Проблемные нормы Трудового кодекса РФ, регулирующие рабочее время педагогических работников

(Бриллиантова Н. А., Архипов В. В.) («Законодательство и экономика», 2008, N 7)

ПРОБЛЕМНЫЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РФ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Н. А. БРИЛЛИАНТОВА, В. В. АРХИПОВ

Бриллиантова Н. А., профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений.

Архипов В. В., доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений.

Анализ проблем, порожденных изменениями, внесенными в Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ) в конце 2006 г., был начат нами в статье «Проблема недействительности условий трудового договора» <1>, где исследованы вопросы приема и увольнения работников. Однако до сего момента не полностью решены и практические проблемы, связанные с регулированием рабочего времени педагогических работников вузов. Их мы и исследуем в настоящей статье. ——————————— <1> Законодательство и экономика. 2007. N 6. С. 43 — 51.

Законодатель в части 3 ст. 92 и статье 333 ТК РФ предусматривает определенные особенности регулирования продолжительности рабочего времени педагогических работников. Так, к числу характерных особенностей, отличающих труд педагогических работников от иных категорий работников, относится сокращенная продолжительность их рабочего времени, установленная в размере не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333). Аналогичная норма рабочего времени (с небольшими уточнениями) установлена для педагогических работников именно образовательных учреждений в пункте 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 28 февраля 2008 г.; далее — Закон об образовании). Несмотря на внесенные с 6 октября 2006 г. существенные изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ, его нормы до настоящего времени не приведены в соответствие с нормами, содержащимися в иных законах (или нормы иных законов не идентифицированы с нормами Кодекса). В частности, в Законе об образовании 36-часовая рабочая неделя установлена только для педагогических работников образовательных учреждений, а в части 1 ст. 333 (в ред. 2008 г.) — для всех педагогических работников. Таким образом, согласно пункту 5 ст. 55 Закона об образовании эта норма формально, а следовательно, и юридически не распространяется на педагогических работников лечебно-оздоровительных, воспитательных учреждений (например, на приемники-распределители, где также применяется труд педагогов), хотя круг образовательных учреждений довольно-таки широк (п. 4 ст. 12 Закона об образовании). Законодателем не выполнено требование, установленное в части 3 ст. 5 главы I «Основные начала трудового законодательства» ТК РФ, обязывающее как при издании федеральных законов, содержащих нормы трудового права, так и при внесении изменений в Кодекс приводить эти нормы в соответствие между собой. Как известно, согласно частям 4 и 5 ст. 5 ТК РФ в случае противоречий между Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяются нормы Кодекса. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Кодексу, он применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ. До внесения таких изменений применяются нормы Кодекса, поскольку имеют приоритет перед нормами иных законов не кодифицированного характера, регулирующих трудовые отношения. Часть своих полномочий в регулировании труда педагогических работников законодатель делегировал Правительству РФ, которому поручено: — утверждать типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, где может устанавливаться верхний предел учебной нагрузки педагогических работников (ч. 2 ст. 333 ТК РФ). Здесь нужно также отметить нестыковку между нормами Трудового кодекса РФ и Закона об образовании, поскольку наличие слова «может» в части 2 ст. 333 ТК РФ придает этой норме рекомендательный характер, в то время как из содержания пункта 6 ст. 55 Закона об образовании следует, что учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, т. е. ограничение верхнего предела учебной нагрузки носит обязательный характер; — определять в пределах установленной законом сокращенной продолжительности рабочего времени конкретную его продолжительность, т. е. производить дифференциацию в зависимости от должности и (или) специальности и с учетом особенностей труда различных категорий педагогических работников. Однако до сих пор в части 2 п. 5 ст. 55 Закона об образовании указано: продолжительность рабочего времени педагогическим работникам образовательных учреждений (с учетом особенностей их труда) устанавливается Кодексом законов