Правовая природа чаевых
(Погодина И. В., Трунников А. В.) («Трудовое право», 2009, N 3)
ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЧАЕВЫХ
И. В. ПОГОДИНА, А. В. ТРУННИКОВ
Погодина И. В., кандидат юридических наук, заведующая кафедрой гражданского права и процесса Владимирского государственного университета.
Трунников А. В., ведущий юрисконсульт Владимирского института повышения квалификации работников образования.
Тема трудовых доходов всегда остается актуальной. Заработная плата представляет собой один из основных факторов социально-экономической жизни страны, коллектива, человека. Она является одним из основных мотивов трудиться. Статья 129 Трудового кодекса РФ дает следующее определение заработной платы (оплаты труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Многие экономисты и практики настойчиво доказывают, что вместо понятия «зарплата» следует употреблять понятие «трудовой доход» <1>. Последнее точнее отражает то, что получает человек в совокупности за свою трудовую деятельность. Например, не следует забывать о таком традиционном доходе некоторых профессий сферы услуг, как чаевые. Чаевые обычно получают официанты, бармены, сомелье, гардеробщики, носильщики на вокзале, таксисты, гиды, портье, горничные, диджеи, музыканты, крупье, танцовщики, экипажи яхт, парикмахеры, стилисты, массажисты, косметологи и иные сотрудники сферы услуг. Некоторым категориям работников сферы услуг получать чаевые запрещено. Так, Инструкция для проводника пассажирских вагонов межгосударственного сообщения запрещает проводнику требовать и брать чаевые <2>. Подобное же правило существовало и в Советском Союзе <3>. Форменную одежду сотрудников игорных заведений отличает отсутствие карманов, это касается в первую очередь крупье. Такой внешний вид и раскрой одежды отчасти лишает персонал возможности мошенничества и получения чаевых <4>. ——————————— <1> См., например: Крашенинникова М. С. Оплата труда. М., 1997; Экономика труда / Под ред. Н. А. Волгина и Ю. Г. Одегова. М., 1998. <2> Утверждена 13.09.1996 на 16-м заседании Совета по ж.-д. транспорту // Вестник Совета по ж.-д. транспорту. 1997. N 1. С. 160 — 170. <3> См. Типовую инструкцию проводника пассажирского вагона. Утв. МПС СССР 02.10.1989 N ЦЛ/4723. М.: Транспорт, 1990. <4> См., например: Семенов М. В. Персонал игорного заведения — всегда в форме // Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. N 3.
«На чай» принято оставлять в большинстве европейских стран, в странах Америки, особенно в США. Так, в рекомендациях Национальной ассоциации ресторанов США написано, что клиенту следует оставить не менее 15% чаевых, а в случае хорошего и отличного обслуживания — и все 20%. Известны случаи, когда американские таксисты не отдавали клиентам сдачу, заявляя, что это их законные чаевые. При этом в соответствии с законодательством США получаемые налогоплательщиком чаевые подлежат декларированию, включаются в доход и облагаются налогами <5>. ——————————— <5> См. об этом: Вудхед Р. Чаевые как метод оптимизации компенсации за интеллектуальную собственность // Компьютера. N 32. 19 сентября 2000 г.
В некоторых странах Азии платить чаевые не принято и даже запрещено, как, например, в Японии. Более того, факт необходимости оставления чаевых в других странах по проведенному опросу (90-е гг.) назван среди факторов, препятствующих совершению зарубежных путешествий японцами <6>. ——————————— <6> Морозов М. А. Маркетинговый анализ развития зарубежного туризма Японии // Туризм: право и экономика. 2006. N 1. С. 18 — 25.
Какова же юридическая природа денег «на чай»? Отечественные юристы практически не обращаются к данному вопросу. В. А. Белов, затронувший рассматриваемое понятие в своей работе «Занимательная цивилистика», отмечает сложный характер данного явления <7>. В первую очередь этому способствует отсутствие легального определения термина. Несмотря на это, слово все же встречается в юридической литературе, подзаконных актах и даже в судебной практике. ——————————— <7> Белов В. А. Занимательная цивилистика: очерки по небольшим, но небезынтересным вопросам гражданского права. Вып. 1. М.: «ЦентрЮрИнфоР», 2006. 189 с.
