Правовая и криминологическая культура в механизме противодействия финансированию терроризма

(Паненков А. А.) («Военно-юридический журнал», 2012, N 11)

ПРАВОВАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В МЕХАНИЗМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА <*>

А. А. ПАНЕНКОВ

——————————— <*> Panenkov A. A. Legal and criminological culture in the mechanism of counteraction to the financing of the terrorism.

Паненков Александр Александрович, старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Почетный работник прокуратуры Российской Федерации.

В статье автор раскрывает некоторые научно-практические подходы к решению проблемы борьбы с финансированием терроризма, как наиболее оптимальное и перспективные направления, продекларированные в решениях и резолюциях ООН.

Ключевые слова: культура, право, криминология, финансирование, терроризм, противодействие, исследование, анкета, эксперты, механизм, наука.

In the article the author discovers some scientific and practical methods of solving of the problem of the fight against the financing of the terrorism as the most optimal and perspective line declared in decisions and resolutions of UN.

Key words: culture, law, criminology, financing, terrorism, counteraction, examination, questionnaire, experts, mechanism, science.

Scientia vinces Наукой победишь <1>.

——————————— <1> Парафраза, см.: In hoc signo vinces. Scientia vinces (наукой победишь) — это был последний завет родной стране (Англии) престарелого ученого (Геггинса), покидавшего пост президента любимого им общества (Королевского общества для содействия успехам естествознания) // Тимирязев К. А. Пятый юбилей «Новой философии» — философии науки; Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений / Н. Т. Бабичев, Я. М. Боровской. М.: Русский язык, 1982. URL: http://dic. academic. ru/ dic. nsf/latin_proverbs/ 4222/ %D0%9D%D0%B0%D1%83% D0%BA%D0%BE%D0%B9.

Многим известно крылатое выражение Ф. М. Достоевского: «Красота спасет мир» <2>. Как нам представляется, с учетом криминальной ситуации в России и мире приведенное крылатое выражение нуждается в уточнении, а именно: «Правовая и криминологическая культура и красота спасут мир». ——————————— <2> Из романа «Идиот» (1868) Ф. М. Достоевского (1821 — 1881). Как правило, понимается буквально: вопреки авторскому толкованию понятия «красота». В романе (ч. 3, гл. V) эти слова произносит 18-летний юноша Ипполит Терентьев, ссылаясь на переданные ему Николаем Иволгиным слова князя Мышкина и иронизируя над последним: «Правда, князь, что Вы раз говорили, что мир спасет «красота»? Господа, — закричал он громко всем, — князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен…» Писатель в своем толковании красоты выступает единомышленником немецкого философа Иммануила Канта (1724 — 1804), говорившего о «нравственном законе внутри нас», о том, что «прекрасное — это символ морального добра». Эту же мысль Ф. М. Достоевский развивает и в других своих произведениях. Так, если в романе «Идиот» он пишет, что мир красота спасет, то в романе «Бесы» (1872) логически заключает, что «некрасивость (злоба, равнодушие, эгоизм. — Сост.) убьет…» URL: http://bibliotekar. ru/ encSlov/10/161.htm.

Термин «культура» имеет латинское происхождение: cultura — возделывание, обработка земли. Цицерон был первым, кто употребил это слово в значении «обработка и совершенствование души». С легкой руки древнеримского мыслителя культура и воспитание длительный период рассматривались как аналогичные явления. Сегодня ни у кого не остается сомнения, что, хотя воспитание и является важнейшим аспектом культурного процесса, сам феномен культуры гораздо шире и объемнее. Отдельные авторы ставят знак равенства между такими глобальными феноменами, как цивилизация, мир (например, арабский мир), суперэтнос и культура <3>. ——————————— <3> Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1997. С. 132.

К числу наиболее многогранных определений культуры можно отнести следующее: «культура — это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека: это — материальные и духовные ценности человека; это — способ жизнедеятельности людей; это — их отношения между собой; это — своеобразие жизни наций и народов; это — уровень развития общества; это — накапливаемая в истории развития общества информация; это — совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций; это — религия, мифология, наука, искусство, политика; это — знаковая система» <4>. ——————————— <4> Введение в культурологию: В 3-х т. М., 1995. Т. 1. С. 24.

Даже в Обзоре ООН по борьбе с организованной преступностью говорится о культуре: «Представленные дела свидетельствуют о том, что в настоящее время организованные преступные деяния носят транснациональный характер, что затрудняет противодействие им. Поэтому необходимо развивать правовые средства, практику и, в более широком плане, культуру эффективного международного сотрудничества правоохранительных и судебных органов…» (Транснациональные преступления и уголовная юрисдикция, п. 28) <5>. ——————————— <5> Организация Объединенных Наций CTOC/COP/2012/11. Конференция участников Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. Distr.: General. 31 July 2012. Russian Original: English. Шестая сессия. Вена, 15 — 19 октября 2012 г. Обзор хода осуществления Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и Протоколов к ней: Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. Составление сборника дел, связанных с организованной преступностью. Доклад Секретариата. I. Введение. 1. В своей Резолюции 64/179 Генеральная Ассамблея вновь подтвердила острую необходимость укрепления международного сотрудничества и расширения технической помощи в деле поощрения и содействия ратификации и осуществлению Конвенции организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и с этой целью призвала государства-члены обеспечить рассмотрение и распространение существующих руководств и справочников, разработанных и опубликованных Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК). 2. На своей пятой сессии, проведенной в Вене 18 — 22 октября 2010 г., Конференция участников Конвенции одобрила эту рекомендацию и в своей Резолюции 5/1 под названием «Обеспечение эффективного осуществления Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и протоколов к ней» призвала ЮНОДК, в консультации с государствами-членами, продолжать свою работу по устранению угроз, создаваемых транснациональной организованной преступностью, особенно в том, что касается различных форм преступности, подпадающих под сферу применения Конвенции, которые вызывают общую обеспокоенность государств-участников. В этой Резолюции Конференция также просила ЮНОДК продолжать разрабатывать такие требующие значительных усилий средства технической помощи, как руководства, сборники соответствующих материалов прецедентного права и юридические комментарии, по документам в целом и таким конкретным вопросам, как взаимная правовая помощь и конфискация. URL: http://www. unodc. org/ documents/treaties/ organized_crime/ COP6/CTOC_COP_2012_11/ CTOC_COP_2012_11_R. pdf.

