Ценность труда в иерархии ценностей студенческой молодежи в контексте формирования профессиональной мотивации (на примере Юга России)

(Сотникова А. В.)

(«Общество и право», 2011, N 1)

ЦЕННОСТЬ ТРУДА В ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

(НА ПРИМЕРЕ ЮГА РОССИИ)

А. В. СОТНИКОВА

Сотникова Александра Вадимовна, соискатель кафедры социологии и психологии Южно-Российского государственного технического университета.

Статья посвящена исследованию трудовых ценностей современной студенческой молодежи в условиях трансформации социально-трудовых отношений российского общества и смены парадигмы образования. Значимость данного аспекта исследования определяется тем, что профессиональная мотивация студенчества определяется отношением к труду как ценности, что и попытался показать автор статьи на основе результатов собственного эмпирического исследования.

Ключевые слова: студенческая молодежь, труд, трудовые ценности, система ценностей, иерархия ценностей молодежи, профессиональная мотивация, рынок труда.

Article is devoted research of labor values of modern student’s youth in the conditions of transformation of sociolabor relations of the Russian society and change of a paradigm of formation. The importance of the given aspect of research is defined by that the professional motivation of students is defined by the relation to work as values, as the author of article on the basis of results of own empirical research has tried to show.

Key words: student’s youth, work, labor values, system of values, hierarchy of values of youth, professional motivation, a labor market.

Формирование профессиональной мотивации студенческой молодежи происходит под влиянием различных факторов, в числе которых аксиологический занимает важнейшее место, и в частности, речь идет о месте и значимости ценности труда в иерархии ценностей студенческой молодежи. В этой связи следует заметить, что в современном российском обществе ценность труда претерпела значительные изменения как результат трансформации аксиологического пространства россиян в постсоветский период и разрушения социализационных основ функционирования общества. С учетом того что процесс социального самоопределения молодежи как «поэтапный процесс включения молодежи во все сферы общественной жизни, достижение относительно равновесного состояния в социально-стратификационной структуре общества, и как процесс осознания молодыми людьми своей принадлежности к определенным социальным группам с закрепленными в них социальными статусами и ролями» [1], напрямую связан с социально-трудовой сферой и включения в нее после профессиональной подготовки, анализ ценностных ориентаций студенческой молодежи в сфере труда может по праву считаться важнейшим этапом научного исследования, как социального самоопределения в сфере трудовой деятельности, так и профессиональной мотивации, формирование которой происходит параллельно с ценностным самоопределением молодежи.

Трудовые ценности выступают смысловым ядром трудовой мотивации, чем и определяется потребность в научном осмыслении трансформации трудовых ценностей студенческой молодежи в современном российском обществе. Отечественные исследователи еще в 2000 г. отмечали, что в результате перестройки уже к 1990 г. произошла коренная переориентация молодежи от предпочтения нематериальных ценностей к материальным; зарплата утвердилась на первом месте в мотивах труда, оттеснив такие ценности, как содержание труда, самоопределение в труде, возможность реализации своих знаний и способностей через труд [2].

Травматичность радикальных социетальных трансформаций, происшедших за постсоветские годы, заключается в том, что они затронули все жизненно важные сферы общественного бытия, в корне изменили отношение россиян, прежде всего молодых, к реальности, поведенческие образцы, в том числе в социально-трудовой сфере. Показателем этого выступает восприятие молодежью такого понятия, как «жизненный успех». И в этом отношении последние социологические данные, полученные Институтом социологии РАН в ходе проведения всероссийского исследования «Молодежь России: социологический портрет», свидетельствуют о весьма противоречивой ситуации, связанной как с сохранением духовно-нравственных основ восприятия жизненного успеха, так и с существенной материализацией отношения к жизненному успеху (см.: перечень 1): [3]

Перечень 1.

Как молодежь определяет понятие жизненный успех? (%)

60,2 — наличие крепкой семьи, детей;

40,2 — уважение окружающих;

38,1 — богатство;

30,5 — интересная работа;

28,4 — наличие надежных друзей;

15,9 — возможность быть самому себе хозяином;

12,8 — наличие престижной собственности (иномарка, коттедж и т. п.);

12,7 — высокая должность;

11,1 — яркие жизненные впечатления;

9,3 — быть первым во всем, что кажется важным;

7,5 — честно прожитая жизнь;

6,2 — обладание властью;

2,9 — победа над своими врагами;

2,3 — достижение известности, популярности.

