Проблемы привлечения в Россию квалифицированных иностранных граждан

(Гефтер Ю. А.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2012, N 2)

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ В РОССИЮ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН <*>

Ю. А. ГЕФТЕР

——————————— <*> Gefter Ju. A. The problems of employment of the qualified foreigners in the Russian Federation.

Гефтер Юлия Александровна, старший преподаватель кафедры трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений, кандидат юридических наук.

Статья посвящена проблемам привлечения в РФ иностранных граждан, имеющих необходимую для РФ квалификацию, включая несовершенство действующей системы квотирования, которая зачастую не позволяет иностранным гражданам, имеющим квалификацию, получить разрешение на работу в РФ.

Ключевые слова: работа квалифицированных иностранных граждан, разрешение на работу, квотирование.

The article deals with the problems of employment of the qualified foreigners in Russia, including the drawbacks of present quota system, which often do not allow qualified foreigners to get a work permit in Russia.

Key words: employment of the qualified foreigners, work permit, quota system.

На протяжении последних лет многие российские ученые изучали и предлагали пути совершенствования законодательства РФ, регулирующего труд иностранных граждан <1>. Тем не менее проблем в данной сфере остается еще достаточно много, одной из которых является привлечение в РФ квалифицированных иностранных специалистов. ——————————— <1> См., напр.: Скачкова Г. С. Труд иностранцев в России: правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2006. 264 с.; Малышев Е. А. Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации: Учебное пособие / Мин-во внутренних дел Российской Федерации, Калининградский юридический ин-т, 2011. 119 с.; Трудовая деятельность иностранных граждан, иностранцы и военная служба, приглашение на въезд в Россию, миграционный учет иностранных граждан. М.: Профиздат, 2011. 79 с.; Справочник бухгалтера профкома. 2011. N 1; Права иностранных работников в России / Под ред. И. Л. Трунова. М.: Эксмо, 2006. 576 с.; и др.

В современных условиях привлечение работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние принимающего государства. Однако в настоящее время в РФ имеется нехватка специалистов, имеющих необходимые для РФ профессии (специальности, квалификацию). Таким образом, как указано в проекте Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации <2>, одной из стратегических задач для РФ является создание условий и механизмов для привлечения квалифицированных и высококвалифицированных иностранных граждан. ——————————— <2> См.: Проект Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации // URL: http://www. fms. gov. ru/law/865/details/49505/?sphrase_id=248463 (официальный сайт ФМС России).

В законодательстве РФ выделены специальные категории иностранных граждан — квалифицированные и высококвалифицированные специалисты, которые имеют определенные преимущества при трудоустройстве в РФ по сравнению с иностранными гражданами, не имеющими требуемой РФ квалификации. При этом квалифицированным иностранным специалистом считается иностранный гражданин, имеющий востребованную для РФ профессию (специальность, квалификацию), перечень таких профессий (специальностей, квалификаций, должностей) ежегодно утверждается приказом Минздравсоцразвития России <3>. ——————————— <3> Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27 декабря 2011 г. N 1653н «Об утверждении Перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются, на 2012 год» // Российская газета. 08.02.2012.

Таким образом, квалифицированным иностранным специалистом может считаться не всякий иностранный гражданин, имеющий квалификацию и трудоустраивающийся по имеющийся у него специальности, а лишь тот, профессия (специальность, квалификация) которого отнесена Приказом Минздравсоцразвития России к востребованным для России. Особенности правового положения высококвалифицированных иностранных специалистов закреплены в ст. 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» <4> (далее — Закон от 25 июля 2002 г.). ——————————— <4> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

Преимущество при трудоустройстве указанных категорий иностранных граждан, по сравнению с иными иностранными гражданами, прибывающими в РФ с целью осуществления трудовой деятельности, заключается в том, что на иностранных специалистов, относящихся к одной из перечисленных выше категорий, при получении ими разрешения на работу в РФ не распространяются квоты. Случаи установления квот для иностранных граждан, дающих право получить разрешение на временное проживание в РФ или же осуществлять трудовую деятельность, закреплены в Законе от 25 июля 2002 г. К таким случаям относятся, в частности: — выдача разрешений иностранным гражданам на временное проживание. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан (ст. ст. 6, 6.1 Закона от 25 июля 2002 г.) <5>; ——————————— <5> Квота на 2012 г. установлена распоряжением Правительства РФ от 18 ноября 2011 г. N 2076-р «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2012 год» // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6983.

— выдача разрешений на работу иностранным гражданам. Территориальный орган ФМС России рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений, если данные квоты установлены Правительством РФ (п. 6 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г.) <6>; ——————————— <6> Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 892 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2012 год» // СЗ РФ. 2011. N 46. Ст. 6515.

— выдача иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности. Квота на выдачу иностранным гражданам (за исключением иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы) приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. При этом учитывается демографическая ситуация в соответствующем субъекте РФ и возможности данного субъекта по обустройству иностранных граждан <7> (п. 1 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г.). ——————————— <7> Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 892 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2012 год» // СЗ РФ. 2011. N 46. Ст. 6515.

Однако представляется, что действующая система квотирования не отражает реальной потребности российской экономики в иностранной рабочей силе. Проблема заключается в том, что из-за квот (которые не распространяются только на квалифицированных и высококвалифицированных иностранных специалистов), ограничивающих количество выдаваемых иностранным гражданам разрешений, процесс получения документов, дающих право иностранному гражданину проживать и работать в РФ, сильно затруднен. В случае если квоты на текущий год уже использованы, иностранный гражданин, желающий законно работать и жить в РФ, уже не может этого сделать и, как правило, начинает работать в РФ незаконно. В связи с этим актуальным становится вопрос о совершенствовании механизма квотирования, а также о создании иных инструментов регулирования привлечения иностранных работников. Возможное решение проблемы видится в отмене квот для всех иностранных граждан, имеющих высшее образование (вне зависимости от имеющейся у них профессии, специальности, квалификации), трудоустраивающихся по соответствующей профессии, специальности, квалификации. Также следует разработать более дифференцированные подходы к отбору и привлечению иностранных граждан с тем, чтобы иностранным гражданам-инвесторам и иностранным гражданам, создающим рабочие места в РФ, было как можно легче въезжать в РФ в деловых и рабочих целях. Например, в настоящее время в Законе от 25 июля 2002 г. не закреплено каких-либо особенностей правового положения или льгот для иностранных граждан, осуществляющих инвестиции в экономику РФ или создающих рабочие места, участвующих в предпринимательской деятельности. В связи с этим представляется правильным, чтобы в отношении иностранных инвесторов и предпринимателей, создающих рабочие места для граждан РФ, действовал бы льготный порядок въезда в РФ. Например, при инвестировании свыше определенной суммы или создании в РФ определенного количества рабочих мест таким иностранным гражданам не надо было бы получать визу. Также для указанных категорий иностранных граждан следовало бы ввести упрощенный порядок получения разрешений на проживание и осуществление трудовой деятельности в РФ. Например, таким иностранным гражданам необходимые разрешительные документы выдавались бы без учета всяких квот, лишь по подтверждению выполнения условий по инвестированию и созданию рабочих мест в России.

——————————————————————