Виды выплат компенсационного характера в бюджетных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, воинских частях и их характеристика

(Ковалев В. И.) («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 7)

ВИДЫ ВЫПЛАТ КОМПЕНСАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

В. И. КОВАЛЕВ

Ковалев В. И., заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса Военного университета.

К разновидности компенсационных выплат относятся выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Районное регулирование оплаты труда устанавливается для работников, которые трудятся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Оно включает: 1) выплату районного коэффициента к заработной плате; 2) установление и выплату надбавки за непрерывный стаж работы; 3) предоставление гарантий и компенсаций, установленных действующим законодательством, трудовым договором, коллективными договорами, соглашениями. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, занятых в местностях с особыми климатическими или (экологическими) условиями, устанавливаются в соответствии со ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) выплаты компенсационного характера. Указанные выше гарантии и компенсации предусмотрены, помимо ТК РФ, также Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 (с последующими изменениями и дополнениями, далее — Закон N 4520-1) <1> и другими подзаконными нормативными правовыми актами. ——————————— <1> Порядок применения указанного Закона установлен в Приказе Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 1993 г. N 286.

Действие Закона N 4520-1 распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в воинских частях (военных организациях), расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, а также на лиц, проживающих в этих районах и местностях. Размеры районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала воинских частей, установленные законодательными и иными нормативными актами бывшего Союза ССР (Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (с последующими изменениями и дополнениями)), действующие на территории Российской Федерации, применяются в пределах и порядке, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Размеры районных коэффициентов приведены в приложении N 6 к Положению о системе оплаты труда гражданского персонала (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555). При этом расходы на указанные цели производятся в пределах фонда заработной платы, утвержденного соответствующим распорядителем средств федерального бюджета. К заработной плате гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, воинских частей могут быть применены повышенные размеры районных коэффициентов в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий. Размеры районных коэффициентов установлены в пределах от 1,15 до 2 (например, коэффициент 2,0 к заработной плате установлен на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря и острова Диксон); коэффициент 1,80 — в Камчатской области, за исключением Командорских островов; коэффициент 1,70 — в Амурской области (в районах: Зейском, Селемджинском и Тындинском; городах Зее и Тынде); коэффициент 1,60 — в Красноярском крае (Кежемском районе, населенных пунктах Ногинск и Юхта Эвенкийского автономного округа); коэффициент 1,40 — в Амурской области (районах: Магдагачинском и Шимановском; городе Шимановске)). В Российской Федерации, кроме того, применяются коэффициенты за работу в безводных и высокогорных районах. Коэффициенты устанавливаются к заработной плате гражданского персонала, занятого на работе на высоте от 2001 до 3000 метров, в размере до 1,30, на высоте свыше 3000 метров — в размере до 1,40 и на высоте от 1500 до 2000 метров — в размере до 1,15, а также в пустынных и безводных районах — в пределах от 1,10 до 1,40. Районные коэффициенты и коэффициенты за работу в высокогорных, пустынных, безводных районах к заработной плате гражданского персонала воинских частей устанавливаются директивами Министра обороны Российской Федерации и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации на основании ходатайств главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих военных округов (флотов), родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 1992 г. N 239 к заработной плате гражданского персонала, занятого на работах в Кош-Агачском и Улаганском районах Республики Алтай, установлены коэффициенты за работу в безводной местности в размере 1,30 и коэффициенты за работу в высокогорных районах на высоте от 1500 до 2000 метров над уровнем моря в размере 1,20 и на высоте свыше 2000 метров — 1,30. В районах, где к заработной плате установлены несколько коэффициентов (например, районный и за работу в высокогорных местностях), применяется суммарный коэффициент. Право на получение коэффициентов к заработной плате возникает у физических лиц с первого дня работы в установленных районах и сохраняется до дня увольнения включительно. Коэффициенты, устанавливаемые к заработной плате, начисляются в соответствии с Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 г. N 49 на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет. На практике коэффициенты не начисляются на суммы вознаграждений по итогам работы за год и надбавок за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Гражданскому персоналу, работающему в воинских частях, находящихся на космодроме «Байконур» и в городе Ленинске, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за работу в районе экологического кризиса в размере 30% должностного оклада (тарифной ставки), а за обеспечение космических программ — 50% должностного оклада (тарифной ставки). Для гражданского персонала плавающего состава судов коэффициенты к заработной плате устанавливаются по месту приписки судна. В межнавигационный период, когда судно зимует вне места (района) приписки, к заработной плате плавающего состава речных судов применяются районные коэффициенты, установленные в месте (районе) фактической зимовки. К заработной плате гражданского персонала плавающего состава речных судов, постоянно плавающих на линиях, включающих несколько районов, в каждом из которых установлен свой коэффициент, может применяться один средний коэффициент, определяемый по плановому времени работы в этих районах. В период выполнения экспедиционных работ на судах на заработную плату гражданского персонала океанографических, гидрографических и гидрометеорологических экспедиций, отрядов и партий начисляются районные коэффициенты, предусмотренные в районах плавания, перечисленных в п. п. 3, 5 и 7 приложения N 6 к вышеназванному Положению. В письмах читателей журнала часто задается вопрос: какой существует порядок определения непрерывного трудового стажа работы в районах Крайнего Севера? В соответствии со ст. ст. 146, 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Согласно ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются федеральным законом. Поскольку законодательный акт, устанавливающий размер процентной надбавки, а также порядок ее применения, до настоящего времени не принят, в соответствии со ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с данным Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ. Действующее законодательство, применяя термин «непрерывный трудовой стаж», вместе с тем не дает его юридического определения. Под непрерывным трудовым стажем в районах Крайнего Севера следует понимать периоды работы в районах Крайнего Севера, которые суммируются в установленном порядке при условии, что перерывы между этими периодами не превышают установленных законодательством сроков. В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях и порядок ее применения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок определения стажа работы в районах Крайнего Севера регулируется Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, а также Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в остальных районах Крайнего Севера» от 7 октября 1993 г. N 1012. При этом следует учитывать, что Определением Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N КАС04-596 отдельные пункты вышеназванной Инструкции признаны недействующими и не подлежащими применению. Для определения районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, следует руководствоваться Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 <2>. ——————————— <2> Письмо Роструда от 13 сентября 2006 г. N 1597-6-0.

Многочисленную группу компенсационных выплат составляют выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. К ним относятся: 1. Компенсационные выплаты за выполнение работ различной квалификации. Согласно ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях труда, отличающихся от нормальных, руководитель бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части обязан производить работникам соответствующие доплаты. Так, при выполнении работником с повременной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по работе более высокой квалификации. При выполнении работником со сдельной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам выполняемой им работы. В случаях, когда с учетом характера производства работникам со сдельной оплатой труда поручается выполнение работ, тарифицируемых ниже присвоенных им разрядов, руководитель бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части обязан выплатить им межразрядную разницу (ст. 150 ТК РФ). В бюджетных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, воинских частях поручение работ и соответственно определение уровня оплаты труда должно производиться с учетом утвержденного фонда заработной платы и штатного расписания. 