Международное трудовое законодательство данный термин знает и определяет его как «сумму денег, которая добровольно вручается клиентом трудящемуся в дополнение к той сумме, которую клиент должен выплатить за оказанные услуги» <8>. Указанное определение приведено в Конвенции МОТ 1991 г., не ратифицированной Россией. ——————————— <8> Пункт 1 ст. 6 Конвенции N 172 Международной организации труда «Об условиях труда в гостиницах, ресторанах и аналогичных заведениях». Принята в Женеве 25.06.1991 на 78-й сессии Ген. конф. МОТ.
В. А. Белов на основании положений указанной Конвенции предлагает под чаевыми понимать денежную сумму, добровольно уплачиваемую постояльцем гостиницы, клиентом ресторана и т. п. за оказанные ему услуги, сверх стоимости последних, но не организации, а непосредственно физическому лицу, который эти услуги оказал <9>. ——————————— <9> Белов В. А. Указ. соч. С. 56.
Н. В. Васильчикова, например, дает такое определение чаевых — это процент за обслуживание посетителей официантом, включаемый в некоторых странах в общий счет, подлежащий оплате <10>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография Н. В. Васильчиковой «Как потребителю защитить свои интересы: рекомендации и примеры» включена в информационный банк согласно публикации — Омега-Л, 2007. —————————————————————— <10> Васильчикова Н. В. Как потребителю защитить свои интересы: рекомендации, примеры. М.: Омега-Л, 2008. 208 с.
В открытой интернет-энциклопедии «Википедия» приводится следующее определение данного вида доходов: чаевые — деньги, даваемые обслуживающему персоналу гостиниц, заведений общественного питания, парикмахерам, таксистам и т. п., которые составляют значительную (а иногда и основную) часть их дохода <11>. И даже приводится легенда о происхождении английского слова «tips» («чаевые»). Суть ее такова. В XVIII в. в Англию голландские купцы стали на постоянной основе привозить чай. Фунт данного продукта тогда стоил довольно дорого, что сделало его напитком высшего общества. Так, в 30-х гг. XVIII в. среди высшего света Англии было популярно проводить послеобеденное время в особых «чайных садах» («tea gardens»). На столиках в данных садах стояли маленькие деревянные коробочки с надписью «T. I.P. S.» («To Insure Prompt Service») — «в обеспечение быстрого обслуживания». Посетитель, желая получить горячий чай как можно быстрее, бросал в коробку монету. Так зародилась западная культура оставлять чаевые. В настоящее время в английском языке значение слова «tips» — чаевые, деньги «на чай». Впрочем, эта легенда противоречит данным Оксфордского словаря английского языка и, скорее всего, является примером народной этимологии. ——————————— <11> http://ru. wikipedia. org (на 31.10.2008).
В США чаевыми называют сумму, которую клиент передает обслужившему его работнику в качестве благодарности за оказанные услуги <12>. Причем в США чаевые бывают двух видов: в виде наличных и безналичных, записанных на счет клиента. Чаевые также делят на прямые и косвенные. Прямые чаевые получают работники, непосредственно обслуживающие клиентов. Косвенные чаевые — это чаевые, которыми делится с другими работниками заведения работник, получивший прямые чаевые (например, официант — с поваром, бармен — с подсобным рабочим, парикмахер — с уборщицей салона). ——————————— <12> Воловик Е. М. Элементы вмененного дохода при налогообложении чаевых на предприятиях сферы обслуживания в США // Налоговый вестник. N 11. 1999.
Характеризуя юридическую природу чаевых, следует согласиться с В. А. Беловым в том, что данная выплата не может быть платой за услуги, поскольку оплата услуг, оказанных по возмездному договору, является обязанностью заказчика, а уплата чаевых имеет добровольный характер <13>. Кроме того, размер чаевых определяется клиентом в одностороннем порядке, в то время как размер платы за услуги определяется по соглашению сторон. И не следует забывать что уплата денег «на чай» происходит после исполнения договора, и плата эта не организации, с которой заключается договор на обслуживание, а ее работнику. ——————————— <13> Белов В. А. Указ. соч. С. 58.
