Пути повышения согласованности действий правоохранительных органов и ФСИН по борьбе с финансированием терроризма (по результатам научных исследований)

(Паненков А. А.) («Военно-юридический журнал», 2011, N 8)

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ СОГЛАСОВАННОСТИ ДЕЙСТВИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ФСИН ПО БОРЬБЕ С ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

А. А. ПАНЕНКОВ

Паненков А. А., старший научный сотрудник отдела проблем борьбы с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старший советник юстиции.

НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с приказом Генерального прокурора проводятся научные исследования в части оптимизации борьбы с финансированием терроризма (БФТ) <1>, использовались методы анкетирования и интервьюирования экспертов <2>. ——————————— <1> В статье используется термин «борьба» в соответствии с международной терминологией вместо «противодействие». В Астанинской декларации десятилетия Шанхайской организации сотрудничества 15 июня 2011 г. также фигурирует термин «борьба». <2> Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 19 января 2010 г. N 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

На втором этапе исследования <3> в ходе анкетирования в мае 2011 г. по проблемам БФТ сотрудников прокуратуры, МВД, Управления ФСБ, в Республике Ингушетия 178 (75,7%), частично в Чеченской Республике — 44 (18,7%), студентов в Республике Дагестан — 13 (5,5%) <4>, всего 235 респондентов, были получены интересные результаты, позволяющие составить уточненный план по дальнейшему взаимодействию с Управлениями ФСИН, где отбывают наказание осужденные за преступления террористического характера, в части борьбы с ФТ. ——————————— <3> На первом этапе исследования в 2010 г. проводилось анкетирование следователей. <4> Студенты (Респ. Дагестан) — 13 (5,5%).

Если ранее уголовные дела по финансированию терроризма возбуждались очень редко, то в первой половине 2011 г. произошел своеобразный «прорыв». На Северном Кавказе в этом году было возбуждено 11 уголовных дел по факту финансирования террористической деятельности. Об этом сообщил журналистам начальник Главного управления МВД России в Северо-Кавказском федеральном округе Сергей Ченчик <5>. В настоящее время важно, чтобы все эти уголовные дела дошли до суда и был постановлен обвинительный приговор. ——————————— <5> На Северном Кавказе выявлено 11 фактов финансирования террористов. URL: http:// www. sknews. ru/ hotnews/ 49009- na — severnom — kavkaze — vyyavleno — 11- faktov — finansirovaniya — terroristov. html.

Напомним, что под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений <6>. ——————————— <6> Примечание 1 к ст. 205-1 УК РФ дано в новой редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 197-ФЗ, перечень «террористических» статей дополнен 2 статьями: ст. 220 УК РФ «Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами» и ст. 221 УК РФ «Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ» внесены в примечание 1 ст. 205.1 УК РФ. Изменения вступили в действие 29.10.2010.

Уполномоченные прокуроры должны обеспечить действенный надзор за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, т. е. в органах внутренних дел, Федеральной службе безопасности, федеральных органах государственной охраны, таможенных органах РФ, Службе внешней разведки РФ, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), Внешней разведки Министерства обороны РФ. Координация деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и др. правоохранительных органов осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления этими органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению <7>. ——————————— <7> Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (утв. Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567). I. Общие положения. П. 1.

Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур следует анализировать состояние законности и практику прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма не реже одного раза в год <8>. ——————————— <8> Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 19 января 2010 г. N 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Важен Указ Президента РФ от 11 июня 2011 г. N 787 «О внесении изменений в Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203» <9>. ——————————— <9> Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 49. Ст. 4775; 2006. N 8. Ст. 892; 2007. N 53. Ст. 6550; 2008. N 15. Ст. 1525; N 18 Ст. 2007; N 31. Ст. 3702; N 37. Ст. 4182; 2009. N 21. Ст. 2547; N 24. Ст. 2919; N 40. Ст. 4684; 2010. N 50. Ст. 6655; 2011. N 15. Ст. 2083. Следующие изменения: а) в наименовании раздела слова «и оперативно-розыскной деятельности» заменить словами «оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму»; б) в п. 92 слова «организованной преступностью» заменить словами «терроризмом, организованной преступностью»; в) дополнить п. п. 114 — 117 следующего содержания: «114. Сведения, раскрывающие силы, средства, источники, методы, планы, результаты деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения. 115. Сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими деятельность по противодействию терроризму. 116. Сведения, раскрывающие меры по государственному обеспечению антитеррористической защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации, результаты оценки их уязвимости. 117. Сведения, раскрывающие результаты финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученные в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности».

