Ночная работа: время перемен

(Михайлов И.)

(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 35)

НОЧНАЯ РАБОТА: ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

И. МИХАЙЛОВ

Иван Михайлов, юрист Центра правовых и экономических консультаций.

Правительство наконец-то установило минимальные размеры доплаты работникам за работу в ночное время. Согласно Постановлению от 22.07.2008 N 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» каждый час работы ночью будет обходиться работодателю дороже самое малое на 20%. Однако применение новых норм вызывает некоторые вопросы, которые мы и рассмотрим в данной статье.

История вопроса

Статья 154 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя оплачивать каждый час работы в ночное время в повышенном размере.

Предусмотрено, что минимальный размер доплаты устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Правительство РФ не спешило принимать соответствующий нормативный правовой акт. Поэтому долгое время на основании ст. 423 ТК РФ при установлении доплаты за работу в ночное время работодатели руководствовались документами, принятыми еще во времена СССР. Во многих отраслях доплата была установлена соглашениями, заключенными между представителями работников и работодателей с участием государственного органа.

В СССР не существовало нормативного правового акта, который бы устанавливал размер доплаты за работу в ночное время для всех без исключения работников. Подобные доплаты были ранжированы по отраслям и категориям работников.

Теперь такой документ появился: Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» предусмотрено, что любому работнику, трудящемуся ночью, работодатель обязан повысить оплату труда минимум на 20%. Доплата определяется исходя из часовой ставки работника, части должностного оклада за каждый час работы, то есть без учета других доплат или надбавок.

Документы древние…

Главный вопрос, который возникает в связи с принятием Постановления N 554, следующий. Отменяются ли доплаты, предусмотренные ранее принятыми нормативными правовыми актами? Дело в том, что очень многими из этих нормативных правовых актов доплаты за работу в ночное время были предусмотрены в значительно большем размере, чем 20% ставки (оклада).

Так, например, работникам охраны доплата за работу в ночное время была установлена в размере 35% часовой ставки (Постановление Госкомтруда Советского Союза и Секретариата ВЦСПС от 06.08.90 N 313/14-9 «Об оплате труда работников охраны в ночное время»), медицинским работникам — от 50 до 100% часовой ставки (Приказ Минздрава России от 15.10.99 N 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения»; Постановление Минтруда России от 08.06.92 N 17 «О размерах надбавок и доплат работникам здравоохранения и социальной защиты»), работникам, занятым в основной деятельности железных дорог, — 40% часовой ставки (Приказ МПС России от 15.12.97 N 24Ц «О совершенствовании системы организации заработной платы работников, занятых в основной деятельности железных дорог»), работникам организаций жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения — 35% часовой ставки (Постановление Госкомтруда Советского Союза и Секретариата ВЦСПС от 19.06.90 N 242/10-9 «Об установлении дополнительной оплаты труда работникам предприятий (объединений), организаций и подразделений жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения за работу в ночное время») и т. д.

Как представляется, перечисленные и другие нормативные правовые акты, установившие доплату за работу в ночное время отдельным категориям работников в размере, превышающем 20% часовой ставки, продолжают действовать и сейчас. Дело в том, что Постановление N 554 определяет самую нижнюю границу оплаты ночной работы. Ни один работник не может получать за труд в ночное время доплату меньше 20% его часовой ставки.

В то же время нет никаких оснований утверждать, что такой размер не может быть повышен особо в отношении отдельных категорий работников.

Противоречия между новым Постановлением Правительства РФ и старыми нормативными правовыми актами нет: они соотносятся между собой как общая и специальные нормы.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно ссылался на необходимость соблюдения правового принципа соотношения общих и специальных норм. Согласно этому принципу при конкуренции общей и специальной нормы права применяется специальная норма (см., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. N 1-П).

Таким образом, принятые ранее по вопросам оплаты работы в ночное время нормативные правовые акты продолжают действовать, если в отношении отдельных работников они устанавливают доплаты в размере, превышающем 20% часовой ставки.

В соответствии со ст. 423 ТК РФ документы бывшего СССР действуют на территории России, если не противоречат Трудовому кодексу РФ. Системы оплаты труда у конкретного работодателя устанавливаются с учетом положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Статья 154 ТК РФ не препятствует установлению в большем размере доплаты за работу в ночное время отдельным категориям работников. Следовательно, работодатели должны соблюдать изданные ранее нормативно-правовые акты по этому вопросу.