Противоречивость ситуации, на наш взгляд, заключается в том, что при сохранении высокой значимости и важности ценности семьи, уважительного отношения со стороны окружающих, что можно считать составной частью российского архетипа, на третьей позиции значится «богатство» как показатель жизненного успеха, опережая «интересную работу», «наличие надежных друзей» и, что наиболее важно, «честно прожитую жизнь». В сравнении ценностных ориентаций разных поколений в этом же исследовании обозначился сильнейший разрыв по показателю «честно прожитая жизнь» — у представителей старшего поколения (старше 50 лет) этот показатель занимает второе место после такого показателя, как «наличие семьи и детей» [4].

О том, что ценности современной российской молодежи рационализируются и индивидуализируются, свидетельствуют многочисленные исследования, проведенные отечественными учеными в рамках изучения молодежи [5]. Уже в конце 90-х гг., согласно результатам исследования Ю. Р. Вишневского и В. Т. Шапко, был зафиксирован отход от традиционных приоритетов в ценностной системе студенческой молодежи России и выявлены в числе значимых для студенчества социальных предпочтений материальное положение (62% опрошенных), поиск работы (58%), личные отношения (56%), состояние экологии (51%), а отчужденность между молодыми и взрослыми (11%) и низкое качество получаемой в вузе профессиональной подготовки (10%) волнуют существенно меньше [6]. В целом же, согласно результатам социологических исследований, проведенных в период с 1990 — 2002 гг. в Центре социологии молодежи ИСПИ РАН, изменения ценностных ориентаций молодежи заключаются в следующих тенденциях: во-первых, процесс формирования ценностной структуры протекает в противоборстве двух пластов сознания — традиционного и современного. Причем традиционные ценности довольно устойчивы, а движение по направлению к современным ценностям осуществляется с заметной российской спецификой; во-вторых, изменения, происходящие в структуре ценностей, отражают процесс рационализации сознания молодежи, и в них четко проявляются противоречия между духовными и рациональными ценностями [7].

Интересным представляется мнение И. В. Староверовой, считающей, что важнейшим фактором девиации молодого поколения россиян стал отход от традиционной коллективистской системы ценностей и индивидуализация ценностей молодежи в сфере морали и нравственности, чему во многом способствовало реформирование отечественной системы образования, ставшее, по словам Староверовой, драматической страницей в истории России [8]. Проблема девиантности в молодежной среде самым тесным образом связана со сферой трудовой деятельности, поскольку девиантное поведение молодежи проявляется в виде отклонения от общепринятых культурных образцов, в том числе в сфере трудовых отношений. Мнение Ю. А. Зубок по этому поводу служит подтверждением обусловленности девиантных процессов в молодежной среде целевыми установками в отношении молодого поколения к труду. В частности, ею отмечается, что специфика рискованного поведения российской молодежи проявляется в таких девиантных формах, как отказ от социально значимых целей труда, утрата надежды на решение трудовых проблем институционально одобряемыми способами и стремление к крайним мерам защиты своих прав в форме гражданского неповиновения [9].

Однако следует заметить, что данные социологических исследований не всегда одинаково отражают ситуацию в области ценностного содержания мира молодежи, как и мнения российских исследователей относительно степени трансформации системы ценностей россиян и изменения ее структуры, в том числе в молодежной среде. Так, согласно мнению М. К. Горшкова, социокультурные стереотипы, определяющие общий склад сознания российских граждан, изменяются достаточно плавно, эволюционно, а структура российского социума продолжает обеспечивать надежную трансляцию базовых жизненных ценностей, мотиваций и способов восприятия действительности, несмотря на радикальный характер происходящих в стране социально-экономических перемен [10]. Столь же оптимистичное мнение у М. К. Горшкова отмечается при оценке ценностных приоритетов молодых россиян, сохранивших, по его мнению, духовно-нравственные ориентиры и высокий морально-нравственный уровень [11]. Оптимизм прослеживается также в работах известного специалиста Н. И Лапина, отмечающего, что во всех регионах России базовые ценности в целом обеспечивают достаточный уровень интеграции духовных ориентиров их населения [12].

