Международные ориентиры и методология социального и государственно-частного партнерства

(Крылов К. Д.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2010, N 4)

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО И ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА <*>

К. Д. КРЫЛОВ

——————————— <*> Kry’lov K. D. International landmarks and methodology of social and state-private partnership.

Крылов Константин Давыдович, профессор Международного университета природы, общества и человека, председатель Московского общества трудового права и права социального обеспечения, доктор юридических наук.

Статья отражает современные международные подходы к развитию социального и государственно-частного партнерства в сфере труда.

Ключевые слова: социальное партнерство, государственно-частное партнерство, международные трудовые принципы и нормы, методология.

The article reflects contemporary approaches to development of social and state-private partnership in the sphere of labor.

Key words: social partnership, state-private partnership, international labor principles and norms, methodology.

Развитие социального и государственно-частного партнерства стало одной из характерных черт современной сферы труда, трудовых отношений и трудового права. На международном уровне, прежде всего в рамках Международной организации труда, показано значение таких видов партнерства, определено их содержание, разработаны и сформулированы ориентиры их развития, выработана методология их исследования и эффективной реализации для продвижения идей достойного труда. В первое десятилетие нынешнего века присущий МОТ трехсторонний механизм не только обогатился значительными новациями социального партнерства, трипартизма и социального диалога, но и дополнился их взаимосвязями с государственно-частным и международным партнерством. Для различных видов партнерств, развивающихся в сфере труда, общими стали предложенные МОТ основные цели, основополагающие принципы и стратегические задачи. Они получили отражение в Декларации МОТ 1998 г. «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда», Программе достойного труда 1999 г., новой редакции Трехсторонней декларации принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики 2000 г., Глобальной программе занятости 2001 г., Декларации о социальной справедливости в целях справедливой глобализации 2008 г., Глобальном пакте о рабочих местах 2009 г., в других документах МОТ. В них в качестве целей провозглашены достойный труд, социальная справедливость и справедливая глобализация. Основополагающими принципами в сфере труда стали: свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров, упразднение всех форм принудительного или обязательного труда, действенное запрещение детского труда и недопущение дискриминации в области труда и занятий. Они были закреплены в Декларации МОТ 1998 г. об основополагающих принципах и правах в сфере труда и получили подтверждение в ее новой редакции 2010 г. Современные стратегические задачи резюмированы в Декларации МОТ 2008 г. о социальной справедливости в целях справедливой глобализации следующим образом: 1) содействие занятости, при которой обеспечивалось бы достижение личных целей и общего благополучия, все предприятия, как государственные, так и частные, являлись бы жизнеспособными, а общества могли бы добиваться своих целей: экономического развития, высокого уровня жизни и социального прогресса; 2) разработка и расширение мер социальной защиты — социального обеспечения и защиты работников, которые бы способствовали расширению социального обеспечения, здоровым и безопасным условиям труда, справедливости политики в сфере оплаты труда, продолжительности рабочего времени и других условий труда; 3) содействие социальному диалогу и трипартизму как надлежащему способу придания эффективного характера трудовому законодательству и трудовым институтам, в том числе в отношении признания трудового правоотношения, содействия нормальным трудовым отношениям и создания эффективно действующих систем инспекции труда; 4) соблюдение, содействие и реализация основополагающих принципов и прав в сфере труда. При этом особо указывается, что гендерное равенство и недопущение дискриминации следует рассматривать как всеохватывающие вопросы в рамках данных стратегических задач. МОТ обращает внимание на усиление роли трипартизма и социального диалога как инструмента для реализации всех стратегических задач. Социальное