Противодействие коррупции: правовые системы в истории

(Просандеева Н. В.) («История государства и права», 2014, N 2)

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ В ИСТОРИИ

Н. В. ПРОСАНДЕЕВА

Просандеева Наталья Васильевна, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского пограничного института Федеральной службы безопасности России, член диссовета по военному праву при Московском пограничном институте ФСБ России, доктор философских наук, доцент.

Статья посвящена формам коррупционных преступлений в различных государствах древней и новой истории, а также способам противодействия им. Особое место уделено петровским реформам и законотворчеству, которое сознательно было обращено к борьбе с «лихоимством» и «грабежом народа». Автор убежден, что всевозможные антикоррупционные кампании бесполезны, пока не изменились идеалы и ценности в обществе.

Ключевые слова: коррупция, виды коррупционных преступлений, коррупция в Российской империи, петровские законы, взятка, казнокрадство, противодействие коррупции.

The counteract to a corrupt practice: legal systems in history N. V. Prosandeeva

The article is devoted to different forms of corruption crimes in states of antique and modern history, as to methods of its interrupting. A special place gave to laws and reforms of Peter the Great, which mentally fights with specific Russian forms of corruption. The author notes: all anti-corrupt campaign are unusable without fundamental changes of ideals and values in society.

Key words: corruption, forms of corruption crimes, specific Russian forms of corruption, bribery, embezzlement, laws of Peter the Great, anti-corrupt campaign.

Коррупция — явление не новое. У нее — тысячелетняя история, равная истории человеческой цивилизации. Ее география не менее впечатляюща: Египет, Китай в различные периоды истории, Индия, Иудея, средневековая Европа, абсолютизм французский и английский, повседневная жизнь Руси Московской и имперской. Современность мы оставляем за скобками наших размышлений, но это вовсе не означает, что мы живем в прозрачном и кристально-чистом мире. Французская социальная мысль XX в., на которую мы опираемся, полагает, что процесс исторического развития можно разделить на два этапа: архаический и современный. Архаика — это все, что предшествует индустриальному обществу: родоплеменные отношения, рабовладельческие, феодальные. И можно с уверенностью констатировать, что только родовая община не знала коррупции. Более поздняя архаика — рабовладение, феодализм были знакомы с коррупцией и изыскивали способы противодействия ей. Европейский и российский индустриализм XIX — XX вв. также не избежал коррупционного проклятия. Уникальность родоплеменных отношений объясняется тем, что родовая община была местом особой символической работы, где за свой высокий статус племенных вождей нужно было «расплачиваться собой» и своими ресурсами. Как замечает Пьер Бурдье: «Их (вождей) обязанностью было защищать интересы бедняков и клиентов, преподносить им дары при традиционных сборах пожертвований, по праздникам посылать им угощение, оказывать помощь вдовам, женить и выдавать замуж сирот и т. д.» <1>. И это понятно. Задачи воспроизводства рода и семьи на этом этапе истории были самыми важными. ——————————— <1> Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. С. 225.

Родственные связи, открытость и малочисленность общин делают невозможным злоупотребления и нравственные деформации: «…великие» менее кого-либо другого могут позволить себе вольно обращаться с официальными нормами и должны оплачивать свою повышенную ценность повышенным соответствием ценностям группы» <2>. Поэтому очень многие просто отказывались от своего особого статуса. ——————————— <2> Там же. С. 222.

Как только общество становится сложным: расширяет свою территориальную экспансию, обретает прибавочный продукт, обрастает бюрократическим аппаратом, ситуация меняется на прямо противоположную. Торжество цивилизации ознаменовалось формированием института государства, снабженного разветвленным аппаратом чиновников — посредников между сувереном и населением. Роль посредника подобна роли купца: он может получать символическую и материальную ренту, находясь в своем привилегированном положении, связывающем верховную власть и население. Возникает диссоциация на «интерес дома» (raison maison) и «интерес государства» (raison d’Etat), которую описывает Бурдье: «Большие нарушения в публичной морали практически всегда связаны со стратегиями воспроизводства: это для моего сына, для моего дяди, для моего кузена. И raison maison всегда является темным задним планом raison d’Etat. Время от времени об африканских странах говорят: «Ах эти новые государства — это ужасно, они не могут выйти из дома, нет государственного интереса» — и это называется коррупцией» <3>. Такова этиология феномена коррупции. При этом наличие легитимного вознаграждения — зарплаты чиновнику ничего не меняет. ——————————— <3> Bourdieu P. (2012) Sur l’Etat. Cours au de France. 1989 — 1992. Paris: Raisons d’agir/Seuil. P. 406 — 408.