о труде РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в зависимости от должности и (или) специальности. Таким образом, указание в Законе об образовании на недействующий уже с 1 февраля 2002 г. акт без учета содержащейся в Трудовом кодексе РФ нормы, имеющей конкретное указание на орган, которому передано установление дифференциации продолжительности рабочего времени педагогических работников, является явным пренебрежением к правилам нормотворчества. Изложение нормы о возможности проведения этой дифференциации в части 3 ст. 333 позволяет допустить, что это можно сделать двумя способами. Во-первых, путем установления времени работы отдельных категорий педагогов в 36 часов в неделю либо уменьшения этих часов с учетом оплаты их труда в форме должностного оклада. Во-вторых, в виде установления нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в пределах тех же 36 часов работы в неделю. Из-за такого неоднозначного изложения происходит, на наш взгляд, ошибочное толкование равных по своей сути понятий «продолжительность рабочего времени» и «норма часов педагогической работы за ставку заработной платы», относящихся к различным типам и видам образовательных учреждений. Так, в части 1 ст. 91 ТК РФ понятие «рабочее время» определено законодателем как время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, в соответствии с Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относящиеся к рабочему. Причем нормальная продолжительность рабочего времени педагогических работников не может превышать 36 часов в неделю, о чем прямо указано и в Трудовом кодексе РФ, и в Законе об образовании. Во исполнение указания законодателя Правительство РФ 3 апреля 2003 г. издало Постановление N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (в ред. от 9 июня 2007 г.; далее — Постановление N 191). В сноске к абзацу первому приложения к данному Постановлению разъяснено: продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке. Как указано в этом приложении, для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов устанавливается именно продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю), а не норма часов педагогической или преподавательской работы за ставку заработной платы, предусмотренную в приложении для иных категорий педагогов. В связи с различием форм собственности и, следовательно, финансирования образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Федерации), муниципальными, негосударственными (частными), учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений), а это на практике, как правило, порождает различную систему оплаты труда. Так, рабочее время педагога может оплачиваться путем конкретно определенного в штатном расписании оклада на основании повременной системы оплаты труда, что присуще негосударственным вузам, или исходя из действующей в государственном или муниципальном вузе тарифной системы оплаты труда. В свою очередь, понятие «норма часов педагогической работы за ставку заработной платы» подразумевает нормированную продолжительность времени выполнения педагогических функций при замещении одной педагогической должности, оплачиваемой по полной тарифной ставке за месяц. Такой вывод следует из части 3 ст. 129 ТК РФ, где тарифная ставка определена как фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Следовательно, можно сделать вывод: установление педагогическим работникам вузов именно продолжительности рабочего времени, а не нормы часов педагогической или преподавательской работы за ставку заработной платы предполагает выплату им ежемесячного должностного оклада или так называемой ставки за месяц из расчета еженедельной выработки 36 астрономических часов. В части 4 ст. 129 ТК РФ дано следующее определение понятия «оклад (должностной оклад)»: фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В приложении к Постановлению N 191 для отдельных категорий педагогов (не из числа преподавателей вузов) установлена норма часов именно преподавательской, а не педагогической работы за ставку заработной платы, что определено как нормируемая часть педагогической работы, и указаны следующие особенности: — за преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере в порядке, определяемом Министерством образования и науки РФ; — норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах; — для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования образовательных учреждений норма часов преподавательской работы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними. В вышеизложенном тексте невольно привлекают внимание два момента. Первый — переработка сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы не приравнивается к понятию «сверхурочная работа», которая выполняется за пределами нормальной для работника продолжительности рабочего времени. Отсюда следует, что превышение нормированной части педагогической работы, происходящее с согласия работника и касающееся именно нормы часов преподавательской работы, т. е. учебной нагрузки, допускает оплату сверхурочного труда в одинарном размере. Если же работник не дает согласия на сверхурочный труд, то, исходя из норм статей 98 и 152 ТК РФ, привлечение его к сверхурочной преподавательской работе невозможно, несмотря на полагающуюся ему оплату за первые два часа работы в полуторном и за последующие часы — в двойном размере. Второй момент — это отсутствие в законодательстве применяемого на практике понятия «академический час», что позволяет Правительству РФ указывать о произвольном установлении нормы часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы в астрономических часах. Одновременно хотелось бы затронуть и такие понятия, как «сокращенное рабочее время» и «неполное рабочее время». Дело в том, что на практике нередко возникает вопрос, все ли требования нормативных актов, касающиеся регулирования труда педагогических работников, работающих на полной ставке (при замещении одной должности), распространяются на лиц, работающих на полставки или меньше. Базовое понятие и основы регулирования трудовых отношений, связанных с сокращенным рабочим временем, как уже выше было сказано, содержатся в статье 92, а с неполным рабочем — в статье 93 ТК РФ. Характерным их отличием являются следующие признаки: — установление сокращенного рабочего времени осуществляется законодателем, а неполного — сторонами трудового договора; — оплата труда при сокращенном рабочем времени производится в размере, установленном в трудовом договоре. Причем при полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда заработная плата за этот период не может быть менее минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ), определенного федеральным законом (ст. 133 ТК РФ). В свою очередь, оплата труда лица, работающего на условиях неполного рабочего времени, производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ и не связана с МРОТ (ч. 2 ст. 93). К характерным особенностям работы с неполным рабочим временем педагогических работников можно также отнести то, что для них это выражается в пропорциональном уменьшении часов рабочей недели и часов учебной нагрузки. Причем в соответствии с частью 3 ст. 93 работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников какие-либо ограничения продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав. Из вышесказанного о системе оплаты труда с учетом требований части 2 ст. 333 ТК РФ следует: в общем объеме времени выполнения педагогом своих должностных обязанностей должен быть четко выделен и нормативно зафиксирован объем его учебной нагрузки (преподавательской работы). Кроме того, необходимо осуществить нормирование времени, предусматривающего исполнение им иных педагогических функций в пределах либо установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, либо за определенную продолжительность рабочего времени, оплачиваемого по повременной системе оплаты труда. Но для этого необходимо не только раскрыть содержание учебной функции, подразумевающей преподавательскую работу, но и определить содержание иных функций, характерных для деятельности педагога, прежде всего воспитательной функции. Анализ действующих нормативных актов, не только содержащих перечень функций педагога (как это сделано в Постановлении N 191), но и детализирующих преподавательскую и воспитательную работу, дал следующий результат. Как известно, единственная конкретная разработка, предусматривающая требования, предъявляемые к преподавателю и его должностным обязанностям, была отклонена Минюстом России из-за того, что Постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. N 46 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации», где она содержится, не прошло государственную регистрацию <2>. Непонятно, что мешало Минтруду России в течение многих лет доработать этот акт и зарегистрировать его. Причем правопреемник Минтруда России — Минздравсоцразвития России — за многие годы так и не отменил этот акт. ——————————— <2> Информационное письмо Минюста России от 29 декабря 2005 г. «О признании ряда правовых актов Минтруда России и Минздрава России, не подлежащими применению как не прошедших государственную регистрацию» // Российская газета. 2005. N 294.