партнерство, включающее трипартизм и социальный диалог, становится ценным демократическим средством решения социальных проблем, формирования консенсуса, оказания помощи в разработке международных трудовых норм и решения широкого круга трудовых проблем, в отношении которых социальные партнеры играют «непосредственную, легитимную и незаменимую роль». За последние годы проведены и намечены к проведению разнообразные мероприятия, направленные на то, чтобы оказать трехсторонним участникам содействие в ведении социального диалога в таких областях, как нормы и основополагающие принципы и права в сфере труда, занятость и социальная защита. Приняты специальные акты о социальном партнерстве: Резолюция МОТ 2002 г. о трипартизме и социальном диалоге, решение Административного совета МБТ «Политика и социальное партнерство в целях совершенствования управления» (ноябрь 2003 г.) и др. Реализация идей и норм о социальном партнерстве получила отражение в Глобальных докладах об основополагающих принципах и правах в сфере труда и прежде всего в тех, которые касаются свободы объединения и коллективных переговоров (2000, 2004, 2008 гг.). В МОТ признано, что социальное партнерство подразумевает тесные отношения сотрудничества между правительствами и организациями работодателей и работников с целью достижения согласованных совместных целей в экономической и социальной областях. Оно содействует участию профсоюзов и объединений работодателей в разработке и осуществлении социально-экономической политики и может играть важную роль в повышении производительности и экономической конкурентоспособности, в обеспечении максимального снижения социальных издержек процесса глобализации и равного доступа к его благам. В Резолюции МОТ 2002 г. о трипартизме и социальном диалоге правительствам было предложено добиваться создания необходимых условий для социального диалога, включая соблюдение основополагающих принципов и прав свободы объединения и ведения коллективных переговоров, климата здоровых трудовых отношений и уважения роли социальных партнеров. Было предложено содействовать и углублять трипартизм и социальный диалог, особенно в отраслях и секторах, где социальное партнерство отсутствует или не получило достаточного развития. Должна укрепляться его роль как в рамках решения одной из четырех стратегических задач, так и в качестве инструмента для обеспечения реализации всех стратегических задач и межсекторальных проблем гендерного равенства и развития. Особо было указано на необходимость содействия ратификации и применению норм МОТ, непосредственно касающихся социального диалога и содержащихся в Конвенциях N 87 «О свободе объединения и защите права на организацию», N 98 «О праве на организацию и ведении коллективных переговоров», N 144 «О трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы)», N 150 «О регулировании вопросов труда», N 151 «О трудовых отношениях на государственной службе, N 154 «О коллективных переговорах», сопровождающих их Рекомендациях и Рекомендации N 113 «О сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабе». С их учетом необходимо содействовать участию социальных партнеров в целенаправленном консультативном процессе трудовых реформ, включая вопросы, связанные с основополагающими конвенциями и иными аспектами трудового законодательства. Пятьдесят лет тому назад в Рекомендации МОТ N 113 (1960 г.) были даны основные ориентиры консультаций и сотрудничества между государственными властями и организациями работодателей и работников в отраслевом и в национальном масштабе. Общей целью таких консультаций и сотрудничества должно быть содействие взаимопониманию и хорошим отношениям между государственными органами власти и организациями работодателей и работников, а также между этими организациями, с целью развития экономики в целом или ее отдельных отраслей, улучшения условий труда и повышения жизненного уровня. Такие консультации и сотрудничество должны быть направлены, в частности: во-первых, на совместное изучение организациями работодателей и работников вопросов, представляющих для них взаимный интерес, с целью достижения, в возможно большей степени, согласованных решений; во-вторых, на обеспечение того, чтобы компетентные государственные органы власти соответствующим образом запрашивали мнение организаций работодателей и работников и обращались к ним за советами и помощью в таких областях, как: а) подготовка и применение законодательства, затрагивающего их интересы; б) создание