Даже социологи <10> писали о том, насколько многочислен пласт криминологических и правовых исследований терроризма <11>. ——————————— <10> Гурба В. Н. Терроризм в регионах адатных культур (на примере Северо-Кавказского региона): Дис. … д-ра социол. наук. Новочеркасск, 2011. С. 4. <11> Ващенко Ю. В. Уголовная ответственность за терроризм: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1998; Меньших А. А. Законодательство о борьбе с терроризмом во Франции — гарантия государственной защиты прав личности: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1999; Назаркин М. В. Криминологическая характеристика и предупреждение терроризма: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1998.

К сожалению, не все каналы внешнего финансирования терроризма оказались перекрыты. Между тем в печати появились сведения о том, что международные террористические организации выделили более 1 млн. долл. США на организацию террористических актов в России летом 2011 г. как акций устрашения за активную контртеррористическую деятельность на Северном Кавказе <12>. ——————————— <12> «Аль-Каида» выделила на летние теракты в России 1 млн. долл. США. URL: http:// www. uralweb. ru/ news/ n376200.html.

Насколько согласованно действовали правоохранительные органы и спецслужбы по борьбе с финансированием терроризма (БФТ) по результатам анкетирования экспертов в 2011 г.? Одним из способов выявления каналов и источников финансирования террористической деятельности является направление заданий на оперативную разработку в места лишения свободы лиц, которые отбывают наказание за совершенные террористические и иные преступления. В исправительных учреждениях (далее — ИУ) УИС ФСИН России в настоящее время отбывают наказание 824 лица, осужденные за преступления террористического характера. На вопрос о том, направляете ли вы такие поручения, отрицательно ответили 127 (58,3%) респондентов, положительно 56 (25,7%), иное мнение — 35 (16,1%). По правоохранительным органам мнения экспертов распределились следующим образом:

Таблица 1

Прокуратура МВД ФСБ

абс. % % от абс. % % от абс. % % от отв. отв. отв.

1. Да 7 7,7 8,1 9 26,5 29,0 28 42,4 47,5

2. Нет 64 70,3 74,4 17 50,0 54,8 21 31,8 35,6

3. Иное 15 16,5 17,4 5 14,7 16,1 10 15,2 16,9

Ответили на вопрос 86 94,5 100,0 31 91,2 100,0 59 89,4 100,0

На вопрос о том, почему не направляете поручения на оперативную разработку в места лишения свободы лиц, которые отбывают наказание за совершенные террористические и иные преступления, респонденты ответили так: этим должны заниматься оперативные подразделения правоохранительных органов и спецслужб — 111 (53,1%), низкая подготовка оперативного состава в ИУ — 52 (24,9%), иное — 42 (20,1%), большая следственная нагрузка — 16 (7,7%). По правоохранительным органам мнения экспертов распределились следующим образом:

Таблица 2

Прокуратура МВД ФСБ

абс. % % от абс. % % от абс. % % от отв. отв. отв.

1. Большая 1 1,1 1,2 3 8,8 10,7 10 15,2 16,4 следственная нагрузка

2. Низкая 8 8,8 9,5 5 14,7 17,9 29 43,9 47,5 подготовка оперативного состава в ИУ

3. Этим должны 58 63,7 69,0 16 47,1 57,1 19 28,8 31,1 заниматься оперативные подразделения правоохранительных органов и спецслужб