24 сентября 2012 г. Президент России В. В. Путин провел Совет по культуре и искусству, где, в частности, сказал так: «Нужно признать, что у нас все еще сохраняется отраслевой подход к культуре. При этом часто мы все забываем о том, что культура является неотъемлемой частью всех сторон нашей жизни и не может существовать сама по себе, в отрыве от людей. Человек формируется прежде всего в культурной среде или бескультурной, как иногда, к сожалению, бывает. Во всяком случае, от качества этой культурной среды прямо зависит то, какими мы становимся и какими становятся наши дети, как выглядит коллективный портрет нашего общества. На протяжении всей истории Российского государства культура воспитывала и обогащала, служила источником духовного опыта нации, основой для консолидации нашего многонационального народа… Однако наряду с очевидными достижениями в развитии культуры мы все чаще сталкиваемся и с культурной нищетой, с разного рода подделками и «фастфудом» от культуры. И здесь заложены очень серьезные риски. В первую очередь они заключаются в том, что мы сталкиваемся с возможностью потери собственного культурного лица, национального культурного кода, морального стержня. Все это ослабляет и разрушает общество. Обществом, в котором растворена культурная традиция, легко манипулировать. Теряется иммунитет к разного рода экстремистским, деструктивным и даже агрессивным идеям. К сожалению, дискуссия вокруг этой проблемы часто уходит в плоскость нашего излюбленного вопроса «кто виноват», а нам нужно чаще задумываться о том, «что делать»…» <6>. ——————————— <6> Заседание Совета по культуре и искусству. 25 сентября 2012 г., 18:15. Москва, Кремль. URL: http://www. kremlin. ru/ transcripts/16530/work. На Совете прозвучали следующие темы: Работа Совета при Президенте по культуре и искусству. Роль образовательных учреждений в повышении культурного уровня населения; реализация культурно-просветительских программ. Общественно-государственное партнерство в культурной сфере; поддержка музеев, театров, культурных инициатив. Повышение зарплат работников культуры; привлечение кадров в организации культуры. Учет, содержание и использование объектов культурного наследия; развитие экскурсионного туризма. Защита авторских прав; борьба с пиратством. Популяризация культурных проектов; информационная поддержка мероприятий в сфере культуры. Роль культуры в преодолении межнациональной и межконфессиональной розни и вражды. Развитие музыкального образования. Защита и использование памятников культурного наследия. Вопросы консолидации писательского сообщества. Повышение привлекательности малых городов; проблемы современной архитектурной практики. В Совете организованы следующие комиссии: «Современная культурная политика и развитие творческих инициатив — первая комиссия. Вторая — гуманитарное развитие, художественное образование и творческое воспитание подрастающего поколения. Третья — сохранение, использование и популяризация историко-культурного наследия, развитие культурно-познавательного туризма. И четвертая комиссия — международное культурное сотрудничество во всех его аспектах».

Литературовед А. Н. Архангельский на Совете отметил: «Когда мы говорим о культурной политике, мы говорим не о том, чтобы просто профинансировать все подряд, всем понемножку, как это часто бывает: размазать ровным слоем по всей стране, когда все живут, но никто не развивается, никто не движется вперед. Должны быть какие-то приоритеты, когда понятно, на что, на какие направления сделана ставка и по каким критериям эти ставки сделаны, а дальше уже какие-то конкретные решения можно предлагать…» <7>. ——————————— <7> Литературовед Александр Николаевич Архангельский.

Безусловно, термин «культура» проник во все сферы жизни человека и общества. Понятие «культура» подразумевает науку и носителей научной мысли. Известные ученые отмечали, что благородство российского ученого заключается в его патриотизме. Н. И. Вавилов писал: «Мы можем временно уступать другим странам в материальном оснащении науки, в оплате научных сотрудников, но не имеем права уступать в интенсивности и уровне умственной работы и теоретических достижениях» <8>. ——————————— <8> Оптимизация научного обеспечения и криминологической культуры борьбы с преступностью. М., 2011. С. 350.

В оценке правовой культуры можно выделить противоположные точки зрения: «великая правовая система России», «руины правовой системы России», «завершение ренессанса государственных криминологических исследований» <9>. В науке имеются разные точки зрения в отношении правовой культуры. ——————————— <9> Лунев В. В. Курс мировой и российской криминологии. М., 2011. С. 209.

По мнению некоторых исследователей, правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения. В зависимости от носителя правовой культуры различают ее виды, среди которых есть и подвиды <10>. ——————————— <10> 1. Теоретическая правовая культура («теоретическое тело» — проф. Ю. Н. Дмитриенко); 2. Практическая правовая культура (асп. И. В. Дмитриенко): а) правовая культура общества; б) правовая культура личности; в) правовая культура группы.

Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. По мнению многих видных исследователей, немалую роль в формировании отечественной правовой культуры сыграло православие. Так, в частности, представитель славянофильского течения К. С. Аксаков в записке «О внутреннем состоянии России» (1855 г.) пишет: «Россия никогда не обоготворяла право, не верила в его совершенство, совершенства от него не требовала», она «смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение души». Эту же особенность российской правовой культуры подмечает М. Б. Смоленский: «Обращение к истории развития российского общества дает возможность выявить его особенности, наглядно отраженные в правовой культуре». Так, одной из особенностей, по мнению Смоленского, является «нетерпимость, явно пренебрежительное отношение к закону при не менее очевидном уважении к «порядку». П. И. Новгородцев в статье «О своеобразных элементах русской философии права» пишет, что особенность русского духа в его понимании жизни и истории, права и государства — не что иное, как совершенное признание и утверждение основ христианской религии, отказ от осуществления совершенного правового состояния и государственности. Признавая за Ф. М. Достоевским приоритет в формулировании глубочайших основ русской философии права, он, в частности, излагает его точку зрения на общественный прогресс, которая характеризуется не ожиданием грядущего рая на земле, не стремлением достичь беззаботной спокойной жизни и не верой в бесконечный прогресс человечества, а руководится сознанием неизбежного конца света и особенно убеждением в упадке всех дел человеческих, опирающихся на желание добиться земного рая и обустроиться без Бога, только силой человеческого ума. На негативную сторону этой особенности указывает проф. О. В. Мартышин: «Вера, истина, справедливость ставились религиозным сознанием выше закона, что по-своему верно, но в то же время может легко привести к правовому нигилизму, желанию действовать на основе высших критериев и соображений в сфере, где должны царить законы» <11>. ——————————— <11> URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/. Правовая культура.