Не противоречат этим данным и результаты проведенного нами самостоятельного эмпирического исследования на тему «Трудовые ценности и профессиональная мотивация российской студенческой молодежи». Исследование было проведено в сентябре 2010 года среди студентов 6-ти вузов в городах Ростовской области и Краснодарского края, 16-ти факультетов, которые готовят специалистов в области информатизации и управления, юриспруденции, коммерции и маркетинга, лингвистики и журналистики, управления персоналом и др. Всего было опрошено методом анкетирования 515 студентов, обучающихся на 1 — 5 курсах. Среди них: 284 студентки и 231 — студента. Основной целью проведения данного социологического исследования являлось получение знания об установках в сфере труда и профессиональной деятельности студенческой молодежи в контексте исследования ценностно-мотивационных аспектов профессионально-трудовой сферы будущих специалистов.

Прежде всего, мы попытались выяснить, каким же является ценностный мир современной студенческой молодежи, какие жизненные ценности стоят у нее на первом месте. Полученные в нашем исследовании результаты также позволяют придерживаться оптимистической точки зрения относительно состояния ценностного мира студенческой молодежи, в иерархии которого наблюдается приоритет духовных ценностей (см. рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос

«Какие жизненные ценности

являются для Вас наиболее приоритетными?»

Рисунок не приводится.

Из рис. 1 четко видно, что в числе приоритетных жизненных ценностей опрошенной нами студенческой молодежи семья, здоровье, любовь, дружба, материальный достаток, образование. Лишь 8-ю позицию занимает такая ценность, как «любимая работа» и 15-ю — «любовь к Родине». Трудовая деятельность и патриотизм всегда бок о бок шагали в ряду жизненно важных ценностей советских людей, и в данном случае мы обратили внимание на крайне низкую позицию такой ценности, как «любовь к Родине», с тем, чтобы показать, насколько изменились жизненные приоритеты молодых россиян в ситуации деидеологизации российского общества и снижения патриотизма в стране. Вероятно, причина изменения отношения к ценности труда кроется не только в изменившейся социально-экономической ситуации, но и идеологической, когда труд перестал рассматриваться как служение обществу, как показатель любви к Родине и стремление принести ей как можно больше пользы в процессе профессионально-трудовой деятельности.

Так, на вопрос «Если бы у Вас появилась возможность уехать работать за границу (по контракту или навсегда), как бы Вы поступили?» были получены ответы в следующем процентном соотношении:

1. Конечно, использовал(-а) бы эту возможность — 36,54%.

2. Вероятно, уехал(-а) бы — 33,01%.

3. Скорее всего, не уехал(-а) бы работать за границу -11,39%.

4. Нет, не уехал(-а) бы, так как считаю, что надо работать на благо своей страны, — 7,07%.

5. Затрудняюсь ответить — 9,43%.

6. Другое — 2,55%.

Итак, получается, что почти 70% студентов (если рассматривать первые верхние позиции в совокупности) готовы покинуть страну и работать на благо другого государства и общества в случае предоставления такой возможности. Стоит ли осуждать их за это? Видимо, нет, с учетом того, что, по нашему убеждению, этого бы не случилось, если бы Российское государство создало благоприятные условия для профессиональной самореализации молодежи на основе достойной оплаты труда.

О том, что в системе ценностей студенческой молодежи работа как значимая и эмоционально окрашенная ценность не занимает высокого места, свидетельствуют также ответы на вопрос о том, что означает для них понятие «благополучие в жизни»? Лишь пятую позицию среди понятий, олицетворяющих благополучие в жизни, заняло понятие «любимая работа» для студентов, опрошенных нами, в то время как среди приоритетных оказались такие категории, как: семейное счастье, отсутствие материальных проблем, крепкое здоровье и дети (см. рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос

«Что означает для Вас понятие «благополучие в жизни»?»

Рисунок не приводится.

В целом для современной студенческой молодежи потребительские ценности не стали приоритетными, не заменили духовно-нравственные, не сместили их с пьедестала, что позволяет подтвердить общий вывод о сохранении духовно-нравственного потенциала молодого поколения россиян, несмотря на стремительные и, скажем прямо, во многом негативные для молодых россиян перемены в российском обществе, затруднившие процесс интеграции молодежи в социально-профессиональное и трудовое пространство общества, а также процесс жизненной и профессиональной самореализации.