4. Иное 19 20,9 22,6 7 20,6 25,0 8 12,1 13,1

Ответили на вопрос 84 92,3 100,0 28 82,4 100,0 61 92,4 100,0

На вопрос о том, необходимо ли направление кратких электронных фабул приостановленных уголовных дел террористического характера из Следственных управлений субъектов СКФО Следственного комитета РФ, Управлений ФСБ России в оперативные управления УФСИН субъектов РФ для оперативной разработки конкретных осужденных за преступления террористического характера в целях раскрытия преступления террористического характера и их финансирования, положительно ответили 167 респондентов (77,0%), отрицательно — 34 (15,7%), иное — 16 (7,4%). По правоохранительным органам мнения экспертов распределились следующим образом:

Таблица 3

Прокуратура МВД ФСБ

абс. % % от абс. % % от абс. % % от отв. отв. отв.

1. Да 63 69,2 70,8 22 64,7 71,0 52 78,8 85,2

2. Нет 19 20,9 21,3 4 11,8 12,9 7 10,6 11,5

3. Иное 7 7,7 7,9 5 14,7 16,1 2 3,0 3,3

Ответили на вопрос 89 97,8 100,0 31 91,2 100,0 61 92,4 100,0

На вопрос о том, что необходимо сотрудникам оперативных подразделений УФСИН субъектов РФ для раскрытия приостановленных уголовных дел террористического характера и их финансирования, респонденты ответили так: специальная подготовка сотрудников оперативных подразделений УФСИН — 120 (54,3%), задания из оперативных подразделений МВД и ФСБ России — 60 (27,1%), спецаппарат из числа лиц, проживающих на Северном Кавказе, — 57 (25,8%), командировка на Северный Кавказ сотрудников оперативных подразделений для последующей организации работы по этой категории уголовных дел — 33 (14,9%), специальная литература по проблемам борьбы с терроризмом и его финансированием — 120 (54,3%), иное — 17 (7,7%). По правоохранительным органам мнения экспертов распределились следующим образом:

Таблица 4

Прокуратура МВД ФСБ

абс. % % от абс. % % от абс. % % от отв. отв. отв.

1. Задания из 25 27,5 28,4 11 32,4 36,7 16 24,2 26,2 оперативных подразделений МВД и ФСБ России

2. Спецаппарат из 20 22,0 22,7 10 29,4 33,3 17 25,8 27,9 числа лиц, проживающих на Северном Кавказе

3. Специальная 47 51,6 53,4 15 44,1 50,0 30 45,5 49,2 подготовка сотрудников оперативных подразделений УФСИН

4. Специальная 8 8,8 9,1 1 2,9 3,3 11 16,7 18,0 литература по проблемам борьбы с терроризмом и его финансированием

5. Командировка на 6 6,6 6,8 9 26,5 30,0 12 18,2 19,7 Северный Кавказ сотрудников оперативных подразделений для последующей организации работы по этой категории уголовных дел

6. Иное 11 12,1 12,5 2 5,9 6,7 2 3,0 3,3

Ответили на вопрос 88 96,7 100,0 30 88,2 100,0 61 92,4 100,0

На вопрос о том, как часто поступают в оперативные подразделения УФСИН РФ оперативные задания по раскрытию приостановленных уголовных дел террористического характера и их финансирования, респонденты ответили так: иное — 64 (32,7%), редко — 61 (31,1%), сотрудники УФСБ работают автономно с осужденными, никаких заданий не дают — 28 (14,3%), часто — 19 (9,7%). По правоохранительным органам мнения экспертов распределились следующим образом:

Таблица 5

Прокуратура МВД ФСБ

абс. % % от абс. % % от абс. % % от отв. отв. отв.

1. Часто 1 1,1 1,3 1 2,9 3,6 5 7,6 9,6

2. Редко 22 24,2 27,5 7 20,6 25,0 23 34,8 44,2

3. Совсем не 10 11,0 12,5 3 8,8 10,7 6 9,1 11,5 поступают

4. Сотрудники УФСБ 10 11,0 12,5 9 26,5 32,1 6 9,1 11,5 работают автономно с осужденными, никаких заданий не дают

5. Иное 37 40,7 46,3 8 23,5 28,6 12 18,2 23,1

Ответили на вопрос 80 87,9 100,0 28 82,4 100,0 52 78,8 100,0

Эксперты пришли к выводу о том, что лица, осужденные за преступления террористического характера, на оперативную обстановку в ИУ, СИЗО: не влияют — ответил 61 (31,1%) респондент, иное — 24 (12,2%), влияют — 19 (9,7%). По правоохранительным органам мнения экспертов распределились следующим образом:

Таблица 6

Прокуратура МВД ФСБ

абс. % % от абс. % % от абс. % % от отв. отв. отв.

