Особенности регулирования труда иностранных граждан в Российской Федерации

(Пономарева Е. А.) («Миграционное право», 2010, N 1)

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е. А. ПОНОМАРЕВА

Пономарева Е. А., начальник отдела государственной службы и кадров Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

В последние годы наше государство достаточно динамично осуществляет процесс вхождения в международный рынок труда, что повлекло за собой появление нового участника трудовых и связанных с ними отношений — иностранного работника. В крупных городах на работу принимается все больше иностранных граждан, как высококвалифицированных специалистов, так и низкооплачиваемых рабочих. Существенное увеличение количества иностранных работников в Российской Федерации в последнее время актуализировало вопросы правового регулирования труда иностранных граждан. Правовая регламентация труда иностранцев в России необходима как работодателям, нанимающим мигрантов для осуществления трудовой деятельности, так и самим иностранным гражданам, которые въезжают на территорию нашей страны с целью устроиться на работу. Отношения, связанные с пребыванием и трудом иностранцев в Российской Федерации, носят межотраслевой характер, их правовое регулирование осуществляется конституционным, трудовым, административным и международным частным правом. Несомненно, начать рассмотрение указанной темы следует с уяснения следующего вопроса: кто такие иностранцы? Итак, иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Такое определение приведено в Федеральном законе от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ). Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — это лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на проживание в Российской Федерации. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — это лицо, прибывшее на территорию Российской Федерации на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица (ст. 25.1 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее — Федеральный закон N 114-ФЗ)). Под визой понимается выданное уполномоченным государственным органом (дипломатическим представительством, консульским учреждением Российской Федерации, МИДом России) разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией. Срок временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток (ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ). Обыкновенные визы подразделяются на: 1) частные, выдаваемые на срок до трех месяцев иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию с гостевым визитом на основании приглашения на въезд в Российскую Федерацию, оформленного по ходатайству гражданина Российской Федерацию или иного гражданина, получившего вид на жительство в Российской Федерации, или юридического лица; 2) деловые, выдаваемые на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления деловых поездок; 3) туристические, выдаваемые на срок до одного месяца иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста, при наличии у него надлежащим образом оформленного договора на оказание услуг по туристическому обслуживанию и подтверждения о приеме организацией, осуществляющей туристическую деятельность; 4) учебные, выдаваемые на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях обучения в образовательном учреждении; 5) рабочие, выдаваемые иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на срок действия трудового договора, но не более чем на один год; 6) гуманитарные, выдаваемые на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления научных или культурных, или общественно-политических, или спортивных, или религиозных связей и контактов, либо паломничества, либо благотворительной деятельности, либо доставки гуманитарной помощи; 7) визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища, выдаваемые иностранному гражданину на срок до трех месяцев при наличии решения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о признании данного иностранного гражданина беженцем на территории Российской Федерации. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из России по истечении срока действия визы, если им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание. Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или в деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда в которые требуется специальное разрешение (территории закрытых административно-территориальных образований, территории закрытых военных городков, зоны проведения контртеррористических операций, зоны экологического бедствия, пограничная зона, объекты и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, объекты, на которых размещаются органы государственной власти и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну). Приглашение является основанием для рассмотрения вопроса о выдаче российской визы иностранным гражданам. Приглашение в Российскую Федерацию иностранных граждан российским юридическим лицом оформляется МИДом Российской Федерации с целью встречи со своими родственниками или знакомыми, приглашение оформляется ОВД на основании письменного заявления. Перечень стран с указанием установленного для граждан каждого иностранного государства режима въезда на территорию России приведен в письме Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.09.2006 N 32253/19. В ст. 27 Федерального закона N 114-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам. Для пребывания на территории Российской Федерации иностранному гражданину необходимо либо получить разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации, либо оформить вид на жительство. От этого будет зависеть правовое положение иностранного гражданина в Российской Федерации. Перейдем к рассмотрению особенностей приема и увольнения иностранных работников. При приеме на работу иностранца, как отмечает И. О. Киселев <1>, возможны две ситуации: ——————————— <1> Трудовое право России и зарубежных стран. 2-е изд. М.: Изд-во «Эксмо», 2006. С. 246.