и деятельность таких общегосударственных органов, как органы, ведающие организацией рынка занятости, профессиональной подготовкой и переподготовкой, охраной труда, гигиеной труда и техникой безопасности, производительностью труда, социальным обеспечением и бытовым обслуживанием; в) разработка и осуществление планов экономического и социального развития. В соответствии с национальными обычаями или практикой такие консультации и сотрудничество должны обеспечиваться или облегчаться: 1) добровольными действиями со стороны организаций работодателей и работников; или 2) мерами поощрения со стороны государственных органов власти; или 3) законодательством; или 4) сочетанием любых этих методов Принципы, нормы и рекомендации МОТ о социальном партнерстве получили широкое отражение в актах других международных организаций и национальном законодательстве. Например, в ЕврАзЭС принят Типовой проект законодательного акта «О социальном партнерстве» (2005 г.), в СНГ — Модельный закон «О социальном партнерстве» (2006 г.), а в России основные положения о социальном партнерстве получили специальное правовое закрепление в Трудовом кодексе РФ, в нескольких федеральных законах, иных нормативных правовых актах, в том числе в специальных законах о социальном партнерстве, принятых в субъектах Российской Федерации. Ныне на международном уровне предложено проводить многосторонние исследования социального диалога в сотрудничестве с трехсторонними участниками в целях расширения возможностей органов регулирования вопросов труда и организаций трудящихся и работодателей для привлечения их к социальному диалогу. Должно оказываться содействие и осуществляться укрепление трехсторонней деятельности по разработке стратегических и тактических приоритетов в сфере труда, дальнейшему совершенствованию программ и иных механизмов, укреплению потенциальных возможностей партнеров, расширению круга услуг и представительства. Следует обеспечить, чтобы с трехсторонними участниками проводились консультации по вопросам отбора и взаимоотношений с другими организациями гражданского общества, с которыми может осуществляться сотрудничество по вопросам труда. Одним из звеньев расширения таких взаимоотношений стало сотрудничество государственных учреждений и частных субъектов. В рамках системы ООН партнерства между государственными и частными субъектами превратились из спорадического явления во вполне развитую форму взаимоотношений, проявляющихся, например, в осуществлении программ корпоративного партнерства. С учетом растущего числа таких партнерств генеральный секретарь ООН издал в 2000 г. Руководящие принципы сотрудничества между ООН и деловым сообществом. В том же году был заключен Глобальный договор, предусматривающий дальнейшие руководящие принципы в отношении корпоративной социальной ответственности в связи с деятельностью ООН. В 2006 г. Генеральная Ассамблея приняла Резолюцию «На пути к глобальным партнерствам», в которой предусматривалось упрочение партнерских взаимоотношений с частным сектором. В том же 2006 г. в докладе Группы высокого уровня по вопросу о слаженности в системе ООН отмечалось, что партнерства между государствами и частными субъектами являются динамичным средством реализации целей устойчивого развития в контексте реформ в рамках ООН. В последние годы в рамках МОТ обращается внимание на важность партнерств между государственными и частными субъектами. В июне 2006 г. Международная конференция труда в своих заключениях указала, что партнерства между государственными и частными субъектами обладают большим потенциалом как источник финансирования и расширения базы знаний, и призвала к установлению эффективно действующих партнерств в области развития, к мобилизации финансовых и людских ресурсов, в том числе из государственного и частного секторов. Административному совету предлагалось разработать и следить за применением четких руководств и критериев в интересах таких партнерств. Административный совет МБТ на своей 301-й сессии (март 2008 г.) принял решение о партнерствах между государственными и частными субъектами. В МОТ, как и во всей системе учреждений ООН, широко признано определение государственно-частного партнерства как партнерства между государственными и частными субъектами, которое представляет из себя добровольные взаимоотношения сотрудничества между различными субъектами общественного (государственного) и частного (негосударственного) секторов, в рамках которых все участники