А. Г. Дугин, выступая от имени российского евразийства, полагает, что правовое государство по западному образцу чуждо природе Руси, что «национальная юриспруденция должна резко и жестко отказаться от копирования правовых теорий Запада», «не право важно, а правда, государство правды». В обыденной же жизни необходимо отметить широко распространившийся правовой нигилизм, выражающийся, как и много веков назад, в неуважительном, пренебрежительном отношении к праву. С точки зрения причин, это следствие юридического невежества, отсталости и правовой невоспитанности основной массы населения. Кроме того, нельзя в этом плане забывать и об исторических особенностях правовой культуры в России. Опираясь на вышесказанное, можно констатировать, что, несмотря на достаточно высокий, хотя и далеко не совершенный, уровень развития законодательства, воплотившего в себе прогрессивные либеральные ценности, общий уровень правовой культуры населения остается крайне низким. И основным проблемным моментом остается отсутствие осознания права как важнейшей социальной ценности <12>. ——————————— <12> Там же.

Различными авторами предложено более 260 определений <13>. По нашему мнению, предпочтительным является определение, данное в Криминологической энциклопедии: правовая культура — разновидность культуры общества и государства. Правовая культура — совокупность материальных и духовных ценностей в правовой сфере, накопленных в процессе общественно-исторической практики предыдущими поколениями и используемых и развиваемых участниками общественных отношений в современных, нынешних условиях. Элементами структуры правовой культуры являются правосознание, право и правотворческий процесс, правоотношения и законность <14>. ——————————— <13> Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать сущность и природу культуры. На сегодняшний день у ученых нет единства в определении данного явления (в различных монографиях можно найти более пятисот определений культуры). По поводу сложности уяснения сущности данного феномена немецкий философ И. Гердер (1744 — 1803) отмечал: «Нет ничего менее определенного, чем это слово — «культура», и нет ничего более обманчивого, как прилагать ее к целым векам и народам. Как мало культурных людей в культурном народе! И в каких чертах следует усматривать культурность? И способствует ли культура счастью людей?» См.: Гердер И. Идеи к истории философии человечества. М., 1977. С. 6 — 7. <14> Жилинский С. Э. Российская криминологическая энциклопедия. М., 2000. С. 508 — 510.

Криминологическая культура

В анализе данного явления криминолога прежде всего интересует то, что, воздействуя на культуру, можно оказывать влияние на преступность. Правомерно ли рассматривать культуру как инструмент воздействия на преступность? Методика криминологических исследований — это система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации о преступности. В криминологии преимущественное распространение получили следующие методы: статистический метод, анкетный метод, метод интервью, который позволяет при определенных условиях получать необходимую информацию быстрее и нередко полнее, применяется для углубленного изучения личности преступников, потерпевших и общественного мнения. Метод тестирования, который применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий: для изучения личности преступника, мотивации преступного поведения, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и иных особенностей преступников и потерпевших, их установок и ориентации, характера и содержания отношения с другими людьми, отношения к самому себе и т. д. Социометрия — с помощью этого метода можно проследить криминологические особенности взаимоотношений в группе, дать им оценку, выявить характер психологических взаимоотношений, наличие конфликтных ситуаций, группировок, лидерства и т. п. В криминологии указанный метод полезен при изучении эффективности мер уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы, ограничение свободы и др.). Документальный метод — предполагает изучение документов, содержащих информацию, представляющую интерес в криминологических исследованиях. Помимо уголовных дел, указанный метод используется для анализа иной самой разнообразной документации: официальной и неофициальной (законодательный материал, личные документы, правовая, экономическая и иная статистика и т. д.). Наблюдение — представляет собой процесс визуального восприятия обстановки (ситуации), имеющей криминологическое значение. Экспертная оценка — необходима при прогнозировании тех или иных явлений. Эксперимент — полезен при изучении искусственно создаваемых изменений условий и форм общественной жизни в рамках, например, экономических или социально-правовых преобразований (проверка эффективности и обоснованности суда присяжных в отдельных регионах и т. п.) <15>. ——————————— <15> URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/. Криминология.

Важна культура криминологических исследований, ибо наука является частью культуры. Профессор А. И. Долгова обоснованно утверждает: «…трудно себе представить эффективную, даже хотя бы в небольшой степени, борьбу с преступностью при отсутствии или игнорировании научных знаний» <16>. ——————————— <16> Оптимизация научного обеспечения и криминологической культуры борьбы с преступностью. М., 2011. С. 17.

