Рецензия на диссертацию И. З. Черепанова «Административно-правовое регулирование иммиграции в Российской Федерации»

(Студеникина М. С.) («Миграционное право», 2012, N 2)

РЕЦЕНЗИЯ НА ДИССЕРТАЦИЮ И. З. ЧЕРЕПАНОВА «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИММИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» <1>

М. С. СТУДЕНИКИНА

——————————— <1> Диссертация Игоря Захаровича Черепанова «Административно-правовое регулирование иммиграции в Российской Федерации» защищена в диссертационном совете Д 203.005.02 при ВНИИ МВД России на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право. Научный руководитель: заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Александр Сергеевич Дугенец.

Студеникина М. С., профессор кафедры административного права Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации.

Диссертационное исследование И. З. Черепанова посвящено одной из важнейших сторон организации государственного управления в современной России — управлению в миграционной сфере. Актуальность рассмотрения автором проблем административно-правового регулирования иммиграционных процессов обусловлена как минимум двумя факторами: достаточно сложной миграционной ситуацией в стране и проводимой в России административной реформой в сфере исполнительной власти. В современных условиях российской государственности миграция населения, в большей степени — ее иммиграционная составляющая, представляет собой сложное многоаспектное явление, которое оказывает существенное влияние на социальную, экономическую и политическую жизнь общества. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время наличие неконтролируемых иммиграционных потоков вызывает социальную напряженность в российском обществе, способствует криминализации иммигрантов, увеличивает масштабы административной деликтности иностранных граждан, наносит существенный ущерб экономическим интересам государства, что в конечном счете подрывает безопасность России. В связи с этим актуальность обращения соискателя к исследованию проблем административно-правового регулирования иммиграции в Российской Федерации не вызывает сомнений. Она обусловлена тем, что современные угрозы в миграционной сфере создают новые проблемы для всей системы управления миграцией. Для ее эффективного функционирования необходимо создание и реализация действенных механизмов государственного и, прежде всего, административно-правового регулирования данных процессов. Исследование данной проблемы уже нашло свое отражение в трудах некоторых ученых-административистов. Однако И. З. Черепанов использовал самостоятельно разработанный подход к раскрытию заявленной темы, состоящий в структурировании такой правовой категории, как «административно-правовой режим иммиграции». Опираясь на имеющиеся в науке административного права разработки, посвященные механизму административно-правового регулирования иммиграции, соискатель предпринял попытку выявить специфику данного регулирования через призму функционирования комплексного административно-правового режима. Необходимо признать, что у автора это получилось. Диссертация Игоря Захаровича представляет собой комплексное исследование вопросов организационно-правленческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования иммиграционными процессами с использованием научных достижений в области теории управления, административного права, а также обширного эмпирического материала. Применение современных методов научного исследования в совокупности с репрезентативной эмпирической базой не позволяет сомневаться в достоверности выводов и рекомендаций, сделанных И. З. Черепановым. Поэтому положения, выносимые соискателем на защиту, выглядят обоснованными и заслуживают поддержки. Научная новизна диссертации в концентрированном виде выражена в положениях, выносимых на защиту, и обусловлена, прежде всего, тем, что в ней проведено комплексное исследование теоретических, правовых и организационных проблем административно-правового регулирования иммиграции в Российской Федерации в условиях проведения административной реформы. Автором дополнен существующий понятийно-терминологический аппарат по данной проблематике: даны авторские определения таких понятий, как «иммиграция», «административно-правовое регулирование иммиграции», «механизм административно-правового регулирования иммиграции», «административно-правовой режим иммиграции»; предложена классификация административно-правового режима иммиграции по восьми основаниям. Соискателем сформулированы конкретные, аргументированные, имеющие признаки научной новизны предложения о внесении изменения в законодательные и подзаконные нормативные правовые акты. Достаточно подробно проработаны проблемные аспекты в деятельности органов исполнительной власти в сфере регулирования иммиграции в Российской Федерации, что позволило разработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию деятельности данных органов. Цель диссертационного исследования — разработка теоретических проблем административно-правового регулирования иммиграции в Российской Федерации и выработка предложений и рекомендаций по его совершенствованию — была успешно достигнута посредством решения задач, сформулированных соискателем. Структура работы логически последовательна и способствует решению задач, поставленных диссертантом. Работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка литературы и приложений. В приложениях представлены схемы, анкеты, предложения о внесении изменений в законодательства, проекты административных регламентов, которые иллюстрируют либо подтверждают те или иные выводы соискателя. В первой главе автором достаточно подробно изучены теоретические основы административно-правового регулирования иммиграции. Особенно следует отметить рассмотрение диссертантом понятийного аппарата иммиграции, сущностные характеристики механизма административно-правового регулирования и административно-правового режима иммиграции. Одним из важнейших направлений государственного управления в современных условиях является деятельность всех государственных органов по обеспечению безопасности общества и граждан. Учитывая нарастание угроз, вызванных иммиграционными процессами, представляется актуальным и обоснованным обращение диссертанта к подробному исследованию соотношения иммиграции с такими категориями, как «правопорядок» и «безопасность». Во второй главе автор правомерно и предметно показал наиболее актуальные вопросы правоприменения в сфере регулирования иммиграционными процессами. Особенно привлекательной с научной точки зрения является предпринятая им попытка выявления основных проблем в деятельности субъектов регулирования иммиграции через функционирование административно-правового режима. Подробная классификация данного режима по различным основаниям позволила диссертанту найти наиболее проблемные моменты как в нормотворческой деятельности государственных органов, так и в их правоприменительной практике. Перечисленные достижения И. З. Черепанова, несомненно, свидетельствуют об определенном личном вкладе в разработку научной проблемы. В работе содержится и ряд других положений, которые могут представлять интерес для юридической общественности. Диссертация Игоря Захаровича на тему «Административно-правовое регулирование иммиграции в Российской Федерации» является самостоятельным, творческим, структурно обоснованным и законченным исследованием, соответствующим профилю научной специальности. Автореферат диссертации, публикации автора отражают основное ее содержание, включают в себя все атрибуты такого рода научных работ, концентрированно и в частностях объясняют сущность проведенного автором исследования и отвечают предъявляемым к таким работам требованиям. Рецензируемая работа полностью соответствует требованиям, предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени кандидата юридических наук <2>. ——————————— <2> Данные требования изложены в ч. 2 п. 8, п. 9 Положения о порядке присуждения ученых степеней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74 (в ред. от 12 августа 2003 г. N 490 и от 20 апреля 2006 г. N 227).

——————————————————————