договариваются работать совместно, стремясь к достижению общей цели или проводя конкретные мероприятия. Партнерства могут преследовать различные цели, включая борьбу за общее дело, соблюдение нормативных актов или кодексов поведения, обоюдное пользование ресурсами и опытом, координацию усилий. Они могут прилагать усилия в одном направлении или же могут расширять свою деятельность или даже заключать прочный союз, стремиться к консенсусу и обеспечению своего активного участия в сотрудничестве с другими организациями и своими партнерскими субъектами. Хотя они могут иметь весьма разнообразный характер, такие партнерства, как правило, строятся на принципах последовательных общих усилий с разделением ответственности, сферы компетенции, ресурсов и других преимуществ. Партнерские взаимоотношения могут принимать такие формы, как: финансирование или пожертвования в натуральном выражении со стороны участников партнерства или между ними; совместная разработка и проведение проектов или другой оперативной деятельности; организация совещаний или иных мероприятий; совместное проведение кампаний или информационно-разъяснительной работы; проведение совместных исследований и выпуск совместных публикаций; временный обмен кадрами; или же меры по обмену или накапливанию знаний и информации. Партнерства между государственными и частными субъектами обладают потенциалом расширять и повышать эффективность деятельности по техническому сотрудничеству международных организаций. Эти партнерства позволяют, в частности, МОТ с успехом сочетать свой собственный опыт и вклад с опытом частных субъектов, главным образом предприятий, по содействию полной и производительной занятости, достойному труду. МОТ в своих партнерских взаимоотношениях не только опирается на свои знания и опыт и на вклад частных предприятий в процесс создания достойных и производительных рабочих мест, но также учитывает важную роль профсоюзов по содействию достойному труду. Ныне, разрабатывая программы и бюджет, МОТ стремится установить партнерские взаимоотношения между государственными и частными структурами, сочетая при этом собственный опыт с опытом и практикой предприятий, профсоюзов и правительств, в том случае, если это может быть с выгодой использовано для решения задач в области достойного труда. За последние годы проведены широкие международные дискуссии о важности роли частного сектора и жизнеспособных предприятий для социального и экономического развития. В результате признано, что партнерства между государственными и частными субъектами могли бы помочь преодолеть трудности финансового порядка, главным образом на местном уровне, где партнерства с частным сектором могли бы стать важным шагом вперед по обеспечению стабильности и устойчивости и воспитанию ответственности на местах за проведение программ занятости. МОТ, определяя свою политику в области партнерств между государственными и частными субъектами, исходит из того, чтобы они устанавливались и поддерживались при полном соблюдении принципов и ценностей, закрепленных в Уставе МОТ и международных трудовых нормах. Такие партнерства должны ориентироваться на области и темы, представляющие взаимный интерес для МОТ и ее государств-членов в лице трехсторонних участников и сторон этих партнерств. Для сферы труда особенно важны трипартизм и принципы социального диалога. Правительственная группа государств — членов МОТ, придерживаясь мнения, что партнерства между государственными и частными субъектами являются составной общей стратегии МОТ по мобилизации ресурсов, высказалась за то, чтобы инициатива в отношении таких партнерств должна быть в полной мере учтена системами фундаментальных ценностей МОТ. При этом было указано на необходимость политики, рекомендаций и контрольных механизмов, обеспечивающих оперативное и правовое руководство в таких партнерствах. На 95-й сессии (2006 г.) Международная конференция труда подчеркнула некоторые принципы, которые должны стать руководством для МОТ при создании партнерств между государственными и частными субъектами: 1) соответствие ценностям МОТ, которые отражены в ее мандате, статусе и целях, в ее политике; 2) содействие Программе достойного труда; 3) укрепление трипартизма — кардинального принципа МОТ; 4) гендерное равенство: 5) подотчетность; 6) стабильность и устойчивость; 7) беспристрастность; 8) обращение на общих основаниях. При их формулировании было указано, что важно, чтобы партнерские отношения строились на таких