29 марта 2012 г. в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы формирования правосознания и правовой культуры современного российского общества», организованная Российской правовой академией Минюста России совместно с Академией Генеральной прокуратуры РФ, Академией управления МВД России, ВНИИ МВД России. В своем выступлении «О реализации государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: проблемы и содержание» профессор С. И. Герасимов (ректор РПА Минюста России) отметил «безразличие к праву», «дефицит доверия», призвал юристов возглавить борьбу с «правовым нигилизмом», отметил, что профессионализм (знание права) не означает лояльность (принадлежность к команде). Большое число поправок в закон является свидетельством несовершенства закона. Министерство необходимо наделить ответственностью за правовое воспитание. Важно правовое обучение и просвещение. Профессор А. В. Федоров, первый заместитель Министра юстиции Российской Федерации, выступая по теме «Вопросы наркосоставляющей уголовно-правовой культуры», отметил, что важны правовая культура общества и личности. Доктор педагогических наук Е. А. Певцова в своем выступлении «Современные проблемы формирования правового сознания и правовой культуры в России» отметила необходимость этико-правового подхода, создания мотивации на правомерное поведение, необходимость формирования правовой компетентности подрастающего поколения. В связи с этим возрастает роль правоохранительных органов и их работников в деле правового воспитания. В соответствии с п. 1 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации прокуроры должны «рассматривать разъяснение законодательства как деятельность, осуществляемую с целью правового просвещения граждан, в том числе при взаимодействии с различными общественными институтами, и считать ее неотъемлемой частью системы профилактики правонарушений, особенно в молодежной среде, противодействия экстремизму, ксенофобии, коррупционным проявлениям. При этом учитывать, что работа в данном направлении не подменяет рассмотрение и разрешение жалоб и обращений граждан. Сочетать пропаганду права с деятельностью по надзору за исполнением законов, информированием законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественности о состоянии законности, правопорядка и обеспечении основных гарантий и социальных прав граждан, участием в судебных процессах, обсуждением представлений об устранении обстоятельств, способствующих правонарушениям, активно используя также чтение лекций, проведение бесед, выступления в средствах массовой информации» (п. 2) <17>. ——————————— <17> 3. Тематическую направленность и планирование работы по пропаганде права основывать на системном, глубоком анализе законодательства и практики его применения. Исходить из того, что правовое просвещение — один из способов привития членам общества уважения к защищаемым правом социальным ценностям, воспитания у них навыков пользоваться конституционными правами и гарантиями и эффективно отстаивать их. 4. На регулярной основе принимать участие в проводимых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях, а также органами местного самоуправления, научными и образовательными учреждениями мероприятиях (парламентские слушания, научно-практические конференции и семинары, «круглые столы» и др.), которые способствуют правовому воспитанию населения. 5. Активно взаимодействовать с общественными объединениями путем оказания им содействия в защите прав граждан, обращая при этом внимание на правовую основу для разрешения наиболее значимых проблем, разъясняя социальную сущность и конкретное содержание нормативных предписаний. Наряду с зарекомендовавшими себя формами пропаганды права внедрять новые организационные формы правового просвещения, в том числе используя современные информационные технологии. 6. При проверках исполнения законов о несовершеннолетних и молодежи отслеживать наличие правовой тематики в учебных планах, ориентировать руководство образовательных учреждений на осуществление мероприятий, направленных на охрану прав и законных интересов этой категории граждан, профилактику правонарушений, разъяснение ответственности за противоправное поведение. 7. К участию в правовом просвещении населения шире привлекать организации ветеранов и пенсионеров прокуратуры. См.: Приказ от 10.09.2008 N 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению». URL: http://genproc. gov. ru/ documents/orders/ document-14301/.

Генеральным прокурором Российской Федерации издан Приказ об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации <18>, где, в частности, сказано: «Успешная реализация стоящих перед органами и учреждениями прокуратуры Российской Федерации задач по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства может осуществляться только на основе высокого профессионализма, честности и неподкупности прокурорских работников, их независимости и беспристрастности, способности противостоять любым попыткам неправомерного воздействия на результаты служебной деятельности. Являясь представителями государства, прокурорские работники должны всемерно содействовать утверждению в обществе духа законности и справедливости, сохранению и приумножению исторических и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, осознавая при этом социальную значимость прокурорской деятельности и меру ответственности перед обществом и государством…» <19>. ——————————— <18> Приказ от 17.03.2010 N 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации». <19> URL: http://genproc. gov. ru/ documents/orders/ document-14294/.

1 — 2 октября 2012 г. в Одессе состоялась Международная научно-практическая конференция «Правовая и криминологическая культура в механизме противодействия преступности», организованная и проведенная Национальным университетом «Одесская юридическая академия», Российской криминологической ассоциацией, Криминологической ассоциацией Украины, Координационным бюро по проблемам криминологии, Южным региональным центром Национальной академии правовых наук Украины, по итогам которой в п. п. 1 — 3 Резюме записано так: «В преступности фиксируются опасные качественные изменения, требующие профессионального анализа и учета при определении стратегии и тактики реагирования на преступность (п. 1). Необходимо надлежащее криминологическое обеспечение борьбы с преступностью, что предполагает: включение криминологии в круг обязательных для изучения в юридических вузах дисциплин; увеличение числа учебных часов для преподавания, обеспечивающих не только теоретическую, но и практическую подготовку к проведению исследований преступности, ее детерминации и результативности мер реагирования; к разработке и реализации программ борьбы с преступностью; к проведению криминологических экспертиз (п. 2). Повышение правовой и криминологической культуры борьбы с преступностью предполагает усиление внимания к проведению социально-правовых исследований, научно-обоснованному решению вопросов криминализации и декриминализации деяний; совершенствованию уголовно-процессуальных процедур с учетом специфики различных преступных проявлений и используемых средств организованного противодействия выявлению и доказыванию преступлений» <20>. ——————————— <20> Российская криминологическая ассоциация. URL: http://crimas. ru/?page_id=809.

