Проблемы обеспечения права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда

(Головистикова А. Н.) («Социальное и пенсионное право», 2009, N 1)

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ТРУД БЕЗ КАКОЙ БЫ ТО НИ БЫЛО ДИСКРИМИНАЦИИ И НЕ НИЖЕ УСТАНОВЛЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА

А. Н. ГОЛОВИСТИКОВА

Головистикова А. Н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Международной академии предпринимательства, член РАЮН, кандидат юридических наук.

Право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда — одно из основных прав наемных работников. Поскольку речь идет о запрете какой-либо дискриминации в оплате труда, то, следовательно, этим понятием охватываются все критерии, перечисленные в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Что касается права на вознаграждение за труд, то его значение выражается не только в государственной гарантии минимального размера оплаты труда <1>, ниже которого никто не может его оплачивать. Кроме того, он служит расчетным показателем (прямым или косвенным) для установления заработной платы (вознаграждения за труд) тем работникам, труд которых оплачивается за счет средств бюджета (федерального или субъектов Российской Федерации). ——————————— <1> Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) — это гарантируемый Федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени, выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

Минимальный размер оплаты труда в России составлял 2300 руб. <2>. Однако 1 января 2009 г. минимальный размер оплаты труда увеличился до суммы 4330 руб. в месяц <3>. Сумма 4330 руб. соответствует последней официально зафиксированной величине прожиточного минимума трудоспособного человека по итогам расчетов Росстата за последний квартал 2007 г. ——————————— <2> См.: Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 1930. <3> См.: МРОТ приравняют к величине прожиточного минимума. Совет Федерации одобрил Закон об установлении с января 2009 г. прожиточного минимума на уровне 4330 руб. // Информационное агентство «Север ДВ» // URL: http://www. severdv. ru/news/show/?id=10433.

Однако на сегодняшний день минимальный размер заработной платы не соответствует принципам оплаты труда, провозглашенным во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., согласно которым оплата должна обеспечивать достойное существование человека. В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации утвердило Методические рекомендации по определению минимального набора продуктов питания <4>, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности (потребительская корзина) для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры и дети) в России. ——————————— <4> Минимальный набор продуктов питания для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ: хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия, мука, крупы, бобовые), картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, масло растительное, маргарин и другие жиры, соль, чай, специи. См.: Постановление Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации», приложение N 2 // СЗ РФ. 1999. N 8. Ст. 1039.

Например, при формировании минимального набора продуктов питания используются действующие в Российской Федерации нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для различных групп населения и рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Расчет химического состава и энергетической ценности минимального набора продуктов питания осуществляется с учетом их потерь при кулинарной обработке <5>. ——————————— <5> См.: Там же. Ч. II. Ст. ст. 8, 9, 10.

Минимальный набор продуктов питания для населения формируется исходя из физиологических особенностей организма мужчин и женщин, с учетом возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания, с учетом необходимости обеспечения полноценного питания для развития здорового организма, а также дополнительного питания для активного социального и физического развития <6>. ——————————— <6> См.: Там же. Ст. ст. 12, 13, 14.

Стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на месяц в конце декабря 2006 г. составила 1473,8 руб. С начала года увеличившись на 9,2%, за январь 2007 г. выросла еще на 2,2%, составив 1506,8 руб. на месяц. За 11 месяцев 2006 г. тарифы на услуги ЖКХ выросли на 17,5% при установленном законом предельном повышении на 20% (за январь — ноябрь 2005 г. прирост на 32,3%). При этом тарифы растут каждый год. В 2007 г. они выросли на 15%, по прогнозам в 2009 г. вырастут на 11 — 12%. Однако стоимость потребительской корзины для каждого гражданина утверждена из расчета 2653 руб. в месяц. И никто эту сумму до 2011 г. менять не собирается <7>. В результате ориентироваться при установлении прожиточного минимума на эту сумму нельзя, а также устанавливать минимальный размер оплаты труда. ——————————— <7> См.: Додонова С. Две потребительские корзины: немецкого военнопленного в 1941-м и предлагаемая нам Правительством на ближайшие пять лет // РФ сегодня. 2007. N 7.