принципах, которые бы обеспечивали четкое и согласованное разделение обязанностей между всеми участниками партнерства, а также чтобы выдерживались установленные сроки и достигались поддающиеся измерению результаты. Активное привлечение трехсторонних участников к партнерствам послужит не только укреплению национальной ответственности за проведение практических мероприятий, но и обеспечит подотчетность самой партнерской структуры. Чрезвычайно важно, чтобы все партнерства носили в полной мере прозрачный характер. Информация о деятельности партнерств должна быть доступна для широкой общественности. В настоящее время МОТ, разрабатывая руководства и рекомендации, намечая последующие шаги, считает, что организация партнерств между государственными и частными субъектами, как правило, предусматривает заключение партнерских соглашений, в которых учитываются конкретно определенные перспективные оценки, обоюдная ответственность сторон, взаимные выгоды и подотчетность, поскольку эффективно функционирующие партнерства между государственными и частными субъектами требуют определенного уровня взаимного доверия и уважения и единого понимания сильных сторон партнеров. Международный опыт показывает, что разработка и жизненный цикл партнерства между государственными и частными субъектами, как правило, проходят несколько этапов: I. Определение и расчет партнерских возможностей. II. Технический обзор предложения о создании партнерства, включая оценку и выбор участников партнерства. III. Процесс институционального утверждения, включая обзор правовых и финансовых аспектов. IV. Заключение партнерского соглашения. V. Проведение партнерской программы/проекта/мероприятий. VI Регулярный мониторинг и систематическая оценка партнерства. VII. Оценка эффективности. VIII. Отчет о партнерской деятельности. В МОТ осуществляется разработка свода конкретных практических рекомендаций, охватывающих все стадии и этапы, с тем, чтобы можно было бы руководствоваться ими при создании партнерств между государственными и частными субъектами и привлечении их к мероприятиям в сфере труда, а также обеспечивать, чтобы при создании партнерств между государственными и частными субъектами в полной мере соблюдались ключевые элементы, воплощенные в указанных выше принципах. МБТ разрабатывает материалы разъяснительно-просветительского характера в интересах потенциальных партнерских организаций и широкой общественности, разъясняя цели и принципы действий партнерств между государственными и частными субъектами, базовые оперативные модели, их применимость и преимущества, а также возможные области оказания поддержки. Признано, что все программы, проекты или направления деятельности в рамках всех партнерств между государственными и частными субъектами должны проводиться и осуществляться в соответствии с предложением о партнерстве, содержащем цели, сроки проведения, направления деятельности, методы управления, бюджет и распределение рабочего времени штатных сотрудников. Все партнерства между государственными и частными субъектами должны подчиняться партнерскому соглашению, в котором должны устанавливаться соответствующие права и ответственность сторон, согласованные со всеми участниками партнерства. Предложение о партнерстве должно стать неотъемлемой частью соглашения. В соглашение рекомендуется также включать положения относительно мониторинга, оценки, аудиторских проверок и отчетности в соответствии с надлежащими правовыми и финансовыми правилами и регламентом, а также требованиями в отношении проведения оценок и контроля. В рамках СНГ в 2010 г. было предложено заключить Соглашение об организованном привлечении иностранной рабочей силы на пространстве СНГ на основе частно-государственного партнерства. Оно нацелено на усиление взаимодействия государств — участников СНГ в части подбора, подготовки и направления граждан на работу в государства их трудоустройства, в соответствии с потребностями их рынка труда. Как показывает практика, привлечение трудовых мигрантов требует содействия им не только в оформлении разрешительных документов, но и в предоставлении жилья, изучении языка государства трудоустройства, обычаев и традиций его населения, ознакомления с основами миграционного, трудового и налогового законодательства государства трудоустройства, оказания трудовым мигрантам медицинских услуг, приобретении ими профессиональных навыков, содействия в организации денежных переводов заработанных ими средств, страховании и