Мы остановимся на криминологической культуре организации исследований по наиболее сложной проблеме — проблеме борьбы с терроризмом и его финансированием в России. Многонациональное Российское государство, обладая огромной территорией, запасами полезных ископаемых и пресной воды, всегда привлекало агрессивное внимание других государств и международных террористических организаций, преследующих цели нарушения территориальной целостности и порабощения ее народов. Борьба с терроризмом и его финансированием, как и во всем мире, будет только расширяться и усиливаться. Победить полностью терроризм и его финансирование, как наиболее общественно опасный сегмент организованной преступности, нельзя. По мнению международных экспертов по борьбе с терроризмом, можно только снизить опасность терроризма и его финансирования до социально приемлемого уровня. Нынешние события в мире (Ирак, Ливия, Сирия) этому яркое подтверждение. Поэтому борьба с терроризмом и его финансированием для России будет носить долговременный характер, и необходимо оптимизировать эту борьбу на основе взаимодействия с гражданским обществом, координации и сотрудничества всех правоохранительных органов и спецслужб России, международных организаций (ООН, СНГ, ШОС, ОДКБ и т. д.), а также международного сотрудничества. В настоящее время мы можем с полным правом отнести понятие «культура» и к вопросам организации борьбы с терроризмом. Например, мы можем говорить о культуре проведения контртеррористических операций (КТО) на Северном Кавказе: принимаются исчерпывающие меры по безопасности населения и мест его проживания, террористам предлагают добровольно сдать оружие, в качестве переговорщиков приглашаются не только профессионалы спецслужб, но и близкие родственники, а когда исчерпаны все возможности и блокированные участники организованных преступных формирований оказывают ожес точенное вооруженное сопротивление, в целях безопасности населения, предотвращения людских и материальных потерь подразделения спецназа проводят нейтрализацию террористов <21>. ——————————— <21> 28 сентября 2012 г., 11:45. Москва — Махачкала. Экспресс-информация Информационного центра Национального антитеррористического комитета. «Сегодня в 0.20 в рамках проведения разведывательно-поисковых мероприятий силами республиканского оперативного штаба совместно с сотрудниками полиции в поселке Бурдеки Сергокалинского района Республики Дагестан, в ходе оказания вооруженного сопротивления при попытке задержания нейтрализован активный член так называемой «сергокалинской бандгруппы» Гасанбек Исламов по кличке «Хамза», 1981 г. р. Исламов входил в состав бандгруппы с апреля 2010 года, находился в федеральном розыске за совершение ряда преступлений террористической направленности. Главарем данной бандгруппы ранее являлся гражданин Турции по имени Мухаммед, он же шейх Абдусалам, который был нейтрализован в ходе спецоперации в мае этого года. В мае 2010 года эти бандиты совершили громкий теракт — повредили вышку оператора сотовой связи, а затем из засады обстреляли прибывших на место происшествия сотрудников полиции и ремонтную бригаду, в результате чего погибли восемь человек. В 2011 году члены бандгруппы убили начальника Сергокалинского РОВД. Установлена причастность Исламова к нападению на сотрудников кинологической службы полиции Сергокалинского района, в ходе которого погиб сотрудник полиции, к подрыву и обстрелу колонны ОМОН в конце 2011 года, в результате чего также погибли сотрудники правоохранительных органов. Банда, в состав которой входил Исламов, наряду с убийствами, занималась вымогательством и разбоем в отношении местных предпринимателей с целью завладения автотранспортом, который намеревались использовать при совершении преступлений. Исламов явился последним членом так называемой «сергокалинской бандгруппы», так как все остальные бандиты были нейтрализованы ранее. На месте происшествия обнаружены автомат, граната, большое количество боеприпасов. В результате спецоперации пострадавших среди населения и потерь среди личного состава правоохранительных органов нет. URL: http://nak. fsb. ru/.

Существенно улучшилась культура информационных сообщений в Интернете на сайтах Национального антитеррористического комитета и других правоохранительных органов по нейтрализованным участникам ОПФ террористической направленности: подробно излагаются обстоятельства задержания или нейтрализации, привлечение к переговорному процессу родственников и других близких лиц, меры, принимаемые для минимизации потерь личного состава и материального ущерба от разрушения зданий и сооружений, фотографии изъятого оружия и боеприпасов, описание предыдущей преступной деятельности <22>. ——————————— <22> 15 сентября 2012 г., 19:20. Москва — Махачкала. Экспресс-информация. Информационный центр Национального антитеррористического комитета и Оперативный штаб НАК в Республике Дагестан сообщают: «Силами спецназа Пограничной службы ФСБ России и спецподразделений МВД России сегодня в ходе проведения комплекса оперативно-розыскных и поисковых мероприятий в районах действия правового режима КТО нейтрализованы пять активных участников бандитского подполья. Около 9 часов утра в подвале детского сада поселка Хутрах Цунтинского района сотрудниками ФСБ и МВД России была обнаружена группа боевиков. В ходе завязавшегося боестолкновения пятеро бандитов нейтрализованы, четверо из них опознаны как находившийся в федеральном розыске Магомедов Гамзат (главарь т. н. «цунтинской» бандгруппы), Алиев Осман, а также Магомедовы Малач и Асланбек. По имеющимся оперативным данным, нейтрализованные бандиты причастны к совершению ряда преступлений террористической направленности в Цунтинском районе Дагестана. В частности, в 2010 г. бандиты убили двух местных жителей, а также подполковника Пограничной службы ФСБ России и его водителя. 31 мая т. г. в селе Цибари ими совершены поджог местной школы и убийство учителя физкультуры Заирбека Газимагомедова: преступники расстреляли его из автоматического оружия, когда тот выходил из мечети после совершения молитвы. В настоящее время спецоперация завершена. В ходе ее проведения четверо сотрудников полиции ранены: один из них от полученных ранений скончался. На месте происшествия обнаружены и изъяты: 5 автоматов, 2 гранаты, 50-литровая бочка и пятнадцатикилограммовый мешок с аммиачной селитрой, а также 5 спальных мешков и 10 камуфляжей. В настоящее время проводятся необходимые оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия». URL: http://nak. fsb. ru/.

В соответствии с п. 4 Приказа Генерального прокурора от 19.01.2010 N 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» НИИ Академии Генеральной прокуратуры подготовлены Методические рекомендации «Прокурорский надзор за исполнением законов при выявлении и расследовании финансирования терроризма» (МР). Сложности в подготовке и написании данных МР были вызваны высокой латентностью финансирования терроризма, малым количеством расследованных уголовных дел (2007 — 2011 гг. — 20 дел) <23>, отсутствием необходимого следственного и оперативного опыта у сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России, а также опыта прокурорского надзора за указанной категорией уголовных дел, незначительным количеством открытых публикаций по БФТ в целях ознакомления большинства правоохранителей с тактикой и методикой выявления, возбуждения и расследования преступлений, связанных с терроризмом и его финансированием, внутренними и внешними источниками и каналами финансирования терроризма, правовой основой борьбы с ним. ——————————— <23> За 2007 — 2011 гг. было предварительно расследовано всего 20 преступлений, связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации.

В первом полугодии 2012 г. ситуация по БФТ в России не улучшилась. За январь — июнь 2012 г., по данным ГИАЦ МВД России, количество предварительно расследованных преступлений, связанных с террористической деятельностью, всего по России 22 (69,2%), сотрудниками органов внутренних дел расследовано 10 (45,5%) <24>. ——————————— <24> ГИАЦ МВД РФ. Форма 282 КН. 3. Январь — июнь 2012.