1. Да 34 37,4 39,5 17 50,0 56,7 37 56,1 67,3

2. Нет 20 22,0 23,3 9 26,5 30,0 11 16,7 20,0

3. Иное 32 35,2 37,2 4 11,8 13,3 7 10,6 12,7

Ответили на вопрос 86 94,5 100,0 30 88,2 100,0 55 83,3 100,0

На вопрос, может ли осужденный за преступление террористического характера стать лидером криминальной среды в колонии, эксперты ответили: положительно — 112 (51,4%), отрицательно — 64 (29,4%), иное — 42 (19,3%). По правоохранительным органам мнения экспертов распределились следующим образом:

Таблица 7

Прокуратура МВД ФСБ

абс. % % от абс. % % от абс. % % от отв. отв. отв.

1. Да 45 49,5 51,1 12 35,3 38,7 35 53,0 63,6

2. Нет 17 18,7 19,3 15 44,1 48,4 14 21,2 25,5

3. Иное 26 28,6 29,5 4 11,8 12,9 6 9,1 10,9

Ответили на вопрос 88 96,7 100,0 31 91,2 100,0 55 83,3 100,0

На вопрос о том, каково отношение лидеров криминальной среды («воров в законе», смотрящих, положенцев) к лицам, осужденным за преступления террористического характера и их финансирование, респонденты ответили следующим образом: поддерживают отношения — 73 (35,4%), иное — 63 (30,6%), никаких отношений — 61 (29,6%), по просьбе других осужденных лицам, осужденным за преступления террористического характера, приходят посылки и бандероли из России — 9 (4,4%). По правоохранительным органам мнения экспертов распределились следующим образом:

Таблица 8

Прокуратура МВД ФСБ

абс. % % от абс. % % от абс. % % от отв. отв. отв.

1. Никаких 17 18,7 20,5 12 35,3 38,7 13 19,7 24,5 отношений

2. Поддерживают 28 30,8 33,7 10 29,4 32,3 23 34,8 43,4 отношения

3. По просьбе 2 2,2 2,4 2 5,9 6,5 3 4,5 5,7 других осужденных лицам, осужденным за преступления террористического характера, приходят посылки и бандероли из России

4. Иное 36 39,6 43,4 7 20,6 22,6 14 21,2 26,4

Ответили на вопрос 83 91,2 100,0 31 91,2 100,0 53 80,3 100,0

На вопрос о том, возможно ли единение лидеров криминальной среды и лиц, осужденных за террористические преступления, и выступление против администрации, эксперты ответили так: да, возможно — 126 (60,0%), нет, невозможно — 45 (21,4%), иное — 39 (18,6%). По правоохранительным органам мнения экспертов распределились следующим образом:

Таблица 9

Прокуратура МВД ФСБ

абс. % % от абс. % % от абс. % % от отв. отв. отв.

1. Да, возможно 43 47,3 51,8 19 55,9 61,3 42 63,6 77,8

2. Нет, невозможно 14 15,4 16,9 7 20,6 22,6 7 10,6 13,0

3. Иное 26 28,6 31,3 5 14,7 16,1 5 7,6 9,3

Ответили на вопрос 83 91,2 100,0 31 91,2 100,0 54 81,8 100,0

В целях улучшения оперативной работы с лицами, осужденными за преступления террористического характера, их всех целесообразно сконцентрировать в одной-двух тюрьмах. Согласен с этим предложением 91 (41,4%) респондент, не согласны — 106 (48,2%), иное — 23 (10,5%). По правоохранительным органам мнения экспертов распределились следующим образом:

Таблица 10

Прокуратура МВД ФСБ

абс. % % от абс. % % от абс. % % от отв. отв. отв.