предоставлении других, востребованных ими сервисах. Это требует развития инфраструктуры мигрантских услуг, привлечения к этой работе бизнес-структур и усиления координации взаимодействия всех участников данного процесса как на внутригосударственном, так и межгосударственном уровнях. Такое соглашение должно способствовать успешной адаптации трудовых мигрантов в принимающем государстве, увеличению доли трудовых мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на легальном основании, пополнению бюджетов принимающего и направляющего трудовых мигрантов государств, привлечению к трудовой деятельности более подготовленных в профессиональном плане трудовых мигрантов. Развитию государственно-частного партнерства в сфере занятости способствуют Конвенция и Рекомендация МОТ «О частных агентствах занятости», модельные законодательные акты ЕврАзЭС и СНГ о деятельности частных агентств занятости 2009 — 2010 гг. В Российской Федерации на значение частно-государственного партнерства указано, в частности, в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008 — 2010 гг. (п. 6.2), в ряде отраслевых и региональных социально-партнерских соглашений. Одним из примеров внимания к такому партнерству стало достигнутое в 2010 г. соглашение о сотрудничестве Московского центра трудового обмена и Международного альянса «Трудовая миграция», наметившее совместную деятельность в организации и проведении информационно-разъяснительных кампаний по применению миграционного законодательства, в подготовке справочных и тематических материалов для работодателей и трудовых мигрантов, в организации и проведении лекций, семинаров, круглых столов по вопросам трудовой миграции, в дальнейшем привлечении ЧАЗов и развитии частно-государственного партнерства в г. Москве. Широкий спектр вопросов и направлений деятельности для социального и государственно-частного партнерства в сфере труда можно обозначить, исходя из новых основных материалов МОТ. На 99-й сессии МКТ (Женева, июнь 2010 г.) были рассмотрены принципиально важные вопросы и приняты новые решения, которые не только дополняют международные ориентиры социального и государственно-частного партнерства в дальнейшем развитии сферы труда, но и обогащают методологическую основу трудо-правовых исследований. В условиях глобального финансового и экономического кризиса МОТ, во-первых, разработала ориентиры, направленные на восстановление и рост на основе достойного труда. Во-вторых, начав реализацию Декларации 2008 г. о социальной справедливости в целях справедливой глобализации, МОТ провела исследование и обсуждение, результатом которых стала документально сформулированная для самой МОТ, государств-членов и социальных партнеров политика в сфере занятости во имя социальной справедливости и справедливой глобализации. В-третьих, продолжив осуществление мер по реализации Декларации 1998 г. об основополагающих принципах и правах в сфере труда, МОТ разработала и обсудила очередной Глобальный доклад «Ускорение усилий по упразднению детского труда», наметившего новые ориентиры действий по осуществлению данного принципа в настоящее время. В-четвертых, осуществив обзор механизма реализации Декларации 1998 г. об основополагающих принципах и правах в сфере труда, МОТ внесла изменения в механизм реализации данной Декларации и наметила разработать новые подходы к осуществлению основополагающих принципов и прав в сфере труда в предстоящем, втором десятилетии XXI в. В-пятых, МОТ приняла новый международный стандарт в форме Рекомендации «ВИЧ/СПИД и сфера труда», касающейся одной из актуальнейших проблем современности в области охраны труда. В-шестых, МОТ приняла в первом чтении для последующего принятия во втором чтении в 2011 г. международных трудовых норм в форме конвенции и рекомендации, получивших наименование «Достойный труд для домашних работников». Одним из важнейших результатов деятельности МОТ в 2010 г. стало первое периодическое обсуждение реализации стратегической задачи занятости в соответствии с Декларацией о социальной справедливости в целях справедливой глобализации. Такое обсуждение состоялось на основе предварительно подготовленных МОТ докладов: Доклада III (1B): «Общий обзор инструментальных средств обеспечения занятости в свете положений Декларации 2008 года о социальной справедливости в целях справедливой глобализации», Доклада VI «Политика в сфере занятости во имя социальной справедливости и справедливой глобализации» и соответствующего краткого