По данным ГИАЦ МВД России, за январь — июнь 2012 г. количество предварительно расследованных преступлений (незарегистрированных преступлений!), связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации, всего по России 3 (+ 50%). Особенностью БФТ в 1 половине 2012 г. явилось то, что в других регионах России оказалось больше предварительно расследованных преступлений, связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации, чем в СКФО. Ранжирование округов и субъектов по количеству предварительно расследованных преступлений, связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации в 1 половине 2012 г. выглядело следующим образом: СКФО — 1 (50,0%, Кабардино-Балкарская Республика), СФО — 2 (Омская и Томская области по 1 преступлению). Таким образом, в 1 половине 2012 г. существенного «прорыва» в расследовании преступлений, связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации, в России не произошло, и поэтому угроза совершения террористических актов остается достаточно высокой. Ежегодно в качестве финансирования банд из-за рубежа только на Северный Кавказ поступает до 30 миллионов долларов США <25>. ——————————— <25> Сергеева А. Ежегодно терроризм в России получает из-за рубежа до 30 миллионов долларов. Эти данные озвучил полпред Президента РФ в СКФО Александр Хлопонин. URL: http://tumen. kp. ru/ print/news/1175146/. «Но нужно посмотреть цифры, которые у нас в теневой экономике. Только по одному НДС, который отмывают у нас, мы не получаем 9 миллиардов рублей, по акцизам на алкоголь — 11 миллиардов рублей, и зачем нам бегать куда-то за границу, если можно просто флешки разослать с угрозами, собрать деньги, — добавил полпред. — Там, где непрозрачные правила игры для бизнеса, там всегда будет криминал.»

В целях подготовки МР была составлена программа исследования, определены цели и задачи. Исследование проводилось методами анкетирования, интервьюирования, статистического наблюдения, изучения документов (материалов уголовных дел, дел оперативного учета (ДОУ), докладных записок прокуроров субъектов по проблемам борьбы с терроризмом и его финансированием, постановлений и решений координационных совещаний и т. д.). В целях оптимизации работы были разработаны этапы исследования, составлена предварительная специализированная анкета (ПСА) для опроса экспертов (следователей). Правовая и криминологическая культура организации любого исследования требует прежде всего внимательного изучения всех доступных и имеющихся материалов по избранной тематике, созданных ранее, в т. ч. результатов исследований по БТ и БФТ, анкет экспертов, осужденных, населения. Предварительная специализированная анкета для опроса экспертов (следователей) была составлена на базе предыдущих анкет и исследований, организованных и проведенных под руководством профессора А. И. Долговой. Так называемый пилотажный проект (1 этап исследования) был проведен в июне 2010 г. в Казани (анкетирование следователей по специализированной анкете) на международном совещании следователей (МСС) <26>. Анкетирование было проведено по предварительной специализированной анкете <27>, где респондентам предлагалось ответить на 73 вопроса, связанных с борьбой с терроризмом и его финансированием. Эти вопросы касались проблем выявления преступлений по финансированию терроризма, проблем следствия, оперативно-розыскной деятельности, установления и перекрытия источников и каналов финансирования терроризма из-за границы и из внутренних источников, проблем координации и взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб России, а также проблем международного сотрудничества. После каждого вопроса предлагался «веер» ответов, в том числе последний по счету, но не по степени важности: «иное мнение». Немалое число респондентов, заполняя анкету, подчеркивали данную графу, но не указывали, что конкретно они имели в виду. ——————————— <26> На первом этапе исследования была составлена анкета для опроса следователей СКП РФ и опрошены представители следственных подразделений на международной конференции в начале июня 2010 г. в Казани. Результаты обобщения завершены совместно с сотрудниками отдела информационно-аналитического обеспечения деятельности органов прокуратуры НИИ Академии ГП РФ. <27> Анкета для проведения анкетирования следователей правоохранительных органов, прокуроров, судей, сотрудников полиции, Управлений ФСИН (СИЗО), Управлений ФСКН, Управлений ФСБ России в связи с необходимостью повышения эффективности борьбы с финансированием терроризма и подготовки новых Методических рекомендаций по тактике и методике осуществления прокурорского надзора по выявлению и расследованию преступлений, связанных с финансированием терроризма (п. 4 Приказа Генерального прокурора от 19.01.2010 N 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма)» на 12 листах.

Тем не менее обобщение только по этой графе — «иное мнение» — позволяет сделать определенные выводы по оптимизации борьбы с терроризмом и его финансированием, которые представляют интерес для сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России <28>. ——————————— <28> 166 респондентов (71,2%) посчитали, что целесообразно в Методических рекомендациях (МР) объединять организацию прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и тактику и методику осуществления прокурорского надзора по выявлению и расследованию преступлений, связанных с финансированием терроризма, и только 63 участника анкетирования (27,0%) не считают это целесообразным. «Иное мнение» высказали 4 (1,7%). «За» необходимость во введении обосновать значение изучения каналов и источников финансирования терроризма в борьбе с преступлениями террористической направленности с приведением статистических данных, итогов борьбы с терроризмом и его финансированием в 2010 г. высказались 169 (73,2%) опрошенных против 50 (22,5), «иное мнение» высказали 10 (4,3%). «За» целесообразность приводить в МР правовую основу борьбы с финансированием терроризма в России высказались 190 лиц (83,7%) против 32 (14,1), «иное мнение» высказали 5, или 2,2%. 170 (72,6%) респондентов согласились с тем, что выявление преступлений, связанных с финансированием терроризма, является сложным, 40 (17,1%) — не согласились с этим, и 24 респондента (10,3%) высказали «иное мнение».