Как полагают многие аналитики, «управленческими предпосылками коррупции выступают: территория, гиперцентрализация и многоуровневый характер управления» <4>. Чем эти феномены масштабнее и углубленнее, тем выше вероятность злоупотреблений, поскольку ресурсов для отъема становится все больше. При этом число чиновников растет по экспоненте. «Коррупция — неизменный спутник любого сложного общества, имеющего аппарат особых функционеров власти — законодательной, исполнительной, судебной или неразделенной, а такой аппарат присутствует в любом обществе, кроме первобытных» <5>. ——————————— <4> Розов Н. Стратегия нового принципала // Отечественные записки. 2012. N 2. С. 8 — 23. <5> Муравьев А., Немировский А. Грех перед Богом или людьми // Отечественные записки. 2012. N 2. С. 40 — 58.

Этап современности — общество индустриальное замещает архаические общественные связи, которые обращены к родству, происхождению, исторической судьбе — ценностям семьи, рода, этноса, близости людей. И начинают доминировать и господствовать связи односторонние, формальные, безличные, монетизированные, которые сформировали государство, бюрократию, корпоративные связи. В истории цивилизации почти безоговорочно утвердился этот второй тип. Как только различные формы нелегитимного изъятия прибавочного продукта стали возможны, общество и власть начали выстраивать систему защиты от коррупции. Ассирия и Вавилон — древнейшие царства Ближнего Востока — законодательно оформили право на мятеж в случае злоупотреблений центральной и региональной власти. Индийский трактат «Артхашастра», библейские страницы красочно повествуют о многочисленных злоупотреблениях и взяточничестве в древнейших сообществах и сопровождаются осуждением тех, кто был в них уличен. В Индии средством антикоррупционной борьбы была слежка за коррупционером. Отследивший последнего получал долю в его имуществе. Дошедший до нас древнеегипетский текст, весьма известный, «Красноречивый поселянин» <6>, с горечью описывает различные формы коррупционных деяний: несправедливый суд; избавление от заслуженных наказаний; отъем чужого имущества; взятки; мошенничество при разделе имущества; дележ с вышестоящими отнятым имуществом — «чиновник ворует, градоправитель берет взятки, начальник округа, который должен преследовать разбой, сам лиходействует так, что разбойникам разве что останется брать с него пример» <7>. ——————————— <6> Красноречивый поселянин. URL: http://lirk. ru/ texts/015b. htm. <7> Муравьев А., Немировский А. Указ. соч.

Древнеегипетские законы предусматривали разнообразные кары за коррупционные преступления, в зависимости от их тяжести: конфискацию имущества, 100 палочных ударов, штраф в 100-кратном размере от украденного, смертную казнь в особо одиозных случаях, обращение в рабство и ссылку на каторгу. Божественность особы фараона не исключала возможности коррупции с его стороны. Правление фараонов-коррупционеров называлось «пустыми годами». История сохранила для нас редкостный текст под названием «Речения Ипусера» <8>: «Нет того, кто управил бы страну в наше время. Где же он? Спит он, что ли? Когда мы погибали, я не находил тебя! От распоряжений его больше смуты, чем от палки насильника. Власть, познание и правда — в твоих руках, о царь, а ты рассеиваешь по стране лишь смуту да гул раздора. Когда свершают люди насилие друг над другом — это тебе они подражают в беспорядке, тобой установленном. А может ли пастыря радовать погибель? Ведь придется тебе дать ответ… Ты говорил ложь… Вкусил бы ты сам хоть немного бедствий таких…!» <9>. Как свидетельствуют современники, разоблачения были брошены в лицо фараону публично. ——————————— <8> Речения Ипусера. URL: http://www. biblicalstud-ies. ru/ Lib/Epigraph/1.html. <9> Муравьев А., Немировский А. Указ. соч.

Московское царство и Российская империя отличались отменной коррупционностью. В летописях мздоимство и казнокрадство упоминаются с XIII в. Самый распространенный вариант получил название взятки. В толковых словарях Владимира Ивановича Даля и Сергея Ивановича Ожегова можно обнаружить множество синонимов слову «взятка»: «подарок», «благодарность», «барашек в бумажке», «куш», «подкуп», «посул», «дача», «мзда», «кормление от дел», «почести», «поминки» <10>. ——————————— <10> Словарь синонимов русского языка. URL: http://slovonline. ru/ slovar_sinonimov/b-22/ id-1936/vzyatka. html.