2. Компенсационные выплаты за совмещение профессий (должностей). В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ под совмещением следует понимать: а) совмещение профессий (должностей), т. е. выполнение работником, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности); б) расширение зон обслуживания или увеличение объема выполненных работ, т. е. выполнение, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности; в) выполнение, наряду со своей основной работой, обязанностей временно отсутствующих работников, т. е. замену работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность). В соответствии с указанной статьей совмещение возможно только с письменного согласия работника, где указывается срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем. Письменное согласие можно оформить как дополнительное соглашение к трудовому договору, поскольку в соответствии со ст. 57 ТК РФ условия о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) являются обязательными для включения в трудовой договор. Гражданскому персоналу бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, воинских частей при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующих работников без освобождения от работы, определенной трудовым договором в соответствии со ст. 151 ТК РФ, устанавливается компенсационная выплата по согласованию сторон. Соглашение о совмещении оформляется приказом руководителя воинской части с указанием совмещаемой профессии (должности), объема дополнительно выполняемых работ (обязанностей) и размера доплаты в рублях. Размер доплаты за совмещение устанавливается по соглашению сторон трудового договора и не может превышать размера должностного оклада (тарифной ставки) по совмещаемой профессии или должности. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня. Доплата за совмещение производится в пределах экономии фонда оплаты труда. От выполнения обязанностей временно отсутствующего работника следует отличать временное заместительство. Временное заместительство можно допускать в тех случаях, когда это вызвано производственной необходимостью или связано с распорядительными функциями отсутствующего работника и правом подписи соответствующих документов. Работники могут привлекаться к временному заместительству только невакантных должностей при отсутствии экономии по фонду заработной платы и если это нашло отражение в коллективном договоре. Замещающему работнику выплачивается доплата разницы между его фактическим окладом и должностным окладом замещаемого работника, но при условии, что замещаемый работник не является штатным заместителем или помощником отсутствующего работника (при отсутствии должности заместителя). В случае, когда у руководителя имеется несколько помощников, штатным заместителем считается первый старший помощник. Разница в окладах при временном заместительстве выплачивается с первого дня за весь период заместительства до дня освобождения от него. За день освобождения от должности разница в окладах не выплачивается. 3. Компенсационные выплаты за сверхурочные работы. Сверхурочными работами считаются работы сверх установленной для данной категории работников продолжительности рабочего времени (ст. 99 ТК РФ). При суммированном учете сверхурочной является работа сверх нормы рабочего времени учетного периода. Работы сверх установленной продолжительности рабочего времени являются сверхурочными, когда они выполняются по распоряжению командира воинской части (работодателя) или с его ведома. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Бюджетное учреждение Министерства обороны Российской Федерации, воинская часть обязаны вести точный учет сверхурочных работ, выполненных каждым работником. Пример оплаты сверхурочных работ. Режим труда работника в воинской части — пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Базовая ставка — 5000 руб. Месячная норма рабочего времени — 160 часов. Сверхурочно отработано 4 часа. Расчет заработной платы: — базовый оклад — 5000 руб.; — доплата за сверхурочную работу — первые два часа в полуторакратном размере (5000 руб. : 160 час.) x 2 час. x 1,5 = 93 руб. 75 коп.; — последующие два часа — в двойном размере (5000 : 160) x 2 час. x 2 = 125 руб.; — итого: 5000 руб. + 93 руб. 75 коп. + 125 руб. = 5218 руб. 75 коп. При оплате сверхурочных работ возникают вопросы о необходимости платить доплаты, например, за профессиональное мастерство, в двойном размере. Согласно ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Минимальной гарантией в данном случае являются доплаты в указанных размерах по отношению к часовым тарифным ставкам по аналогии с оплатой работы в выходные и праздничные дни. Конкретные размеры оплаты сверхурочной работы могут определяться коллективным или трудовым договором. На практике часто возникает вопрос о возможности при приеме работника на работу получить от него согласие на все предполагаемые в дальнейшем сверхурочные работы. Действительно, чтобы привлечь сотрудника к сверхурочным работам, необходимо получить его письменное согласие. Это требование ст. 99 ТК РФ. Однако сверхурочную работу, как правило, невозможно предвидеть и планировать заранее, так как она появляется при неблагоприятных условиях. Из-за этого нельзя заранее установить ее объемы и сроки. Именно поэтому и требуется в каждом конкретном случае получать письменное согласие сотрудника. Одной из разновидностей компенсационных выплат гражданскому персоналу согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 