Из распространенных на совещании 100 анкет была возвращена только 31 анкета. Второй этап исследования проводился в период служебной командировки работников НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с 16 по 29 мая 2011 г. Было организовано и проведено анкетирование сотрудников правоохранительных органов и спецслужб Республики Ингушетия, Чеченской Республики и Республики Дагестан по актуальным вопросам борьбы с финансированием терроризма (БФТ). Всего обработано 235 анкет <29>. На этом этапе в анкетировании по проблемам борьбы с финансированием терроризма участвовали сотрудники прокуратуры, МВД, Управления ФСБ; а также студенты в Республике Ингушетия — 178 (75,7%) <30> респондентов, в Чеченской Республике — 44 (18,7%) <31>, в Республике Дагестан — 13 (5,5%) <32>. ——————————— <29> Обобщение анкет БФТ произвела младший научный сотрудник отдела информационно-аналитического обеспечения деятельности органов прокуратуры НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, юрист I класса Ефимова В. И. <30> Отдел ФСИН (Респ. Ингушетия) — 10 (4,3%), УФСКН по Респ. Ингушетия — 11 (4,7%), прокуратура Малгобекского р-на — 6 (2,6%), Джейрахская прокуратура — 2 (0,9), прокуратура г. Карабулак — 5 (2,1%), аппарат прокуратуры (Респ. Ингушетия) — 22 (9,4%), прокуратура Сунженского р-на — 6 (2,6%), ОМОН МВД (Респ. Ингушетия) — 12 (5,1%), ВОГ МВД РФ в Респ. Ингушетия — 8 (3,4%), ФКПП «Кавказ» (Респ. Ингушетия) — 14 (6,0%), УФСБ (Респ. Ингушетия) — 42 (17,9%), пограничное управление УФСБ по Респ. Ингушетия — 24 (10,2%), Совет безопасности (Респ. Ингушетия) — 5 (2,1%), военный следственный отдел (Респ. Ингушетия) — 5 (2,1%), военная прокуратура Респ. Ингушетия — 6 (2,6%). <31> Аппарат прокуратуры (Чеченская Респ.), гор-(рай-) прокуроры — 34 (14,5%), прокуратура Заводского р-на г. Грозного (Чеченская Респ.) — 5 (2,1%), прокуратура Шалинского р-на (Чеченская Респ.) — 2 (0,9%), прокуратура г. Аргун (Чеченская Респ.) — 3 (1,3%). <32> Студенты (Респ. Дагестан) — 13 (5,5%).

На базе данных двух этапов исследования были подготовлены Методические рекомендации «Прокурорский надзор за исполнением законов при выявлении и расследовании финансирования терроризма» <33>, внесены изменения и дополнения в предварительную специализированную анкету (ПСА). ——————————— <33> Методические рекомендации «Прокурорский надзор за исполнением законов при выявлении и расследовании финансирования терроризма». М., 2012. 50 с. (ДСП).

В связи с отсутствием весомых результатов борьбы с финансированием терроризма (БФТ) как одного из основных профилактических направлений по борьбе с терроризмом, для дальнейшей оптимизации борьбы с ФТ <34> для проведения исследования была составлена новая, дополненная и уточненная универсальная анкета (содержащая 80 вопросов по всем отраслям прокурорского надзора) для анкетирования следователей правоохранительных органов, прокуроров, судей, сотрудников полиции, Управлений МВД, ФСИН (СИЗО), Управлений ФСКН, Управлений ФСБ России, т. е. всех сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России, в той или иной мере причастных к этой деятельности <35>. ——————————— <34> В том числе с момента заведения ДОУ до момента освобождения осужденного из мест лишения свободы. <35> Авторы анкетирования отказались от идеи составления ПСА для каждого правоохранительного органа в отдельности и решили не ограничиваться 20 — 30 вопросами, ибо данная тема в науке оказалась недостаточно изученной и разработанной, а на практике количество возбужденных, расследованных и направленных в суд уголовных дел составило всего несколько десятков. При этом большинство уголовных дел имело гриф «секретно». Дефицит информации по проблемам БФТ объективно способствовал созданию Универсальной анкеты по БФТ. Цель создания Универсальной анкеты по БФТ — не только получить новое знание от экспертов, но и ознакомить большинство сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России с международной и российской практикой борьбы с ФТ, правовыми основами осуществления этой борьбы, общими и частными подходами к решению проблем борьбы с финансированием терроризма в России и за рубежом. В Универсальной анкете по БФТ использовалась часть вопросов, составленных на основе информации Следственного комитета Российской Федерации, поступившей в НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2011 г. для оценки и направления отзыва.

Вопросы данной Универсальной анкеты по БФТ определили будущую структуру и содержание новых МР (методических рекомендаций): значение изучения каналов и источников финансирования терроризма в борьбе с преступлениями террористического характера; незаконный оборот наркотиков, оружия, хищение бюджетных средств — как источники финансирования организованной террористической деятельности; проблемы выявления и расследования этих преступлений; понятие и виды внешних и внутренних каналов и источников финансирования терроризма; градация эффективности ОРМ по БФТ, проблемы и направления совершенствования действующего международного и российского законодательства по БФТ; направления решения проблем эффективности расследования преступлений разными следственными подразделениями правоохранительных органов и спецслужб России, освещение международного опыта в данной сфере; необходимость подготовки открытого и закрытого (секретного) варианта МР (Методических рекомендаций); проблемы деятельности и направления совершенствования деятельности Росфинмониторинга, необходимость использования как минимум «Криминолого-криминалистического стандарта вопросов по проверке оперативной информации о финансировании организованной террористической деятельности», разработанного в НИИ; вопросы, связанные с отбыванием наказания лицами, осужденными за преступления террористического характера, как одним из источников сведений о финансировании терроризма; проблемы взаимодействия следствия и оперативных подразделений правоохранительных органов и спецслужб России по БФТ; отношение к вопросам, предложенным Следственным комитетом Российской Федерации по оптимизации борьбы с терроризмом, к предложенной исследователями Программе борьбы с терроризмом и его финансированием. Универсальная анкета по БФТ заключает в себе значительный информационный потенциал, наработанный годами борьбы с терроризмом и его финансированием, которая велась правоохранительными органами и спецслужбами России. Простое ознакомление с содержанием Универсальной анкеты по БФТ обогащает сотрудников правоохранительных органов новым знанием, способствует активизации следственного, оперативного и надзорного мышления, принятию и реализации нестандартных методов выявления и раскрытия преступлений, связанных с финансированием терроризма, строго в рамках правового поля. Универсальная анкета по БФТ дает возможность сотрудникам правоохранительных органов и спецслужб России, включая судей, охватить проблемы в целом (а не по частям), понять высокую общественную опасность ФТ, выработать систему оптимальных мер по борьбе с новыми источниками и каналами финансирования организованной террористической деятельности. Универсальная анкета по БФТ использовалась для интервьюирования экспертов, принадлежащих к разным правоохранительным органам и спецслужбам: МВД, ФСБ, прокуратура, ФСКН. По Универсальной анкете по БФТ проводилось анкетирование как федеральных, так и региональных сотрудников правоохранительных органов и спецслужб. В связи с необходимостью повышения эффективности борьбы с финансированием терроризма возникла потребность в подготовке новых МР (Методических рекомендаций). В связи с этим НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации завершает уже 3-й этап научных исследований по повышению эффективности борьбы с финансированием терроризма (БФТ) в России <36>. В ходе научных исследований использовались методы анкетирования сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России, а также метод интервьюирования. Обобщено 1144 анкеты работников прокуратуры г. Москвы, Московской области и следователей Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Москве. ——————————— <36> Проведено анкетирование по специально подготовленной анкете (Анкета по БФТ) работников прокуратуры г. Москвы, Московской области, прокуратуры Республики Дагестан, Чеченской Республики и следователей Главного следственного управления Следственного комитета РФ по г. Москве (225 анкет). Прокуратура Московской области провела анкетирование работников аппарата прокуратуры области (117 анкет). Прокуратура г. Москвы провела анкетирование работников аппарата прокуратуры (170 анкет) и инициативно осуществила сплошное анкетирование работников окружных, межрайонных и специализированных прокуратур г. Москвы (622 анкеты), 10 анкет сотрудников 27 управления Генеральной прокуратуры РФ, всего 1144 анкеты. В настоящее время проводится обработка анкет прокуратур Республики Дагестан (300 анкет), Чеченской Республики (300 анкет).