Указанным выше Постановлением Минтруда России, согласованным с Минобразования России и Государственным комитетом РФ по высшему образованию, утверждены тарифно-квалификационные характеристики по должности «преподаватель». Этими характеристиками должен руководствоваться каждый преподаватель, оплата труда которого на основании статей 135, 143 и 144 ТК РФ осуществляется по тарифной системе, т. е. дифференцированно в зависимости от распространяющихся на них тарифных ставок, тарифной сетке и тарифных коэффициентов, а также если оплата производится исходя из установленного оклада (должностного оклада). Итак, на преподавателя возложены следующие должностные обязанности: — проводить обучение в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов; — организовывать и контролировать самостоятельную работу обучающихся; — использовать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии; — формировать у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливать их к применению полученных знаний в практической деятельности; — участвовать в разработке образовательных программ, нести ответственность за реализацию их не в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество подготовки выпускников; — соблюдать права и свободы обучающихся; — поддерживать учебную дисциплину, контролировать режим посещения занятий; — обеспечивать выполнение учебных планов и программ, соблюдение требований безопасности труда в учебном процессе; — проводить воспитательную работу; — повышать свою профессиональную квалификацию. Как видно из содержания этих обязанностей, они полностью соответствуют деятельности педагога, а не преподавателя, так как в своем составе имеют и элементы преподавательской работы, и воспитательной, и иные педагогические обязанности. Но указанные элементы, составляющие совокупность преподавательских обязанностей, естественно, не раскрыты в этих тарифно-квалификационных характеристиках, что не дает возможности ни понять их содержание, ни уяснить, какие нормы времени предусмотрены для выполнения перечисленных в них работ. Поэтому рассмотрим и иные акты, касающиеся исследуемой проблемы. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы», принятым на основании части 2 ст. 100 ТК РФ, был издан Приказ Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений». Этим Приказом утверждено одноименное Положение, в пункте 7.1 которого сказано: режим рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) и специалистов в пределах 36-часовой рабочей недели определяется с учетом выполнения преподавательской работы, а также осуществления научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы. В специальном разделе Положения, посвященного режиму рабочего времени профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, повторяется практически все, что уже содержалось в ранее изданных актах на эту тему. В нем также указано: режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий. Объем преподавательской работы каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году (в образовательных учреждениях высшего профессионального образования) и 800 часов в учебном году (в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов). Режим выполнения преподавателем обязанностей, связанных с научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской работой, а также учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной деятельностью, регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, планами научно-исследовательских работ, программами, графиками и т. д. Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, другие локальные акты могут регулировать выполнение указанной работы как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами. Но и в данном акте Минобрнауки России нет ответов на возникшие вопросы. Более того, в нем имеются мало применяемые на практике положения, определяющие возможность регулирования отдельных трудовых отношений именно правилами внутреннего трудового распорядка или иного локального акта. К таким положениям можно отнести выполнение работ, указанных в пункте 7.1 Положения, осуществляемых за пределами образовательного учреждения. Согласно части 4 ст. 189 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка — это локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя. Исходя из этого определения и определения понятия «рабочее место», содержащегося в части 6 ст. 209 ТК РФ, положения этих Правил могут регулировать поведение работника, находящегося в зоне прямого или косвенного контроля работодателя. Сфера действия правил внутреннего трудового распорядка распространяется и на случаи, когда место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, конкретно определено самим работодателем. Поэтому в этих Правилах один из дней недели может быть определен как так называемый библиотечный или методический день, который выделен работнику для посещения не только библиотек, но и книжных магазинов или иных мест, где он сможет в свободное от преподавания время искать необходимые ему источники для подготовки к учебным занятиям или работать с ними. Однако разъяснение, данное в Приказе Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69, не в должной мере раскрывает содержание труда педагогических работников. Так, ни