В. А. Белов отвергает и квалификацию чаевых как разновидности договора дарения, поскольку отсутствует безвозмездность сделки — работник сферы услуг оказывал некое имущественное предоставление. Обыкновенно чаевые оставляются клиентом, довольным обслуживанием в данном заведении. Таким образом, чаевые по своей правовой природе выходят за рамки гражданских правоотношений. Цель их уплаты — поощрение физического лица, выполняющего свои трудовые обязанности. Соответственно, мы можем говорить о поощрении за выполнение трудовой функции. Чаевые могут быть представлены в виде некоей стимулирующей выплаты и составить часть оплаты труда. Согласно ТК РФ поощрение за труд осуществляет работодатель. Среди поощрений за труд в ст. 191 ТК РФ названы: объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, выдача почетной грамоты, представление к званию лучшего по профессии. Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам. Соответственно, чаевые можно указать в локальных документах организации в качестве разновидности поощрения за труд. Однако это возможно лишь в тех случаях, когда клиент оставляет чаевые именно организации (ресторану, гостинице и пр.) или они включены в счет. Как правило, в России чаевые выдаются лично в руки работнику. Они представляют собой денежную выплату, что роднит их с премией. При этом деньги физическое лицо получает за труд, более того, за выполнение своей трудовой функции, однако в качестве премирующего выступает постороннее лицо, не работодатель. Лицо, которое не участвует в данных трудовых отношениях. Соответственно, данные отношения выходят и за рамки трудовых. Чаевые — это плата за особую атмосферу внимания и заботы, которую создает, например, хороший официант. Это значит, что он выполняет свою работу на высоком профессиональном уровне. Необязательное денежное вознаграждение в виде чаевых культивирует индивидуальный подход к клиенту, особое отношение. Деньги и мотивация взаимозависимы и работают друг на друга, качество обслуживания растет, в чем и выражается положительный эффект от чаевых. В то же время чаевые являются традиционным, постоянным, а часто и главным источником доходов лиц, работающих в сфере услуг. Росстат даже включил их в опросный лист при проведении статистического наблюдения за бюджетами домашних хозяйств на 2008 г. <14>. ——————————— <14> Постановление Росстата от 10.12.2007 N 100. М.: Росстат, 2007 (классификатор).
Впрочем, иногда возникает вопрос: чаевые — это доход работника или организации, где он работает? Этой теме в литературе и комментариях к правовым актам в последнее время уделяется некоторое внимание. Практика показывает, что определение статуса чаевых имеет большое значение и для учетных целей, и для применения Закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» <15>. ——————————— <15> Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» // СЗ РФ. 26.05.2003. N 21. Ст. 1957.
М. О. Денисова отмечает, что однозначный ответ на вопрос, как расценивать полученные официантом чаевые — как его личный доход или доход компании, дать очень сложно, поскольку многое зависит от способа их оплаты и внутренних стандартов компании <16>. ——————————— <16> Денисова М. О. Чаевые — доход компании или официанта? // Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение. 2007. N 4.
Чаевые, как правило, не включаются в счет, поскольку в таком случае клиент лишается права выбора — давать ли чаевые, а сами чаевые перестают быть элементом мотивации к труду. Кроме того, при включении чаевых в счет их придется включать в состав выручки, например, ресторана, а значит, и уплачивать налоги с данной суммы. Позицию налоговых органов по данном вопросу можно проиллюстрировать письмом УМНС по г. Москве от 27.02.2001 N 03-12/9764, где было разъяснено, что чаевые, включенные в счет за оказанные услуги, когда сумма их может быть определена и выделена в счете отдельной строкой, включаются в расчет выручки ресторана <17>. ——————————— <17> Письмо УМНС по г. Москве от 27.02.2001 N 03-12/9764 // Московский налоговый курьер. 2001. N 8.