Одновременно НИИ проводит 4-й этап научных исследований по БФТ — совместно с Управлением по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главным управлением по противодействию экстремизму МВД России, и 5-й этап исследования — совместно с Научно-исследовательским центром (НИЦ) ФСБ России. На 2-м этапе исследования на вопрос: «Согласны ли Вы с такой программой борьбы с терроризмом: 1. Внести изменения в ч. 1 ст. 51 Конституции РФ следующего содержания: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, за исключением случаев совершения преступлений террористического характера». 2. Принять Федеральный закон «О борьбе с организованной преступностью». 3. Ввести изменения в ФЗ о выплате вознаграждения за информацию о финансировании терроризма. 4. Ввести изменения в ФЗ и не выдавать трупы лиц, совершивших любое преступление террористического характера. 5. Объявить амнистию (или обеспечить необходимую охрану) лицам, финансировавшим терроризм под угрозой убийства, в том числе близких родственников, если они будут изобличать в ходе следствия и на суде участников организованных преступных формирований террористического характера. Что можете еще добавить?» — ответы респондентов распределились следующим образом: «да» — 143 (67,8%), «нет» — 47 (22,3%), «иное мнение» — 21 (10,0%), всего ответили 211 лиц. На 3-м этапе исследования на вопрос: «Согласны ли Вы с такой программой борьбы с терроризмом в 2012 г.?» — ответы респондентов распределились следующим образом:

абс. % % от отв.

1. «Да» 522 45,6 50,8

2. «Нет» 280 24,5 27,3

3. «Иное» 225 19,7 21,9

Ответили на 1027 89,8 100,0 вопрос

Таким образом, в 2012 г. на 3-м этапе научного исследования (как и на 2-м этапе) более половины респондентов (522, или 50,8%) согласились со следующей предложенной программой БТ и БФТ: «1. Внести изменения в ч. 1 ст. 51 Конституции РФ следующего содержания: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, за исключением случаев совершения преступлений террористического характера». 2. Принять Федеральный закон «О борьбе с организованной преступностью». 3. Ввести изменения в ФЗ о выплате вознаграждения за информацию о финансировании терроризма. 4. Ввести изменения в ФЗ и не выдавать трупы лиц, совершивших любое преступление террористического характера. 5. Объявить амнистию (или обеспечить необходимую охрану) лицам, финансировавшим терроризм под угрозой убийства, в том числе близких родственников, если они будут изобличать в ходе следствия и на суде участников организованных преступных формирований террористического характера». Исследования по проблемам борьбы с терроризмом и его финансированием в НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации продолжаются. Представляется целесообразным проведение аналогичных исследований в рамках СНГ.

Литература

1. Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений / Н. Т. Бабичев, Я. М. Боровской. М.: Русский язык, 1982. URL: http://dic. academic. ru/ dic. nsf/ latin_proverbs/ 4222/ %D0%9D%D0%B0%D1% 83%D0%BA%D0%BE%D0%B9. 2. Достоевский Ф. М. Идиот. URL: http://bibliotekar. ru/encSlov/10/161.htm. 3. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1997. С. 132. 4. Введение в культурологию: В 3-х т. М., 1995. Т. 1. С. 24. 5. URL: http://www. unodc. org/ documents/treaties/ orga-nized_crime/COP6/ CTOC_COP_2012_11/ CTOC_COP_2012_11_R. pdf. 6. Заседание Совета по культуре и искусству. 25 сентября 2012 г., 18:15. Москва, Кремль. URL: http://www. kremlin. ru/ transcripts/16530/work. 7. Оптимизация научного обеспечения и криминологической культуры борьбы с преступностью. М., 2011. С. 350. 8. Лунев В. В. Курс мировой и российской криминологии. М., 2011. С. 209. 9. URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/. Правовая культура. 10. Жилинский С. Э. Российская криминологическая энциклопедия. М., 2000. С. 508 — 510. 11. URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/. Криминология. 12. Приказ от 10.09.2008 N 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению». П. 3. URL: http://genproc. gov. ru/ documents/orders/ document-14301/. 13. Приказ от 17.03.2010 N 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации». 14. URL: http://genproc. gov. ru/ documents/orders/ document-14294/. 15. Российская криминологическая ассоциация. URL: http://crimas. ru/?page_id=809. 16. 28 сентября 2012 г., 11:45. Москва — Махачкала. Экспресс-информация Информационного центра Национального антитеррористического комитета. URL: http://nak. fsb. ru/. 17. 15 сентября 2012 г., 19:20. Москва — Махачкала. Экспресс-информация. Информационный центр Национального антитеррористического комитета и Оперативный штаб НАК в Республике Дагестан. URL: http://nak. fsb. ru/. 18. ГИАЦ МВД РФ. Форма 282 КН. 3. Январь — июнь 2012 г. 19. Сергеева А. Ежегодно терроризм в России получает из-за рубежа до 30 миллионов долларов. Эти данные озвучил полпред Президента РФ в СКФО Александр Хлопонин. URL: http://tumen. kp. ru/ print/news/1175146/. 20. Приказ Генерального прокурора от 19.01.2010 N 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Пункт 4. 21. Методические рекомендации «Прокурорский надзор за исполнением законов при выявлении и расследовании финансирования терроризма». М., 2012. 50 с. (ДСП).

——————————————————————