являются выплаты за работу в ночное время. Трудовое законодательство предусматривает повышенную оплату за работу в ночное время в соответствии с коллективным договором либо положением об оплате труда в организации (воинской части) (ст. 154 ТК РФ). Ночным считается время с 22 до 6 часов утра. При работе в ночное время установленная продолжительность работы (смены) сокращается на один час. Это правило не распространяется на работников, для которых уже установлено сокращенное рабочее время. Гражданскому персоналу бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, воинских частей за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата за работу в ночное время в следующих размерах: — рабочим и специалистам хлебозаводов и хлебопекарен — 75% должностного оклада (тарифной ставки); — рабочим, постоянно занятым на выпуске газет в стереотипных, формных офсетных, цинкографических и печатных цехах и на участках, — 50% тарифной ставки; — гражданскому персоналу организаций связи, занятому экспедированием периодической печати, — 50% должностного оклада (тарифной ставки); — остальному гражданскому персоналу воинских частей — 35% должностного оклада (тарифной ставки). Для расчета доплаты в ночное время необходимо: — определить количество часов, отработанных в ночное время; — определить часовую ставку путем деления должностного оклада (тарифной ставки) с учетом повышений, доплаты за условия труда на месячную норму рабочего времени для данной категории работников; — определить размер доплаты. Сумма доплаты в ночное время определяется путем умножения часовой ставки на количество часов, отработанных ночью, и на размер доплаты. Например, работница котельной воинской части в ноябре отработала в ночное время 32 часа. Тарифная ставка — 4300 руб. Сумма доплаты — 4300 : 168 (месячная норма в часах) x 32 x 35% = 287,66 руб. Оплата труда при неполном рабочем времени. В соответствии со ст. 93 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем может устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. При неполном рабочем дне работник занят не весь рабочий день, а только часть его (например, пять часов вместо восьми). При неполной рабочей неделе уменьшается число рабочих дней. При неполном рабочем дне работник трудится меньшее количество часов. Может иметь место одновременное уменьшение как числа рабочих дней, так и часов работы в течение рабочего дня. Руководитель бюджетной организации Министерства обороны Российской Федерации, командир воинской части обязан установить неполное рабочее время (по просьбе) беременной женщине, одному из родителей (опекуну, попечителю), имеющему ребенка до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), лицам, осуществляющим уход за больными членами семьи в соответствии с медицинским заключением. При установлении режимов труда с неполным рабочим временем продолжительность рабочего дня (смены), как правило, не должна быть менее четырех часов и рабочей недели — менее 20 — 24 часов соответственно при пяти — и шестидневной неделе. Установление работнику неполного рабочего времени не влечет каких-либо ограничений его трудовых прав. Ему предоставляются полный ежегодный отпуск, выходные и праздничные дни, указанный период работы включается полностью в общий трудовой стаж. Заработную плату он получает пропорционально отработанному времени. Пример. Работник обратился к работодателю с просьбой об установлении ему неполного рабочего дня с продолжительностью 4 часа с 1-го числа следующего месяца. Всего за текущий месяц работником отработано 87 часов (при норме рабочего времени — 175 часов). Должностной оклад — 10000 руб.; доплата за выслугу лет — 20% от должностного оклада; премия — 40% оклада. Сумма заработной платы за месяц составит: — должностной оклад — 4971 руб. 18 коп. (10000 руб. : 175 час. по норме рабочего времени x 87 фактически отработанных часов); — доплата за выслугу лет (20% от должностного оклада) — 994 руб. 23 коп. (4971 руб. 18 коп. x 20%); — премия (40% от должностного оклада) — 1988 руб. 47 коп. (4971 руб. 18 коп. x 40%). Всего сумма заработной платы за месяц — 7954 руб. При установлении неполного рабочего времени на одну должность могут быть приняты несколько работников. На должности, связанные с материальной ответственностью, не рекомендуется принимать двух работников. На практике часто возникает вопрос о возможности предоставления дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день работнику, которому установлено неполное рабочее время. Предоставление дополнительных отпусков зависит от ряда факторов. Например, предоставление дополнительных отпусков за работу во вредных условиях труда зависит от фактически отработанного времени в этих условиях. Предоставление отпуска за ненормированный рабочий день при режиме неполного рабочего времени зависит от того, выполняет работник свои обязанности неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. В частности, если работник выполняет свои обязанности на условиях неполного рабочего дня, то осуществлять работу сверх установленной