Объективный анализ значимости ценности труда в среде студенческой молодежи должен опираться на оценку реалий в сфере социально-трудовых отношений современного российского общества, которые характеризуются, по мнению Т. Г. Озерниковой, с позиции кризиса труда, трудовых ценностей и трудовой мотивации, что связано с усилением механизмов принуждения к труду в период социально-экономических реформ [13]. Именно вынужденный характер мотивации к труду, на наш взгляд, определяет специфику современной ситуации в сфере социально-трудовых отношений.

Это оборачивается ростом таких негативных явлений в данной сфере, как: снижение качества труда, а также отсутствие творческого начала в трудовой деятельности; крайне низкий уровень инноваций в труде; деградация трудовых ценностей как результат отсутствия в структуре трудовой мотивации высших социогенных потребностей в творчестве и самореализации. Результатом этого становится кризис развития внутренней мотивации как неиссякаемого и основного источника трудовых достижений.

Исследователи отмечают, что в молодежной среде процесс изменения отношения к труду как ценности проявляется наиболее ярко, однако, оценки этому процессу даются разные. Так, по мнению Ю. А. Зубок, инструментализация ценностей труда молодежи может рассматриваться и как позитивное явление, если при этом происходит рационализация труда и доминирует достиженческий комплекс ценностей, таких как: мастерство, добросовестность, ответственность, честность, бережливость, самоотдача, характерный для западной трудовой этики [14]. Но для современной российской молодежи, по мнению Ю. А. Зубок, этот комплекс ценностей, характерный для западной трудовой этики, еще не характерен в полной мере, и молодежь только приближается к нему, но пока неуверенно и неравномерно.

Результаты проведенного нами исследования также дают основания полагать, что современная российская студенческая молодежь пока еще далека от того идеала ценностного трудового комплекса, который позволяет быть не только успешным на рынке труда, но и удовлетворенным трудом как значимой частью жизни, неотъемлемой составляющей такой жизненной траектории, в которой труд выступает основой профессионального и личностного самосовершенствования, а также высокого жизненного тонуса.

Если мы посмотрим на рисунок 3, то увидим, что такие значимые элементы комплекса ценностей, характеризующих отношение к труду, как «возможность реализации инициативы и творчества в работе», «работа, соответствующая специальности», «соответствие работы способностям, направленности личности», «работа, приносящая пользу людям, обществу, стране» находятся практически в самом конце иерархии трудовых ценностей опрошенных нами студентов.

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос

«Что для Вас важно и имеет наибольшую ценность в работе?»

Рисунок не приводится.

Даже такая важная позиция, как «возможность профессионального роста», занимает лишь 7-ю строчку в представленной в нашем исследовании на рис. 6 иерархии трудовых ценностей студенческой молодежи, что коррелирует с крайне низкой значимостью такого важного показателя в системе показателей профессионализации личности, как соответствие работы специальности. Лишь 11-е место занимает этот показатель в иерархии трудовых ценностей опрошенной нами студенческой молодежи, что, в свою очередь, не противоречит полученным данным о вторичной занятости (совмещении обучения и работы) респондентов: лишь 13,81% из тех, кто уже занимается трудовой деятельностью, занимаются ею в рамках получаемой специальности.

Сочетание трудовой деятельности с образовательной является достаточно распространенным явлением в молодежной среде, что связано как с высокими затратами на обучение в условиях распространения платного образования и постепенного ограничения возможностей обучения на бюджетной основе для большинства молодежи, низкими стипендиями, так и стремлением заблаговременного включения в социально-трудовые отношения, профессионального роста. Как правило, по оценкам специалистов, студенческая молодежь реализует свои трудовые потребности в негосударственном секторе экономики, и, преимущественно, не в рамках получаемой специальности, что никак не способствует процессу профессионализации [15]. Очевидно, что в такой ситуации рассчитывать на формирование высокой трудовой мотивации, основанной на приоритете ценностей творчества и профессионального роста в работе, не приходится и скорее следует прогнозировать дальнейшее углубление тенденции депрофессионализации в молодежной среде.

Трудовые ценности напрямую связаны с адекватной оплатой трудовой деятельности, и результаты нашего исследования показали, что студенческая молодежь в подавляющем большинстве (87,3%) хотела бы иметь возможность зарабатывать честным трудом, своим умом квалификацией, но при этом прослеживается очень негативная тенденция, связанная с толерантным отношением к аномийным способам зарабатывания денег, связанным с получением взяток, неуплатой налогов, использованием служебного положения в личных целях и т. д.