доклада Комитета по периодическому обсуждению проблем занятости. Комитет по периодическому обсуждению проблем занятости разработал и предложил ряд пунктов для обсуждения на основе выработанной новой методологии исследования и решения данной проблематики. Для обсуждения стратегической задачи обеспечения занятости были сформулированы следующие его элементы: — тематические пункты; — вопросы для рассмотрения каждой темы; — тенденции и вызовы; — диагностическая оценка; — руководящие указания на будущее. При этом выявление тенденций и вызовов направлено на установление приоритетных вызовов (существующих и прогнозируемых). Диагностическая оценка направлена на выяснение того, насколько хорошо понимаются потребности государств-членов в этой области и по соответствующему тематическому пункту, каковы сильные и слабые стороны ответных мер, предпринимаемых по этой теме / в этой области. Руководящие указания на будущее касаются того, как более эффективно и результативно удовлетворять потребности трехсторонних участников по этой теме / в этой области, как можно усилить процесс обзора политики в сфере занятости и какие дальнейшие шаги могут предпринять государства-члены, социальные партнеры и МБТ для того, чтобы улучшить многосторонние партнерства, сотрудничество, результаты деятельности и диалог по этой теме. Основными тематическими пунктами для обсуждения были обозначены следующие: 1. Каковы наиболее важные тенденции и вызовы, с которыми сталкиваются и будут сталкиваться государства-члены и социальные партнеры в следующем десятилетии в процессе оказания содействия обеспечению полной, достойной и продуктивной занятости в контексте формирования справедливой глобализации? 2. Основы макроэкономической политики в области содействия обеспечению полной, достойной и продуктивной занятости. 3. Политика в сфере занятости и на рынке труда в целях содействия обеспечению полной, достойной и продуктивной занятости. 4. Расширение возможностей трудоустройства, повышение производительности и жизненного уровня и дальнейшее продвижение по пути социального прогресса. 5. Политика в области торговли и инвестиций с целью содействия обеспечению полной, достойной и продуктивной занятости. 6. Общий обзор инструментальных средств по вопросам занятости. 7. Обсуждение связанных с нормами мер в отношении стратегической задачи в сфере занятости. 8. Взаимосвязь четырех стратегических задач и их воздействие на выполнение стратегической задачи в сфере занятости в соответствии с Декларацией о социальной справедливости. 9. Другие элементы для подготовки документа в отношении заключений. Новая политика в сфере занятости и на рынке труда требует выдвижения вопросов занятости на первый план национальных стратегий роста и развития. Одновременно следует создать механизмы, необходимые для формирования и поддержания на должном уровне политической ответственности. Взаимосвязь четырех стратегических задач требует комплексного подхода к решению стратегической задачи в сфере занятости, проводя работу интегрированными, неразрывно связанными и взаимодополняющими методами, различая, выделяя и учитывая неразрывно связанные, взаимозависимые и взаимодополняемые стратегические задачи. От того, как решаются их практические и программные вопросы, зависит усиление эффекта синергии в процессе выполнения четырех стратегических задач. Необходимо учитывать и использовать все имеющиеся способы и средства проведения мероприятий: нормотворческую деятельность, техническое сотрудничество, научно-технический потенциал, современный опыт, связанный с Глобальным пактом о рабочих местах. Обращено внимание также на независимые экспертные оценки, возможности для совершенствования партнерств с негосударственными структурами и сотрудничества с международными организациями. Движение к социальной справедливости в целях справедливой глобализации требует, во-первых, выявления тенденций и вызовов в сфере занятости, а во-вторых, разработки и осуществления мер по оказанию содействия обеспечению полной и продуктивной занятости и достойного труда для всех. Эти меры пр едполагают создание жизнеспособных предприятий и рабочих мест, формирование профессиональных навыков, необходимых для трудоустройства и повышения производительности, развитие торговли, международных финансовых рынков и рынков труда, работу в неформальной экономике по облегчению перехода к формальной экономике. Анализ таких намечаемых мер предполагает определение возможных направлений