1. Да 24 26,4 27,9 17 50,0 54,8 31 47,0 50,0

2. Нет 51 56,0 59,3 13 38,2 41,9 25 37,9 40,3

3. Иное 11 12,1 12,8 1 2,9 3,2 6 9,1 9,7

Ответили на вопрос 86 94,5 100,0 31 91,2 100,0 62 93,9 100,0

В прокуратуре Чеченской Республики в период контртеррористической операции ежегодно издавались десятки указаний, обзорных писем, обобщений по вопросам борьбы с терроризмом, расследования террористических преступлений, в т. ч. финансирования терроризма, а также по организации осмотра места происшествия, борьбы со «смертниками», антитеррористической укрепленности объектов, координации и взаимодействию с военной прокуратурой ОГВс (ВП ОГВс), военной комендатурой Чеченской Республики (ВК ЧР), УФСБ РФ по ЧР, поиску похищенных и без вести пропавших лиц. Была создана и реализуется Комплексная программа по борьбе с похищениями человека и розыску пропавших лиц. Этот опыт имеет непреходящий характер, ибо основан на расследовании конкретных многоэпизодных уголовных дел террористического характера с реальными фигурантами. Электронная база этих указаний, обзоров, обобщений, информационных писем составляет не менее 50 листов. На вопрос о том, необходима ли вам для изучения эта база данных, респонденты ответили: да — 156 (72,2%), нет — 43 (19,9%), иное — 17 (7,9%). По правоохранительным органам мнения экспертов распределились следующим образом:

Таблица 11

Прокуратура МВД ФСБ

абс. % % от абс. % % от абс. % % от отв. отв. отв.

