Досуг в дискурсе современного воспитания молодежи
(Воронин А. А.)
(«Общество и право», 2011, N 2)
ДОСУГ В ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
А. А. ВОРОНИН
Воронин Андрей Анатольевич, соискатель кафедры теории и методики профессионального образования Южного федерального университета.
В статье раскрывается понятие досуга и его значение в воспитании современной молодежи, актуализируется проблема организации культурно-досуговых практик студенческой молодежи как институциональной формы воспитания. Досуг оказывает воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал.
Ключевые слова: досуг, категории досуга, досуг как педагогическая проблема, функции досуга, досуг как пространство произведений.
In the article the concept of leisure and its value of education of modern youth reveals, the organization of cultural problems of student’s youth as institutional form of education is staticized. Leisure affects all spheres of ability of life of the person and comprises considerable educational potential.
Key words: leisure, leisure categories, leisure as a pedagogical problem, leisure functions, leisure as space of products.
В современном российском обществе происходит переоценка ценностей, идей, концепций, подходов в разных сферах человеческой деятельности.
Досуг рассматривается важным показателем качества жизни человека. Досуг определяется как время, деятельность и состояние. Время характеризует досуг с позиции продолжительности. Деятельность рассматривает совокупность занятий, которыми заполняется досуговое время. Досуг как состояние соотносим с определением самочувствия, расположения духа, настроения.
Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал. Однако характерной тенденцией наших дней в сфере молодежного и студенческого досуга является существенная невостребованность культурно-развивающего потенциала социокультурной сферы значительной частью молодых людей. Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижно-конформистская мотивация и др.) не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих способностей, а иногда превращается в криминогенный фактор общества. Актуализируется проблема организации культурно-досуговых практик студенческой молодежи как институциональной формы воспитания. Именно воспитание может и должно оказывать сегодня свое эффективное влияние на формирование у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков.
Однако современный человек преимущественно включен в досуговые практики потребительских, пассивных развлечений, что приводит к снижению творческой активности, самостоятельности, самодеятельности личности в сфере досуга. Досуг приобретает ярко выраженный потребительский характер и воплощается в институализированных практиках, реализуемых с помощью коммуникативного сервиса. Необходимо создать культурно-образовательное, одухотворенное пространство жизнедеятельности человека в повседневной реальности, обусловливая поиск новых форм практик досуга, способствуя приданию им смысла высшей духовности.
В последние годы в социально-гуманитарных науках заметен растущий интерес к проблемам повседневной жизни человека. В российском обществе отмечается усиление ориентации на потребление как доминирующую ценность значительной части населения. Активизация потребительских ориентаций приводит к ослаблению творческих начал деятельности и частичному отказу людей от привычных в прошлом практик повседневной жизни, включая самые разные их формы и виды, вплоть до бытовых и культурно-досуговых.
Реальность повседневной жизни есть интерсубъективный мир, то есть мир, разделяемый человеком с другими людьми. Для понимания практик повседневной жизни, того, что составляет смысл и содержание образа жизни, существенное значение имеет осмысление его в рамках временных характеристик основных форм деятельности и того, что в Европе называют «Work — Life Balance» (равновесие, баланс между работой и «остальным» образом жизни). Появилась метафора «искусство управлять жизнью» (art the conduct of life). Она означает и искусство управлять временем жизни, то есть эти понятия идентифицируются. Отсюда — отход от принципа «сначала работать, потом — жить» (first work then live) в сторону баланса работы и жизни.
Важным показателем качества жизни рассматривается досуг. В пространстве досуга человек обретает потенциальную возможность всестороннего личностного развития за рамками жестко детерминированных производственных процессов.
С начала XXI века наблюдается существенный рост значимости досуга как общественной ценности. Свободное время по своему объему начинает превышать время труда. Резервы воспитательного воздействия общества на личность в этой связи перераспределяются, и досуг сегодня превратился в столь же важную сферу формирования личности, какими традиционно выступали прежде учеба и труд. Досуг приобретает все большую субъективную ценность для людей, так как обладает широкими возможностями для самореализации личности, для удовлетворения ее многообразных потребностей и интересов.
В переходный период развития информационного общества наблюдаются кардинальные изменения ценностно-смысловых основ культуры: формируется новый тип мышления, новая картина мира. Усиливаются процессы стихийной самоорганизации, поэтому динамика новаций в культуре не успевает войти в традиционный формат, а общество утрачивает состояние динамического равновесия. Более всего ими наполняется сфера повседневной культуры, повседневной жизни, элементом которой выступает досуг.
Под повседневностью традиционно понимается нечто привычное, рутинное, нормальное, себе тождественное в различные моменты времени. В эволюции повседневности отражается состояние цивилизационного процесса в целом [3].