В более свежем письме налоговых органов (УМНС по г. Москве от 27.08.2004 N 24-14/55637) со ссылкой на Минфин указано, что, если в счет за оказанные услуги включена сумма вознаграждения официанту, которая поступает на счет ресторана, она является доходом ресторана, связанным с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг), и подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке. Кроме того, в таком случае стоимость обслуживания нужно включать в налогооблагаемую базу и по налогу на прибыль. М. О. Денисова на основе ГОСТа Р 50647-94 <18> делает вывод, что обслуживание клиента (в ресторане) — это составляющая услуги общепита. Способ ее оплаты является элементом ценовой политики предприятия. То есть администрация ресторана (кафе) самостоятельно решает, включать стоимость обслуживания в цену блюда или предъявлять ее к оплате отдельно. Для малых предприятий, уровень конкуренции между которыми высок, данный механизм может обеспечить некоторое преимущество перед остальными организациями, занявшими определенную нишу. Однако зачастую предложение об оплате обслуживания обособленно не имеет ничего общего с ценовой политикой, так как в наценку уже все включено, а 5 — 10% сверху — не что иное, как доходы организации <19>. ——————————— <18> Общественное питание. Термины и определения. ГОСТ Р 50647-94, утв. Постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 N 35. <19> Денисова М. О. Указ. соч.
Итак, если плата за обслуживание установлена в процентном соотношении со стоимостью заказа и на это указывает запись в меню (прейскуранте) или устное предупреждение администратора, то посетитель, получив всю необходимую информацию и пожелав сделать заказ, фактически заключает с рестораном договор о возмездном оказании услуг на предложенных ему условиях. Таким образом, он заведомо знает, в каком размере придется оплатить ресторану стоимость обслуживания, и согласен с этим. Кроме того, исполнитель (ресторан) при расчетах за оказываемые услуги выдает потребителю документ, подтверждающий их оплату (кассовый чек, счет или др.). При описываемых обстоятельствах получение чаевых на счет организации можно предусмотреть как составную часть заработной платы в виде премирования, установленного на предприятии, и тогда они могут списываться на себестоимость. Выручка от полученных чаевых как показатель результата производственной деятельности может быть взята за основу показателя для премирования. Однако не является редкостью такой случай, как выдача чека на сумму заказа и отдельная оплата суммы обслуживания, высчитанная исходя из суммы заказа. Дело в том, что стоимость обслуживания уже учтена в стоимости блюда, а указанная процентная прибавка не поступает в кассу предприятия и представляет собой неоприходованную выручку. Подобные ухищрения чреваты административной ответственностью. Расчеты с посетителями производятся по счету, который является бланком строгой отчетности утвержденной формы. Использование счета по данной форме не освобождает предприятие общепита от применения ККТ — информация об этом указана в самом бланке: сумма счета должна соответствовать чекам, пробитым официантом через контрольно-кассовую машину. Таким образом, когда официант приносит счет и чек ККТ, суммы в которых разные (например, произведены дополнительные записи от руки), это говорит о явном нарушении установленного порядка. Так, в ФАС ЦО была рассмотрена ситуация, когда при денежном расчете с клиентом за оказанную услугу, стоимость которой 23 руб., не была применена ККМ <20>. Услуга была включена в счет, а ее стоимость отражена в тексте счета, предъявлена клиенту, но стоимость услуги на чеке не отражена, хотя денежные средства от клиента получены. Итак, основанием для привлечения предприятия к административной ответственности явился факт оказания услуги — обслуживание клиента — на сумму 23 руб. без согласия клиента и применения ККТ. ——————————— <20> Постановление ФАС ЦО от 22.07.2003 N А54-618А/03-С21 (опубликовано не было).
Апелляционная инстанция согласилась с налоговиками и признала постановление об административном правонарушении, вынесенное предприятию, и привлечении его к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ правомерным. Однако кассационная инстанция не усмотрела состав правонарушения, предусмотренный ст. 14.5 КоАП РФ, и указала на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о поступлении средств, полученных за обслуживание клиента, в кассу юридического лица. В том случае, когда деньги поступают именно самому работнику и не указываются в счете вовсе, соответствующие органы иногда усматривают состав правонарушения. Так, в г. Москве на автомойке работник получил от клиента 100 руб. уже после того, как клиент оплатил счет в кассе организации. Он расценил эти деньги как чаевые и забрал себе. Клиент же оказался сотрудником МВД и усмотрел в этом действии состав правонарушения по ст. 14.5 КоАП РФ. Десятый арбитражный апелляционный суд решил, что у автомойщика были основания расценить данные деньги как чаевые, поскольку клиент сам оплатил мойку машины по счету в кассу организации, получил чек и выдал деньги автомойщику уже после того, как машина была помыта, а услуга оплачена <21>. ——————————— <21> Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2006 по делу N А41-К2-4367/06 (опубликовано не было).