Это означает, что мздоимство было частью повседневности Российского государства. Уже Иван III попытался законодательно ее ограничить. Его сын Иван Грозный ввел смертную казнь за взяточничество. Отец Петра, царь Алексей Михайлович, подверг телесным наказаниям князя Алексея Кропоткина и дьяка Ивана Семенова за посулы. Абсолютизм — период, когда представители династии осознанно занимаются коррупцией. Сам царь Петр, как свидетельствуют хроники, не гнушался подкупом. Так, надеясь на посредничество англичан в деле заключения мира со Швецией, он пообещал взятку английскому герцогу Мальборо (1650 — 1722), известному военачальнику и дипломату: до конца его жизни получение 50 тыс. руб. от одного из трех княжеств на выбор: Киевского, Владимирского или Сибирского, а также рубин и орден Андрея Первозванного <11>. Любопытно, что представители политической элиты, которые отвечали за состояние внешнеполитических отношений, брали взятки у других государств. Так, канцлер Елизаветы — Бестужев-Рюмин активно прибегал к подкупу со стороны английской короны. Причем Британское королевство платило великому канцлеру значительно больше, нежели родное Отечество <12>. ——————————— <11> Как Петр взятку давал. История коррупции в времена Петра I. URL: http://www. nemiga. info/ peterburg/korrupciya. htm. <12> Кузнецов Ю. А., Силинский Ю. Р., Хомутова А. В. Российское и зарубежное законодательство о мерах противодействия коррупции. URL: http://law. vl. ru/law/ corrupt/chapter1.html.

Рост коррупционных преступлений, ущерб казне и императорской власти был столь велик, что это потребовало экстренных мер. Петр I предпринял законодательные и административные действия в этом направлении. Антикоррупционные законы посыпались как из рога изобилия. В январе 1704 г. закон об организации Ижорской канцелярии рыбных ловель вводил запрет на взятки должностными лицами под угрозой смертной казни. Закон о порядке набора рекрутов от 20 февраля 1705 г. грозил тем же самым недобросовестным наборщикам. Указ царя от 25 августа 1713 г. запрещал чиновникам на местах заниматься поборами с населения под угрозой смерти и конфискации имущества. 23 декабря 1714 г. Петр издал указ, который распространялся на всех должностных лиц без исключения и запрещал любые виды вознаграждений. При нарушении этого Закона коррупционера ожидали телесные наказания, все та же конфискация имущества и смертная казнь. Содержание этих законов вошло в проект Уложения Российского государства, которое разрабатывалось в 1723 — 1726 гг. при активном участии царя. С 1715 г. чиновники начали получать зарплату. И любые виды взяточничества стали серьезным должностным преступлением. Царь позаботился и о том, чтобы все антикоррупционные законы были обнародованы, и даже потребовал от чиновников расписки об обязательном их прочтении. Еще одним шагом в антикоррупционной войне было создание фискальной службы под личным началом царя. В утвержденном 17 марта 1714 г. Законе «О фискалах, их должности и действии» предполагалось выявлять факты взяточничества особой профессиональной группой. Петр понимал: для того, чтобы добиться успеха в антикоррупционной войне, необходимо сформировать социальную базу своих реформ. Он обратился за поддержкой к населению. Закон от 23 октября 1713 г. предлагал любому жителю России сообщать о «грабителях народа» самому монарху непосредственно. В качестве вознаграждения можно было получить все имущество мздоимца, а иногда и его чин. В результате были выявлены случаи взяточничества в среде высшего дворянства, представителей церковной власти и даже среди фискалов <13>. ——————————— <13> Серов Д. «Взятков не имал, а давали в почесть…» // Отечественные записки. 2012. N 2. С. 211 — 235.