Можно предположить, что современный вуз не учит студентов тому, как надо адаптироваться к современному рынку труда, и не формирует необходимых качеств и компетенций для успешной профессиональной социализации и адаптации на рынке труда. Однако в современной ситуации традиционная модель перехода «учеба-работа» уже ушла в прошлое вместе с принципом «образование на всю жизнь», и теперь этапы обучения и трудовой деятельности стали попеременно сменять друг друга или протекать параллельно [16]. Очень многое зависит от самих индивидов, от их стремления быть конкурентоспособными, соответствовать времени, его стандартам и требованиям к уровню профессионализма, повышение которого заставляет современных людей вновь и вновь обращаться к образовательной деятельности по разным причинам — повысить свой профессиональный уровень за счет новых теоретических, методологических, практических разработок в конкретной сфере в рамках курсов повышения квалификации, получить новую профессию на основе профессиональной переподготовки или получения еще одного вида образования и т. д.

Одним словом, образование изменило свои парадигмальные основы, уйдя от функции передачи знаний, умений и навыков раз и навсегда к освоению своей новой роли и предназначения — формирования установок и моделей поведения людей, направленных на формирование личности, способной к непрерывному образованию и на его основе — к самообразованию, к самосовершенствованию в профессиональной сфере на основе развития ее профессиональных компетенций. Таким образом, именно способность к непрерывной образовательной и профессиональной траектории является залогом жизненного успеха современного человека, и именно такую личность призвана готовить современная система образования.

В завершение следует подчеркнуть, что трансформация трудовых ценностей студенческой молодежи является фактором формирования той профессиональной мотивации, которая определяет ее неуверенность и нестабильность на современном рынке труда, отсутствие стремления к профессиональному мастерству и совершенству, чему способствует как экономическая нестабильность и несоответствие оплаты труда профессиональным устремлениям молодежи, так и низкая способность российской высшей школы готовить конкурентоспособных специалистов, ориентированных на профессиональное самообразование и совершенствование в течение всего жизненно-профессионального цикла в рамках реализации механизма непрерывного образования и непрерывной профессионализации.

Литература

1. Букин В. П. Самоидентификация провинциальной молодежи в контексте социально-статусной принадлежности // Социологические исследования. 2010. N 3. С. 93.

2. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. С. 8.

3. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. 2-е изд. доп. и исправл. М.: Институт социологии РАН, 2010. С. 129 — 130.

4. Там же. С. 130.

5. См.: Бабинцев В. П., Реутов Е. В. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии // Социологические исследования. 2010. N 1; Гегер А. Э. Выявление индивидуальных и групповых ценностей в группе молодежи. Релевантные методические решения // Социологические исследования. 2010. N 1; Зубок Ю. А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007; Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М.: Academia, 2008; Староверова И. В. Факторы девиации сознания и поведения российской молодежи // Социологические исследования. 2009. N 11; Широканова А. А. Индивидуализация постсоветской молодежи в сфере морали // Социологические исследования. 2009. N 12.

6. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Студент 90-х: социокультурная динамика. // Социологические исследования. 2000. N 12. С. 60.

7. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. М., 2008. С. 559.

8. Староверова И. В. Факторы девиации сознания и поведения российской молодежи // Социологические исследования. 2009. N 11. С. 109 — 110.

9. Зубок Ю. А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007. С. 245.

10. Горшков М. К. Российское общество в социологическом измерении // Социологические исследования. 2009. N 3. С. 22 — 23.

11. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. 2-е изд. доп. и исправл. М.: Институт социологии РАН, 2010. С. 125.

12. Лапин Н. И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социологические исследования. 2010. N 1. С. 28 — 35.

13. См.: Озерникова Т. Г. Принуждение к труду и вынужденная мотивация в современной России. Иркутск, 2006.

14. Зубок Ю. А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007. С. 40.

15. Лелекина И. А. Социально-экономический статус молодежи в трансформирующемся российском социуме: Автореферат дис. … канд. соц. наук. Майкоп, 2007. С. 4.

16. Чередниченко Г. А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи // Социологические исследования. 2009. N 7. С. 120.

——————————————————————