Следует затронуть и еще одну проблему, связанную с выплатой чаевых, — необходимость декларирования данных доходов. Впрочем, указанная проблема связана с трудностью определения размера денежных сумм, полученных в качестве чаевых. Данные суммы непостоянны, их легко скрывать. Если уплату чаевых все же рассматривать как факт дарения между физическими лицами, а не разновидность трудового дохода, то это весьма выгодная форма получения дохода, так как согласно п. 18.1 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ доходы, полученные от физических лиц в порядке дарения (за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев). Минфин в письме от 19.06.2006 N 03-05-01-05/109 разъяснил, что в соответствии с п. 2 ст. 130 ГК РФ деньги не относятся к недвижимости и признаются движимым имуществом. Поэтому доходы физического лица (официанта) в виде денежных средств, полученных от другого физического лица (посетителя) в наличной или безналичной форме по договору дарения, не подлежат обложению НДФЛ. Такого же мнения придерживаются и налоговики <22>. ——————————— <22> См., например: письмо УФНС по г. Москве от 28.07.2006 N 28-10/67187.
На сегодняшний день обсуждается возможность введения специального налога на чаевые на основании западного опыта. Однако о конкретных результатах говорить пока рано. Если обратиться к опыту страны, где чаевые давать принято, — к США, то мы увидим, что в соответствии с законодательством США получаемые налогоплательщиками чаевые подлежат декларированию, включаются в доход и облагаются налогами у источника. Чаевые отражаются в оформляемой работодателем справке о доходах физического лица. Работник заведения, отнесенного налоговым ведомством к разряду заведений, где принято давать чаевые, обязан не позднее чем через десять дней после окончания очередного месяца представить работодателю письменный отчет о полученных за прошедший месяц чаевых. Отчет подается при условии, что работник, работая у данного работодателя, получил за месяц не менее 20 долл. чаевых <23>. Письменный отчет работника отражает суммы чаевых, как полученных наличными, так и записанных на счета клиентов, суммы выручки при оплате в кредит, процентное соотношение этих величин. ——————————— <23> Воловик Е. М. Элементы вмененного дохода при налогообложении чаевых на предприятиях сферы обслуживания в США // Налоговый вестник. N 11. 1999.
В соответствии с законодательством США при начислении взносов в федеральную систему страхования работодатель обязан рассматривать чаевые в качестве вознаграждения за труд работника. Это вознаграждение считается, как правило, выплаченным в момент, когда работник отчитался перед работодателем по полученным им чаевым. Работодатель обязан удержать у работника налоги с чаевых — подоходный налог и взносы в фонды страхования. Чаевые учитываются и при уплате взноса в федеральный фонд пособий по безработице. Работодатель ежеквартально представляет в налоговую инспекцию сведения о полученных работниками чаевых. Учетные записи должны сохраняться в течение не менее 4 лет. При проведении контрольной проверки налоговый инспектор может запросить у работника учреждения сферы обслуживания дневник, в котором тот обязан ежедневно отражать полученные за день чаевые. Вместе с тем налоговый инспектор имеет право восстанавливать (в Федеральной налоговой службе США применяется термин «реконструировать») размеры чаевых и без просмотра дневника, используя, например, выписанные слипы чеков при расчетах кредитными картами, а также отталкиваясь от результатов бесед с работниками и работодателем, собственных наблюдений, аналитических исследований в данной отрасли бизнеса. Это происходит в случае, если налогоплательщик не ведет записей или ведет их не в соответствии с установленным порядком. Например, парикмахер в течение года из месяца в месяц отчитывался за одну и ту же сумму наличных чаевых, которая составляла 9%. Вся документация велась в установленном порядке. Однако по результатам исследований налогового ведомства за тот же год норма наличных чаевых по стране составила 15%. Налоговики предложили использовать это значение. Налоговый арбитраж согласился с оценкой налоговой службы, лишь слегка ее сократив <24>. ——————————— <24> Там же.