Как представляется, на 2300 руб. в месяц и даже на 4300 руб. невозможно обеспечить полноценное питание человека, включающее необходимое количество витаминов, белков, жиров и микроэлементов, а также разнообразие продуктов питания, являющееся необходимым условием усвояемости, а следовательно, в конечном итоге и здоровья, так как на эту сумму можно купить лишь ограниченное количество продуктов питания низшей ценовой категории. В результате выходит, что тот уровень минимальной оплаты труда, который установлен в настоящее время в Российской Федерации, является крайне низким, не соответствует реальным трудовым затратам и приводит к занижению цены рабочей силы, а следовательно, на него невозможно прожить. Защита от неоправданно низкой заработной платы предусмотрена Конвенцией МОТ N 131 «Установление минимальной заработной платы» 1970 г. В соответствии с этой Конвенцией государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным. Факторы, которые учитываются при определении уровня минимальной заработной платы, включают потребности трудящихся и их семей, экономические соображения, в том числе требования экономического развития и поддержания высокого уровня занятости <8>. Данная Конвенция Россией до сих пор не ратифицирована. ——————————— <8> См.: Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. 1957 — 1990. Т. 2.

В Рекомендации МОТ от 22 июня 1970 г. N 135 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» сформулированы критерии определения уровня минимальной заработной платы, процедура внесения в нее коррективов. «При определении уровня минимальной заработной платы необходимо принимать во внимание в числе других следующие критерии: a) потребности трудящихся и их семей; b) общий уровень заработной платы в стране; c) стоимость жизни и изменения в ней; d) пособия по социальному обеспечению; e) сравнительный уровень жизни других социальных групп; f) экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости» <9>. ——————————— <9> См.: Библиотечка «Российской газеты». 1999. Выпуск N 22 — 23.

Кроме того, в данной Рекомендации МОТ сказано, что «установление минимальной заработной платы должно быть одним из элементов политики, направленной на борьбу С НИЩЕТОЙ (выделено мной. — А. Г.) и на обеспечение удовлетворения потребностей всех трудящихся и их семей» <10>. В России же установление минимальной заработной платы в размере 2300 руб., а затем и в размере 4330 руб. не только не соответствует этой цели, но и имеет прямо противоположный эффект. ——————————— <10> См.: Библиотечка «Российской газеты». 1999. Выпуск N 22 — 23.

Весьма существенным является провозглашение в ст. 133 Трудового кодекса РФ, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. По итогам расчетов Росстата величина прожиточного минимума трудоспособного человека за последний квартал 2007 г. составляла 4330 руб. Величина прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения в целом по России и в субъектах РФ определяется на основании потребительской корзины и статистических данных об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и расходов по обязательным платежам и сборам. 31 марта 2006 г. был принят Федеральный закон N 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». В соответствии с Законом потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет. Состав и объем потребительской корзины распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. <11>. Следовательно, величина прожиточного минимума была установлена на уровне физиологического выживания, что нельзя сказать о минимальной заработной плате, которая составляла 2300 руб. Однако, даже когда минимальный размер оплаты труда вырос до 4300 руб., прожиточный минимум вследствие инфляции, которая составляет в России около 13% в год, также увеличился, а это, в свою очередь, означает, что даже на формальном уровне числового соответствия проблема соотношения прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда решена не была. Например, по статистическим данным, в I квартале 2006 г. численность населения Белгородской области с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 22,1% от общей численности населения области <12>. В других субъектах Федерации ситуация практически не меняется. ——————————— <11> См.: СЗ РФ. 2006. N 14. Ст. 1457. <12> См.: 22% белгородцев имеют доходы ниже прожиточного минимума // Информационное агентство Kurskcity. ru. 22 мая 2006 г.

Понятно, что если оплата труда наемного работника устанавливается ниже прожиточного минимума, то человек, ввиду отсутствия иных средств к существованию, вынужден искать еще одну работу либо добывать средства к существованию преступным путем. Совершенно ясно, что такая ситуация ведет к деградации личности и возникновению социальных конфликтов в обществе. Однако деструктивность оплаты труда наемного работника ниже прожиточного минимума только этим не исчерпывается. Противоестественная экономически, низкая оплата труда влечет за собой разрушительное воздействие как на само производство, так и на обмен. С одной стороны, производство, существующее за счет низкой оплаты труда работников, является, как правило, неэффективным. Низкая оплата рабочей силы вынужденно компенсирует либо использование устаревшего оборудования и несовершенной технологии производства, а следовательно, соответствующей им невысокой квалификации рабочей силы, либо плохую организацию производства труда. Зачастую же и то и другое вместе. С другой стороны, оплата труда работника ниже прожиточного минимума прямо ограничивает рынок потребления и тем самым абсолютно сдерживает рост общественного производства в стране как структурно, так и в общем объеме. Иными словами, низкая оплата труда вообще, а ниже прожиточного минимума особенно, ведет к деградации национальной экономики, личности и общества.

——————————————————————