в этом Положении, ни в иных вышеперечисленных, ни в других рассмотренных нами нормативных правовых актах, касающихся регулирования рабочего времени преподавателей вузов, не учтено следующее. Например, в пункте 7 ст. 55 Закона об образовании гарантировано, что педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему. Руководство образовательного учреждения обязано создать для этого необходимые условия. Однако ни в одном подзаконном нормативном акте не учтено время, отводимое на подготовку и проведение таких занятий. Приведем еще пример. Согласно пункту 4 ст. 55 Закона об образовании при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Аналогичные права предоставлены научно-педагогическим работникам вузов в пункте 4 ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 28 февраля 2008 г.; далее — Закон N 125-ФЗ): — определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования; — выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса. В связи с многофункциональной деятельностью педагога логичным представляется указание законодателя, содержащееся в части 2 ст. 333 ТК РФ: в границах установленной сокращенной продолжительности рабочего времени учебная нагрузка (учебная работа) педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом. Граница объема учебной работы должна отражаться в типовом положении об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утвержденном Правительством РФ. В свою очередь, объем рабочего времени или норма часов педагогической работы за ставку заработной платы может иметь и меньший размер, чем 36 астрономических часов в неделю в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника и с учетом особенностей его труда. Следовательно, возникает резонный вопрос: за соблюдение какой нормы педагогу должен быть выплачен оклад или ставка в полном размере, если, допустим, либо норма учебной работы, либо установленная продолжительность рабочего времени в учитываемом периоде будет не выполнена? В рассмотренных актах ясного ответа на этот вопрос нет, что предполагает наличие и другого варианта: должны быть соблюдены обе установленные нормы времени. Если же будет соблюдена только одна из них, то решение о выплате преподавателю вуза полной ставки (оклада) или пропорционально отработанному времени нужно принимать исходя из выполнения (или невыполнения) нормы, установленной согласно части 1 ст. 333 ТК РФ, так как эта норма является основополагающей, что предполагает выполнение в этот период любых педагогических обязанностей. Если бы преподаватель вуза посвящал все 36 часов работы только обучению студентов, то норма его учебной нагрузки в учебном году, например, с 1 сентября по 31 июня составляла при 36-часовой рабочей неделе с одним выходным днем приблизительно 1450 астрономических часов. В реальной же учебной обстановке для преподавателей вузов, работающих на полной ставке, учебная нагрузка устанавливается самостоятельно вузом в зависимости от квалификации педагогических работников и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году <3>. Причем исходя из разъяснения, содержащегося в пункте 1.4 письма Минобразования России от 26 июня 2003 г. N 14-55-784ин/15 «О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования», эти примерные нормы разработаны для традиционной лекционно-семинарской технологии обучения и предназначены для всех форм обучения, включая экстернат. При этом режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий. ——————————— <3> См. часть 3 п. 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71.

Значит, свободное время от учебных занятий преподаватель может посвятить выбору методик обучения и воспитания, подбору учебных пособий и материалов, учебников, соответствующих образовательным программам, поиску методов оценки знаний обучающихся. Поэтому в реальной деятельности преподавателя вуза его рабочее время зачастую составляет только учебная работа, в которую, в частности, входит чтение лекций, проведение практических занятий (семинаров) и консультаций, а также контроль над качеством учебного процесса (прием зачетов, экзаменов, проверка и рецензирование различных работ). Кроме того, в состав учебной работы входит руководство учебной, производственной, преддипломной практикой студентов и иных слушателей, руководство созданием обучающимися курсовых, квалификационных, аттестационных работ, прием их защиты и т. д. В свою очередь, условную разницу в 550 астрономических часов между учебным и оставшимся временем в пределах нормальной его продолжительности преподаватель вуза должен затратить на учебно-методическую работу (подготовку к лекционным и практическим занятиям, включающую в себя написание или переработку лекций, тестов, методических указаний, экзаменационных билетов и т. п.). Кроме того, если он имеет ученую степень или звание, он должен заниматься научно-исследовательской и научно-методической работой, включающей в себя подготовку и написание учебных пособий, учебников, статей, рецензий на монографии, рукописи и диссертационные работы. И еще делать многое другое, что относится к организационно-методической работе, повышению его квалификации и участию в воспитании студентов и слушателей. Нормативы на все учебные и внеучебные работы самостоятельно