продолжительности рабочего времени он не может по условиям трудового договора, и, следовательно, дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день ему предоставляться не должен. Если же работник работает на условиях неполной рабочей недели, но с полным рабочим днем, то вопрос о предоставлении ему дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день должен решаться исходя из нагрузки работника и его работы во внеурочное время. Оплата труда при установлении гибкого рабочего времени. В ст. 102 ТК РФ предусмотрена возможность по соглашению сторон трудового договора устанавливать работнику режим гибкого рабочего времени. До настоящего времени применяются Рекомендации по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства, утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 мая 1985 г. N 162/12-55. В соответствии с данными Рекомендациями отдельным работникам (женщинам-матерям, учащимся и др.) или коллективам подразделений в установленных пределах времени разрешается самим определять начало и окончание своей работы в течение рабочего дня при условии обязательного нахождения на рабочих местах в строго фиксированное время и отработки суммарного количества рабочих часов в течение принятого учетного периода (рабочего дня, недели, месяца и т. д.). Обязательным условием применения режимов гибкого рабочего времени является обеспечение точного учета отработанного времени, выполнения установленного производственного задания каждым работником и действенного контроля за наиболее полным и рациональным использованием рабочего времени каждым работником в периоды как гибкого, так и фиксированного времени. Учет рабочего времени производится в соответствии с табелем учета использования рабочего времени и расчета заработной платы и табелем учета использования рабочего времени (формы N Т-12 и N Т-13, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1). Оплата труда при установлении гибкого рабочего времени производится за фактически отработанное время. Оплата труда при многосменном режиме работы. Сменная работа вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Согласно действующему разъяснению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 марта 1989 г. N 6/6-140 многосменным считается такой режим, когда на предприятии (в организации) или в его подразделениях (на производствах, в цехах, отделах, на участках и т. п.) в течение суток работа организована в две и более смены (включая непрерывные производства), продолжительность каждой из которых не менее установленной законодательством продолжительности рабочего дня. При этом работники чередуются по сменам равномерно, как правило, через неделю, в часы, определенные графиками сменности. Смена, в которой не менее 50% рабочего времени приходится на ночное время, считается ночной (ночным является время с 10 часов вечера до 6 часов утра). Смена, непосредственно предшествующая ночной, считается вечерней. Иные режимы работы (разделение рабочего дня на части, суточные дежурства и т. п.) к многосменному режиму не относятся. Для работников, занятых в таких режимах, сохраняется действующий порядок дополнительной оплаты за работу в ночное время и других компенсаций в зависимости от условий труда. Например, согласно письму Федеральной службы по труду и занятости от 1 марта 2007 г. N 474-6-0 в случае, если в организации работникам установлена 20-часовая рабочая неделя, а они фактически работают по 40 часов в неделю, имеет место сверхурочная работа. При этом продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Признать это двухсменным режимом работы нельзя. Как следует из разъяснения, содержащегося в письме Министерства финансов Российской Федерации от 27 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/143, дополнительные оплачиваемые отпуска за многосменный режим работы в числе ежегодных отпусков, которые работодатель обязан предоставить работнику в соответствии с ч. 1 ст. 116 ТК РФ, не названы. Кроме того, решением Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2002 г. N ГКПИ2002-353 признан незаконным и недействующим п. 9 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности работы» от 12 февраля 1987 г. N 194 в части предоставления работникам дополнительных отпусков за многосменный режим работы. Таким образом, обязанность предоставлять работникам дополнительные отпуска за многосменный режим работы в соответствии с вышеназванным актом у работодателя отсутствует. Согласно ст. 116 ТК РФ организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами. Компенсационные выплаты водителям легковых автомобилей, криминалистических лабораторий, автомобилей скорой медицинской помощи и автобусов при введении ненормированного рабочего времени. Указанным работникам устанавливается компенсационная выплата в размере 25%, а водителям на автомобилях с прицепами — 20% тарифной ставки. Компенсационная выплата за квалификацию водителям автобусов, грузовых и легковых автомобилей выплачивается к тарифным ставкам в следующих размерах: — при наличии в водительском удостоверении