дальнейших международных действий. Прогнозируемый в дальнейшем долгосрочный рост требует обратить внимание на такие тенденции в сфере занятости, которые связаны с глобализацией, демографией, рабочей силой, структурными преобразованиями, международной трудовой миграцией, безработицей, уязвимыми группами населения и рабочей беднотой в развивающихся странах, глобальными показателями уровня жизни, нестабильной занятостью, заработной платой, неравенством, экологической устойчивостью. В качестве стратегических компонентов обозначены: основы политики, нормативные акты, всеобъемлющая национальная политика обеспечения занятости, основные международные программы, касающиеся инвестиций в интенсивное развитие занятости (ПИТЗ), информационных систем на рынке труда, занятости молодежи, социально ориентированного финансирования, управления и обзора. При этом важны оценки воздействия, методы действий и приоритеты на будущее, ответные антикризисные меры, быстрые оценки видов воздействия, национальные ответные меры в области политики, региональные совещания, комплексное применение положений Глобального пакта о рабочих местах, определение возможных направлений дальнейших действий. Большое значение имеет способность работодателей, работников и их организаций проводить организационную работу и вести коллективные переговоры, однако не менее важно, чтобы и правительства принимали участие в трехсторонних процессах и институтах, которые оказывают поддержку принципам социального и государственно-частного партнерства. Многие вопросы необходимо решать совместно, включая минимальный размер оплаты труда, социальное обеспечение, профессиональную подготовку, а также некоторые вопросы семейной и производственной жизни. Дальнейшее развитие принципа трипартизма заключается в том, чтобы воплощать право на формирование организации и на ведение коллективных переговоров в более широких институтах рынка труда, одновременно создавая культуру ведения коллективных переговоров у более широкого круга их участников. На 99-й сессии МОТ указывалось на необходимость обеспечить новый стратегический баланс между: экономическими, социальными и экологическими аспектами жизни; финансовой экономикой и реальной экономикой; интересами капитала и труда. Чтобы этого добиться, государства должны опираться на различные виды диалога: гражданский, политический, социальный, глобальный, расширяя тем самым рамки уже сложившихся партнерств. Используя международные акты в исследованиях, нормотворчестве и правоприменении относительно социального и государственно-частного партнерства в сфере труда, следует учитывать, что при современной характеристике, например, актов МОТ — конвенций, рекомендаций и протоколов — необходимо обращать внимание не только на их ратификацию, но и на более полную характеристику статуса каждого из них. Ныне в полном перечне этих актов выделяются, во-первых, наиболее актуальные акты, к которым относятся основополагающие конвенции и связанные с ними рекомендации (Fundamental Conventions and related Recommendations); приоритетные конвенции и связанные с ними рекомендации (Priority Convention and related Recommendations); другие акты (Other instruments). Во-вторых, в отношении статуса других актов используются следующие его виды: 1) акты, отвечающие современным требованиям (Up to date instruments); 2) акты, имеющие временный статус (Instruments with interim status); 3) акты, требующие дополнительной информации (Requests for information); 4) акты, подлежащие пересмотру (Instruments to be revised); 5) устаревшие акты (Instruments to be revised); 6) изъятые акты (Withdrawn instruments); 7) замененные рекомендации (Replaced Recommendations); 8) отложенные акты (Shelved Conventions) и 9) акты, по которым нет заключений (No conclusions). Ведущая роль в развитии законодательства и правоприменения в сфере труда принадлежит основополагающим конвенциям МОТ и связанным с ними рекомендациям, приоритетным и иным актуальным конвенциям и рекомендациям МОТ, новым конвенциям, рекомендациям и протоколам к ранее принятым конвенциям. В то же время необходимо обращать особое внимание на акты, требующие пересмотра, и правотворческие инициативы, ориентированные на рассмотрение на ближайшие годы в МОТ, СНГ, ЕврАзЭС. Такой учет даст возможность обогатить социальное и частно-государственное партнерство правовыми положениями, действительно актуальными и содействующими модернизации социально-трудовых отношений.

——————————————————————