1) на работу берут иностранца, у которого есть разрешение на временное проживание либо вид на жительство на территории России. В этом случае надо просто оформить с работником трудовой или гражданско-правовой договор; 2) организация сама приглашает иностранного работника из-за рубежа. То есть иностранец имеет статус временно пребывающего в России. Тогда, прежде чем принять иностранца на работу, работодатель должен оформить целый ряд дополнительных документов, о которых пойдет речь ниже. На основании ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 681. Такое разрешение выдается: — Федеральной миграционной службой Российской Федерации (далее — ФМС России) или ее территориальными органами при наличии заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения; — территориальным органом ФМС России при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами транспорта, — если это разрешение на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов; — территориальным органом ФМС России при условии внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) на специально открываемый федеральным органом исполнительной власти в целях миграции счет средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации, — в случае если разрешение выдается временно пребывающему в Российской Федерации иностранному гражданину. В таком случае после выезда иностранного работника из Российской Федерации средства возвращаются работодателю или заказчику работ (услуг) по истечении срока договора, а иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, — по предъявлении проездных документов, подтверждающих оплату выезда иностранного работника из Российской Федерации. Разрешениями устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и группам профессий, нанимаемых работодателями для работы на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения. Для получения разрешения работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в ФМС России: — заявление <2>; ——————————— <2> Форма заявления приведена в приложении 1 к Приказу Федеральной миграционной службы от 25 декабря 2006 г. N 369.

— предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы; — проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников. При этом условия, оплата и охрана труда иностранных граждан, их социальное обеспечение и страхование определяются нормами законодательства Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами; — документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников. За выдачу разрешения пошлина составляет 3000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника (пп. 12 п. 1 ст. 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации). Российские компании представляют также копии свидетельств о регистрации юридического лица, о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации в Российской Федерации, об открытии филиала и копию свидетельства о его аккредитации. Работодатели — индивидуальные предприниматели должны будут представить в ФМС России копии свидетельств о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, о постановке на учет в налоговой инспекции по месту регистрации, копию документа, удостоверяющего личность и место регистрации индивидуального предпринимателя. Решение о выдаче разрешений принимается ФМС России в течение 30 дней со дня подачи работодателем соответствующих документов. В случае если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение применяется в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи указанных документов. Форма разрешения также приведена в приложении 2 к Приказу ФМС России от 25.12.2006 N 369. Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в письменном виде в течение пяти дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения. Разрешения выдаются, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу, выданного на его имя, на основании полученного работодателем разрешения. ФМС России представляет в соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за границей информацию о выданных разрешениях, которая является основанием для получения иностранными гражданами въездной-выездной визы с правом найма на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, перечень которых определен п. 4 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ. Так, разрешения на работу не нужны иностранным гражданам: 1) постоянно проживающим в Российской Федерации; 2) являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию; 3) являющимся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; 4) являющимся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющим монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования; 5) являющимся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации; 6) обучающимся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющим работы (оказывающим услуги) в течение каникул; 7) обучающимся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающим в свободное от учебы время в качестве учебно-воспитательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются; 8) приглашенным в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях.) Также не оформляются разрешения на работу гражданам Белоруссии. Совместным Приказом Минздравсоцразвития России и ФМС России от 26.10.2006 N 670/421 утверждена форма подачи сведений о привлечении работодателем иностранных работников к трудовой деятельности, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы. Указанные сведения работодатели представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросом занятости населения. Сведения необходимо подавать в месячный срок, считая с момента, как заключен трудовой или гражданско-правовой договор с иностранным работником. Статья 13.1 Федерального закона N 115-ФЗ регламентирует, что разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, может быть выдано: — ФМС России; — территориальным органом ФМС России; — ФМС России при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами транспорта, — если это разрешение на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов. Основанием для выдачи разрешения указанному гражданину является его заявление о выдаче ему разрешения на работу, где указываются следующие сведения: — фамилия, имя, отчество и дата рождения иностранного гражданина; — гражданство или государство постоянного (преимущественного) проживания иностранного гражданина; — адрес постоянного места жительства иностранного гражданина; — период осуществления иностранным гражданином трудовой или предпринимательской деятельности; — сведения о наличии разрешения на работу (с предъявлением подлинника) — для иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя и выступающего как работодатель или заказчик работ (услуг); — вид деятельности; — место работы; — сведения о работодателе или заказчике работ (услуг); — сведения об условиях привлечения и использования иностранного работника или сведения о предстоящей предпринимательской деятельности иностранного гражданина. Такое заявление подается: — лично иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы; — либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации; — либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина. Одновременно с заявлением иностранным гражданином представляются: — документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; — миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или отметкой органа территориального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты; — квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу. Отказ в приеме от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на работу возможен только в случае, если он не представил вышеназванные документы, в остальных случаях такой отказ не допускается. По результатам рассмотрения заявления ФМС России или ее территориальный орган в течение десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на работу принимает одно из следующих решений: — о выдаче ему разрешения на работу; — об отказе в выдаче такого разрешения. Такое решение может быть обжаловано в ФМС России или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления об отказе в выдаче разрешения. Разрешение на работу выдается иностранному гражданину лично по предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве. После чего ФМС России или ее территориальный орган направляют информацию о выданных иностранным гражданам разрешениях на работу в орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Если работодатель собирается брать на работу иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, разрешение на привлечение и использование иностранных работников ему не требуется (п. 9 ст. 13.1 Федерального закона N 115-ФЗ). Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, — это в первую очередь граждане СНГ (кроме граждан Грузии и Туркмении). Работодателю (заказчику) достаточно просто уведомить территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости в субъекте Российской Федерации. По общему правилу иностранцы, временно пребывающие в Российской Федерации и временно проживающие в Российской Федерации, могут трудиться только в том субъекте Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (п. 4.2, п. 5 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ). Однако есть и исключения из этого правила. Так, в п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2007 N 97 установлены случаи, когда временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу. Это: а) направление в служебную командировку. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину; б) если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев. Списки профессий (должностей) и работ, при выполнении которых иностранцы вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъектов Российской Федерации, на территории которого ему разрешено проживание, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 N 607. Работодатель обязан передать под роспись разрешение на работу иностранному работнику, на имя которого оно оформлено, до начала его трудовой деятельности на территории Российской Федерации (п. 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации»). В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 115-ФЗ иностранный гражданин не имеет права: 1) находиться на муниципальной службе; 2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации. Условия, на которых иностранные граждане могут входить в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, за исключением судна рыбопромыслового флота, утверждены Приказом Минтранса России от 25.01.2001 N 14. Условия, на которых иностранные граждане могут входить в состав экипажа судна рыбопромыслового флота, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, утверждены Приказом Госкомрыболовства России от 29.07.2002 N 299; 3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; 4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации Российской Федерации. Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2002 N 755. В данный Перечень включены: — объекты и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований; — структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций; — организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляется разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий; 5) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. В некоторых сферах деятельности устанавливаются допустимые квоты иностранных работников. Так, Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1099 устанавливает на 2009 г. допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды деятельности в сфере розничной торговли и в области спорта, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности: а) розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво (код 52.25.1) — в размере 0% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами; б) розничная торговля фармацевтическими товарами (код 52.31) — в размере 0% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами; в) розничная торговля в палатках и на рынках (код 52.62) — в размере 0% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами; г) прочая розничная торговля вне магазинов (код 52.63) — в размере 0% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами; д) прочая деятельность в области спорта (код 92.62) — в размере 25% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами. При соблюдении всех вышеперечисленных условий с иностранным гражданином может быть заключен трудовой договор. Оформление на работу иностранного гражданина происходит в том же порядке, что и оформление российского гражданина (гл. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ)). В соответствии со ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: — паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; — трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; — страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; — документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; — документ об образовании, квалификации или специальных занятиях — при поступлении на работу, требующую специальной подготовки. Иностранный гражданин предъявляет указанные документы с приложением официального перевода их на русский язык. Документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина в Российской Федерации, может служить паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Федерального закона N 115-ФЗ). В целях подтверждения уровня квалификации иностранного работника документ об образовании, кроме наличия к нему официального перевода, должен пройти процедуру нострификации (установление эквивалентности). Для выходцев из стран бывшего СССР дипломы и аттестаты, выданные до 1991 г., признаются без прохождения указанной процедуры. При заключении трудового договора, иностранный работник обязан представить работодателю трудовую книжку установленного в Российской Федерации образца. Работодатель не имеет права вести трудовые книжки иностранного государства. Если трудовой договор с иностранным гражданином заключается впервые или трудовая книжка установленного образца отсутствует у иностранного гражданина по другим причинам, работодатель обязан завести указанному гражданину трудовую книжку. Согласно ст. 66 ТК РФ работодатель оформляет трудовые книжки на каждого сотрудника, проработавшего у него свыше пяти дней. В книжке делаются соответствующие записи в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» и Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек». Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами, кроме граждан России, признаются постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства. Поэтому работодателю при приеме на работу иностранного гражданина необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда России с заявлением о выдаче иностранному работнику страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). Можно выделить следующие особенности трудового договора с иностранным гражданином. 1. Срок трудового договора целесообразно ограничить сроками действия разрешения на работу, миграционной карты, визы, разрешения на временное проживание. При этом непосредственно в трудовом договоре должен быть указан срок его действия и причина заключения срочного договора (ст. 58 ТК РФ). Однако ограничение срока действия разрешения на работу не влечет обязанность работодателя заключать срочный трудовой договор. Если у иностранного работника закончится срок действия миграционной карты или визы, работодатель может предоставить ему отпуск для выезда-въезда и решения визовых вопросов. Длительный трудовой договор или договор, заключенный на неопределенный срок, может способствовать получению иностранцем разрешения на временное проживание или вида на жительство, дает право на продление рабочей визы без выезда из Российской Федерации и т. п. 2. Договор может быть составлен только на русском языке или на русском и иностранном языках, чтобы быть понятным иностранному работнику. 3. Стоит обратить внимание на следующие условия трудового договора с иностранцем: 1) место работы. Применительно к трудовым отношениям с иностранным гражданином следует обратить внимание на указанное в договоре место работы. От этого в первую очередь будет зависеть, в каком регионе нужно будет получать разрешения для приема на работу иностранного сотрудника. Если же место работы будет находиться за рубежом, разрешения не потребуются — ведь оформляются они только для работы в Российской Федерации. При этом сотрудник, являющийся, например, представителем организации за границей, сможет приезжать в Россию в командировки б ез оформления разрешений на работу и привлечение иностранной рабочей силы. Этого закон не запрещает. Еще один немаловажный момент — от места работы зависит порядок уплаты НДФЛ. Если иностранец преимущественно пребывает за границей и, соответственно, имеет налоговый статус нерезидента Российской Федерации, то налоги он заплатит только с доходов от источника в Российской Федерации. В силу ст. 208 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) источник дохода, полученного по трудовому договору, там, где находится место работы; 2) трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Наименование должности должно строго соответствовать указанной должности в разрешении на работу. Чтобы избежать неприятных ситуаций и разночтений, при подготовке проекта трудового договора и заполнении заявлений на выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и на работу следует руководствоваться перечнем профессий и должностей, который установлен Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367. Данный Классификатор применяется с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Также стоит обратить внимание на установленные данными справочниками требования к квалификации работника по образованию и стажу работы по специальности. Исходя из этих характеристик, можно определить, нужно ли представлять в ФМС России и требовать при приеме на работу документы об образовании; 3) дата начала работы. Отметим, что согласно ст. 61 ТК РФ работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу. Согласно трудовому законодательству Российской Федерации, если работник не приступил к работе в день, установленный трудовым договором, работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. Если разрешение на работу иностранного гражданина получал работодатель, то при аннулировании трудового договора он может обратиться в ФМС России с просьбой аннулировать и разрешение на работу; 4) условия оплаты труда. По общему правилу заработная плата работникам производится в рублях, однако если иностранный работник — нерезидент, выплата может производиться в валюте в силу ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». При этом НДФЛ, ЕСН, пенсионные взносы в любом случае уплачиваются в рублях (п. 5 ст. 45 НК РФ). Поскольку исключений по обложению НДФЛ для работников — иностранных граждан налоговое законодательство не делает, то их доходы, полученные от работы на территории России, подлежат обложению НДФЛ в том же порядке, что и доходы работников-россиян (п. 1 ст. 207, пп. 6 п. 1 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК РФ). Самое важное, что следует учитывать при уплате налогов, — это наличие у иностранного работника статуса налогового резидента. Ставка НДФЛ у нерезидентов составляет 30%, и стандартные вычеты им не предоставляются (ст. 209, п. 3, 4 ст. 210, п. 1, 3 ст. 224, абзацы 1, 2 п. 3 ст. 226 НК РФ). Трудовой договор с работником — иностранным гражданином может быть расторгнут по любому из оснований, предусмотренных ТК РФ. Из особенностей расторжения трудового договора с иностранными гражданами обратим внимание на следующие моменты. В ТК РФ предусмотрено специальное основание для прекращения трудовых договоров с иностранными гражданами — в связи с приведением общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников, установленной Правительством Российской Федерации для работодателей, осуществляющих на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности (п. 12 ч. 1 ст. 83 ТК РФ). Спорным для применения в отношении работников-иностранцев является такое основание, как перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность) (п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Это вызвано ограничением, установленным разрешением на работу. При заключении с иностранным работником срочного трудового договора на период действия у него разрешения на работу или период временного проживания у некоторых специалистов кадровой службы возникает вопрос, как правильно сформулировать основание увольнения в приказе об увольнении работника-иностранца. Некоторые в основании увольнения ставят «окончание срока действия разрешения на трудоустройство». Однако ТК РФ не предусматривает такого основания прекращения трудового договора. В этом случае в приказе об увольнении следует указать «в связи с окончанием срока действия трудового договора». Согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона N 115-ФЗ в случае, если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), разрешение на работу, выданное данному иностранному работнику, может быть по ходатайству работодателя или заказчика работ (услуг) аннулировано федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом, выдавшими данное разрешение.

——————————————————————