Создавая централизованное стратифицированное государство, петровские реформы способствовали росту числа чиновников в империи. Рост чиновников означал рост коррупции. Круг замкнулся. «Женский век» в истории государства Российского: годы правления Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы, Екатерины Великой — отличался высоким уровнем коррупционности. Фаворитизм как институт сложился именно в этот период. Имена Меншикова, Бирона, графа Разумовского, «Екатерининых орлов», «светлейшего князя» Потемкина во мнении общества и населения были синонимами казнокрадства. Фаворитизм был характерен и для европейского абсолютизма ничуть не меньше, чем для российской политической жизни. Это был специфический вариант коррупционного поведения аристократии, поощряемого монархом и высшим дворянством. Стремясь понизить уровень мздоимства в империи, Екатерина II существенно повысила размеры официального вознаграждения. Так, уездный чиновник со средним положением получал 30 руб.; губернский, более высокопоставленный, — 60; в центральных и столичных учреждениях — 100 — 150 руб., что было очень большими деньгами в то время <14>. ——————————— <14> Малахов А. Табель о взятках // Коммерсант-Деньги. 27.06.2005. N 25. URL: http://www. aferizm. ru/histiry/ his_vzyatka_tabel. htm.

В XIX — начале XX в. с развитием капитализма стали формироваться новые виды коррупции. Например, непосредственная зависимость общественного положения от финансовых возможностей. Выборы волостных старшин, городского головы, судебного пристава, нотариуса превращались в обыкновенную куплю-продажу должностей <15>. Высшая аристократия изыскивала способы «заработать» даже в особенно тяжелое для страны время: так, в Первую мировую войну высокопоставленные чиновники и даже представители династии помогали крупным фабрикантам получать заказы в обмен на значительные денежные суммы <16>. ——————————— <15> Отечественные записки. 2012. N 2. С. 236 — 237. <16> Кузнецов Ю. А., Силинский Ю. Р., Хомутова А. В. Указ. соч.

Опыт противодействия коррупции в истории различных государств свидетельствует о том, что производство законов мало изменяет ситуацию. Поэтому борьба с коррупцией должна опираться на реальные процессы, а не только на формально-юридические процедуры. Содержание общественной жизни должно изменяться таким образом, чтобы коррупция в своих многообразных формах была бы непривлекательна и морально осуждаема. Всевозможные кампании по борьбе с коррупцией бессмысленны и даже опасны, о чем свидетельствует кампания «Чистые руки», которая в течение 10 лет методично уничтожала мафию в Италии. А в результате, как известно, к власти пришел сверхкоррумпированный режим Сильвио Берлускони. И коррупция стала легальной. Если противодействие коррупции спускается сверху, то превращается в обычную расправу одной части элиты над другой. Это тождественно ползучему перевороту в распределении финансовых потоков, социальных и политических сил, ничего не меняя в сути режима или даже делая его хуже. Ибо приходят еще более «голодные». Кампании всегда сопряжены с эмоциями. Как правило, негативными, и это определяет, во многом, их негативный итог. Реваншистские и мстительные настроения не могут быть содержанием антикоррупционной борьбы. В основе должен быть рациональный выбор всех заинтересованных сторон и готовность общественного мнения поддерживать антикоррупционную деятельность. Избыток преференций правящему классу и господство материалистических ценностей в социальном пространстве создают благодатную почву для коррупции. Поэтому пропаганды и моральных увещеваний недостаточно. Необходимо изменять социальное пространство и социальные ситуации, в которых действуют представители административного класса всех уровней, изменять реальные пути получения ими власти, богатства, социальных гарантий — всего того, что им действительно нужно. Это требует фундаментального преобразования общественных идеалов и ценностей в направлении их большей продуктивности, содержательности, созидательных интенций, а также изменения характера структурирования свободного времени. Отказ от эгоизма, тотальности потребления и накопления означает конструирование каких-то иных смыслов и идей в общественном сознании, нежели те, что безраздельно господствовали на протяжении последних 20 — 30 лет в России и мире.

Список использованной литературы

1. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с. 2. Bourdieu P. (2012) Sur l’Etat. Cours au de France 1989 — 1992. Paris: Raisons d’agir/Seuil. 3. Кузнецов Ю. А., Силинский Ю. Р., Хомутова А. В. Российское и зарубежное законодательство о мерах противодействия коррупции. URL: http://law. vl. ru/law/ corrupt/chapter1.html. 4. Малахов А. Табель о взятках // Коммерсант-Деньги. 27.06.2005. N 25. URL: http://www. aferizm. ru/ histiry/his_vzyatka_tabel. htm. 5. Муравьев А., Немировский А. Грех перед богом или людьми // Отечественные записки. 2012. N 2. 6. Серов Д. «Взятков не имал, а давали в почесть…» // Отечественные записки. 2012. N 2.

——————————————————————