Применительно к российской действительности И. П. Василевич и В. А. Жук предложили отражать факт получения чаевых в трудовых договорах с работником <25>. При этом они указывают, что это целесообразно, если поступление денег носит систематический характер и суммы достаточно существенны. По их мнению, чаевые в таком случае будут частью заработной платы или, в общей системе оплаты труда, — как дополнение к основной заработной плате в виде премирования (например, смена, которая обслуживала клиента, заплатившего чаевые, имеет право получать эти деньги). ——————————— <25> Василевич И. П., Жук В. А. Учетные и правовые аспекты дополнительных доходов, получаемых персоналом гостиниц // Бухгалтерский учет. 1999. N 9.
Реализовать указанное предложение возможно, если деньги платятся юридическому лицу. Принципиальное отличие имеет случай, когда клиент платит чаевые и указывает, кому персонально они предназначаются, т. е. деньги платятся не юридическому, а физическому лицу. Так как указано конкретное лицо, такие суммы не могут быть рассмотрены как средства, которые получает юридическое лицо в результате своей хозяйственной деятельности. Здесь юридическое лицо либо выполняет функции посредника по передаче таких сумм по назначению, либо вообще «не видит» данных сумм. В первом случае организация должна обеспечить удержание подоходного налога с суммы полученного работником дохода. Для этого чаевые должны быть персонифицированы в том смысле, что указанного конкретного их получателя можно идентифицировать. Во втором же случае отследить факт получения чаевых и тем более наладить их учет или обязать работника сообщать о полученных суммах невозможно в российской практике, по крайней мере в настоящее время. В трудовых договорах может быть сделана оговорка, что если работник получает чаевые при выполнении своих трудовых функций, то обязуется отчислять в пользу гостиницы определенную их часть. Размер этих отчислений устанавливается по согласованию сторон. Характер, размер получаемых чаевых зависят от различных факторов: места возникновения (где получены чаевые, в какой службе); частоты и суммы получения; личных качеств работников; количества сотрудников, между которыми будут распределены чаевые; принципа и базы распределения; способа получения. Независимо от способа и канала получения чаевые подлежат включению в совокупный доход работника и должны облагаться подоходным налогом. В завершение данной темы также следует указать, как должен происходить учет сумм чаевых в случае, когда работник организации их уплатил. Уплату чаевых в сфере услуг обычно относят к представительским расходам и компенсируют работнику, который их понес, на основании его заявления, с учетом НДФЛ <26>. Сумма чаевых, которую организация возместила работнику, может быть учтена в составе внереализационных расходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Так как сумма возмещения включается в доход сотрудника, который облагается налогом на доходы физических лиц, то целесообразно сумму чаевых увеличить на величину НДФЛ, которая будет удержана с работника. Для этого сумму чаевых необходимо разделить на 87 процентов. В этом случае работник ничего не потеряет. ——————————— <26> Либерман К. А. Документальное оформление представительских расходов // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2007. N 6.
Поскольку сумма чаевых не подтверждается документально, то учесть в составе представительских расходов эти затраты нельзя. Указанные выплаты не являются объектом обложения ни ЕСН, ни страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, ни взносами на социальное страхование от несчастных случаев <27>. ——————————— <27> Феоктистов И. А. Расходы организации. Бухгалтерский и налоговый учет (Полное практическое пособие). Разд. 13.5.3. Как учесть чаевые. М.: ГроссМедиа, 2007.
Подведем итог сказанному. Термин «чаевые» в российских нормативно-правовых актах не определен. В то же время он используется и в официальных документах, и в судебной практике. Правовая природа денег «на чай» вызывает споры среди юристов. Обычно определить правовую природу чаевых пытаются в зависимости от характера их получения. Чаевые можно рассматривать как деньги, уплаченные организации сверх суммы договора обслуживания, либо как деньги, полученные конкретным работником за выполнение его трудовой функции. В зависимости от того, какое определение будет дано данному факту, будет производиться его учет и налогообложение. При этом следует отметить, что чаевые составляют довольно значительную часть дохода работников сферы услуг. Налоги с них не уплачиваются. Совершенно очевидно, что, когда достоверность получения чаевых может быть зафиксирована, тогда есть смысл данный факт учитывать (в том числе при заключении трудовых договоров) и отражать в бухгалтерском учете. Таким образом, очевидно, что необходимость легализовать чаевые в России есть. А вот есть ли возможность? Ответ пока скорее отрицательный.
——————————————————————