1. Да 57 62,6 67,1 19 55,9 65,5 48 72,7 77,4

2. Нет 20 22,0 23,5 8 23,5 27,6 8 12,1 12,9

3. Иное 8 8,8 9,4 2 5,9 6,9 6 9,1 9,7

Ответили на вопрос 85 93,4 100,0 29 85,3 100,0 62 93,9 100,0

Выводы: 1. Больше направлять заданий и поручений для оперативной разработки осужденных за преступления террористического характера, т. к. одним из способов выявления каналов и источников финансирования террористической деятельности является направление заданий на оперативную разработку в места лишения свободы лиц, которые отбывают наказание за совершенные террористические и иные преступления. В исправительных учреждениях (далее — ИУ) УИС ФСИН России в настоящее время отбывают наказание 824 лица, осужденные за преступления террористического характера. 2. Оперативным подразделениям правоохранительных органов и спецслужб России необходимо направлять больше заданий и поручений на оперативную разработку в места лишения свободы лиц, которые отбывают наказание за совершенные террористические и иные преступления. 3. В целях оптимизации БФТ оперативным подразделениям правоохранительных органов необходимо направление кратких электронных фабул приостановленных уголовных дел террористического характера из следственных управлений субъектов СКФО Следственного комитета РФ, управлений ФСБ России в оперативные управления УФСИН субъектов РФ для оперативной разработки конкретных осужденных за преступления террористического характера в целях раскрытия преступлений террористического характера и их финансирования. 4. По мнению экспертов, сотрудникам оперативных подразделений УФСИН субъектов РФ для раскрытия приостановленных уголовных дел террористического характера и их финансирования необходимы: специальная подготовка сотрудников оперативных подразделений УФСИН, задания из оперативных подразделений МВД и ФСБ России, спецаппарат из числа лиц, проживающих на Северном Кавказе, командировка на Северный Кавказ сотрудников оперативных подразделений для последующей организации работы по этой категории уголовных дел, специальная литература по проблемам борьбы с терроризмом и его финансирования. 5. Оперативные задания по раскрытию приостановленных уголовных дел террористического характера и их финансирования поступают в оперативные управления управлений ФСИН редко. 6. Эксперты пришли к выводу о том, что лица, осужденные за преступления террористического характера, на оперативную обстановку в ИУ, СИЗО не влияют. 7. Осужденный за преступление террористического характера может стать лидером криминальной среды в колонии. 8. Эксперты пришли к выводу о том, что с лицами, осужденными за преступления террористического характера и их финансирование, лидеры криминальной среды («воры в законе», смотрящие, положенцы) поддерживают отношения. 9. Эксперты считают, что возможно единение лидеров криминальной среды и лиц, осужденных за террористические преступления, и выступление против администрации. 10. Большинство экспертов не согласны с предложением о том, что в целях улучшения оперативной работы с лицами, осужденными за преступления террористического характера, целесообразно их всех сконцентрировать в одной-двух тюрьмах. 11. В прокуратуре Чеченской Республики в период контртеррористической операции ежегодно издавались десятки указаний, обзорных писем, обобщений по вопросам борьбы с терроризмом, расследования террористических преступлений, в т. ч. финансирования терроризма, а также по организации осмотра места происшествий, борьбы со «смертниками», антитеррористической укрепленности объектов, координации и взаимодействию с военной прокуратурой ОГВс (ВП ОГВс), военной комендатурой Чеченской Республики (ВК ЧР), УФСБ РФ по ЧР, поиску похищенных и без вести пропавших лиц. Была создана и реализуется Комплексная программа по борьбе с похищениями человека и розыску пропавших лиц. Этот опыт имеет непреходящий характер, ибо основан на расследовании конкретных многоэпизодных уголовных дел террористического характера с реальными фигурантами. Электронная база этих указаний, обзоров, обобщений, информационных писем составляет не менее 50 листов. Большинство экспертов пришли к выводу о том, что им необходима для изучения эта база данных прокуратуры Чеченской Республики. Рациональный вариант, который необходимо закрепить (на первом этапе в совместных ведомственных актах — приказах, распоряжениях), заключается в необходимости эффективного оперативного сопровождения, во-первых, по приостановленным уголовным делам, во-вторых, по расследуемым уголовным делам террористического характера, в-третьих, в период судебного рассмотрения, в-четвертых, в период отбывания наказания по приговору суда вплоть до освобождения осужденного за террористические преступления из мест лишения свободы. В 2011 г. была введена должность помощника начальника Управления ФСБ России по Республике Ингушетия по науке. Представляется целесообразным и перспективным введение аналогичной должности и в других правоохранительных органах Республики Ингушетия и субъектах СКФО, ибо остается верной мудрость древних «Наукой победишь». Начальник Управления ФСБ России по Республике Ингушетия В. Н. Гурба в июле 2011 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора социологических наук по теме «Терроризм в регионах адатных культур (на примере Северо-Кавказского региона)» <13>. ——————————— <13> Гурба В. Н. Терроризм в регионах адатных культур… Автореф. дис. … д-ра социол. наук. Новочеркасск, 2011. 32 с.

В целях оптимизации борьбы с терроризмом и его финансированием следует продолжить научные исследования в этом направлении. Сотрудникам Управлений ФСИН России данные выводы могут помочь в организации оперативной работы по БФТ по приостановленным уголовным делам террористического характера.

Литература

1. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 19 января 2010 г. N 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». 2. На Северном Кавказе выявлено 11 фактов финансирования террористов. URL: http:// www. sknews. ru/ hotnews/ 49009- na — severnom — kavkaze — vyyavleno — 11- faktov — finansirovaniya — terroristov. html. 3. Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (утв. Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567). I. Общие положения. П. 1. 4. «Аль-Каида» выделила на летние теракты в России 1 млн. долл. США. URL: http:// www. uralweb. ru/ news/ n376200.html. 5. Гурба В. Н. Терроризм в регионах адатных культур (на примере Северо-Кавказского региона): Дис. … д-ра социол. наук. Новочеркасск, 2011. С. 4. 6. Ващенко Ю. В. Уголовная ответственность за терроризм: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1998; Меньших А. А. Законодательство о борьбе с терроризмом во Франции — гарантия государственной защиты прав личности: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1999; Назаркин М. В. Криминологическая характеристика и предупреждение терроризма: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1998.

——————————————————————