…и еще древнее

Еще один «древний» документ, который связан с оплатой работы в ночное время, — Постановление ЦК КПСС, Совмина Советского Союза и ВЦСПС от 12.02.87 N 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства», пунктом 9 которого установлены доплаты за каждый час работы в вечернюю и ночную смены при многосменном режиме работы в размере 20% и 40% тарифной ставки.

На наш взгляд, этот нормативный правовой акт также должен применяться после вступления в силу Постановления N 554.

Как следует из Определения Верховного Суда РФ от 19.11.2003 N 48пв-03, статья 154 ТК РФ (устанавливающая обязанность повышения оплаты при работе в ночное время) не исключает необходимости повышенной оплаты работы в ночную и вечернюю смены. Статья 103 ТК РФ устанавливает режим работы в две, три или четыре смены, следовательно, предусматривает и ночные, и вечерние смены. Условия работы в ночные и вечерние смены, по мнению Верховного Суда РФ, являются отклонением от нормальных условий труда в соответствии со ст. 149 ТК РФ и требуют повышенной оплаты. Таким образом, работа в вечернюю и ночную смены при многосменном режиме работы является самостоятельным основанием повышения заработной платы работников.

Поэтому если работник постоянно работает в ночное время, то ему необходимо доплачивать за каждый час работы не менее 20% ставки (оклада) в соответствии с Постановлением N 554 (если иное не предусмотрено иными нормативными актами, соглашениями, трудовым или коллективным договором).

А если на предприятии установлен многосменный режим работы, то повышение оплаты за каждый час работы в ночную и вечернюю смены должно производиться в размере не менее 40% ставки (оклада). Доплата за работу в вечернюю смену составит 20% ставки.

Из договора слов не выкинешь

Отметим, что проблема применения старых нормативных правовых актов о доплате за работу в ночное время касается только работодателей, которые еще только устанавливают систему оплаты труда для своих работников. Ранее принятые на работу работники должны получать доплату в размере не ниже той, которая была оговорена при заключении трудового договора.

Если системой оплаты труда доплата за работу в ночное время была установлена в размере, превышающем 20% часовой ставки, то снизить этот размер до 20% по собственной инициативе работодатель не может. Пересмотр условий трудового договора допускается только с согласия работника (ст. 72 ТК РФ).

Исключением из этого правила является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), когда допускается изменение определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя (ст. 74 ТК РФ).

Однако принятие нормативного акта (Постановления N 554) само по себе не может рассматриваться как изменение организационных или технологических условий труда. Следовательно, ст. 74 ТК РФ здесь не применима.

Некоторые профсоюзы добились включения в отраслевые тарифные соглашения положений о величине доплаты за работу в ночное время, превышающей 20% часовой ставки, что отражают следующие документы:

— Отраслевое тарифное соглашение по организациям текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности Российской Федерации на 2006 — 2008 годы;

— Отраслевое тарифное соглашение по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2008 — 2010 годы;

— Отраслевое тарифное соглашение по организациям и предприятиям сферы бытового обслуживания населения на 2008 — 2010 годы;

— Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 — 2010 годы;

— Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2008 — 2010 годы;

— Отраслевое соглашение по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2008 — 2010 годы;

— Отраслевое соглашение по лесному хозяйству Российской Федерации на 2007 — 2009 годы;

— Федеральное отраслевое соглашение по авиационной промышленности Российской Федерации на 2008 — 2010 годы.

Постановление N 554 нормы этих Соглашений также изменить не может, поэтому они продолжают применяться.

Доплата за каждый час работы в ночное время в размере, превышающем 20% часовой ставки, предусматривается также многими региональными соглашениями (см., например: Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве и горэлектротранспорте Волгоградской области на 2008 — 2010 годы от 15.01.2008 N С-2/08; Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан на 2008 — 2010 годы; Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Липецкой области на 2007 — 2009 годы).

Итак, если размеры доплаты за работу в ночное время установлены и нормативными правовыми актами, и соглашениями или иными документами (коллективным договором, локальными нормативными актами, трудовым договором), то действуют наиболее благоприятные для работника положения.

——————————————————————