определяются вузом с учетом рекомендаций письма Минобразования России от 26 июня 2003 г. N 14-55-784ин/15. Обращаем внимание читателей на следующее: только из рекомендаций, содержащихся в указанном письме Минобразования, можно сделать вывод о приравнивании указанных в Типовом положении 900 часов учебной нагрузки, видимо, в астрономических единицах, к академическим часам. Такое заключение вытекает из указания в рекомендациях, что установленная в них норма времени в часах, касающаяся аудиторных занятий, должна пониматься как один час за один академический час. Причем о продолжительности академического часа можно узнать из письма Минобразования России от 5 августа 2003 г. N 17-170ин/17-14 «О направлении проекта примерных правил внутреннего трудового распорядка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (вуза)», где сказано следующее: «Продолжительность академического часа — 45 минут. После академического часа занятий устанавливается перерыв продолжительностью 10 минут. В течение учебного дня — обеденный перерыв продолжительностью не менее 30 минут. При необходимости разрешается два академических часа занятий соединять в одно занятие продолжительностью 1 час 20 минут, с перерывом в 20 минут». Таким образом, установленная для педагогических работников вузов продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю и совпадающая с ней норма часов педагогической работы, определенная в Постановлении N 191, не в полной мере учитывает специфику труда педагога, его сложность и ответственность. Например, время, затрачиваемое педагогом на самообразование, в отличие от планового повышения квалификации, вообще ни в одном исследованном нами акте никак не нормируется и не учитывается, следовательно, самообразование должно осуществляться в свободное от преподавательской работы время. И это несмотря на то, что в типовом трудовом договоре любого вуза на научно-педагогического работника в соответствии с подпунктом 5 п. 5 ст. 20 Закона N 125-ФЗ возлагается обязанность систематически повышать свою профессиональную квалификацию, что существенно сокращает продолжительность времени отдыха педагога, в частности, отводимого и на его лич ные нужды. В специальных законах, посвященных педагогической деятельности, нет определения основных понятий, раскрывающих правовые характеристики труда педагогов. И в подзаконных актах нормативного характера отсутствует масса вышеперечисленных норм, необходимых для регулирования рабочего времени педагога и конкретно преподавателя, в том числе вуза. Поэтому в вышеизложенной квалификационной характеристике содержатся три основополагающих понятия, формирующих деятельность педагога: во-первых, его преподавательская работа, во-вторых, участие в воспитательном процессе и, в-третьих, выполнение иных работ, непосредственно связанных с этими двумя основными функциями. Итоги нашего исследования показывают: в законодательстве о труде педагогов (имеется в виду Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы и законы субъектов Федерации) прежде всего нужно раскрыть такие понятия, как «академический час», «педагогическая и учебная работа», «преподавательская и воспитательная работа», из которых в основном и складывается рабочее время педагога, а не преподавателя, как указано в вышеприведенной тарифно-квалификационной характеристике. В результате обобщения содержания различных положений актов нормативного и рекомендательного характера, изданных компетентными государственными органами, можно сделать следующие выводы. Преподавательская работа, являясь частью образовательного процесса, аналогична по содержанию учебной работе, идентичной по сути учебно-воспитательному или учебному процессу в зависимости от типа и (или) вида образовательного учреждения. Она включает в себя организацию и проведение всех видов учебных (аудиторных и внеаудиторных) занятий, текущего и итогового контроля успеваемости и качества подготовки обучаемых, а также руководство курсовыми и дипломными работами и проектами, практикой и стажировкой слушателей. Содержанием воспитательной работы являются: — привитие обучаемым чувства высокой гражданской ответственности за качество своего вклада в процветание Российской Федерации, воспитание их в духе патриотизма, уважения к правам и свободам человека, Конституции РФ и законам Российской Федерации; — воспитание любви к профессии; — освоение достижений национальной и общечеловеческой культуры, формирование гражданских качеств личности и готовности включиться в систему современных социальных, политических и правовых отношений. К иным должностным обязанностям педагогического работника (например вуза), относится учебно-методическая, научная (методическая и исследовательская) работа, а также организационно-методическая работа и повышение своей профессиональной квалификации. При этом воспитательная работа и иные должностные обязанности соответственно относятся к внеучебной работе. Тем не менее нельзя не отметить, что на практике процесс преподавания и воспитания, как правило, является неразрывным, но не в силу буквального исполнения преподавательских обязанностей, а в силу позитивных личных качеств лиц, привлекаемых к преподавательской работе, прежде всего на постоянной основе.

——————————————————————