разрешающих отметок «В», «С», «Е» или только «Д», или «Д» и «Е» — 10 %; — при наличии в водительском удостоверении разрешающих отметок «В», «С», «Д», «Е» — 25%. Водителям, выполняющим специальные задачи при автотранспортном обеспечении членов Коллегии Министерства обороны Российской Федерации, устанавливается выплата компенсационного характера в размере 30% тарифной ставки. Список водителей, привлекаемых к выполнению специальных задач, утверждается начальником Аппарата Министра обороны Российской Федерации по согласованию с заместителем Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе. Компенсационные выплаты членам экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота. Указанным работникам (за исключением лиц с ненормированным рабочим днем), оставленным по распоряжению капитана во время стоянки в порту или на рейде для обеспечения безопасности судна в случае объявления штормового предупреждения или аварийной ситуации (без выполнения основной работы), устанавливается компенсационная выплата в размере до 50% должностного оклада (тарифной ставки) за каждый час дежурства. Выплата производится в пределах экономии фонда оплаты труда. Членам экипажей судов обеспечения, привлекаемым в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливается компенсационная выплата до 110% должностного оклада недостающего по штату работника за фактически отработанное время. Членам экипажей судов обеспечения при выполнении обязанностей артельщика устанавливается компенсационная выплата: — при численности экипажа от 5 до 20 человек — до 20% должностного оклада; — при численности экипажа от 21 до 40 человек — до 35% должностного оклада; — при численности экипажа более 40 человек — до 50% должностного оклада. Компенсационные выплаты при невыполнении норм труда (должностных обязанностей) по вине руководителя бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части. В этом случае оплата производится за факт ически проработанное время или выполненную работу, но не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной за тот же период времени или за выполненную работу. При невыполнении норм труда (должностных обязанностей) по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки (оклада). При невыполнении норм труда (должностных обязанностей) по вине работника оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы (ст. 155 ТК РФ). Компенсационные выплаты за время простоя не по вине работника и работодателя (ст. 157 ТК РФ). Это время должно оплачиваться в размере не ниже 2/3 средней заработной платы работника. О начале простоя работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю или иному представителю работодателя. Время простоя по вине работника не оплачивается. В соответствии со ст. 158 ТК РФ коллективным договором или трудовым договором на период освоения нового производства за работником может быть предусмотрено сохранение его прежней заработной платы. Следующей разновидностью компенсационных выплат являются выплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами. В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 января 2007 г. N 33 (приложение N 1 к Приказу), Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, в зависимости от степени секретности и объема сведений, к которым они имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях, а также от продолжительности срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) в следующих размерах: — в центральном аппарате Министерства обороны Российской Федерации, в органах военного управления Министерства обороны Российской Федерации, видов Вооруженных Сил Российской Федерации и родов войск Вооруженных Сил, в управлениях военных округов (флотов), в воинских частях, отнесенных к особо режимным и особо важным объектам, а также в воинских частях и организациях согласно перечню, утверждаемому в установленном порядке, с 1 января 2008 г. — 75%; — в управлениях объединений и соединений, а также в воинских частях и организациях, для командиров (начальников) которых штатом предусмотрено воинское звание «генерал-майор», ему равное и выше, — 65%; — в полках, на кораблях 1 ранга, в воинских частях и организациях, для командиров (начальников) которых штатом предусмотрено воинское звание «полковник», ему равное и ниже, — 50%. За работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно», в тех же подразделениях надбавка выплачивается с 1 января 2008 г. в размере от 30 до 50%. За работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно»: — 15% — при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий; — 10% — при оформлении допуска без проведения проверочных мероприятий. Лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации — сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к надбавке ежемесячно выплачивается процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях в следующих размерах: — 10% — при стаже работы от 1 до 5 лет; — 15% — при стаже работы от 5 до 10 лет; — 20% — при стаже работы 10 лет и больше. При определении стажа работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны учитывается только документально подтвержденный стаж работы в указанных подразделениях независимо от того, в каком органе государственной власти, органе местного самоуправления, в какой воинской части и организации работал сотрудник структурного подразделения. В стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны не засчитываются перерывы в работе в этих подразделениях. Надбавка выплачивается на основании приказа руководителя бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части. Лицам гражданского персонала, принятым на работу на штатные должности в шифровальные органы, либо осуществляющим в структурных подразделениях работу с шифрами, либо привлекаемым для этой работы по решению начальников соответствующих центральных шифровальных органов, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за работу с шифрами, применяемыми в государственных и правительственных, ведомственных и межведомственных сетях шифровальной связи в зависимости от общего стажа шифровальной работы и класса сетей шифровальной связи от 5 до 30%. К другим компенсационным выплатам гражданскому персоналу относятся, в частности: — компенсационные выплаты гражданскому персоналу, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов. Указанные выплаты установлены п. 52 приложения N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 555, в котором приведен перечень профессий рабочих и должностей специалистов арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов. Размер надбавки составляет от 30 до 50% должностного оклада (тарифной ставки); — компенсационные выплаты гражданскому персоналу за работу с химическим оружием. Гражданам, занятым на работах с химическим оружием, в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет; — компенсационные выплаты гражданскому персоналу за вахтовый метод работы. В соответствии со ст. 302 ТК РФ работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы. Постановлением Правительства Российской Федерации «О размерах и порядке выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета» от 3 февраля 2005 г. N 51 установлено, что работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, выполняющим работы вахтовым методом, выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы в следующих размерах: — в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — 75% тарифной ставки (оклада); — в районах Сибири и Дальнего Востока — 50% тарифной ставки (оклада); — в остальных районах — 30% тарифной ставки (оклада). Размер надбавки не может превышать размер установленной нормы расходов на выплату суточных, предусмотренных работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, за каждый день их нахождения в служебной командировке на территории Российской Федерации. Компенсационные выплаты гражданскому персоналу за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств, принадлежащих работнику. Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома руководителя бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме, или же устанавливается нормативными правовыми актами. Например, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. N 92 работникам, использующим личные легковые автомобили для служебных поездок, установлены компенсации. При этом компенсируются амортизационные суммы, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание, текущий ремонт. Размер компенсаций за использование автомобилей с рабочим двигателем до 2000 куб. см составляет 1200 руб. в месяц, свыше 2000 куб. см — 1500 руб. в месяц. Как правило, указанная компенсационная выплата предоставляется тем работникам, чья работа связана со служебными поездками. Список таких работников должен устанавливать работодатель. А разъездной характер их работы должен быть отражен в должностных инструкциях, трудовых договорах и т. п. Выплату компенсации за использование личного автомобиля можно предусмотреть в специальном пункте трудового договора или в дополнительном соглашении к нему. Компенсация выплачивается ежемесячно в твердой сумме независимо от количества календарных дней в месяце. За время, когда сотрудник находился в отпуске, командировке или болел, компенсация не выплачивается. Компенсационные выплаты гражданскому персоналу на приобретение книгоиздательской продукции. В соответствии с Федеральным законом от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ, изложившим в новой редакции Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1, педагогическим работникам образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 руб. — в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере 100 руб. — в других образовательных учреждениях. Сумма выплаченной денежной компенсации налогообложению не подлежит. Аналогичные выплаты предусмотрены Приказом Министра обороны Российской Федерации «О выплате денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий педагогическим работникам образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» от 4 октября 2002 г. N 401.

——————————————————————