Досуг можно определить как время, деятельность и состояние. Время характеризует досуг с позиций продолжительности, категория «деятельность» рассматривает совокупность занятий, которыми заполняется досуговое время. Досуг как состояние соотносим с квалификацией самочувствия, расположения духа, настроения.
Досуг, или более широко свободное время, тесно взаимосвязан с культурой. Именно культура выступает в качестве содержания свободного времени. Свободное время в этом случае рассматривается как особая форма деятельности людей, специфический способ самореализации личности.
Культура придает досугу определенные устойчивые формы функционирования. Несмотря на то что сфера свободного времени не является непосредственно ни социальным институтом, ни социальной организацией, в ней реализуют свои функции многие институты и организации. В первую очередь, это институты и организации культуры: кино, театры, музеи, СМИ, физическая культура и спорт, образование и т. д. Взаимосвязь культуры и свободного времени позволяет использовать термин «культурно-досуговая деятельность».
Таким образом, студенческий досуг нас интересует не как «наполняемость» свободного времени студента, а как время, «работающее на него», время «социального воспитания» [2].
Исследователями выделены функции досуга, направленного на воспитание и развитие личности студентов [1. С. 65 — 66, 84 — 85, 191]:
— информационная (обеспечение необходимой информацией о различных аспектах жизнедеятельности человека из разных областей знаний, в частности из этики);
— развивающая (совершенствование интеллектуальных возможностей, нравственности, расширение индивидуальной жизненной среды);
— воспитательная (усвоение определенного социального опыта, формирование мировоззрения, нравственного сознания);
— ценностно-ориентирующая (формирование отношений студентов к предметам и явлениям окружающего мира, к другим людям);
— компенсаторная (реализация своего творческого потенциала, обращение к любимым занятиям, переживание развлекательного эффекта, снимающего внутреннее напряжение);
— функция упреждающего морального воздействия (по Л. Л. Шевченко, функция нейтрализации аморальных проявлений), упреждение отклонений от моральных норм и правил;
— функция выработки иммунитета против социальных отклонений (функция нравственной самозащиты), противостояние негативным проявлениям социальной действительности;
— функция педагогического содействия (определение области самореализации).
Наиболее популярными видами досуга выступают: спортивный, домашний (пассивный), развлекательный, развивающий досуг.
Спортивный вид досуга студентов характеризуется активной рекреацией, ориентацией на укрепление и совершенствование тела, на здоровый образ жизни. Сюда относятся занятия спортом, физической культурой и т. д.
В основе развлекательного вида досуга — развлечение, веселье, получение удовольствия от жизни и от общения с другими людьми. Этот вид досуга ориентирован на самоопределение, самоутверждение в молодежной среде, в социальной группе, на коммуникацию и общение. К данному виду досуга причисляется посещение танцевальных вечеров, вечеринок, концертов, ресторанов, ночных клубов, совместные встречи и времяпрепровождение с друзьями и т. д.
Развивающий досуг представлен видами деятельности, направленными на самосовершенствование и саморазвитие личности, самообразование, расширение кругозора, обогащение интеллектуального уровня, духовный рост и нравственное развитие. Это культурно-просветительские формы досуга: экскурсии в музеи, картинные галереи, посещение выставок, театров и т. д.
Существует и так называемый разрушающий вид досуга, представленный занятиями деструктивного характера, направленными на разрушение или саморазрушение личности: хулиганство, азартные игры, злоупотребление алкогольными напитками и т. д. [4].
Следует отметить, что досуг предполагает осознанный выбор значимых альтернатив из множества возможных видов активности. Если в трудовой деятельности недопустимы импровизации, спонтанность, эмоциональность, то досуговая деятельность, напротив, строится на импульсивности, самопроизвольности, экспрессивности, непредсказуемости. В досуговых формах нередко преобладают игровые элементы, но и сам досуг зиждется на законах построения игры, перерастая, таким образом, в игровой социальный феномен.
Итак, досуг суть программа воспитания, представленная в формате произведения. Произведение есть знак, смысловые характеристики которого соотносимы с миром культуры, а спектр значений обусловлен созданием и реализацией произведений в различных практиках досуга. Опыт организации культурно-образовательного досуга студенческой молодежи является предметом исследований.
Литература
1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006.
2. Басилая А. А. Особенности досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях становления рыночных отношений. Екатеринбург, 1999. 15 с.
3. Круглов Ю. Н. Особенности организованного досуга учащихся начального профессионального образования в современной России: социологический анализ: Автореф. … канд. социолог. наук. Екатеринбург, 2004. 22 с.
4. Никитский М. В. Теоретические и исторические аспекты современной социокультурной анимационной деятельности // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 3(10). С. 28 — 36.
——————————————————————