крылов К. Д. Социально-партнерские соглашения в сфере труда. М.: Профиздат, 2005. С. 96.
——————————————————————